В 1637 г. здесь был учрежден Свято-Троицкий женский монастырь, упраздненный в 1764 г. Он был возобновлен как мужской в 1778 г. (с 1865 г. – женский). На территории монастыря в 1853 г. был выстроен каменный Троицкий Собор.
Первая христианская церковь была основана в Шенкурске, по всей вероятности, в XIII веке. В XV в., когда христианство в наших краях утвердилось, близ Смотроковки был основан Богословский-Важский монастырь, в XVI в. – Кодемская пустынь, в XVII в. – Никольско-Вехопаденьгская, Верхошереньгско-Вознесенская и Введегско-Уздринская (в Липовской волости), а также Троицкий монастырь в Шенкурске.
Монастырь был расположен на возвышенном месте восточной оконечности города, на берегу Екатерининского ручья; прежде на этом месте была приходская Екатерининская церковь, рядом – деревянная церковь во имя св. Троицы. При упомянутых церквях жили престарелые бедные женщины, называвшиеся екатерининскими старицами, питаясь подаянием молящихся. Из этих церквей – Троицкой и Екатерининской – и общины стариц при них и основался в 1664 г. Свято-Троицкий женский монастырь. Разрешение на открытие монастыря исходатайствовала у царя Алексея Михайловича инокиня Марфа, которая и стала первой игуменьей. За бедностью монастыря, она уже на следующий год вторично отправилась в Москву и просила царя о вспоможении на строительство обители. Алексей Михайлович повелел из государственных доходов построить вокруг монастыря деревянную ограду, затем были выстроены 22 кельи для монахинь и причетников. Грамотой (1672 г.) Алексей Михайлович повелевал из государственных доходов выдавать ежегодно жалованья игуменье 1 рубль, 44 старицам – по 8 алтын и 2 деньги. Также царь прислал в дар монастырю тафтяные ризы с бархатными зелеными оплечьями для священников и 7 печатных книг.
В 1717 г. Указом императора Петра I монастырь из дворцовых земель был вновь наделен землею – Новоприсадным островом, что в Федорогорской волости, где находилось свыше 27 десятин (29 га) покосу. В 1719 г. на колокольне монастыря были установлены часы с боем, ход которых заводился, по древнему обычаю, на два отделения: дневное и ночное. В следующем году граждане города построили около монастыря новую рубленную ограду, крытую на два ската.
В начале царствования Екатерины II была проведена секуляризация – перераспределение церковной и монастырской собственности в пользу государства. В 1764 г. последовало Высочайшее повеление – все бедные монастыри и пустыни упразднить, вследствие которого Шенкурский Свято-Троицкий девичий монастырь, признанный бедным, вместе с Богословским монастырем и всеми вышеуказанными пустынями, был упразднен, а 4 монахини его были переведены в Холмогорский Успенский женский монастырь. Монастырь был переименован в Свято-Троицкую белохрамную церковь, а через 15 лет состоялся обратный процесс: был образован заштатный мужской монастырь с тем же названием и настоятелем его определен игумен Макарьевской пустыми Ириней. Таким образом, это был единственный монастырь, возродившийся в Шенкурских краях. В 1800 г. Монахи получили для рыбной ловли озеро Лум (Святое). В 1857 г. земельные владения монастыря пополнились лесным участком в 150 десятин (163 га) в Уздринской лесной даче.
Главными занятиями сестер были уход за животными и обработка земли. У перевоза, недалеко от Шенкурска, также стоял скотный двор и дом, где жили монахини, ухаживающие за скотом. Внутри монастыря был огород, там выращивали овощи. Росли так же яблони, сирень, кедры. Монахини вышивали шелком, бисером, простегивали одеяла. В одноэтажном доме за церковью Зосимы и Саватия была пекарня, где пекли просвирки с рисунком в виде «восьмерки» для говенья, которое раздавали прихожанам после службы. Территория монастыря была чистой и благоустроенной. В таком состоянии монастырь встретил революционные события в Шенкурске в начале 1918 г.
17 июля 1923 г. губисполком принял решение о закрытии монастыря. В 1924 г. председатель уездисполкома Щеголихин составил докладную записку, что «ШенУМК своевременно данного постановления в жизнь не провел», тем временем «свившееся гнездо «Черни» под нелегальным руководством административно-ссыльного священнослужителя протоиерея Рудинского… преподнесли новые условия уездисполкому». В 1925 году верующие обратились во ВЦИК.
Наконец, была создана ликвидационная комиссия, которой были изъяты для передачи в Гохран все драгоценные металлы и камни, украшающие иконы и другие вещи, «местному УНО для музея – все исторические ценности», для передачи в Госфонд изъяты 17 медных колоколов разных размеров из церквей монастыря в Шенкурске, колокола из церкви в Уздринской пустыни и 6 колоколов – в Макарьевской пустыни. Монахини разъехались кто куда. После переустройства Свято-Троицкой церкви в 1926 г. в верхнем этаже разместили «кино» «Революция», в нижнем – краеведческий музей. Т. Шунина, научный сотрудник краеведческого музея.
Источник: газета «Важский край» 10.01.1990 года и информация с сайта «Емьская гора»
Троицкий Шенкурский монастырь, заштатный, в городе Шенкурске, основанный в 1664 году. В 1765 году он был упразднен; в 1778 году восстановлен и стал мужским; в 1865 году обращен в женский. В нем хранится чтимая икона Божией Матери Троеручицы; в день празднования этой святой иконы (12 июля) и в день Святой Троицы вокруг монастыря совершается крестный ход, а 25 июля в Макарьевскую пустынь. При монастыре странноприимный дом и мастерские: иконописания, золотошвейная, рукодельная и пр. К монастырю приписаны: 1) Макарьевская пустынь, в 16 верстах от него, основанная в 1676 году; сначала была мужской, в 1865 году обращена в женскую; здесь находится древняя икона пр. Макария Унженского (см. 25 июля), принесенная в пустынь в 1671 году; 2) Уздринская или Уздренгская пустынь, близ впадения реки Уздры в реку Пую, в 112 верстах на юго-запад от города Шенкурска, основанная в XVII веке.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Шенкурский Свято-Троицкий женский монастырь основан иеромонахом Ионою в городе Шенкурске в 1637 г., и изначально являлся мужским. Монастырь располагался на возвышении в восточной оконечности города, на берегу Екатерининского ручья. Главным храмом первой обители была церковь вмц. Екатерины, а второй храм Троицы Живрначальной. Екатерининский храм построен мирянами в 1604 году (возможно, на месте более древнего храма) и служили там священники из монахов. По грамоте патриарха Иоасафа I иеромонах Иона в 1637 году возле Екатерининского храма и возвел Троицкую церковь, так о образовался монастырь. До появления Архангельска Шенкурск был важным и богатым городом через, который проходили торговые путь по Двине и Ваге.
Первое время монастырь был обеспечен, при монастыре находились кельи, в которых жили престарелые бедные женщины. Женщин называли Екатериненские старицы. Троицкий храм и Екатерининские старицы и дали название для Шенкурского Свято-Троицкого женского монастыря. К середине XVII века Шенкурск теряет свое значение и становится небольшим уездным городком. Местные жители к этому времени уже не могли содержать обитель. Только стараниями инокини Марфы, из числа стариц, обитель возродилась, но как женская.
В 1664 г. монастырь был преобразован в женский. Царь Алексей Михайлович не только удовлетворил прошение старицы Марфы (которую знал лично) об устройстве обители, но и даровал ей богатые пожертвования; примеру царя последовали бояре, давшие средства на строение монастыря. Инокиня Марфа стала первой игуменьей монастыря. Главным храмом женской обители стала деревянная церковь в честь Св. Троицы, к которой были пристроены в 1666 г. колокольня и келии. В 14 келиях обитало 44 инокини (1667 г.)
Во время царствования Петра I обителью управляла энергичная игуменья Горгония, при которой была приобретена Уздринская (или Уздреньгская ) лесная дача с обширными землями бывшее Уздренской пустыни. В 1719 г. на колокольне были поставлены часы с боем. Монастырю были отведены покосы и рыбные угодья.
В годы игуменства матушка Евфимии (1727-1749 гг.) монастырь разбогател. Обитель получила даже общероссийскую известность. Игуменья Евфимия встречалась с императрицей Анной Иоанновной; своенравной царицы понравилась игуменья из далекого Шенкурска, она подарила обители икону Божией Матери, хлеб и гарусные четки, а матушка Евфимия, искусная золотошвейка, преподнесла императрице покров и воздуси своей работы. Но вскоре обитель обеднела.
В 1765 г. по малолюдности и бедности монастырь в Шенкурске был упразднен, а оставшиеся три монахини — Анна, Мария и Ульяна, вместе с игуменьей Таисией переведены в Холмогорскую обитель. Монастырь стали именовать Троицкой белохраменной церковью.
В 1778 г. монастырь, вследствие ходатайства Преосвященного Вениамина, вновь открыли как мужской и заштатный. Настоятелем стал игумен Макарьевской пустыни Иреней. Через сто лет оказалось, что монастырь не соответствует духовным потребностям города и решено обратить его в женский. Большим ударом для мужской обители оказался пожар 1857 г., от которого монастырь уже не мог оправиться и захирел.
В ноябре 1865 г. произошло открытие женского монастыря в Шенкурске, для чего сюда были переведены 14 инокинь под началом монахини Феофании из Холмогорского монастыря. Быстро восстановилось хозяйство обители. Монахини трудились на пашне и в пожнях, ухаживали за скотом, занимались рукоделием. К обители были приписаны две пустыни, где размещались поля и огороды, а также скотные дворы. Настоятельница Рафаила в 1894 г. учредила церковно-приходскую школу.
Монастырские храмы и стрения за время существования обители не раз горели и восстанавливались. На момент переезда монахинь был недостроен Троицкий храм и кельи находились в жалком состоянии. Но инокини вскоре все стали восстанавливать. Каменный храм Живоначальной Троицы был построен 1867 г. Построены деревянные корпуса для насельниц. В 1881 г. построен каменный храм Зосимы и Саватия Соловетских с каменным при нем корпусом. Монастырь был обнесен каменной оградой. К Шенкурскому монастырю была приписана Макарьевская пустынь с храмом преп. Макария Унженского и бывшая Уздринская пустынь с храмом Иоанна Предтечи. Монастырю помогали московские благотворители. Главная святыня обители была чудотворная икона Божией матери «Троеручница».
В монастыре насельницы занимались всевозможными ремеслами, особенно золотошвейным, традиции которого сохранялись и совершенствовались столетиями. Шенкурская обитель была богата, но дел благотворительности в ней не забывали — в монастырской трапезной бесплатно кормили до 400 паломников и бедняков. В 1917 г. в числе насельниц его состояли 64 монахини и 54 послушницы.
В апреле 1918 г. Шенкурский монастырь впервые испытал гонения со стороны «воинствующих безбожников» — у него были отобраны земельные угодья составлявшие площадь в 542 гектара. С этого времени в течение 5 лет обитель все более и более утесняли. Верующие шенкурцы тщетно пытались спасти монастырь, послав в Совнарком письмо с просьбой не закрывать его. В 1923 г. Шенкурский монастырь упразднили. Пятнадцати инокиням вначале был оставлен только Свято-Троицкий храм.
17 июня 1923 г. обитель была навсегда закрыта. В церкви разместился кинотеатр «Революция», а в нижнем ее этаже был устроен краеведческий музей. Монахини же «разъехались»… От Троицкого храма остались руины.
В 1990 г. здание одной из монастырских церквей — Зосимо-Саватиевский храм — передали общине шенкурских верующих. В помещении бывших келий открыли часовню.
http://hram-svyatih.ucoz.ru/index/shenkurskij_monastyr/0-62