Щигры. Кафедральный собор Троицы Живоначальной.

25 октября 2007 года в Щиграх состоялось долгожданное курскими православными событие – Свято-Троицкий пятипрестольный храм вновь обрел купола. В честь этого события были совершены Божественная литургия и молебен на освящение Креста.
Свято-Троицкий пятипрестольный храм возвели в 1801 году на средства прихожан. После 1917 года большевики его закрыли, изъяли всю церковную утварь и устроили в его стенах зерновой склад. В 1930 году храм лишился колоколов, крестов, куполов. Во время бомбежек, которые обрушились на Курскую область во время Великой Отечественной войны, была уничтожена уникальная колокольня, а немцы устроили внутри храма конюшню и пекарню.
Пару десятилетий назад храм удалось восстановить, но куполов на нем не было до сегодняшнего дня. У Свято-Троицкий пятипрестольного храма на Божественную литургию и молебен на освящение Креста собрались сотни прихожан во главе с настоятелем храма Архимандритом Зиновием (Корзинкиным).
ИА KURSKCiTY

Каменный Троицкий собор появился в Щиграх через двадцать лет после проведения губернской реформы, в результате которой небольшое село Троицкое превратилось в уездный город Щигры. Городу полагалось иметь соборный храм — его и построили в конце ХVIII века. План регулярной застройки Щигров Екатерина II утвердила в 1785 году — на плане этом значилась Базарная площадь с храмом. Этим храмом вскоре стал каменный Троицкий собор. Троицкий собор уезного города строили пять лет — с 1796 по 1801 год, в которые без зазора уместилось царствование Павла I. Кто был автором проекта церкви, на чьи деньги она строилась — мы не знаем. Но отличался тот вариант Троицкого собора от нынешнего храма довольно сильно. Мы можем представить, как он выглядел, благодаря сохранившейся «Описи в городе Щигры соборной каменной церкви Святой Троицы», датируемой ноябрём 1802 года. Церковь, сравнительно с нынешним собором, была небольшой — 12 на 27 аршин (8,5х19 метров). Имела она только один престол, одну главку, обитую позолоченным листовым железом, железную крышу, была украшена внутренними и внешними росписями. В описи упоминается даже количество окон в здании — их было шестнадцать, из которых в алтаре семь и в трапезной шесть. Колокольней новый храм тогда не обзавёлся, а точнее, обзавёлся, но специфической — с пятью колоколами на столбах: самый большой весил около полутонны, то есть не сказать, чтобы был чрезвычайно могучим. С течением времени Троицкий храм оказался тесен. Щигры пусть и медленно, но в «населённости» прибавляли. Если в период строительства этой церкви в городе было полторы тысячи жителей, то к 1860 году численность щигровского населения «подвалила» к пяти тысячам человек. Старая каменная церковь в какой-то момент перестала вмещать всех желающих и её решили расширить.
В 1850-х годах почти все новые храмы в России строились в псевдорусском стиле, внедрённом в отечественное зодчество железной рукой самодержца. К этому времени и относится достройка и перестройка Троицкого собора. Отметим: один из сохранившихся документов сообщает, что в 1848 году для покраски храма было закуплено краски на 111 рублей — это по деньгам той эпохи очень и очень немало, то есть красить предстояло площади внушительные; вполне вероятно, что к тому году как раз и завершили расширение и реконструкцию храма, в ходе которых он, помимо всего прочего, получил необыкновенно высокую колокольню. В двухэтажном Троицком соборе было освящено аж пять престолов. Перед революцией в его приходе насчитывалось без малого две с половиной тысячи человек; причт состоял из трёх священников, диакона и псаломщика; при храме действовала церковноприходская школа.
В советскую эпоху судьба Троицкого собора сложилась, сравнительно с судьбами тысяч других русских храмов, относительно неплохо, хотя закрытия он не избежал. Произошло оно в 1930 году и было обставлено по лицемерным правилам тех лет — с видимостью народного волеизъявления. В храме должен был расположиться дом культуры и отдыха. Однако «дома культуры и отдыха» не получилось — перед Великой Отечественной войной в здании размещалось зернохранилище. При немцах была предпринята попытка возобновить богослужения в храме, но она оказалась безуспешной — прихожане не приняли назначенного к собору священника, призвавшего молиться о том, чтобы «враги не вернулись в Щигры». За неимением молящихся немцы приспособили здание под конюшню и пекарню. Возобновление богослужений произошло уже после освобождения Щигров от оккупантов — на волне потепления отношений между государством и Церковью. С 1947 года в нём стали совершаться богослужения. Во время хрущёвской атаки на Церковь щигровский собор устоял. Более того, косвенным следствием жёсткого атеистического прессинга, инициированного Хрущёвым, было то, что настоятелем Троицкого собора в начале 1970-х годов стал почитавшийся старцем архимандрит Модест (Гамов) — предпоследний настоятель знаменитой Глинской пустыни, разогнанной в 1961 году богоборцами. Повезло и в конце 1980-х годов Троицкому собору с его новым настоятелем. В 1987-2011 годах им был отец Зиновий (Корзинкин) (ныне митрополит Саранский и Мордовский).
Троицкий храм начали строить в конце ХVIII века, когда в российской провинции ещё оставались популярны традиции позднего барокко — в этом стиле и был составлен первоначальный проект церкви. Четверик (возможно и даже вероятнее всего, двусветный) получил граненое покрытие с прорезанными в верхней части фасадов по сторонам света и выделенными полуциркульными изгибами карниза люкарнами; покрытие венчал восьмигранный барабан с небольшой главкой. Позже храм расширяли и в середине ХIХ века кардинально перестроили — уже в совершенно иной стилистике — «русско-византийской». Храм с севера, востока и юга «оброс» симметричными «лепестками», получив аттик с ложными закомарами и «псевдорусское» пятиглавие. В декоре зазвучали «древнерусские» нотки — особенно громко в наличниках окон нижнего ряда. Стилистическое наступление «древней Руси», предпринятое в ходе генеральной реконструкции, оказалось столь мощным, что барочная основа храмового здания сегодня угадывается с трудом. По окончании перестройки собор, дополненный просторной двухэтажной трапезной, вытянулся в длину — причём сильно, «дисгармонически», однако наметившаяся дисгармония была исправлена возведением с запада «свечи»-колокольни, правильно переместившей центр масс. В наши дни этой колокольни, разрушенной в годы Великой Отесественной войны, собору очень не хватает — в её отсутствие он как бы заваливается к востоку. Пять луковичных глав Троицкого собора поставлены на высокие круглые барабаны; центральный при этом традиционно больше боковых и выделен поясом кокошников, устроенным в его основании. Мощные белые «наличники» ограничивают площадь высоких узких ложных окон с полуциркульным завершением: как знать, возможно, когда-то они и не были ложными. В советское время центральный (он же тогда и единственный) барабан, сильно «сокращённый» в высоту, имел вполне реальные окна. Пятиглавие восстановлено в 2007 году. Особенно характерны для Троицкого собора — в том смысле, что прозрачно указывают направление его стилистической эволюции, — наличники нижнего ряда окон. А точнее, их полукруглые завершения, подчёркнутые условными сандриками, исполнеными в виде кокошников. Сверх того, эти «кокошники» объединены декоративными элементами, повторяющими ложные закомары, что отдаёт уже даже какой-то эстетической чрезмерностью и навязчивостью.
Декорировка Троицкого собора весьма обильна, и это, в свою очередь, ещё раз заставляет думать, что перстраивая храм в «псевдорусском» духе, авторы реконструкции не забывали и о «русском узорочье». Основные элементы декора — наличники окон, тройные лопатки по углам четверика, пояс ширинок на уровне второго этажа, сухарики в основании аттика, украшенного ложными закомарами, и уже упомянутые декоративные украшения пяти барабанов. Алтарная часть геометрически идентична «лепесткам» — «прирубам», дополнившим основной четверик с южной и северной сторон, что делает собор абсолютно симметричным отномительно оси «восток-запад». Все «лепестки» снабжены полусферическим покрытием с большими полукруглыми окнами, оформление которых опять же аппелирует к древнерусскому зодчеству. Через главный вход, котрый расположен с запада и выделен полукруглым выступом, посетитель Троицкого собора попадает в трапезную, разделённую на три продольные части. Слева и справа ранее находились придельные храмы; ныне действует лишь южный придел — Никольский. Одноярусный иконостас Никольского придела — произведение мастеров Свято-Троицкого братства. Стены здесь украшены росписями, исполненными в академической манере, что разительно отличает их от росписей основного храма. Основной четверик, благодаря своей немалой высоте и боковым полукруглым пристройкам, выглядит необыкновенно просторным. Центральный иконостас — трёхъярусный, с витыми колонками и барочными украшениями. Стены и своды четверика покрыты сплошным цветным «ковром» стенописи, выполненной в конце 1980-х годов.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №199, 2016 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?