Адольф Иосифович Шарлемань (Шарлемань-Боде, Боде-Шарлемань; 8 (20) декабря 1826, Санкт-Петербург, Российская империя — 31 января (13 февраля) 1901, Санкт-Петербург, Российская империя) — батальный, исторический и жанровый живописец, академик; автор самого известного в России рисунка игральных карт (так называемой атласной колоды), сценограф. Автор формы придворных арапов.
Родился в 1826 году в Санкт-Петербурге в семье архитектора, внук приехавшего из Руана в Россию во времена Екатерины II французского скульптора Жана-Батиста Боде-Шарлеманя.
Общее образование Шарлемань получил в училище при петербургской лютеранской церкви святого Петра. С 1848 года обучался в Академии художеств, в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Федора Антоновича Бруни, а потом батальной в классе профессора Богдана Павловича Виллевальде.
Во время обучения в Академии Шарлемань получил: в 1852 году малую серебряную медаль за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе», в 1853 большую серебряную медаль за картину «Подвиг рядового-карабинера лейб-гвардии Конного полка Гаврилова в битве под Аустерлицем», в 1854 году малую золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 года».
Большую золотую медаль за написанную по академической программе картину «Фельдмаршал Суворов на вершине Сен-Готарда» (Гатчинский дворцово-парковый музей-заповедник) Шарлемань получил в 1855 году.
Шарлемань отправился в Мюнхен, где написал картины: «Торжественная встреча фельдмаршала Суворова в Милане в апреле 1799 года», «Петр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии в деревне Эльм кантона Гларус». За эти произведения Шарлемань был удостоен в 1859 году звания академика. Затем он совершил поездку в Париж, где изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам, посетил Штутгарт и некоторые другие города Германии.
Затем он совершил поездку в Париж, где изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по его версальским образцам, посетил Штутгарт и некоторые другие города Германии и возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году.
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные и другие образа для католических церквей при пажеском корпусе и кладбищенской на Выборгской стороне; затем им были написаны плафоны и стенные панно для домов князя Мещерского в Москве и А. Полежаева в Санкт-Петербурге.
В 1867 году Шарлемань представил на академической выставке картину «Екатерина II в мастерской Фальконе», за которую позже получил звание профессора. Работа художника была приобретена императрицей Марией Александровной Романовой, вследствие этого положение Шарлеманя в петербургских общественных и художественных кругах упрочилось.
С 1871 года Шарлемань служил художником при экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские позже упразднённого главного интендантского управления при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего для альбомов императора Александра II.
Художник сделал успешную карьеру, в 1873 году был удостоен звания и должности придворного живописца. Но прославился художник ни этим! И даже не тем, что участвовал в разработке большого герба Империи, превратив рыхлую композицию государственного герба в округлый и компактный геральдический шедевр и развернув щитодержателей-архангелов (прежде глядевших в разные стороны, навстречу друг другу: святой архистратиг Михаил получился почти в профиль, а архангел Гавриил – в три четверти)! А тем — о чем мечтает каждый художник: чтобы его произведения знали в каждом доме! Атласными картами.
Скончался живописец в 1901 году в Санкт-Петербурге и был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище.