Иван Сергеевич Шмелев в 1949 г. выпускает в Париже книгу «О Достоевском. К роману «Идиот», в которой есть поразительные по глубине строки о финальной части романа «Идиот», о смерти Настасьи Филипповны, о победе духа над плотью:
«Достоевский не мог не сознавать, что «идея», возрождение не может удаться безвольному, смиренному, почти ребенку, и еще «идиоту». Для чего же было тогда писать такое? Сознавать неудачу — и не отвергнуть неудавшееся? Достоевский, конечно, сознавал свою видимую неудачу, и … чувствовал совсем другое — свою победу. Это не высказано, но это дано художественными образами. Его искусство одержало победу духа над прахом, над бренной перстью, прикровенно и образно, в последней главе романа — «ночь у трупа». Раздавлены главные герои: разлагается вчера еще только прекраснейшая живая форма, ее победила смерть; а душа не отдалась никому, пропала, бросив бренную оболочку, уже взятую властно тленом. Настасья Филипповна сама пошла под нож, но сохранила себя, душу свою, исполненную высокой любви к поврежденному, к «идиоту», но для нее — святому. Сохранила волю располагать собой, мученицей и победительницей. Поняли ли это герои, боровшиеся — Рогожин за прекраснейшую персть, а «идиот» — за душу в этой персти? Вряд ли; но были потрясены освобождением героини и были раздавлены безумием. Если бы не их безумие, они могли бы сказать друг другу — вернее: князь мог бы сказать: «Мы убили ее, но она победила нас!» Распадающийся прах победить не мог: победил бессмертный дух жертвы. Это не сказано в романе, но Достоевский, видимо, это чувствовал и потому сказал: «Ради последней части стоило написать роман»
Шмелев И.С. О Достоевском. К роману «Идиот». Париж, 1949. С. 20-21.
#Достоевский@grm_spb