Шаляпин вживался в свои образы всецело. Готовясь к постановкам, он рисовал многочисленные эскизы.
Выбрав подходящие воплощения для отдельных сцен постановки, Шаляпин начинал подбирать грим. Он никого не подпускал к этому ответственному занятию. Гримировал свое лицо, тело. Большое значение придавал рукам. Они всегда играли важную часть образа: становились морщинистыми или гладкими, загорелыми или изнеженно-светлокожими вместе с героем.
За одну постановку Шаляпин успевал сменить грим до нескольких раз. Он мог “состариться” на глазах у изумленной публики, “похудеть”, “заболеть” и “выздороветь”.
В постановке “Дон Кихот” по сценарию появляется тощая лошадь. Мало того, что Шаляпин выступал с живой лошадью, не с макетом-манекеном или прочей имитацией, мастер перевоплощения лично ее гримировал. Она выглядела действительно тощей!