Троицкий
собор, заложен 12 мая 1896 года, освящён 26 ноября 1908 года. Два придела: Шестаковской
иконы Божией Матери и Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича Владимирского
«… Но все внимание сперва поглощает могучий останец собора Богоматери Шестаковской обители. Мощь звучит во всем: подпружные арки выполнены в шесть рядов кирпича, опорные столбы — в десять.
Но когда же строился собор Шестаковской Божьей Матери? Окна светового барабана, люкарны, мощный полет арок, ряд кокошников, опоясывающих постамент барабана, — как все это согласовалось в облике здания?
Фотографии собора в его прежнем облике заинтересуют. Роскошный храм с первого взгляда легко принять за двойника знаменитого Воскресенского собора города Тутаева (Романово-Борисоглебска). Но это не так. Массивные пятиглавия этих двух храмов и конструктивно и силуэтно не тождественны. А вот галереи, паперти, крыльцы — очень похожи. Та же масштабность, тот же самый размах постройки, то же узорочье стен, та же характерная планировка с галереями вокруг центрального куба и шатровыми крыльцами на ползучих арках. Возможно, строители вдохновлялись образом древнего собора. Такую мысль поддерживает и большое сходство деталей: знакомые «столбы» по углам, пучки полуколонок, оживленных дыньками и поясками, ширинки- кессоны с изразцами, богатый и сложный карниз — все это напоминает Воскресенский собор, стены которого воспринимаются коврами пышной выкладки.
Женский Шёлдомежско-Шестаковский монастырь, появившийся в 70-е годы прошлого века, был узаконен лишь в 1887 году, а его собор строился на грани XIX—XX веков, во времена увлечения архитектурным наследством средневековой Руси. Русские и византийские мотивы в облике верхневолжских памятников хорошо известны. Но, думается, ситские постройки несколько отличаются от других. Так, Богоявленский собор Углича повторяет древние строительные приемы с холодноватой монотонностью, Казанский собор Данилова способен утомить безудержным использование всех деталей, известных средневековой строительной традиции, мастера вжимали, втискивали, впрессовывали их в объем постройки. Не так на Сити. Очень далеки от Андреевского собора в Кронштадте, Богоявленского в Угличе, Казанского в Данилове, собора Ольгина монастыря в Волговерховье и храм Покрова в Божонке, и собор Шёлдомежи. Если в храме Покрова в Божонке повторение древних форм было очень строгим и явно нарочитым, то в Шёлдомежи повторение строительных уроков XVII века — почтительное и увлеченное. Оба сельских храма примечательны желанием их создателей как можно более добросовестно и честно выразить по-новому старую образную идею. Думается, удача им сопутствовала, а собор в Шёлдомежи радостен и светел и хорошо говорит об умении сочетать громадность масштабов с изощренностью и теплотой узорочья.
Собор Божьей Матери Шестаковской виден почти из любой точки Болотеи. Его роль в окружающем пейзаже — редкостная…»
Отрывок из книги В.А. Гречухина «По реке Сить», Москва, издательство «Искусство», 1990 г., стр. 40-42.
12 мая 1896 года на территории обители был заложен собор с приделами во имя Шестоковской иконы Божией Матери и Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, погибшего неподалеку отсюда в ходе Ситской битвы. Главный придел обустраивали в честь Святой Живоначальной Троицы. Храм строили 12 лет большими трудами, булыжник для фундамента привозили за сотни километров, известь – за пятьдесят. Наверное, построили бы раньше, но июльской ночью 1900 года случился пожар, который уничтожил почти все деревянные строения обители: 30 хозяйственных построек, иконописную мастерскую, мукомольную и ветряную мельницу, больницу. Уцелела только школа. В тот год в монастыре проживало 210 сестёр, которые под руководством игуменьи Леониды вскоре всё восстановили.
В 1906 году указом Святейшего Синода Шестоковская женская община была переименована в монастырь в честь Чудотворной Шестоковской иконы Божией Матери. А через два года Троицкий собор был освящён. Внутри он был отштукатурен, имел четыре печи. Иконостас для всех трёх алтарей делали Петербургские мастера, иконы писали сёстры обители, украшали храмовые образа серебряно-вызолоченными ризами, бирюзой и дорогими камнями.
После революции 1917-го обитель была разграблена. В 1920-х годах большевики устроили здесь женскую сельскохозяйственную артель, в 1932 году храмовый ансамбль монастыря был передан районному штабу ПВО. После Второй мировой войны здесь оборудовали зерносклад, а затем и вовсе бросили. Остались разграбленные храмы без присмотра.
Остов уничтоженного Троицкого собора напоминает шлем русского воина. А рядом – обезглавленный Воскресенский храм, в котором провалилась кровля, рушатся промокшие стены. Но ещё виден храмовый ансамбль монастыря почти из любой точки Верхней Сити. Как напоминание о варварстве и беспамятстве страны, пережившей революцию. Как рассказал Дмитрий Коновалов, заместитель председателя Общественного совета «Мологский край», член Президиума ВООПИиК Ярославской области, в этом году предстоит вывезти горы мусора, а затем здесь будет установлен православный крест. Есть задумка всем миром выстроить часовню, в которой начнутся богослужения.
Автор: Марина Морозова; http://yarcenter.ru/articles/religion/orthodoxy/molitva-nad-sheldomezhem-50054/
Весной 1895 года монахиня Леонида обратилась с прошением к Владыке Савве о разрешении на постройку храма. Владыка благословил. Вскоре после архипастырского благословения монахиня имела возможность получить благословение на построение храма от всеми почитаемого о. Иоанна Кронштадтского, который, вручив м. Леониде 20 рублей, сказал: «Вот тебе от меня первая жертва на храм, строй храм новенький, а старый не трогай (сначала был проект расширить приходской храм), чтобы не обездолить тебе священнослужителей. Так началось с благословения святительского и с благословения великого Светильника земли русской дело построения соборного храма.
В 1896 г. 12 мая была совершена закладка сего храма во имя Живоначальной Пресвятой Троицы, с приделами во имя Шестаковской Божией Матери и Святого Благоверного Великого Князя Георгия Всеволодовича. Громадная постройка с бесконечными расходами легла на плечи настоятельницы м. Леониды. Нужен был для бута булыжник, большие камни для цоколя. Пришлось камень добывать верст за сто, известь приходилось привозить также издалека. С кирпичом повезло больше. Кирпичный завод построили в 5-ти верстах от обители, на земле, принадлежащей ей. Милосердием Богоматери через 12 лет храм был сооружен. Это случилось бы и раньше, если бы не пожар в ночь с 8 июля 1900 года, когда вся община была уничтожена пожаром. Сгорели почти все строения, уцелело лишь школьное здание. Отстроенный храм был внутри отштукатурен, имел 2 калориферных печи и 2 печи в среднем алтаре. Иконостас для всех 3-х алтарей Петербургской работы, иконы главного алтаря также, а придельный иконостас написан сестрами обители, в основном певчими.
Достопримечательностями храма являлись: 1. Икона Шестаковской Божией Матери — копия с чудотворной иконы, имеющей свое пребывание в храме с. Шелтомежи (написана Петербургским художником). На ней — серебряно-вызолоченная риза стоимостью 1000 руб, на средства кн. В.В. Волконского (Петербург). 2. Икона Успения Божией Матери — написанная бежецким живописцем Н.Г. Яковлевым. 3. Икона Владимирской Божией Матери, пожертвованная Петербургской благодетельницей А.А. Ветошкиной. 4. Иконы Божией Матери «Споручницы грешных» в серебряно-вызолоченной ризе, обсыпанная бирюзой и дорогими камнями, стоимостью около 500 рублей, пожертвованная купчихой А.А. Ветошкиной. Кроме Святых икон, храм обогащен частицей Святых мощей Благоверной княгини Анны Кашинской.
В 1906 г. 17 декабря Шестаковская обитель праздновала освящение своего соборного храма. Совершил его Архиепископ Тверской и Кашинский Алексий. 26 ноября 1908 г. обитель праздновала освящение второго придела в соборном храме в честь Шестаковской Божией Матери, совершимое Владыкой Алексием. Таковы были дивные пути промысла Божия в судьбе Шестаковской обители, превратившейся через 20 лет из общины. В 1930-е годы монастырь разрушили. Собор был практически уничтожен, от него остался только гигантский купол на четырех столбах.
http://hram-tver.ru/kashinrn/heldomejtroizkkashin.html