Шлиссельбург. Часовня Казанской иконы Божией Матери.

Часовня Казанской иконы Божией Матери в Шлиссельбурге является частью храмового комплекса собора Благовещения Пресвятой Богородицы и церкви Николая Чудотворца. Часовня была построена в 1864 году по проекту архитектора Г. Ершова. Этот небольшой храм был освящен в честь Казанской иконы, которая почиталась еще во время правления царя Иоанна Васильевича Грозного. Эту икону в качестве главного образа иконостаса разместила в часовне царица Прасковья Фёдоровна. Церквушка Казанской иконы Божией Матери была построена недалеко места жительства царицы на Городовом острове.
http://ekskursii-peterburg.ru/dostoprimechatelnost-NikolskayaCerkovShlisellburg.aspx

Возле южной стороны Благовещенской церкви, на Красной площади, уютно расположилась изящная часовня Казанской иконы Божией Матери. Она построена на месте деревянной в 1864 году по проекту архитектора Г. Ершова в лучших традициях уже уходящего высокого классицизма. Почти квадратная в плане, со стороной, равной около 12 м, часовня производит очень цельное впечатление благодаря последовательному и удачному использованию форм классической архитектуры. Все её фасады членятся тремя большими полуциркульными окнами, арки которых опираются на сильно профилированные импосты. Между окнами стену украшают вертикали пилястр с капителями. Их композиция, состоящая из листьев аканта, характерная для коринфского ордера, дополняется миловидными головками ангелочков. Капители пилястр входят в пышный декоративный пояс, окружающий по периметру всю часовню. Он проходит под антаблементом и прерывается на всех фасадах у центральных оконных проёмов, где полуциркульные завершения выше остальных. Пояс состоит из квадратных филёнок, в которых скульптурные изображения головок ангелочков чередуются с розетками. Главный фасад часовни украшен двухколонным портиком, увенчанным фронтоном с гладким полем тимпана. Между колоннами вместо окна помещена большая дверь, к которой ведут широкие каменные ступени лестницы. Всё здание завершается классическим антаблементом с фризом, над которым просматривается плоский, гармоничных пропорций, купол. Архитектурное решение часовни во многом сближает эту культовую постройку с парковыми, чисто светского характера, сооружениями: это впечатление усиливают широкие окна, как бы раскрывающие внутреннее пространство навстречу свету и воздуху. Впоследствии все окна часовни были заложены, и лишь два из них превращены в узкие щели.
Для русской архитектуры первой половины ХIХ века был характерен ансамблевый подход к возводимым сооружениям. Это настолько укоренилось в практике того времени, что даже постановка в городе культовой постройки подчас шла вразрез с церковными канонами. Общеизвестно, что по размещению церкви легко определить направление стран света, так как алтарь обязательно обращён к востоку, а главный вход — к западу. Часовня же в Шлиссельбурге полностью противоречит этому правилу — её главный фасад обращён к юго-востоку. Подобная «вольность» объясняется стремлением архитектора вписать своё произведение в окружающую планировку города. Парадный фасад часовни обращён к городской площади, удачно оформляя её. Кроме того, именно этот фасад замыкает перспективу Красной улицы, идущей вдоль бульвара по берегу Старо-Ладожского канала. Часовня как бы «представляет» городу целый архитектурный комплекс, в который входит Благовещенская и Никольская церкви.
Во время Великой Отечественной войны часовня сильно пострадала — деревянная стропильная система купола сгорела, всё здание было искромсано осколками снарядов, во многих местах сквозили дыры, от лепного пояса под антаблементом остались лишь небольшие фрагменты. В 1959 году по заказу Областной инспекции охраны памятников архитектуры архитектором-реставратором В. М. Тихомировым был создан проект восстановления Казанской часовни. Им были выявлены все переделки и искажения, которым она подверглась за весь период своего существования. Проектом была предусмотрена полная их ликвидация. В октябре 1961 года закончилось восстановление часовни, и она предстала в своём первозданном виде.
Из книги: Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?