Шишкин Иван Иванович
«Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1865
Холст, масло. 106 x 151 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Главным результатом творческих поисков Шишкина в середине 1860-х годов стала картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», написанная по заказу петербургского коллекционера Николая Быкова. Рассматривая эту работу в совокупности с произведениями «Тевтобургский Лес» и «Дубы», можно представить последовательные этапы творческого процесса мастера. От верного этюда дерева, камня, облака он шел к убедительным обобщениям в широкой панораме. Благодаря выверенным соотношениям «больших форм» и светотеневых моментов рождалась поэтичность ландшафта. Природа в картине «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (а также в произведениях «В роще», «Пейзаж с гуляющими», «Дорожка в лесу» и др.) непосредственно соединялась с изображениями людей. За «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», экспонировавшийся в 1865 году на выставке в петербургской Академии художеств, Шишкин был удостоен звания академика. Сергей Кривонденченков. Собрание живописи Шишкина в Русском музее // Иван Иванович Шишкин. 1832–1898. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб, 2020. С. 6-7.
Наиболее значительные картины, написанные в последние месяцы пенсионерства, — „Вид в окрестностях Дюссельдорфа“ и „Тевтобургский лес“ — образцы композиционного мастерства молодого художника, но в то же время в них присутствуют все признаки использования определенной „школьной“ рецептуры. Шишкин уже большой мастер, но мастер, пока еще поющий в известной мере с чужого голоса. Вполне закономерно, что за первую из них он был возведен в звание академика. Картина написана по академическим представлениям, каким должен быть пейзаж: тут и романтический сюжет, и хорошо рассчитанное распределение света и тени, прекрасно переданное развитие пространства, чистые, звучные тона и умело введенный стаффаж. Эта картина достойно завершает ранний этап деятельности художника. Ирина Шувалова. «Что может быть лучше природы!» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 9.