Щербинка (Борисоглебский погост). Церковь Бориса и Глеба.

В двух верстах от с. Домодедово, на остром мысу высокого берега р.
Пахра расположен древний Борисоглебский погост, ранее называвшийся
погостом в Ростовцах. Храмовый комплекс из двух церквей образовался к
концу XVIII-началу XIX вв. Первое упоминание о Борисоглебской церкви
относится к 1628 г. В дозорных книгах 1680 г. церковь числится в вотчине
боярина кн. Ю. И. Ромодановского. В 1734 г. Борисоглебская церковь была
возобновлена.

В 1785-1795 гг. вместо деревянной на средства гр. Е. И. Головкиной построена белокаменная церковь во имя свв. кнн. Бориса и Глеба. Основу храма составляет высокий, в три света, неравногранный восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом.

Богородицерождественская маленькая теплая церковь построена в 1858 г.,
под стоявшей отдельно монументальной колокольней начала XIX в. Кирпичное
здание на белокаменном цоколе, покрытое цементной штукатуркой, обладает
чертами позднего классицизма.

В советское время Борисоглебский погост вошел в территорию щербинской
свалки, здания церквей использовались под склад. Целостность интерьера
со временем в основной церкви нарушена. Внутреннее убранство и иконостасы не сохранились.

Храмовый комплекс из двух церквей, одна из которых связана с колокольней, принадлежит концу XVIII — середине XIX в. Расположен на остром мысу высокой береговой террасы реки Пахры. Здания стоят на одной композиционной оси, в 12 м друг от друга. До 1950-х г.г., когда верх колокольни был снят, а церкви были объединены в составе нового двухэтажного корпуса, различные по характеру сооружения составляли эффектную группу с выразительным силуэтом.
В художественном отношении наиболее значительна белокаменная церковь Бориса и Глеба, созданная вместо деревянной на средства гр. Е.И. Головкиной в 1795 г. В её своеобразной архитектуре развитая общая композиция, воспринятая от эпохи барокко, сочетается со строгим наружным убранством стиля зрелого классицизма. Храм с крестчатым планом принадлежит к центрическим ярусным сооружениям. Основу его составляет высокий, в три света неравногранный восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом. Пониженные ветви креста образованы равновеликими помещениями алтаря и притворов с крестовыми сводами и двумя ярусами окон. Фасады обработаны дорическими портиками и плоскими нишами, объединяющими окна в вертикальные звенья. Канонам классицизма подчинено и соотношение ярусов с преобладанием нижнего сильно расчлененного объема. Детали хорошо исполнены, но местами преувеличенно массивны.
Интерьер построен на подчинении боковых компартиментов высокому центральному, вертикально ориентированному пространству, хорошо освещенному боковым и верхним светом. Цельность интерьера сейчас нарушена, внутреннее убранство и иконостас не сохранились.
Маленькая теплая церковь Рождества Богородицы устроена в 1858 г. под стоявшей отдельно монументальной колокольней начала XIX в. Кирпичное здание на белокаменном цоколе, покрытое цементной штукатуркой, обладает чертами позднего классицизма. Невысокий прямоугольный трехчастный объем церкви включает первый ярус колокольни, которая поднималась над его средней третью. Выступающие из плоскости фасадов массивные, ныне гладкие пилоны колокольни сохранились на высоту двух ярусов. Нарядная архитектурная обработка здания утрачена, за исключением пилястровых портиков на торцевых фасадах. Помещения сводчатые, полы выстланы метлахской плиткой, отделка стен новая. Иконостас и внутреннее убранство отсутствуют.
По материалам книги «Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог». Выпуск 1. Часть 2.; РГИА, ф. 799, on. 33, д. 869, л. 1-1 об. 1910 г. ЦИАМ, ф. 203, on. 436, д. 10. 1856 г.; ф. 54, on. 158, д. 28, л. 57-58. 1904 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?