Щёлково, Троицы Живоначальной собор
Не было еще каменных многоэтажных громад, окружающих собор со всех сторон, не было и самого города — одного из районных центров Подмосковья. Была Щелковская мещанская слобода, жители которой 31 августа 1909 года обратились к члену Святейшего Правительствующего Синода высокопреосвященному Владимиру, митрополиту Московскому и Коломенскому, испрашивая благословение на постройку у себя каменного храма во имя Святой Троицы, и выделится из прихода Жегалово в самостоятельный приход. Инициатором строительства был полицейский урядник Павел Васильевич Стрижёв, который, обосновывая необходимость строительства, писал: «В наш век безверия отсутствие храма и священника в нашем торгово-фабричном районе пагубно отзывается на нравственной стороне населения, да, кроме того, мы окружены раскольниками. Всё это побудило нас иметь у себя опору и утешение в храме Божием». Председателем созданного строительного комитета стал владелец ткацкой фабрики Александр Иванович Синицын, который отдал под храм 1200 кв. сажен земли стоимостью 5000 рублей. Благословение вскоре было получено, и строительство собора началось.
Проект храма был выполнен известным архитектором С.М. Гончаровым (дальним родственником Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С. Пушкина). Проект необычный — в стиле «русский модерн» начала ХХ века. Этот стиль не успел ни окрепнуть, ни расцвести, потому что вскоре и наступил по-настоящему тот «век безверия», противостоять которому был призван в Щелковской Слободе Собор Святой Троицы. 4 октября 1909 года в Щелкове была проведена торжественная служба, знаменовавшая начало строительства. А завершение земляных работ отметили крестным ходом из села Хомутово. К тому времени жителями слободы было пожертвовано на храм 27тыс. рублей. Плотничные и строительные работы безвозмездно взялись провести М.Е. Юсов, С.Д. Мишин и И.С. Еремин. Всего сумма собранных денег составляла 35 тысяч 227 рублей.
Важнейшее в истории собора событие произошло в 1912 году. Комитет по постройке просил императора Николая II о соизволении присвоить возводимому храму наименование «В честь рождения наследника Цесаревича». 31 мая этого же года соизволение было дано. В 1915 году, несмотря на тяготы военного времени, каменная постройка храма была завершена. Собор имел кроме трех приделов ещё и нижний подземный храм. В память цесаревича Алексия левый придел был посвящён святителю Алексию митрополиту Московскому.
Освящение новопостроенного храма было совершено преосвященным епископом Верейским Модестом 13 ноября 1916 года (за несколько месяцев до февральской революции и за год до Октябрьской). Настоятелем был назначен сын будущего священномученика Константина Голубева (расстрелянного осенью 1918 г.) священник Константин Константинович Голубев, вторым священником стал Алексий Николаевич Некрасов, избранный духовенством и мирянами в члены благочинного совета. Дьяконом был назначен отец Моисей Морозов. Службы в Соборе проводились до 1929 года. А затем он был закрыт и переоборудован в городской театр. Примечательно, что здесь звучали голоса знаменитых артистов Большого театра, А.Л. Неждановой, Е.В. Гельцер и других. Но и театр был позднее закрыт, а помещение приспособили теперь под литейный цех завода. При этом были разобраны колокольня и купол храма. А потом здание перешло в ведение завода НИИхиммаш и оставалось «литейкой» плоть до 1990 года, когда образовалась православная община и стала добиваться возрождения храма.
Ныне на обезглавленном храме полностью восстановлен купол — с двумя своеобразными «коронами», большой, государевой, и малой — в честь наследника цесаревича. Вновь возведена 50-метровая колокольня, выложен мраморный пол, перестеклены закопченные окна, сооружена газовая котельная. Естественно, сооружен иконостас, пока временный.[/p] [p]В храме находится икона преподобного Серафима Саровского, к которому совершала в свое время паломничество царская чета, вымаливая у Бога наследника. Икона находилась в свое время в часовне, которую при большевиках закрыли и разграбили. Но образ святого был кем-то из прихожан спасен. Хранился он в укромных, потаенных местах, потемнел. Но, выставленная в храме икона, стала светлеть на глазах, без всякого вмешательства реставраторов, и обрела прежний вид. В настоящее время службы в Соборе совершаются ежедневно.
Материал с сайта http://schelkovo-blagochin.narod.ru
Задуманный в начале ХХ века на окраине местечка Щёлково, величественный Троицкий собор спустя десятилетия оказался в самом центре главного города Щёлковского района. История Троицкого храма начинается незадолго до Октябрьского переворота, в правление Императора Николая II. Он строился в сравнительно спокойное время и стал храмом-памятником в честь рождения долгожданного Наследника Царского престола — Цесаревича Алексия. Освящение главного престола совершилось 13 ноября (26 ноября н.с.) 1916 года, всего за несколько месяцев до Февральской революции и за год до Октябрьской, в связи с этими событиями остальные престолы так и не были освящены. Во время лихолетья в 1929 году богослужебная жизнь Троицкого собора оборвалась, просуществовав лишь 13 лет, точно так же, как оборвалась земная жизнь страстотерпца Цесаревича Алексия в тринадцатилетнем возрасте.
Возрождённый Троицкий собор стал символом города Щёлково, который за короткий исторический срок прошёл путь от небольшой слободы до районного центра. Но поначалу Щёлково было деревней, первое письменное упоминание о которой содержится в грамоте, датируемой 1521-1522 годами. Согласно этому документу, деревня Щёлково по завещанию перешла во владение Троице-Сергиевому монастырю «на поминок душе Ивана Федорова сына Хомутова и по всем его роду». В 1584 году деревня Щёлково значится в числе селений, входящих в обширное имение села Гребнева, принадлежащего окольничему Богдану Яковлевичу Бельскому. В последующие годы селом Гребнево владели князья Трубецкие (1623-1781), Бибиковы (1781-1811), Голицыны (1811-1844). 8 декабря 1769 года, после указа, разрешающего крестьянам заниматься промышленной деятельностью, 15 гребневских крепостных первыми в России получили право на производство «разных шёлковых материй и платков». Так население начинает заниматься промышленностью, происходит бурное развитие шелкоткацкого производства. На Щёлковской земле появляются многочисленные фабрики, мануфактуры, суконные и шелкоткацкие предприятия. Для населения многих сёл и деревень промышленный труд стал главным источником существования. Со временем сформировались центры, вокруг которых сосредотачивалась промышленность, но наиболее значительным из них становится Мещанская слобода, в 1925 году получившая статус города Щёлково. Центром религиозной жизни становится Никольская церковь села Жегалово. Но вскоре в связи с быстрым ростом населения слободы был поднят вопрос о строительстве нового храма.
В 1909 году был организован Строительный комитет, состоявший из 17 человек, председателем которого стал владелец щёлковской суконной фабрики Александр Иванович Синицын. В число членов Строительного комитета 9 февраля 1909 года был включён священник Николай Любимов из Никольского храма села Жегалово. Началом истории Троицкого собора можно считать 31 августа 1909 года, когда жители быстро разраставшейся Щёлковской слободы обратились с прошением к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому), члену Правительствующего Синода, испрашивая благословения на постройку у себя нового каменного храма во имя Святой Троицы и разрешения выделиться из прихода села Жегалово, отстоявшем от слободы в трёх километрах, и в случае непогоды дорога к нему была затруднена, «почему многие остаются без удовлетворения религиозных потребностей». Причиной создания нового храма также могла послужить нестабильная обстановка, увеличение беспорядков после первых революционных событий 1905-1907 годов и общее падение нравственности среди населения Мещанской слободы, о чём красноречиво свидетельствует то, что инициатором строительства стал полицейский урядник Павел Васильевич Стрижев. Необходимость строительства храма в прошении к Владыке обосновывалась и таким образом: «В наш век безверия отсутствие храма и священника в нашем торгово-фабричном районе пагубно отзывается на нравственной стороне населения, да кроме того, мы окружены раскольниками. Всё это побудило нас иметь у себя опору и утешение в храме Божием».
В дальнейшем комитет по постройке храма во имя Святой Троицы в селе Щёлково обратился к благочинному 3 округа Богородского уезда священнику Владимиру Разумовскому с заявлением, в котором обосновывал необходимость строительства именно нового храма, а не расширение старого в Жегалове. В прошении подчёркивалось, что из-за быстрорастущего населения местечко Щёлково возможно вскоре переименуют в посад, «а посад без церкви — всё равно что семья без родителей». 4 октября 1909 года в Щёлкове в связи с началом сооружения храма и окончанием земляных работ была совершена торжественная служба. Вот как писал об этом 7 ноября 1909 года журнал «Московские церковные ведомости»: «4 октября 1909 г. в местечке Щелково Богородского уезда с торжественностью было совершено молебствие перед началом работы по сооружению храма. Местечко Щелково заселено торговым и фабричным людом. По окончании земляных работ, после литургии был совершен крестный ход из с. Хомутова. К 12 часам прибыл крестный ход в Щелково, на место работ храма. В совершении молебствия участвовали священники с. Жегалова о. Воздвиженский, бывший благочинный прот. Розанов, с. Комягина благочинный о. Разумовский, который перед началом молебствия произнес слово. На торжество собралась масса богомольцев, не только местных жителей, но и окружных селений. Среди этой массы заметны были и старообрядцы. Членами комитета избраны: инициатор построения храма полицейский урядник Стрижев, гг. Скоробогатов, Кулаков, Матвейцев, Анисимов, Букалов, Мишин, Макаров».
Местное население, фабричные рабочие приняли участие в создании храма добровольными пожертвованиями на его строительство. Сохранившийся «Общий подписной лист» включает имена около 50-ти жертвователей. Среди них все члены Строительного комитета и первым в списке стоит имя Александра Ивановича Синицына, отдавшего под строительство собора 1600 кв. сажень (0,72 гектара) собственной земли. Вклады остальных обозначены суммами от 1000 до 5000 рублей. Члены Строительного комитета не только сами вносили свою лепту, но и собирали денежные средства среди знакомых. Некоторые готовы были помочь материалами, например чугуном и камнем, а также работой — столярной и плотницкой. Всего же сумма собранных денег на октябрь 1909 года составила 35 тысяч 227 рублей. Проект собора разрабатывал московский архитектор Сергей Михайлович Гончаров (1862-1935), дальний родственник Н. Н. Гончаровой, жены А. С. Пушкина, потомок знаменитого парусного купца-фабриканта А. А. Гончарова, устроителя многих храмов, в том числе на Щёлковской земле — Спасского храма в селе Каблуково (1785). Сергей Михайлович Гончаров окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, его имя входит в книгу «100 архитекторов московского модерна». Троицкий собор — это единственное храмовое детище, из других работ архитектора известны московские особняки и доходные дома. В Москве С. М. Гончаров построил дом для брата А. И. Синицына — Фёдора Ивановича, с чем, вероятно, и связано его приглашение в Щёлково для создания проекта храма. Согласно решением архитектурным проектам храмовое здание должно было сочетать в себе характерные черты средневековой западной архитектуры.
Строительное отделение Московского губернского правления, куда обращалась Московская Духовная Консистория с просьбой рассмотреть проект церкви, созданного Гончаровым, не сразу утвердила его. Отказ обосновывался тем, что проект был составлен «в стиле, схожем более с готическим или романским стилем, приличным только для лютеранских храмов или других иностранных исповеданий». Утверждение получил лишь четвёртый, изменённый и согласованный со Строительным отделением, проект Гончарова. В дальнейшем, из-за близкого расположения частных домов, Строительным отделением был найден также неудачный участок, на котором предполагалось возвести храм. Не утверждался проект и из-за ряда технических погрешностей. Представители Строительного комитета и благочинный Богородского уезда весной 1910 года неоднократно осматривали участок строительства и доказывали возможность его возведения на старом месте. На положительное решение повлияло профессиональное исследование грунта. Только 16 июля 1910 года проект был утверждён Строительным отделением.
В 1912 году произошло важное событие в истории храма. 31 мая перед Государем Николаем II, находившимся тогда в Москве, предстала делегация из Щёлкова. В её составе были председатель комитета по постройке храма фабрикант А. И. Синицын, а также жители слободы — Иван Кулаков, Пётр Матвейцев, Михаил Юсов и почётный гражданин Алексей Селезнёв. На встрече присутствовал и московский архитектор Сергей Михайлович Гончаров. Делегация ходатайствовала перед Императором Николаем, чтобы он разрешил наименовать строящуюся в Щёлкове церковь «В память рождения Наследника Цесаревича Алексия». Делегаты преподнесли в дар Цесаревичу Алексию икону и заявили, что один из престолов строящегося храма будет освящён в честь святителя Алексия, митрополита Московского, чьё имя носит Наследник Цесаревич. По прошествии полутора месяцев в Щёлково пришло уведомление из канцелярии Московского губернатора: «Комитету по постройке храма во имя Св. Троицы в местечке Щёлково. Государь Император в 31 день мая сего года при представлении Его Величеству депутации от Комитета по постройке храма во имя Св. Троицы в местечке Щёлково, Богородского уезда, Всемилостивейше соизволил на присвоение строящемуся храму наименования «В память рождения Наследника Цесаревича». О вышеизложенном счастлив объявить Комитету по постройке храма…». Таким образом, Троицкий собор — единственный храм в России, посвящённый страстотерпцу Цесаревичу Алексию, возведённый и освящённый ещё при жизни самого человека.
В 1914 году возведение нового храма было в разгаре и в состав Строительного комитета были введены новые члены, отличившиеся при строительстве крестьяне Алексей Шаханов и Андрей Зенин, а также полицейский надзиратель Михаил Кузьмин. В октябре 1915 года была завершена постройка каменного здания храма и началась его внутренняя отделка и электрификация. С северной стороны от храма в 1915-1916 годах был воздвигнут кирпичный двухэтажный дом причта. В 1916 году собор, воздвигнутый во имя Пресвятой Троицы и в память рождения Наследника Цесаревича Алексия, был готов к освящению. 13 (26) ноября 1916 года состоялось освящение главного престола, его совершил преосвященный Модест (Никитин), еписоп Верейский. На освящение заблаговременно был приглашён Московский губернатор. Об этом торжественном событии было доложено митрополиту Московскому Макарию и доведено до сведения его Императорского Величества Николая II, который начертал на деле знак рассмотрения. Собор состоял из нижнего и верхнего храмов, верхний имел три алтаря: главный — во имя Святой Троицы, правый — во имя Успения Пресвятой Богородицы и левый — в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Нижний храм был посвящён мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Выбор посвящения приделов делался обычно храмоздателями. Так, к примеру посвящение нижнего храма собора возможно связано с именем жены фабриканта Синицына, главного жертвователя храма. Старожилы рассказывают, что она долгие часы молилась в этом подземном храме с маленьким окошечком. В этом приделе она и была похоронена, а затем после закрытия храма её прах упокоился на Жегаловском кладбище.
Из описей церковного имущества, составленных при советской власти в 1917-1918 годах, можно узнать о некоторых подробностях внутреннего убранства храма. В нём было три дубовых иконостаса. В алтаре — престолы из белого мрамора, жертвенники деревянные. Церковные принадлежности и священные сосуды, в основном, посеребренные. На колокольне размещалась группа колоколов: самый большой весил 53 пуда и 2 фунта. Храм освещали три паникадила. Кроме икон, помещённых в иконостасе, в церкви было ещё около сорока пожертвованных икон, размещённых в отдельных киотах и на стенах храма. Первоначально богослужения в Троицком соборе совершались священником Никольского храма села Жегалово Николаем Любимовым, который был включён в состав Строительного комитета. Осенью 1917 года первым настоятелем собора стал священник Константин Голубев — сын Богородского протоирея, принявшего мученическую кончину в 1918 году. По штату в Троицком соборе было положено два священника, диакон и два псаломщика. Богослужения в соборе Пресвятой Троицы совершались до 1929 года, затем его закрыли и переоборудовали в городской театр. Отличная акустика способствовала организации в нём концертов, в которых выступали такие легенды русской оперы, как А. Нежданова и Л. Собинов. Позже театр был преобразован в клуб, но впоследствии и он был закрыт.
Во время Великой Отечественной войны в соборе организовали литейный цех Опытного завода химического машиностроения, здесь изготавливали гранаты-лимонки. Купол и два верхних яруса колокольни были разобраны. Подземная церковь оказалась засыпанной отходами литья, внутри верхнего храма была установлена металлическая эстакада передвижного крана. Сохранившийся план из инвестаризационного бюро датируется 1965 годом. Из него видно, как собор с восточной и южной стороны окружён заводскими корпусами, построенными вплотную к его стенам в 1940-х годах. Здание приходского дома было приспособлено под жильё. Когда появился НИИХИММАШ, здание перешло в его ведение и продолжало использоваться в качестве литейного цеха. Позднее руководство НИИХИММАШа решило оборудовать в здании храма физкультурно-оздоровительный центр, но этот проект осуществить не удалось. В восьмидесятые годы, после открытия нового моста через р. Клязьму, главной артерией города стал Пролетарский проспект. Щелковчане проезжали мимо руин тёмно-красного кирпича, и не все знали, что когда-то здесь был Троицкий собор, и в те времена не могли знать, что он будет восстановлен.
Из книги: Кравцова М., Потапов Н., Трапезникова М. «Троицкий собор города Щёлково». Издательство «Отчий светильник». Щёлково, 2016 г.
В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века прекратились притеснения христиан светскими властями и государство сделало первые шаги навстречу Русской Православной Церкви, возвратив ей множество поруганных храмов. В октябре 1990 года был передан верующим и Троицкий собор. Предшествовало этому событию ходатайство щелковчан, инициаторов возрождения храма. Эти люди стали первой общиной собора Пресвятой Троицы, а собрал и сплотил их протоирей Василий Решетняк (1936-2010), который был зачинателем возрождения многих храмов Щёлковского благочиния. Отец Василий помог организовать церковную двадцатку, взявшую на себя заботы по восстановлению Троицкого собора. Собор отдали не сразу, и некоторое время литейный цех и храм соседствовали вместе. Как и сам храм, только что переданный Церкви, так и прилегающая к нему территория производили удручающее впечатление: глухой, неприглядный забор с колючей проволокой, грязь и слякоть, особенно в межсезонье, протекающие крыша и стены, вода в подвале. Что и неудивительно, поскольку храм Божий долгое время использовали как производственный цех.
В конце 1990 года благочинный церквей Щёлковского округа протоирей Иоанн Монаршек писал в рапорте Правящему архирею Московской епархии митрополиту Коломенскому и Крутицкому Ювеналию с просьбой «… назначить молодого активного пастыря, который мог бы быть хорошим духовным отцом, а также сумел поднять людей и организовать ремонт Свято-Троицкого собора г. Щёлково». 30 октября 1990 года Владыка Ювеналий назначил в Троицкий собор первого настоятеля, им стал священник Александр Семенов (1950-2013). Отцу настоятелю пришлось нелегко. Первые шаги, как известно, самые трудные, а именно на долю отца Александра выпало начать грандиозное дело: восстановление храма, которому суждено было впоследствии стать центральным храмом благочиния. «Собор был в ужасном состоянии, — вспоминал священник Александр Семенов. — Кроме мостового крана в центральном храме, различных металлоконструкций и мусора, здесь лежало множество мраморных плит. Стали расчищать. Немощные старушки своими руками переносили каменные плиты». Но работали вдохновенно — в те нелёгкие 90-е и настоятель, и его помощники хорошо понимали, что людям нужен храм. Силами прихожан и членов двадцатки очистили притвор. На деньги, что собирали по домам по всему городу, приобрели материалы для ремонта и необходимую церковную утварь.
Первый молебен был отслужен в притворе храма 6 декабря 1990 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, икону которого доставили из церкви села Гребнева. А уже в марте воскресные и праздничные богослужения стали регулярными. 17 марта 1991 года на праздник святого благоверного князя Даниила Московского в Троицком соборе была совершена первая Божественная литургия. Многие из верующих помнят то печальное зрелище, что представлял собой в те дни храм, помнят и первые службы, проходившие в маленьком притворе, где был обустроен иконостас и алтарь. Но даже будучи разрушенным, многострадальный собор вызывал благоговение величием и мощью пусть и поруганным. Собор преображался с каждым днём. Все работы по восстановлению осуществлялись благодаря самоотверженному труду общины храма, помощи администрации и предприятий города. Как и до революции, был создан строительный комитет. Куратором комитета стал Игорь Юрьевич Леткин. В 1991 году торжественно отмечалось 75-летие собора. К февралю 1993 года сделали многое: покрыли крышу, поставили рамы, завезли стройматериалы. Дирекция Насосного завода, выделили необходимую технику, рабочих, которые демонтировали все металлоконструкции внутри храма. Начальник ДСК А. М. Иляхин помог в бетонировании полов и установке оконных переплётов. Пескоструйным аппаратом очистили стены от копоти, после чего пожарные машины долго смывали въевшуюся в церковные стены грязь. Теперь уже здесь ничто не напоминало о литейном цехе.
В 1994-1997 годах службы шли в нижнем храме во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который был очищен от литейного песка и мусора, скопившегося здесь за время работы производства. В 1996 году, к празднованию 80-летия Троицкого собора, был раскрыт и расчищен уже весь храм. Восстанавливающийся Троицкий собор стал центральным храмом Щёлковского церковного округа с 1997 года, когда его настоятелем был назначен протоирей Сергий Решетняк. Был установлен временный иконостас, в тоже время был объявлен конкурс проектов: «… Хотелось, чтобы будущий иконостас был с одной стороны, — канонический, а с другой — необычный». 22 апреля 1998 года в среду Светлой седмицы Троицкий собор посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. «Давно, а может быть, и никогда раньше, — писала местная газета, — Щёлковская земля не видела такого собрания духовенства, которое случилось в среду на Пасхальной седмице в Троицком соборе». В том же году митрополит Ювеналий посетил ещё раз Троицкий собор для того, чтобы освятить крест и провести совместную молитву по случаю его водружения на купол собора. 19 декабря 2001 года в день памяти святителя Николая Мирликийского, после торжественного освящения был водружён Крест на восстанавливающейся колокольне Троицкого собора. Кроме восстановления 50-метровой колокольни, был выложен мраморный пол, перестеклены закопчённые окна, сооружена газовая котельная. До построения собственной котельной храм полностью зависел от НИИХИММАШа. Воду, отопление, электричество — всё получали от соседнего предприятия. Даже территория была единая, позже смогли поставить забор и отгородиться.
Летом 2004 года начались работы по благоустройству территории собора. Большую помощь оказала в этом деле городская администрация. Был снят почти метровый слой земли, произведено устройство дренажной системы. Вся внутренняя территория была выложена брусчаткой, оборудован удобный въезд для машин, разбиты газоны и цветники, вокруг храма сооружена новая решётчатая ограда с декоративными столбами. Преобразился и собор: крышу над алтарной частью церкви покрыли медными листами. Собор и здание приходского дома окрасили в густой бордовый цвет (сродни бывшему кирпичному). Архитектурные элементы зданий подчеркнули контрастным белым цветом. Впереди был и самый сложный, трудоёмкий этап восстановления — обустройство алтаря и роспись собора.
Работы по возведению иконостаса начались в 2006 году, после назначения в собор нового настоятеля и благочинного протоирея Андрея Ковальчука. Одним из главных событий в восстановлении собора можно считать возведение уникального, необыкновенной красоты фаянсового иконостаса работы екатеринбургских мастеров. Идея создания фаянсового иконостаса для Троицкого собора принадлежала Леониду Андреевичу Твердохлебову, бывшему тогда главой Щёлковского района. На сегодняшний день таких иконостасов в стране всего семь, щёлковский — самый большой в России. Высота его составляет 11 метров, ширина — 24 метра. Поражает знаменитое совпадение — именно там, в Екатеринбурге, завершилась земная жизнь Наследника Цесаревича Алексия и его царственных родителей. И воссоздание собора посвящённого рождению Цесаревича, продолжилось с помощью мастеров Екатеринбурга под руководством архитектора В. И. Симиненко из художественной организации «Терем». Иконографическая программа иконостаса также интересна. Хотя все его иконы написаны в наше время, они неразрывно связаны с историей храма и благочиния. Прежде всего, это иконы нижнего, так называемого местного ряда иконостаса. Здесь можно увидеть иконописные образы Щёлковских священномучеников — Александра Крутицкого, Михаила Никологорского, Василия Сунгурова, Василия Крылова. Образ святителя Алексия находится в местном ряду иконостаса северного придела. Посвящение храмового придела святителю Алексию Московскому, небесному покровителю Цесаревича Алексия, напоминает нам о благочестиво-уважительном отношении к Царской семье. В местном ряду иконостаса мы видим образы страстотерпцев Царя Николая и Цесаревича Алексия — своего рода иконописный «памятник» истории возрожденного собора. Во всём своём великолепии иконостас предстал в 2007 году. Второй этап работы екатеринбургских мастеров прошёл осенью 2010 года — были установлены фаянсовые киоты для десяти икон, две из которых были отреставрированы, восемь других — написаны к освящению собора иконописцем Иваном Коваленко. Во время благоукрашения Троицкого собора на его северной стене появилась необыкновенной красоты мозаика, изображающая Успение Пресвятой Богородицы. Икона заняла пустующую нишу и дополнила своей композицией устремлённую ввысь архитектуру собора. Смальтовую мозаику выполнила бригада молодых художников, выпускников Суриковского художественного института под руководством Ольги Сюськовой.
Осенний праздник, 30 сентября — день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — всегда торжественно отмечается в Троицком соборе. Нижний придел огромного храма освящён в честь удивительных святых — трёх очень юных сестёр, стойких мучениц за Христа, и их благочестивой, духовно-мужественной матери. Есть свидетельства, что супругу фабриканта Александра Синицына, на средства которого возводился собор, звали Надеждой, потому и нижний храм освятили в честь свв. Веры, Надежды, Любови — а храмы их имени, несмотря на почитание, встречаются не так часто. Богослужения в нижнем храме не проводились с 1997 года, эту часть собора пришлось поднимать практически с нуля. В 2007 году храм был очищен, разобраны лишние перегородки, укреплены своды, проведены монтажные работы. Был установлен красивый дубовый иконостас, стены нижнего храма расписаны иконописцем Артемием Скрыльниковым. С 2007 года в приделе начались регулярные богослужения, также здесь совершается Таинство Крещения.
Из книги: Кравцова М., Трапезникова М., Курбатова Ж. «Троицкий собор города Щёлково». Издательство «Отчий светильник», г. Щёлково, 2016 г.