Шанхай. Собор иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Бывший Кафедральный собор иконы Божией Матери «Споручница Грешных», г. Шанхай. Расположен на улице Синьлэ, район Сюйхуй (раньше Rue Paul Henry, французская концессия). Сама идея строить кафедральный собор здесь появилась раньше 1929 года. К концу 1934 г., во время прибытия из Сербии только что рукоположенного епископа Иоанна (Максимовича) Шанхайского, он же наблюдал и за окончанием стройки, кафедральний собор был посвящен иконе Божией Матери «Споручница грешных». В церкви до недавнего времени был размещен ресторан «The Dome» (Купол). Но в октябре 2005 г. было установлено, что там его уже нет.
 http://www.orthodox.cn

Кафедральный собор во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Шанхае, построенный по проекту архитектора Я.Л. Лихоноса, является самым величественным сооружением из всех русских православных церквей в Китае, его вместимость составляет две с половиной тысячи человек. Поверхности стен с немногочисленными деталями придают храму суровый облик.
Информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке»

Храм в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» был кафедральным собором Шанхайской епархии. Возведён по проекту архитектора Я.Л. Лихоноса в 1935 г. Является самым крупным православным храмом страны, его стены вмещали более 2500 человек, на хорах могли разместиться около 300 певчих. Высота собора составляет 35 метров, украшен пятью куполами и стенами кремлевского стиля.
Архиепископ Шанхайский Симон (Виноградов) в 1928 году впервые обратился к русским православным верующим с призывом собрать деньги для постройки большого православного храма в Шанхае. Несмотря на широкий энтузиазм прихожан, денег удалось собрать крайне мало: благосостояние русских эмигрантов оставляло желать лучшего. Тем не менее, сооружение Собора было постоянной мечтой владыки Симона. Вторично с призывом о сборе средств на православный храм он обратился в 1930 г. уже глубоко больным человеком. На этот раз был объявлен церковный заем – за каждые 10 долларов взноса было обещано 100 долларов возврата с годовым процентом 6%. Общая сумма займа составила 30.000 долларов. В феврале 1933 г. архиепископ Симон скончался. Претворением его мечты в жизнь занялся епископ Виктор (Святин). Благодаря его энергии и воле, сооружение храма было начато, несмотря на весьма скудные средства.
Закладка фундамента Кафедрального Собора «Пресвятой Богородицы Споручницы грешных» была совершена в мае 1933 г. На церемонии закладки Собора присутствовало более 1000 человек: общественные деятели русской эмиграции, члены французского муниципального Совета, руководители китайского города, много иностранцев. Основной план Собора был разработан покойным архиепископом Симоном. Внешний вид храма несколько напоминал разрушенный большевиками в Москве храм Христа Спасителя. Собор строился по проекту и чертежам российского архитектора и художника Я.Л. Лихоноса. Техническое наблюдение вел инженер Б.Ф. Зинзинов и его заместитель инженер Н.А. Белановский. По приезду в Шанхай епископа Иоанна, наблюдение за постройкой перешло к нему, а ввиду отсутствия инженера Н.А. Белановского на его место вступил инженер Ф.А. Захаров. Всеми делами постройки Собора ведал председатель Технического Совета владыка Иоанн и подчиненный ему Строительный Технический Совет, членами которого были исключительно русские эмигранты.
После Второй мировой войны и революции в Китае 1949 года значительная часть русских эмигрантов покинула Китай. В 1965 году, после смерти последнего православного архиерея Китайской Автономной Православной Церкви епископа Шанхайского Симеона (Ду), храм был закрыт властями. На протяжении более 20 лет использовался как склад. В притворе собора был устроен ресторан, в самом соборе разместилась биржа, позднее ресторан и ночной клуб.
В 2002 году Русский клуб в Шанхае при поддержке генерального консульства России организовал сбор подписей с просьбой о выселении увеселительных заведений из помещений двух русских храмов в Шанхае. Просьба соотечественников, поддержанная руководством Русской Православной Церкви и российского государства, была частично удовлетворена в июле 2004 года: из кафедрального собора был выведен ночной клуб, сам собор после реставрации (2007 г.) превращен в выставочный зал. Во время реставрации под слоем штукатурки были обнаружены фрески, считавшиеся утраченными. «Фрески хорошо сохранились под несколькими слоями штукатурки. Краски на них достаточно яркие. Отлично сохранилась роспись купола», сообщил 1 ноября 2007 года президент Православного братства всех китайских святых Митрофан Чин.
Кафедральный собор во имя иконы Богоматери «Споручница грешных» продолжает оставаться закрытым несмотря на проведённый недавно ремонт и неоднократные обращения общественности и официальных лиц. По согласованию с властями в храме совершаются разовые богослужения на арендной основе.
15 мая 2013 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в храме первую за полвека Божественную литургию.
https://drevo-info.ru/articles/15891.html

Храм заложен в мае 1933. Идея сооружения православной церкви на французской концессии Шанхая возникла у архимандрита Симона (Сергей Виноградов), в период, когда там стали селиться русские эмигранты. Он сам предложил план храма. Но претворить эту мечту пришлось епископу Виктору (начальнику Российской духовной миссии в Китае). Деятельное участие в возведении сооружения принял новый епископ шанхайский Иоанн (Максимович), ставший председателем технического совета. Авторы проекта арх. Б. И. Петров и архитектор-художник Я. Л. Лихонос. Строительно-техническое руководство осуществляли инженеры Н. А. Белановский, Б. Ф. Зинзинов, Ф. А. Захаров, П. П. Унтербергер, А. В. Куклин, Ю. А. Юрьев. По окончанию работ в 1936 они были награждены медалью Российской духовной миссии.
В. Д. Жиганов, составитель и издатель известного альбома «Русские в Шанхае», писал, что «внешностью храм несколько напоминает собою разрушенный большевиками в Москве храм Христа Спасителя», воспринимавшийся в свое время Храмом нации. Идея шанхайского собора заключалась в создании в русском зарубежье храма, олицетворяющего посредством известных знаковых форм возрожденную православную Россию. Нравственно-этическим смыслом было наполнено и посвящение храма Богоматери – символы безграничного милосердия, жертвы и заступничества.
Архитектор Я. Л. Лихонос явно проводит архитектурно-образные параллели и с санкт-петербургским храмом иконы Казанской Божьей Матери при подворье Пекинской православной миссии (епархиальный арх. А. П. Аплаксин, 1911–1913, не сохранилась), ориентированную на новгородские памятники XI–XIII веков. Значительный по размерам шанхайский храм, рассчитанный на 2 500 человек, архитектурно решен в неорусском стиле. Связь с историческими прототипами – памятниками древней новгородской архитектуры носит ассоциативный характер. Новые архитектурные черты проявились в композиционном контрасте крупных, лаконичных форм, циклопичности скульптурного объема и скупой обработке фасадов. Шлемовидные купола вызывают ассоциации со шлемами былинных витязей. Декоративные детали ограничиваются графичными аркадами поясов в подкарнизной части куполов. Выразительный силуэт, немногочисленные окна арочной и шелевидной формы подчеркивают первозданность фасадных плоскостей. Храм крупной градостроительной доминантой в структуре жилой застройки Шанхая.
В воспоминаниях о кафедральном соборе Божьей Матери звучало восхищение его величием и оригинальностью. После того как русские в основном покинули Шанхай, храм еще долгие годы выполнял утилитарные задачи местного населения.
В последнее время в нем произведены реставрационно-восстановительные работы, и он используется для проведения художественных выставок. Высказывается идея создать в нем постоянную экспозицию европейской культуры в Китае (сведения на май 2010).
http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1804821728.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?