Шанхай. Церковь Николая Чудотворца.

В декабре 1932 года было принято решение о строительстве в Шанхае Свято-Николаевского храма — памятника царю-мученику императору Николаю II и его августейшей семье. В марте 1934 года он был официально открыт и стал одним из красивейших архитектурных сооружений в Шанхае. Девять его куполов, увенчанных позолоченными крестами, были видны из разных концов не только французской концессии, но и всего города. В мае 1933 года состоялась закладка кафедрального собора во имя иконы Божией Матери Споручница грешных. Храм своим видом напоминал храм Христа-Спасителя в Москве и представлял собой величественное сооружение высотой 35 метров, которое венчали пять куполов. Кроме того, собор был обнесен оградой, похожей на стены московского кремля.

По договору между СССР и Китаем, в 1956 году собственность РПЦ в Китае перешла правительству КНР. После чего богослужение в храме прекратилось.

В настоящее время в Свято-Николаевском храме расположился французский ресторан.

Информация с сайта www.wikimapia.org

Военно-приходская церковь свт. Николая Чудотворца, сооруженная и освященная в начале 1934 г. в Шанхае, стала первым храмом-памятником царю Николаю II в истории русского зарубежья. По воспоминаниям бывших русских шанхайцев после 1947 г. Свято-Николаевская церковь стала считаться советской, а после отъезда русских была закрыта китайскими властями и использовалась под склад. Все иконы и церковная утварь были уничтожены. Сейчас здание бывшей Свято-Николаевской церкви тесно окружено современной застройкой, не имеет крестов, несколько изменило свой внешний облик, в киоте на фронтоне колокольни – портрет Мао Цзэдуна, и используется под французский ресторан. Интерьер храма претерпел значительные изменения: появились межэтажное перекрытие, новые росписи со светскими сюжетами. Но сохранились частично прежняя стенопись, мозаичное изображение Пантократора, паникадило и цветные витражи. Сооружение охраняется Шанхайским муниципалитетом как памятник архитектуры.
Сведения об авторе проекта шанхайского храма, который современники считали шедевром современного церковного искусства – архитекторе Александре Ивановиче Яроне фрагментарны и относятся исключительно к российскому периоду. Знаем мы о нем весьма немного. Напротив, в Русском Зарубежье Ярона знали очень хорошо, о чем говорит публикация в сан-францисской газете «Русская жизнь» к 25-летию со дня смерти архитектора.
В Шанхай А. И.Ярон (1874, Санкт-Петербург – 1935, Шанхай) прибыл из Владивостока в 1922 г. Со страниц альманаха “Врата” предстает одаренная и энергичная личность, выделяющаяся своей исключительностью не только в среде русского Шанхая, но и во всей русской эмиграции Дальнего Востока. Он был организатором и председателем первого в Шанхае литературно-художественного объединения “Аполлон”, одним из инициаторов и лектором местного Технического Центра. Профессия архитектора оказалась востребованной в Шанхае: Ярон открыл собственную мастерскую, построил много крупных общественных сооружений, ставших достопримечательностями города, доминантами в городском ландшафте.
Свято-Николаевская церковь служивших в российской армии и флоте памяти царя-мученика Николая II и его августейшей семьи была ключевой в творческой судьбе А. И. Ярона, несравнимо более значимой в духовном смысле, чем все остальное. Храм, завершенный почти за год до смерти архитектора, был поистине любимым детищем его создателя, вложившего в свое последнее творение всю душу и талант. Будучи одним из главных вдохновителей создания храма, он безвозмездно разработал эскизный проект, выполнил рабочие чертежи и возглавил строительство, оплачивая из собственных средств работу всего технического состава.
Идея о сооружении в центре французской концессии Шанхая православного храма-памятника принадлежит генерал-лейтенанту Ф.Л.Глебову. Текст выпущенного в 1932 г. обращения с призывом вносить свою лепту в «возвышенное дело» содержит и смысл особого посвящения храма-памятника: “…созданный нами здесь, на чужбине, храм-памятник достигнет всей полноты своего значения, будет и памятником великого русского несчастья, памятником наших страданий, нашей тоски по Родине, нашего сердечного раскаяния в содеянных грехах, веры в Бога и в воскресение святой Руси”.
Вместе с обращением распространялся отпечаток графического листа с перспективным изображением храма, подписанного автором и датированного 25 ноября 1932 г. Остальной проектно-сметной документации не обнаружено, как и фотоснимка общего вида сооружения, сделанного во второй половине 1930-х гг. и позже. Закладку храма-памятника 18 декабря 1932 г. журнал “Рубеж” прокомментировал как “исключительное в истории Шанхая русское православное торжество”.
Новые веяния в искусстве России в конце XIX – начале ХХ века соотносились в первую очередь с неорусским стилем – национально-романтической версией модерна. Это яркое направление, особенно активно проявившееся в религиозном искусстве – культовом зодчестве, церковной живописи, музыке, продолжило свое бытие за пределами России. Шанхайский храм-памятник, возведенный через полтора десятка лет после “смерти” неорусского стиля в России, творчески развивал его эстетику.
Архитектура храма стоит в одном ряду со многими известными в России храмовыми сооружениями начала ХХ в. в нерусской стилистике, но особенно явно перекликается с одним менее известным конкурсным проектом часовни-памятника в честь 300-летия Дома Романовых в Каменец-Подольске (арх. Д. А. Васильев и М. А. Адамович. Не реализован), будучи при этом оригинальным сооружением.
Оригинальное конструктивное решение с открытым внутрь шатрообразным пространством усиливает в интерьере впечатление устремленности ввысь. Интерьер храма-памятника был тщательно продуман и высокопрофессионально исполнен ведущими мастерами живописи Шанхая. Ярон разработал проекты иконостаса, киотов-памятников, эскизы паникадил, изразцов, мозаичного орнамента плит пола, витражей, дверей, аналоев, подсвечников и т.д. – все в древнерусском стиле. Мозаичное изображение Пантократора в своде центрального купола, иконы по двум сторонам царских врат были также его работы.
Многообразие художественной отделки интерьера: величественные образы святых, лепной декор, изразцы, блеск гравировки и филиграни иконных риз – не разрушало эстетику условности внутреннего пространства храма, воплощавшего современным языком форм заветы аскетичной духовности русской православной церкви. Чудесная красота храма не была подавляющей, а была уютной и теплой. Символичным, как и каждая деталь в этом храме, было цветовое решение куполов: центральный – покрыт мозаикой сине-бирюзового цвета, четыре малых купола темно-синего цвета с золотыми звездами, купол колокольни трех цветов Дома Романовых: белого, оранжевого и черного.
Автор заметки по истории возведения храма писал в 1936 г.: “… как много говорит русскому сердцу это святое сооружение-памятник страданий, перенесенных Русским народом за время революции, символом которых нам являются мучения и смерть Царя Мученика и Его Августейшей Семьи”. Таким образом, содержание храма-памятника Николаю II в сознании его современников расширено до памятника страданиям всего русского народа, постигших его во времена исторической беды, которая стряслась с Россией.
На сегодняшний день можно констатировать незавидное, даже убогое, положение некогда высоко почитаемого русской колонией Шанхая Свято-Николаевского храма-памятника. Включение его в научный оборот явится первым шагом в разрушении пелены незаслуженного забвения замечательного памятника духовно-общественной мысли и созидательной деятельности российской эмиграции на Дальнем Востоке.
С. Левошко. Источник: информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке»

Закладка военно-приходской церкви Свт. Николая Чудотворца в память Николая II в Шанхае состоялась 18 декабря 1932. Это был первый эмигрантский храм в Шанхае. На строительство потребовалось всего 15 месяцев, и 31 марта 1934 храм был освящен. Идея сооружения храма-памятника принадлежала генерал-лейтенанту Ф. Л. Глебову, возглавившему строительный комитет. В сборе пожертвований на строительство храма участвовали как русские эмигранты, так и иностранцы, жившие в Шанхае.
Автором проекта являлся военный инженер и архитектор А. И. Ярон. Церковь построена в неорусском стиле. Композиция и стилистика храма основаны на интерпретации нескольких прототипов, уже ставших традиционными для практики неорусского стиля: древнерусских образцов новгородско-псковской архитектуры XIV–XV вв., а также московской XVI в. Прототип прочитывается ассоциативно, ярко выражена принципиальная установка на вертикализм композиции и башнеобразность силуэта. Образ храма-памятника не суров, его скульптурно-пластичный объем изящен, эмоционально светел и жизнеутверждающ.
Центричный объем состоит из четверика, трехкратно повторяющихся восьмериков, постепенно сужающихся в диаметре и уменьшающихся по высоте, выделенных в самостоятельные объемы прямоугольных притворов со всех сторон, и колокольни. Оригинальное конструктивное решение с открытым внутрь шатрообразным пространством усиливает в интерьере впечатление устремленности ввысь. Бесстолпную схему перекрытия обеспечили оригинальные железобетонные конструкции, разработанные Яроном.
Интерьер храма-памятника был тщательно продуман и высокопрофессионально исполнен. А. И. Ярон сам разработал проекты иконостаса (образ православного города с пятью куполами), киотов-памятников, эскизы паникадил, лепного орнамента, изразцов, мозаичного орнамента пола, прорисовал витражи, двери, ручки, аналои, подсвечники и т.д. – все в древнерусском стиле.
В формировании художественного пространства храма участвовали ведущие русские художники Шанхая. Двенадцать апостолов в простенках между окнами барабана исполнены художником В. А. Засыпкиным. Ниже, в четырех парусах расположены евангелисты в медальонах работы М. А. Кичигина. А. Н. Харитонов расписал иконами и растительным орнаментом аркады, отделяющие приделы. Двунадесятые праздники верхнего яруса иконостаса работы иконописца А. С. Березина.
Справа от иконостаса в правом приделе была создана большая икона Николая Чудотворца, образ которого окружали с двух сторон архангелы Гавриил и Михаил, последний своим пылающим мечом охранял боевые цвета артиллерийских дивизий, находившихся некогда под командованием великих князей Михаила Павловича, Михаила Николаевича и Сергея Михайловича.
Многообразие художественной отделки интерьера не разрушало эстетику условности и декоративизма внутреннего пространства храма, воплощавшего современным языком форм заветы аскетичной духовности русской православной церкви.
Символичным было цветовое решение экстерьера: центральный купол покрыт мозаикой сине-бирюзового цвета, четыре малых купола темно-синего цвета с золотыми звездами. Купол колокольни — трех цветов Дома Романовых: белого, оранжевого и черного. Уникальной была и наружная отделка. Для стен использовался высококачественный облицовочный камень цвета слоновой кости, для деталей – камень серого цвета. Между лопатками четверика – изразцы, в окнах – цветные витражи. На фасаде храма на русском, английском, французском языках большая мраморная доска: «Храм-Памятник Царю Мученику Императору Николаю II-му».
Церковь стала первым храмом-памятником Николаю II и его семье в истории Русского зарубежья. По воспоминаниям бывших русских шанхайцев, после 1947 Свято-Николаевская церковь стала считаться советской, а после отъезда русских была закрыта китайскими властями и использовалась под склад. Все иконы и церковная утварь были уничтожены.
Сейчас храм тесно окружен современной застройкой. Утрачены четыре из девяти куполов. Оставшиеся пять куполов без крестов изменены по форме и цвету, что свидетельствует о проводившейся реконструкции. Еще большие изменения претерпел интерьер. Появилось межэтажное перекрытие на уровне пят подпружных арок, храмовое пространство разделено на два этажа. Сохранились лишь паникадило и цветные витражи. До середины 2000-х здание храма использовалось под престижный в городе ресторан.
После реконструкции здания в конце 2000-х, его внешний облик и интерьер, если и не вернулся к прежнему, то явно изменился к лучшему. Главным фактором положительных изменений стала договоренность между Россией и КНР в отношении использования здания верующими по его прямому назначению хотя бы большим церковным праздникам. Появилась возможность для православных прихожан, русских и китайских, посещать службы на русском языке. Сооружение признано памятником архитектуры и охраняется Шанхайским муниципалитетом. Можно сказать, что памятник духовно-общественной мысли и творческой деятельности русской эмиграции в 1930-е на Дальнем Востоке понемногу возвращается из незаслуженного забвения.
http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1804901475.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?