Ширково, или Ширков погост в конце XIX века стал одним из крупных культовых центров на озере Вселуг. Здесь издревле существовало языческое капище. Позднее, по преданию, в знак победы Александра Невского в XIII веке над литовцами на том месте, где был разгромлен враг, построена церковь. Другое предание говорит о том, что в давние времена торговые люди шли по этим местам из Новгорода и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи. Остановились на высоком берегу на отдых. А когда собрались продолжить путь, то не смогли поднять иконы и оставили их на этом удивительно красивом месте, где братья Ширковы и возвели церковь. Сказочной красоты деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, сохранившаяся в этих краях до наших дней, является образцом творения деревянного зодчества. Церковь Рождества Иоанна Предтечи оказалась маленькой для местных жителей, и в 1903 году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, Завершает архитектурный ансамбль Ширкова погоста деревянная надкладезная часовня клетского типа, датируемая началом XX века.
Рождества Иоанна Предтечи деревянная церковь на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. Церковь является редким памятником деревянного древнерусского зодчества. Топором да рубанком создали братья Ширковы удивительное строение, перед которым и сегодня мы останавливаемся изумлённые. Церковь Рождества Иоанна Предтечи своим сложным силуэтом и удивительно гармоничными пропорциями отдельных форм оставляет неизгладимое впечатление. Радуют глаз её отточенные конструкции, неповторимые своей лёгкостью, утончённостью линий. Для строительства были использованы брёвна необычной толщины — до 70 см. Высота церкви — около 45 м. Таких церквей на территории России не сохранилось. Церковь выстроена в древнерусском стиле. В 1991 году ураганом была снесена колокольня.
Рождества Иоанна Предтечи каменная церковь на Ширковом погосте была построена в 1913 году на высоком берегу озера Вселуг в 100 метрах от деревянной церкви. Храм был рассчитан на 1400 человек. Церковь имела 5 медных колоколов общим весом около 400 пудов. Полы в церкви выстланы чугунными плитами с рельефным рисунком вазонов. Церковь строилась на средства прихожан в 1911 году. Архитектор А.П. Федоров спроектировал храм в псевдорусском стиле. Храм имеет 3 престола: Рождества Иоанна Предтечи, Рождества Христова и Богоявления. В настоящее время эта церковь действующая. В южной части солеи -плита с поминальной надписью князя И.П. Гагарина и княгини М.П. Гагариной, датированная 1702 годом.
Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная в 1694 г., является непревзойденным образцом, вершиной народной деревянной архитектуры. В этом произведении с наибольшей полнотой воплотились лучшие традиции русских плотников, крестьянский образец красоты, рожденный в повседневном труде, в постоянной связи с полем, лесом, рекой, родной избой. Здесь соседствуют величие и простота, сила и изящество. Церковь Рождества Иоанна Предтечи является самым интересным образцом деревянных ярусных церквей типа «четверик на четверике». Еще в 1887 году писалось, что «по части pyccкогo зодчества наружность церкви представляет редкость и интерес». Такой тип храма некогда был распространен. Так, известно существование подобной церкви в середине XVII века в Ниловой Столобенской пустыни. По метрике, составленной священником Ширковской церкви С. Ильинским к вопроснику, предложенному Императорской Археологической комиссией Академии художеств в 80-х годах XIX века, на основании клировых ведомостей, не дошедших до нас, церковь датируется 1694 годом. За время cвоегo существования деревянная ц. Рождества Иоанна Предтечи подверглась неоднократным ремонтам и дополнениям. В 30-40-х годах XIX века с западной стороны по цептральной оси церкви была пристроена колокольня (не сохранилась).
В конце XIX столетия в результате «благолепных поновлений» пластичность деревянных венцов была скрыта под унылой тесовой обшивкой, а трепетные переливы осинового лемеха на куполе сменились металлическим свечением жестяного покрытия. Вот что об этом записано на доске, установленной в храме: «1876 года мая 13 дня… обшился сей Святый Храм при местном притче: Иерей Глеб Соколов, Диакон Михаил Соловьев, Дьячек Дмитрий Постников и пономарь Федор Голубев.» В 1903 гoдy церковь была впервые обмерена академиком архитектуры В.А. Щуко и архитекторами Л.Л. Шретером и Н.Е. Лансере. К 60-м rодам ХХ столетия с запустением вceгo Ширкова погоста деревянная ц. Рождества Иоанна Предтечи пришла в аварийное состояние. Прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Существовавшее вокруг церкви кладбище было закрыто. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. В 1960 году она детально обследована доктором архитектуры А.В. Ополовниковым. Под его же руководством был разработан проект реставрации и восстановления первоначального облика памятника архитектуры. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры выполнены в 1974-1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской.
Основной четверик церкви, поставленный на высокий подклет, покрыт на восемь скатов. Над ним возвышается второй, меньший четверик, с такой же крутой восьмискатной кровлей, несущей, в свою очередь, третий, еще меньший четверик, покрытый, как и два нижних, и увенчанный большой главкой на круглой шее. Высота церкви с крестом 45 метров, размер клети сруба в осях — 11,5 х 11,5 метров. Композиция Иоанно-Предтеченской церкви, особенно ее первого яруса, необычайно живописна. Насыщенный светотенью, с мощными выносами бревенчатых консолей галереи, низ церкви создает впечатление могучей конструктивной напряженности. Горизонтальные членения галереи подчеркивают редкую по силе устремленность ввысь последующих ярусов, решенных по сравннию с живописным первым ярусом более плоскостно, как бы графично. Контрастность эта не случайна. Вызываемый ею эффект восприятия памятника строго рассчитан и в решении частностей, и в общем объемно-пространственном решении памятника. Если первые два этажа его, выполненные из толстых бревен, соединены способом «в обло с остатком», то верхние из более тонкого леса — «в лапу», и их угловые стыки тщательно заглажены. Галерея опоясывает основной объем памятника с запада, севера и юга, опирается на мощные, трехметрового выноса, консоли. С запада вынос галереи больший (5 метров) в сравнении с другими сторонами. Здесь помимо консолей галерею поддерживают и массивные столбы, являющиеся одновременно и конструктивными опорами крыльца. Интерьер памятника решен в традиционных формах древнерусского зодчества: стены тесаны топором из бревен большого сечения со скругленными углами, глухой, набранный из плах по балкам-матицам потолок, как в древнерусских клетских церквях, пол из массивных плах. Хорошо сохранились великолепно выполненные тябла (балки для установки икон) первоначального иконостаса. Живопись на них традиционна: мягкий, изящный орнамент из повторяющихся очень крупных и обобщенных волют. Иконы не сохранились.
www.ruslib.ru
Деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи построили в конце ХVII века на месте старой обветшавшей церкви неизвестные мастера. Народная молва называет их братьями Ширковыми и ведёт от этой фамилии название погоста. Впрочем, «Ширковым» погост назывался ещё тогда, когда теперешней ярусной церкви не существовало. И расположение храма (на высоком берегу озера Вселуг), и его конструкция (ярусная башня) — неслучайны. Храм служил ориентиром рыбакам — подобно тем огромным крестам, которые ставили поморы. Правда, необходимо помнить, что конфигурация озера Вселуг и соседнего с ним озера Стерж в ХVII веке была несколько иной — их в районе Ширкова погоста соединяла лишь довольно узкая протока. Современные очертания озёра приобрели в 1843 году, с постройкой Верхневолжского бейшлота.
Первые известия о Ширкове, здешних жителях и причте Иоанно-Предтеченского храма относится к 1624 году: «Погост Ширковский у озера Вселука, а на погосте церковь Рождества Иоанна Предтечи древяна клецки, а в церкви образа и свечи и книги и всякое церковное строение приходских людей. А на погосте ж во дворе поп Никита Васильев, во дворе церковный дьячок Архипко Яковлев, во дворе просвирница Марьица Лукьянова дочь». Церковь Иоанна Предтечи, как видим, была клетской, то есть принадлежала к наиболее распространённому и простому типу храмовых построек. Строительство новой Иоанно-Предтеченской церкви пришлось, по-видимому, на период настоятельства о. Кирилла Авдеева. Он упоминается в письменных источниках в качестве священника начиная с 1692 года. Кроме него, причт церкви в описываемую пору составляли дьячок Семён Сазонов, пономарь Парфений Авдеев (брат священника) и просвирня Акулина Фёдорова. В 1694 году, по данным клировых ведомостей, новую церковь достроили, а в 1697 году иногда и фигурирует в описаниях Ширкова погоста в качестве даты окончания постройки).
История Ширкова погоста небогата событиями. Известность он получил только в конце ХIХ века — и лишь благодаря своей уникальной по архитектуре церкви. До того Ширково жило малоприметной жизнью, почти не оставляя следа в документальных источниках. Шли годы. Менялись священники на Ширковом погосте. Минул ХVIII век, не принесший Иоанно-Предтеченскому храму и его прихожанам никаких существенных перемен. Без особенных последствий для погоста отгремела «гроза двенадцатого года». В 1814 году к церкви назначили священника Василия Климентова (вместо умершего священника Григория Фёдорова). В 1818 году о. Василий подал рапорт епархиальному начальству о бедственном положении храма и просил дозволить ремонт. К этому времени пришла в ветхость тесовая кровля, из-за чего начали подгнивать углы сруба. Между тем первую обшивку храма тёсом обыкновенно относят лишь к 1830-м годам, так что неизвестно, чем ограничился ремонт, «испрошенный» о. Василием. Возможно, что тогда произвели кровельные работы, заменили столбы, поддерживавшие паперть, и поновили иконостас.
В первой половине ХIХ века приход ширковского храма составляли собственно Ширково с двенадцатью дворами, Одворища (13 дворов), Брод (12 дворов), Сенцово и Наволок (8 и 7 дворов соответственно). Церкви принадлежало 46 десятин земли, а к середине века, к погосту приписали Лаврову пустошь. Приблизительно в 1840-х годах храм получил колокольню, соединённую с ним крытым переходом. Будучи ниже собственно церковного здания в два раза, колокольня мало повлияла на общее восприятие ансамбля. В 1848 году усердием прихожан на звонницу установили пять колоколов. В 1870-е годы церковь заново обшили тёсом, а кровлю покрыли железом. На наш современный вкус — это, конечно, «варварское поновление», но в то время это было обычной практикой. Подобный ремонт требовал серьёзных средств, которые опять же собирали прихожане. Снаружи стены храма были побелены, и в народе за ним укрепилось имя «белой церкви».
К концу ХIХ века Иоанно-Предтеченская церковь, несмотря на неусыпное попечение о ней причта и прихожан, обветшала и сделалась мала для растущего прихода (на несколько километров вокруг больше не было ни одного храма). Расширять её не имело смысла. Кроме того, историко-художественная ценность деревянной церкви уже являлась очевидной если не для крестьян, то, по крайней мере, для местного духовенства. И ширковцы обратились к священноначалию за разрешением построить рядом с деревянным храмом каменный. Составился строительный комитет во главе с потомственным дворянином А. Н. Варажиным. За семь лет ему удалось собрать около 27 тысяч рублей. В 1903 году Тверская духовная консистория дала разрешение на строительство, поручив составление проекта и генеральный надзор за его исполнением епархиальному архитектору А. П. Фёдорову. Храм предполагался трёхпридельным, с ризницей позади главного придела и каменной колокольней. К 1911 году строительные работы вчерне завершились. Но на внутреннюю отделку храма денег уже не хватало. И председатель строительного комитета вынужден был обратиться в Святейший Синод с просьбой о «вспомоществовании».
В 1912 году Синод выделил средства (что, надо сказать, тоже было «явлением редким»), и внутренняя отделка завершилась к лету 1913 года. В августе новый храм осматривал губернский архитектор В. И. Назарин и нашёл, что все работы выполнены как должно. В 1913 году церковь освятили, причём главный престол получил то же посвящение, что и престол деревянного храма. В народе её, для отличия от деревянной «белой» церкви, стали называть «красной». Деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи меж тем неумолимо ветшал. А средств на его поддержание в должном состоянии у общины, только что отстроившей новую церковь, не имелось. И ширковский священник Илья Ильинский счёл необходимым обратиться за помощью в Императорскую археологическую комиссию. Комиссия с пониманием отнеслась тогда с просьбой, но к реставрации храма приступить не успели: началась Первая мировая война.
В 1920-1930-е годы деревянный Иоанно-Предтеченский храм пустовал и не ремонтировался. В 1930-е годы памятник осматривал реставратор П. Д. Барановский, вновь появилась надежда на его реставрацию, но — опять началась война. В 1940-е годы церковь впервые столкнулась с прямой угрозой уничтожения. Ширково находилось в непосредственной близости к линии фронта (здесь, на ржевском направлении, шли тяжелейшие бои), а потом попало в зону оккупации. Фашисты устроили в подклете храма своего рода тюрьму для военнопленных. Содержались здесь и местные жители, подозреваемые в связях с партизанами. Словом, у деревянной церкви были все шансы на то, чтобы в эти годы окончить своё существование. И, кстати, И. Э. Грабарь, подготавливая незадолго до смерти переиздание своей многотомной «Истории русского искусства», писал об Иоанно-Предтеченском храме в прошедшем времени. Он был уверен, что церковь погибла. К счастью, Грабарь ошибался. Только в 1960-е годы на разрушающийся шедевр, наконец, обратили внимние. Произошло это благодаря усилиям архитектора и реставратора А. В. Ополовникова. Ополовников побывал в Ширкове и был поражён красотой церкви. Он писал о ней: «Первые этажи Иоанно-Предтеченской церкви трактованы живописно, насыщены игрой светотени и, благодаря мощному выносу бревенчатых консолей, поддерживающих галерею, производит впечатление чрезвычайной конструктивной напряжённости. Горизонтальные членения галерей подчёркивают редкую по силе устремлённость ввысь последующих ярусов… Контрастность эта, видимо, не случайна. Вызываемый ею зрительный эффект строго рассчитан». Обследовав храм, Ополовников составил проект его реставрации, но почему-то специалисты Осташковского реставрационного участка не торопились спасать уникальный памятник. То леса подходящего найти не могли, то плотников, которые взялись бы за столь ответственную работу… А храм между тем всё ближе и ближе подходил к точке невозврата. Леса, поставленные вокруг него, лишь ускоряли процесс гниения, и если бы не тёсовая обшивка, то сруб было бы не спасти. Рухнула глава, без обмера разобрали колокольню, пропали иконы…
Список утрат, явившихся плодом небрежности, можно продолжить. К счастю, в один прекрасный день в газете с благозвучным названием «Заря коммунизма» появилась статья осташковской журналистки М. Е. Калининой под названием «В защиту ширковского чуда». Сила печатного слова в то время в нашей стране была велика. Общественность взволновалась. На должность начальника реставрационного участка пригласили А. А. Ковалёва — опытного строителя и, главное, уроженца ширковских окрестностей. Под его руководством Осташковский реставрационный участок в 1970-1980-е годы стал лучшим в стране. Ковалёв нашёл в Пеновском районе сосны нужной толщины, нашёл и плотников. Не все реставрационные решения, принятые им, можно считать безусловно удачными (например, покрытие ярусов листами железа, стяжка нижнего четверика при помощи металлических стержней). Однако, зная предисторию реставрационных работ на храме, эти недочёты перестаёшь воспринимать как нечто существенное. К 1977 году реставрация Иоанно-Предтеченской церкви завершилась. Была полностью заменена нижняя часть сруба, воссоздана крытая галерея. И хотя нельзя сказать, что сейчас храм существует «беспроблемно», всё же опасности для жизни его состояние не представляет. Утешает и то, что богослужебная жизнь на Ширковом погосте в последние годы возродилась (службы проходят в «красной» церкви). Прихожан здешних, правда, уместнее назвать «приезжими» — они бывают в Ширкове главным образом летом. Но такова участь большинства храмов в наших полувымерших деревнях.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №45, 2013 г.
Можно представить, что в ХVII веке ярусный тип храма, блестящий образец которого мы видим в Ширкове, был довольно распространён в Верхневолжье. Например, на одной из старинных икон Нила Столобенского, где преподобный изображён с основанной им обителью, мы видим церковь, удивительно похожую на Иоанно-Предтеченскую. Но до наших дней ярусный храм, построенный по схеме «четверик на четверике», дошёл лишь один — и это храм Иоанна Предтечи в Ширкове. Высота ширковской церкви (с крестом) составляет 45 метров. Таким образом, она на 8 метров выше знаменитой Спасо-Преображенской церкви Кижского погоста. Размеры нижнего четверика — 8х8 саженей. Необходимо учитывать, что сажени здесь имеются в виду наиболее древние — маховые. Маховая сажень — это расстояние между большими пальцами раскинутых рук (152-177 см). Из-за «вариативности» этой меры она в ХVI веке уже перешла в разряд «неофициальных». Но плотники тем не менее ещё долго пользовались ею. В случае с ширковской церковью сажень составляет 152,7 см. Храм опоясан папертью, или, иначе, «нищевником», сторона которого равна диагонали нижнего четверика. Нищевниками крытые галереи храмов называли потому, что в них обычно ожидали подаяния от прихожан убогие. Здесь же могли ночевать странники. На нижний четверик поставлен второй со стороной 6 саженей, на второй — третий со стороной 4 сажени. Диаметр барабана — 2 сажени. То есть получается такая гармоничная «пирамида», при создании которой плотники всякий раз отступали внутрь четверика по одной сажени с каждой стороны.
Сруб поставлен на валуны. При таком способе постройки нижняя часть храма «продувалась», дерево не гнило. Между валунами и нижним венцом прокладывали слой бересты — она также препятствовала гниению. Каким было первоначальное крыльцо ширковской церкви, доподлинно неизвестно. В ХIХ веке его сломали, освободив место для постройки колокольни. В ХХ веке разобрали, в свою очередь, колокольню (к сожалению, сделано это было без обмера). Нижний четверик срублен в обло, два верхних — в лапу. На нижний четверик пошли сосновые брёвна до 70-80 см в диаметре. Мастера выбирали только деревья «без подсеки», то есть такие, из которых не гнали смолы. Смола предохраняла дерево от гниения. В ХХ веке, когда проводилась реставрация храма, найти такие деревья оказалось не так-то просто.
Покрытие главы Иоанно-Предтеченского храма осиновым лемехом восстановлено в ходе реставрации 1960-1970-х годов. В конце ХIХ века, как можно видеть на старых фотографиях, глава была покрыта железом. Сейчас об интерьере деревянной Иоанно-Предтеченской церкви можно судить лишь по голым стенам, но и они могут рассказать нечто небезинтересное. Например, потолок в храме совсем не так высок, как можно было ожидать, глядя на постройку снаружи. Он плоский, набран из плах по матицам — чтобы в церкви сохранялось тепло. (Тем не менее тепло в церкви не было, что и послужило одной из причин постройки нового храма). Вдоль стен некогда стояли лавки. Сохранились тябла иконостаса, сделанные на века. К сожалению, храм закрыт, и попасть внутрь церкви не представляется возможным. Он заперт и не функционирует ни как музей, ни как богослужебное помещение.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №45, 2013 г.
Первые сведения о Ширков погосте относятся к 1624 году, тогда ещё здесь стояла клетская церковь. В 1694-1697 годах на погосте была построена ныне стоящая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Ширков погост расположен в живописной местности Валдайской возвышенности, на северном берегу озера Вселуг — одном из Верхневолжских озёр в Пеновском районе Тверской области.
Храм относится к типу ярусных деревянных церквей с щипцовым завершением фасадов. Основной четверик церкви, поставленный на высокий подклет, покрыт на восемь скатов. Над ним возвышается второй, меньший четверик, с такой же крутой восьмискатной кровлей, несущей, в свою очередь, третий, еще меньший четверик, покрытый, как и два нижних, и увенчанный большой главой, стоящей на круглой шее. Высота церкви с крестом 45 метров. Композиция Иоанно-Предтеченской церкви необычайно живописна. Если первый ярус храма рублен «в обло» из толстых (около 70 см в поперечнике) брёвен, то второй и третий — «в лапу» из более тонкого леса. Висячая крытая галерея опоясывает основной объем храма с трёх сторон и опирается на мощные, трехметрового выноса, консоли. На западном фасаде вынос галереи больший (до 5 метров) в сравнении с другими сторонами. Здесь помимо консолей галерею поддерживают и массивные столбы, являющиеся одновременно и опорами крыльца с одним всходом. С востока церковь имеет однопрестольный пятистенный алтарь, крытый высокой клинчатой кровлей, которая вторит трём восточным щипцам храма.
Интерьер памятника выполнен в традиционных формах древнерусского зодчества. Стены храма тёсаны топором из бревён большого сечения со скругленными углами. Потолок, набранный из плах по матицам, как в древнерусских клетских церквах; пол из массивных плах. Хорошо сохранились великолепно выполненные тябла иконостаса. Живопись на них традиционна: мягкий, изящный орнамент из повторяющихся очень крупных и обобщённых волют.
Храм Рождества Иоанна Предтечи является одной из вершин народной деревянной архитектуры. Здесь с наибольшей полнотой воплотились лучшие традиции русских плотников, крестьянский образец красоты, рожденный в труде, в постоянной связи с природой и родной избой. Церковь является одной из самых интересных деревянных ярусных церквей в России. Такой тип храма «четверик на четверике» сейчас уже нигде не встречается, но раньше такие постройки возводились. Известно существование подобной церкви в середине XVII века в Ниловой Столобенской пустыни.
История Ширкова погоста небогата событиями. Приходские деревни жили малоприметной жизнью, почти не оставляя следа в документальных источниках. Известно, что в 1840-х годах к западу от храма была построена колокольня с 5-ю колоколами, соединённая с церковью переходом (ныне не сохранилась). Будучи ниже храма в два раза, колокольня мало повлияла на общее восприятие ансамбля. В 1870-е годы в результате поновлений сруб был скрыт под унылой тёсовой обшивкой, а переливы осинового лемеха на главе сменились металлическим свечением жестяного покрытия.
Приход храму составляли жители деревень: Ширково, Синцово, Ермолкино, Брод, Адворище, Борки, Хитино, Заберечье, Старое, Горбуха, Лохова-Гора, Косицкое, Лехоново, Кононово, Гришино, Жуково, Руно, Головкино, Хохлово и Новолоке. Всего на 1914 год число прихожан: 1461 мужчин и 1557 женщин.
В 1920-1930-е годы деревянный Иоанно-Предтеченский храм пустовал и не ремонтировался. В 1930-е годы памятник осмотрел реставратор Пётр Дмитриевич Барановский, появилась надежда на его реставрацию, но вскоре началась Великая Отечественная война. Церковь попала на линию фронта. Фашисты устроили в подклете храма тюрьму для военнопленных, и только чудом храм уцелел.
В 1960-е годы на разрушающийся шедевр наконец обратили внимание. Произошло это благодаря усилиям архитектора и реставратора Александра Викторовича Ополовникова. Под его руководством был разработан проект реставрации и восстановления первоначального облика памятника архитектуры. Реставрационные работы были выполнены в 1974-1977 годах Осташковским участком Калининской областной реставрационной мастерской.
Храм Рождества Иоанна Предтечи является памятником архитектуры федерального значения.