В 1582 г., по грамоте Новгородского и Великолуцкого митрополита Александра, была построена соборная деревянная церковь во имя Архистратига Михаила с тремя приделами: во имя Нерукотворного Образа Спаса, во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя Алексия, Человека Божия. Первые два придела находились по сторонам главного храма, третий — в западной части храма на полатях. Храм сгорел в 1675 г. от удара молнии.
Вместо него на другом месте, по благословению митрополита Корнилия, в 1675-1681 г.г. был построен новый храм. Престолы: Михаило-Архангельский, освящен 7.11.1681; Нерукотворного Образа Спаса, освящен 2.5.1681; Казанский, освящен 22.10.1687; Алексия, Человека Божия.
Источник: сайт «Малые острова России». Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 — Архангельск, 1895» http://www.isles.ru/depository/parish/parish_history.php?id=137
Деревянная церковь, построенная «на каменное дело», то есть подражающая формам пятиглавых каменных церквей 17 в. Поставленное на высоком подклете здание имело с запада обширный притвор, в который вело крыльцо 1805 г., заменившее первоначальные три крыльца с севера, юга и запада.
Источник: С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.
Церковь сгорела в 1936 г.
В резном портале Михайло-Архангельского собора находилась дверная притолока 1687 года с текстом: «В соборе г. Шенкурска Архангельской губ. хранилась уцелевшая от подобного портала часть доски с посвятительной надписью, которая гласит: «Лета 7196 (1688) апреля в… день поставил сию церковную дверь резную в Шенкурской во церкви собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных Шенкурского посада житель приказной избы подъячей Иван Тимофеев сын Турутин в вечное положение и поминание по своей души и своих родителей»» — должно быть, эта притолока сгорела вместе с собором в 1936 году.
Из книги Н.Н. Соболева «Русская народная резьба по дереву», Москва, Academia, 1934 г. Стр. 156.
Каждый, кому случалось бывать в г. Шенкурске, без сомнения, с любопытством и не без удовольствия останавливал свой взор на величественном деревянном соборе во имя архистратига Михаила — этом лучшем украшении маленькаго городка. Храм этот, стоя на высоком правом берегу Ваги, бывает виден за 12 в. от Шенкурска (по московскому тракту), — и в солнечный летний день блестя своими девятью главами (обложенными английской жестью) и обрисовываясь на ясной синеве неба готическими стрельчатыми полукуполами (устроенными над главным алтарем и приделами), привлекает взоры зрителя своей красотою и величием. Но помимо своего внешняго вида, храм этот, в глазах любителя старины, приобретает особенную цену, как один из древнейших деревянных храмов в нашей епархии, как обращик нашей церковной архитектуры XVII и даже конца XVI века. Поэтому считаем нелишним ознакомить любителей старины и местных святынь с некоторыми данными, касающимися истории этого храма.Основание церквей в г. Шенкурске, или Шенгкурье, восходит к XIV и даже XIII веку, хотя для такого заключения и не имеется прямых письменных данных.
В начале XIV в. Шенгкурье называется погостом [Купчая двинск. воеводы Вас. Матф. Своеземцева 1315 г.], а в конце этого века приобретает название великаго важскаго погоста [Устюжск. летоп. под 1389 г.], становясь, очевидно, административным центром всей важской области. С 1398 г. существовал уже здесь важский софийский двор, в котором жил владычний волостель, управлявший всеми имениями по Ваге, данными новгородским вечем на содержание Св. Софии. Вероятно, в это время были уже в Шенгкурье и св. храмы. Точныя указания о времени построения здесь церквей не восходят далее XVI века. В 1582 году, по грамоте Александра, Преосвященнаго Архиепископа Великаго Новгорода, Великих Лук и всего поморья, воздвигнута была в Шенкурске соборная деревянная церковь, во имя архистратига Божия Михаила и прочих безплотных сил, с тремя приделами: 1) Нерукотвореннаго Образа Господа Нашего И. Христа, 2) иконы Пресвятыя Богородицы, нарицаемой Казанской и 3) Алексея, человека Божия.
Первые два придела находились наравне с главным алтарем, — один с южной, другой с северной стороны; третий придел был устроен на западной стороне храма, вверху, или, как сказано в летописи, на палатях. Церковь эта, высотою в 35 саж., была построена близ реки Ваги, на возвышенном месте, известном доселе у жителей под названием городища. Корпус храма устроен был крестообразно на восемь граней, и на верху его осмерик оканчивался широким шатром с осьмиконечным в сиянии крестом. Вокруг всего храма, по высоким папертям, устроен был пространный обход или предхрамие, к коему вели три высокия крыльца. В 1603 г. около храма срублен деревянный острог с четырьмя воротами и десятью башнями, из коих на западной повешены колокола и устроены боевые часы, а над главными воротами с внешней стороны поставлен нерукотворенный образ Спасителя. В дозорных книгах писца Якова Мих. Баборыкина (1620 г.) сказано, что церковь арх. Михаила и вся в ней утварь заведены были миром, т. е. иждивением всех важских жителей; а в писцовых книгах (1675 г.) стольника Кирилла Яковлева находится подробный инвентарь принадлежностей храма, с приличным описанием их. По данным этого последняго документа можно заключить, что храм этот был прилично украшен и снабжен довольно богатой утварью. Так, все местные образа в нем с серебряными золочеными венцами были обложены по полям серебром золоченым, басманным (тисненым); в главном алтаре царския двери обиты медью золоченою; священные сосуды и кадила серебряные; три Евангелия с серебряными золочеными евангелистами и два кипарисных креста, обложенные также золоченым серебром; среди храма 6 паникадил медных, а пред местными иконами 8 свеч восковых, подставных (в виде колонн), росписанных золотом и краскою; священныя одежды атласныя и камчатыя и до 40 томов богослужебных книг.
Не долго существовал этот храм. Спустя 93 года после основания, в 1675 г. он сгорел от молнии. Поэтому старанием важскаго воеводы, стольника Григория Филимоновича Нарышкина, по грамоте Корнилия, Митрополита Великаго Новгорода, в том же 1675 году заложен на прежнем месте новый, ныне существующий, деревянный храм арханг. Михаила с теми же приделами. Лесу употреблено на постройку 5000 дерев 10-аршинных по 20 коп. на 1000 рубл.; досок 2000 по 10 коп. — на 200 руб.; железа на 25 руб.; подрядчику и работникам выдано деньгами 250 руб., до 100 четвертей хлеба на 25 рублей. Таким образом вся постройка обошлась в 1500 рублей.
Новый храм, подобно прежнему, построен крестообразно, в длину и ширину на 9 саженях, высотою в 20 сажен; с трех сторон корпуса были устроены предхрамия или паперти с 5 дверями и 4 высокими крыльцами. Над приделами и главным алтарем, вместо фронтонов, устроены бочкообразные полукуполы, украшенные внутри св. иконами; корпус храма и приделы увенчаны 9 главами, крытыми лемехом. Храм освещался только немногими узкими волоковыми окнами. Иконостас устроен в 6 ярусов или ставов. В 1-м ставе — местныя иконы, большею частию уцелевшия от пожара прежняго храма; во 2 — двунадесятые праздники; потом апостолы; выше их пророки; над ними праотцы и на самом верху Херувимы и Серафимы с изображением в средине Господа Саваофа. Между пятым и шестым ярусами, во всю ширину иконостаса, сделана была по белому полю надпись вязью (в 4 1|2 вершка) с обозначением времени построения храма и имен царствовавшаго Государя и святителя, по благословению коего освящен храм.
Постройка храма окончена в 1681 году, и главный алтарь архистр. Михаила освящен в том же году, 7 ноября, при стольнике, воеводе Каллинике Григ. Благово. Придел Нерукотвореннаго Образа освящен 2-го Мая того же года [Год начинался тогда с Сентября]; а придел Казанской иконы Божией Матери 22 Октября 1687 г., по благословению Афанасия, перваго архиепископа Холмогорскаго и важескаго; время освящения третьяго придела неизвестно.
Устройству и благолепию этого храма весьма много содействовали важские воеводы: думный дворянин Караулов, стольники: Нарышкин, Благово, Измайлов, Леонтьев, Собакин, Кикин, князь Мышецкий, Скуратов, и особенно князья Петр Иванович и Федор Яковлевич Вяземские [Соборный Синодик]. Подражая благочестию воевод, и прочие жители города также содействовали, по мере сил своих, к украшению своего храма. Так в 1688 году, важской приказной избы подъячий Иван Тарутин устроил для главнаго алтаря золоченыя искусной резьбы царския врата, довольно ценныя по тогдашнему времени [Эти царския двери сохранились и до сих пор; надпись на дощечке, прибитой к внутренней, алтарной стороне иконостаса, указывает на время их устроения и имя жертвователя].
По истечении 100 лет со времени основания, храм арханг. Михаила значительно обветшал. Поэтому в 1778 году правитель архангелогородской дворцовой конторы, заведывавший крестьянами шенкурскаго уезда, Надвор. сов. Абрам Ив. Ушаков собрал в дворцовых волостях, на возобновление храма, добровольных даяний до 500 рублей. На эти деньги, вокруг всей церкви, сделан обруб и земельная насыпь, крыша перекрыта новым тесом, а главы лемехом; расширены окна (кроме придельных алтарей); устроены новые столярные иконостасы с резьбою и позолотою и поновлена большая часть икон. При переделке иконостаса уничтожена бывшая вверху его летопись и вместо ея на колоннах, соединяющих иконостас главного храма с придельными, изображены два ангела, держащие свитки с следующими надписями. На левой стороне от входа: «Во имя Пресвятыя Троицы Отца и Сына и Св. Духа. Построена сея деревянная церковь собора Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил безплотных в Шенкурском посаде; и освящена бысть в лето миробытия ЗРП (7189); а от воплощения Господа нашего Иисуса Христа в АХПА (1681) месяца Ноемврия в З (7) день на память св. мученик ЛГ (33), иже в Мелетине, в державство Благовернаго Государя царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя россии самодержца, при святейшем патриархе Кир Иоакиме Московском и всея россии, по благословению Корнилия, Митрополита великаго Новаграда и великих Лук, а святыя иконы в церковь сию написаны в лето от рожд. Хр. АХЧ (1690), в державство Благоверных Государей Царей и великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя россии Самодержцев, при нем же святейшем патриархе, по благословению Преосвященнейшаго Афанасия, Архиепископа Холмогорскаго и важскаго, тщанием бывшаго здесь стольника и воеводы Александра Петровича Скуратова». На правой стороне: «в сей же соборной Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил церкве освящены бысть приделы, первой во имя Нерукотвореннаго Образа Господа Нашего И. Христа, а второй Пресвятыя Владычицы Богородицы честнаго Ея образа нарицаемыя Казанския в тоже ЗРП (7189) лето в Мае месяце; а святый Спасов Образ в местные написан в лето миробытия ЗЧ (7099), а от Рождества Христова АФЧА (1591), образ же Казанския Богородицы когда писан, неизвестен: но ныне в оном соборе все святыя образа возобновлены и иконостас поставлен, а в приделах и царские двери с иконостасом же сделаны как и сверх онаго до потолка на полотне святыя иконы изображены: в лето от рождества Христова АПсОН (1778) в державство Благочестивейшия Самодержавнейшия великия Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, Самодержицы всероссийския и при Наследнике Ея Благоверном Государе Цесаревиче и великом князе Павле Петровиче и супруге Его Благоверной Государыне и великой княгине Марии Феодоровне и благоверном Государе и великом князе Александре Павловиче и Преосвященном Вениамине епископе Архангелогородском и Колмогорском, тщанием пребывающих в здешних Ея Императорскаго Величества вотчинах доброхотных дателей». — Надписи эти сохранились до сих пор и заслуживают внимания по заключающимся в них данным касательно истории храма и времени написания св. икон.Вероятно, вскоре после этой поправки собора, третий придел во имя Алексея Человека Божия был перенесен в устроенную вновь каменную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. По крайней мере освящение его на новом месте было совершено протоиереем Иоанном Розовым 9 Ноября 1802 г.В 1805 г. храм арханг. Михаила опять был поновлен и поправлен усердием Шенкурскаго купца Ивана Подосенова. При этом вовсе были уничтожены бывшия с трех сторон паперти и крыльца, и вместо них пристроена с западной стороны одна небольшая паперть в новейшем виде, чем и нарушено единство древней архитектуры этого храма.
К началу 60-х г.г. храм пришел в крайнюю ветхость: в крыше стала обозначаться течь; лемех, покрывавший главы и полукуполы, значительно выветрился и местами порос мохом; кресты подгнили и покривились; самый корпус храма значительно осел с южной стороны и покривился на бок. Являлась необходимость в капитальном исправлении. На поправку собора потребовалась порядочная сумма — около 5000 рублей. Где взять такия деньги? Обратились к сбору пожертвований. В этом деле особенно потрудились: соборный староста Григорий Степ. Алапов и купеческая дочь, девица Татьяна Тимоф. Давыдова (ныне монахиня Шенкурскаго монастыря Таисия). Девица Давыдова в течение 9 1/2 лет занималась сбором пожертвований на поправку собора и за это время успела собрать до 3000 руб. Остальныя деньги собрал староста Алапов. На эти деньги и произведена была поправка собора в 1863-7 г.г. Покривившийся корпус храма был несколько опущен с северной стороны и таким способом выпрямлен; при этом был подведен фундамент из булыжника; стены снаружи и внутри обшиты тесом и покрашены; крыша покрыта железом; главы и кресты обиты английской жестью; окна значительно расширены и частию прорублены вновь; устроено крыльцо с западной стороны с двумя боковыми под тесовым навесом, лестницами; на фронтонах над придельными и главным алтарем сделаны изображения храмовых икон: Нерукотвореннаго образа, Архангела Михаила и Казанской иконы Божией Матери. Обшивка и покраска сделаны настолько хорошо и прочно, что, при беглом взгляде снаружи, храм выглядит почти новым, по крайней мере значительно моложе своего настоящаго возраста. В настоящем своем виде храм Архангела Михаила потерял, быть может, в некоторых частностях, единство древней архитектуры, — такова уж по большой части судьба деревянных храмов, — но за то весьма много выиграл в прочности и не смотря на свои 208 лет, долго еще способен противостоять стихийным влияниям и служить святыней и украшением города.
Богослужение в этом храме отправляется в престольные праздники и в течение лета. Из достопримечательностей собора обращают на себя внимание по своей древности: 1) Нерукотворенный образ Господа Нашего И. Христа; 2) Св. иконы в иконостасе; 3) царския двери в главном алтаре и 4) паникадила в приделах. Икона Нерукотвореннаго образа написана почти за 300 лет, как видно из существующей на ней надписи: «написан сей Спасов образ в лето 7099 повелением раба божия Иакова Андреева, а поновлен в лето 7225, от воплощения Слова Божия 1717 месяца Августа». Иконы в иконостасе, как видно из приведенной выше надписи, написаны почти за 200 лет и поновлены в 1778 году. Царския двери в главном алтаре существуют уже 200 лет. Относящаяся сюда надпись следующая: «сию царскую дверь поставил в 1688 году Шенкурскаго посада житель, приказныя избы подъячий Иван Тимофеев сын Турутин в вечное положение и поминовение по своей душе и своих родителей». Заслуживают также внимания сделанныя в 1778 году изображения на холсте над местными иконами в придельных иконостасах. В приделе Нерукотвореннаго образа изображены: в самом верху — Господь Саваоф, в средине — Воскресение Христово, по сторонам его — снятие с креста и положение во гроб тела Иисусова; внизу И. Христос подает убрус посланным от Авгаря, князя эдесскаго, и: Авгарь принимает убрус из рук своих послов. В приделе Казанской иконы Божией Матери: вверху изображен Дух Св. в виде голубя, в средине — коронование Божией Матери, по сторонам — встреча Пр. Девы Марии Елизаветою и: Божия Матерь питает млеком младенца Иисуса; внизу — бегство св. семейства в Египет и пребывание там.
В 1882 году храму арханг. Михаила угрожала не малая опасность от случившагося на 26 июля сильнаго пожара (выгорела лучшая часть города — домов около 20). К счастию не было ветра, и к вечеру следующаго дня пожар ослабел и унялся. Однако по обгоревшей деревянной ограде и почерневшим стенам главнаго алтаря легко можно было заключить, сколь велика была опасность. Надобно было видеть, с какою заботливостью, с каким боязливым и напряженным вниманием следили сбежавшиеся из соседних деревень крестьяне (прихожане собора) за исходом пожара; многие забрались уже на крышу, некоторые разбирали ограду. Но опасность миновала. Не менее серьезная и более постоянная опасность грозит собору со стороны реки Ваги, которая, ударяясь в городской берег, значительно подмывает и обрывает его. Надобно серьезно подумать об укреплении берега, а то в недалеком будущем придется, пожалуй, переносить соборные храмы на другое место. И. М.
Архангельские епархиальные ведомости, 1888 г., №15-18, ч. неофиц., с.148-157.