В книге А.А. Кириллова «Донская епархия в её настоящем положении (по статистическим данным 1896 года)», изданной в 1896 году, в городе Алек-сандровске — Грушевском (не считая рудников и ближайших хуторов) названы две церкви: Петро — Павловская и Александро-Невская. Они обозначены на Плане города Александровска — Грушевского на 1896 год.
В 90-х годах XIX века в связи с ростом добычи угля население города стремительно росло. Действовавшие в то время две церкви не могли удовлетворить религиозные потребности всех верующих.
И вот в 1895 году на Церковно-базарной площади (в настоящее время -площадь имени В.И. Ленина) рядом с деревянной Петро — Павловской церковью началось строительство кирпичного храма. Когда оно было закончено, то Донская духовная консистория решила перенести деревянную церковь на Сенную площадь и устроить на новом месте по старому плану с заменой обветшавших частей.
Об этом решении Донская духовная консистория известила Областное правление войска Донского. Правление 11 сентября 1900 года постановило сообщить Донской духовной консистории о том, что «…со стороны Правления к переносу старого деревянного Петро — Павловского храма с Церковно-базарной на Сенную площадь в городе Александровске — Грушевском и постройке по прежнему плану с заменой некоторых частей, пришедших в ветхость, препятствий не встречается».
О том, что деревянная Петро — Павловская церковь была перенесена, го- , ворится в «Ведомости о Петро — Павловской церкви города Александровска -Грушевского Черкасского округа Донской епархии за 1909год»: «Церковь эта построена в 1899 году по усердию и на средства прихожан, выстроена она вместо старой деревянной церкви, которая ныне перенесена на Сенную площадь сего города».
В «Ведомости о Покровской церкви города Александровска — Грушевского Донской епархии за 1909 год» указано время её строительства: «Церковь эта (Покровская) построена в 1902 году».
В «Ведомости о Покровской церкви города Александровска — Грушевского Донской епархии за 1909 год» дано описание Покровской церкви: «Она (церковь) кирпичная с такой же колокольней в одной связи, покрыта железом». Почему говорится о кирпичной церкви? Ведь из документов известно, что на Сенную площадь была перенесена деревянная Петро — Павловская церковь, где её должны были устроить по старому плану.
На сохранившейся фотографии Покровской церкви 1916 года хорошо видно, что колокольня и стены церкви кирпичные, а купол и свод деревянные. В «Ведомости о Покровской церкви города Александровска — Грушевского Донской епархии за 1909 год» эта особенность не отражена. А она дает возможность предполагать, что при строительстве церкви на Сенной площади вместо ветхих деревянных колокольни и стен Петро — Павловской церкви возвели кирпичные, но сохранили деревянные купол и свод старого храма. Детальное описание Покровской церкви содержится в описи, составленной специальной комиссией Шахтинского волостного исполкома в 1922 году. В ней сказано: » Оная церковь одноглавая, при ней колокольня, здание кирпичное с деревянным сводом и куполом, внутри оштукатурена и выбелена известью. Снаружи не оштукатурена и не окрашена. Купол, крыша и колокольня покрыты демидовским листовым железом и окрашены охрянкой.
Крест на церкви один железный, шестиконечный, окрашен желтой краской. Таковой крест имеется на колокольне. Длина церкви 30 аршин, ширина 18 аршин. Окон в церкви 16, дверей 4, обитых листовым железом. В колокольне 10 окон. Печей в церкви нет, но отапливается находящийся под церковью амосов-ской печью. В церкви под полом находится подвальное помещение длиною 16 аршин и шириною в 1 аршин».
При открытии Покровской церкви в Александровске — Грушевском был образован новый приход. Приход вошел в Александровск — Грушевское благочиние. В Покровской церкви вначале служили один священник и дьякон — псаломщик. Со временем в штат храма включили просфорню. В «Ведомости о Покровской церкви города Александровска — Грушевского за 1909 год» имеются сведения «о прихожанах означенной церкви».
Всего в приходе проживало 2437 человек (1286 мужчин и 1151 женщин). Все жители прихода были православными. Принадлежали они разным сословиям: 10 человек были духовного звания, к казачьему сословию принадлежало 19 человек, мещан проживало 1976, а крестьян — 432.
Церковь и служители содержались на средства, поступающие от верующих. Крупные пожертвования на храм делал церковный староста Иерофей Каллистратович Кошман, за что по ходатайству архиепископа Донской епархии и Синода был награжден императором в 1907 году малой золотой медалью для ношения на ленте ордена Святой Анны. Средствами церкви распоряжалась церковно-приходское попечительство, образованное в 1906 году. Председателем его был священник Дмитрий Сребрянский, а членами — мещане Иван Новиков, Андрей Левченко, Арсений Гуров, Василий Кривоносов, Захарий Юрошенко, Платон Кучеренко, Иван Милютин и Павел Глущенко.
Церковно-приходское попечительство обеспечило церковь всей необходимой утварью. При церкви была библиотека, в которой имелись необходимые церковные книги и 20 книг для чтения.
Задачей церковно-приходского попечительства было и содержание церковно-приходской школы, в которой одновременно обучались около 100 учеников (девочек и мальчиков). Школу открыли еще в 1885 году в собственном здании, которое уже было старым и ветхим.
Па церковные средства в 1904 году был построен дом для служителей церкви, а в 1908 году возвели каменную церковную ограду. Дом и ограда сохранились до наших дней.
Церковно-приходское попечительство выделяло средства и на помощь нуждающимся прихожанам, ученикам церковно-приходской школы и др.
В январе 1920 года в Александровске- Грушевском была установлена Советская власть. Постановлением Донского Губернского Революционного комитета 11 февраля 1920 года он был переименован в город Шахты. Началось восстановление и развитие угольной промышленности. В город потянулись переселенцы в поисках работы. В стране в 1921 -1922 годах разразился голод, но правительство приняло все меры для улучшения продовольственного снабжения, шахтеров.
В это время в соответствии с новым советским законодательством здания Петро-Павловского собора, Александро-Невской и Покровской церквей и все находящееся в них имущество были национализированы. В 1922 году произвели изъятие из храмов церковных ценностей.
А в 1923 году исполком городского Совета депутатов принял решение о закрытии всех трех городских храмов: Петро-Павловского собора, Александре — Невской и Покровской церквей.
Это вызвало волнения и беспорядки в городе. Предпринималась даже попытка самовольно возобновить богослужение в Петро- Павловском соборе. Об этом рассказывает Семененко Николай Максимович в неопубликованных записках «Моя жизнь и приключения»: «Я вдруг услышал громкий и частый звон большого колокола на соборе. Зная хорошо, что собор по распоряжению местной Советской власти закрыт и в нем никакого богослужения быть не может, я заподозрил неладное и решил лично посмотреть и проверить на месте, что там происходит. Немедленно я оседлал свой велосипед и помчался на базар к собору, и там я обнаружил следующее. Двери собора были широко открыты. На паперти толпился народ, и по улицам бежали люди к собору. С каждой минутой толпа все увеличивалась. В толпе суетились разные люди, все больше из городских мещан и торговцев. Кое от кого я узнал, что граждане верующие самостоятельно решили открыть собор и производить в нем богослужение, для чего уже послали делегацию на дом к отцу Семену Соколову, который жил недалеко от собора. Как я после узнал, сначала отец Семен отказался идти в собор, но его все же уговорили.
К этому времени в церкви уже было полно народу. А в это время среди верующих уже орудовали разные агенты и переписывали тайно всех активистов. Зная, что в такой ситуации нажить легче всего себе беды, я счел за благо удалиться с этого театра действия, сел на свой велосипед и уехал.
Уже к вечеру я узнал, что богослужение, конечно, было прервано, и в городе много арестованных участников открытия собора.
Потом долго еще велись следствия, арестовывали разных лиц, кого-то держали в тюрьме».
Исполком горсовета отменил свое решение о закрытии городских церквей. Они могли возобновить свою деятельность в соответствии с циркулярами, опубликованными в Известиях ВЦИК от 27 апреля и 10 мая 1923 года. В этих документах за церковью признавалось лишь право удовлетворять религиозные потребности верующих, но запрещались иные виды деятельности (экономическая, благотворительная и др.).
26 августа 1923 года состоялось разрешенное Шахтинским окружным исполкомом общее собрание верующих, проживающих в районе города под названием Грушевка. Присутствовало 262 человека. Собрание приняло решение учредить в соответствии с инструкциями ВЦИК от 27 апреля и 10 мая 1923 года религиозное общество Покровской церкви и принять его Устав.
Покровскую церковь посещали сотни людей. В связи с закрытием Петропавловского собора, статус собора перешел к Покровской церкви. На документах тех лет сохранилось именование Покровского храма собором, что отражено на его печатях тех лет: «Покровский собор г. Шахты».
На копии Устава религиозного общества Покровского собора, хранящейся в фондах Шахтинского филиала Государственного архива Ростовской области, имеются резолюции, которые свидетельствуют о том, что Устав был зарегистрирован Донским губернским исполкомом 17 декабря 1923 года и взят на учет в Шахтинском окружном исполкоме 12 февраля 1924 года. Цель религиозного общества в Уставе определена так: «… объединение граждан — христиан, признающих Российскую православную церковь Греко — Восточного исповедания под ведением Патриарха Тихона».
С этой целью религиозное общество должно устраивать молитвенные собрания, управлять церковным имуществом, полученным по договору от местных органов власти, участвовать в съездах религиозных обществ, назначать служителей культов для совершения религиозных обрядов.
Устав определял, что «членом Покровского религиозного общества может быть каждый гражданин, признающий все догматы веры и правила святых Апостолов и Вселенских и поместных соборов Православно — Российской церкви Греко- Восточного исповедания, достигшие 18 лет».
Все вопросы, возникающие в жизни религиозного общества, могут разрешаться на общих собраниях.
Обязательные членские взносы на членов общества не налагались, но разрешалось собирать пожертвования на покрытие церковных расходов.
15 февраля 1924 года религиозное общество Покровского собора заключило с Шахтинским окружным исполнительным комитентом договор, по которому получило от него в безвозмездное пользование церковное здание и предметы культа, находящиеся в нем.
Религиозное общество гарантировало использование полученного имущества только в целях богослужения. Для этого общество обязалось не допускать в богослужебных помещениях :
а) политических собраний враждебного советской власти направления,
б) раздачи, продажи и хранения книг, брошюр, листовок и всякой литературы, направленной против советской власти,
в) хранение ценных вещей, не внесенных почему-либо в акты изъятия,
г) набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против
советской власти и др.
В Договоре говорилось : «Мы обязуемся из всех своих средств производить оплату всех текущих расходов принятого нами по договору богослужебного здания и находящихся в нем предметов, как-то: по ремонту, страхованию, охранению, по оплате местных обложений, не прибегая для этого ни к какого рода обязательным сборам или взносам».
В Уставе общества предусматривалось, что оно ежегодно будет подавать списки своих членов в губернский исполком. В фондах Шахтинского филиала Государственного архива Ростовской области сохранился список, составленный в 1923 году. В обществе состояло 205 человек. В основном это коренные жители Грушевки. Большинство их них были домовладельцами и хлеборобами. Более 2/3 членов общества были старше 40 лет.
В 20-е — 30-е годы усиливается антирелигиозная пропаганда. Центрами этой работы становятся учебные заседания, клубы, библиотеки. В городе распространялась газета «Безбожник», плакаты антирелигиозного содержания. Действовали члены организации с антицерковной направленностью «Союз воинствующих безбожников». Они организовывали диспуты, в дни религиозных праздников проводились шествия, гулянья и др.
Новый этап в истории Покровского собора связан с выходом постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О церковных объединениях». Оно закрепило ставшее тогда господствующим мнение о том, что религиозные общества вправе лишь удовлетворять религиозные запросы верующих. Но и эта деятельность строго регламентировалась и ограничивалась. Она должна была распространяться на определенную территорию; вестись только в стенах церковного здания. За деятельность, выходящую за рамки «удовлетворения религиозных потребностей» полагалась уголовная ответственность.
Так, в соответствии с параграфом 10 статьи 52 Уголовного кодекса РСФСР за «использование религиозных предрассудков для ослабления государства» предусматривалось наказание от трех лет тюремного заключения до смертной казни».
В октябре 1929 года вышел циркуляр НКВД «О правах и обязанностях религиозных объединений». И в нем, в частности, местным органам предписывалось контролировать религиозные объединения с учетом того, что они сращиваются с контрреволюционными силами. Местным органам власти было дано право решать самостоятельно вопросы о закрытии церквей.
В таких условиях в 1929 году проходила перерегистрация религиозных обществ. В фондах Шахтинского филиала ГАЮ сохранилось заявление учредителей религиозной общины Покровского собора в Шахтинско-Донецкий окружной Административный отдел от 31 декабря 1929 года.
В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1929 года «О церковных объединениях» и инструкцией НКВД «О правах и обязанностях религиозных объединений» просим зарегистрировать наше религиозное объединение под названием Покровская община православного вероисповедания обновленческой ориентации».
На заявлении пометка «Регистрационное удостоверение от 21.01.30 г. за
N 344225. Получил Финляндский».
В январе 1920 года начальнику Шахтинской милиции поступило письмо Окружного Административного отдела. В нем предписывалось создать специальную комиссию, в состав которой включить представителя милиции для проверки Александро-Невской церкви и Покровского собора (Петропавловский собор к тому времени был уже закрыт).
Комиссии поручалось:
«I. Произвести проверку имущества, находящегося в ведении религиозных обществ, уточнить инвентарные описи и провести оценку имущества.
2. Произвести проверку выполнения договорных обязательств, лежащих на религиозных объединениях, как-то: страхование зданий и имущества культа, уплата госналогов и сборов, принятие мер охраны, противопожарные мероприятия, поддержание здания в целостности и исправности путем ремонта и др.
3. Произвести изъятие и передачу в госфонды имущества, находящегося в пользовании религиозных объединений, пришедшего в негодность (битые колокола, металлический лом и др.)».
Эти проверки проводились, чтобы найти нарушения Уставов и Договоров и под этим предлогом закрыть храмы.
В соответствии с письмом окружного административного отдела начальнику Шахтинской городской милиции специальная комиссия проверила выполнение религиозной общиной Покровского собора договорных обязательств. В ходе этой проверки никаких нарушений вскрыто не было.
К тому же, как видно из заявления в Шахтинско-Донецкий окружной административный отдел от 31 декабря 1929 года, Покровский собор принял обновленческую ориентацию. Тем не менее храм был закрыт.
В сообщении Шахтинского городского Совета Шахтинскому исполкому от 3 марта 1933 года сообщается, что им направляется решение президиума -Горсовета от 16 февраля 1933 года о закрытии Покровского собора и протокольное решение церковной общины.
Покровский собор был закрыт решением президиума Горсовета 16 февраля 1933 года.
7 апреля 1933 года Северо-Кавказский краевой исполнительный комитет направил в Шахтинский райисполком указание выслать им заявление верующих о закрытии Покровского собора и сообщить об использовании церковного здания.
В ответе Шахтинского райисполкома краевому исполнительному комитету сообщается, что им направляется «копия протокольного заявления с подписью верующих о закрытии Покровского собора, подлинник которого хранится в Шатинском горисполкоме, и выписку из протокола заседания Горсовета от 2 марта 1933 года». Официально Покровский собор был закрыт якобы по заявлению членов религиозной общины храма. Подлинник их заявления с подписями мы не обнаружили.
В это время по улице Советской прокладывалась трамвайная линия. Она должна была соединить железнодорожный вокзал с отдаленным поселком шахты им. Октябрьской революции. Тогда и обратили храм в трамвайное депо. Колокола сняли и увезли на переплавку. Большой колокол разбивали на весу. Иконы и книги куда-то вывезли. Разрушили купол и колокольню. Рельсы проложили прямо к алтарю.
8 сентября 1996 г. по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященейшего Пантелеимона, архиепископа Ростовского и Новочеркасского состоялось после семидесятилетнего перерыва состоялось учредительное собрание прихода собора Покрова Пресвятой Богородицы под председательством тогдашнего благочинного Шахтинского округа протоиерея Николая Уварова в присутствии протоирея Владимира Шевченко, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы х. Садки.
На этом собрании было единодушно принято решение об открытии прихода собора Полкрова Пресвятой Богородицы в составе Ростовской епархии Русской православной Церкви. Председателем Приходского Совета был избран уроженец г. Шахты диакон Георгий Сморкалов, клирик Вознесенского кафедрального собора г. Новочеркасска. Идею восстановления собора Покрова Пресвятой Богородицы поддержали без исключения все, на что было получено благословение Высокопреосвященейшего Пантелеимона, архиепископа Ростовского и Новочеркасского. Также на приходском собрании было принято во внимание, что в г. Шахты с населением в 25 тыс. чел. нет ни одного типового храма, лишь только молитвенные дома.
Очевидной являлась невозможность восстановления Петропавловского собора, так как на его месте находится здание Шахтинского института Южно-Российского государственного технического университета, расположенное в градостроительно сложившемся центре города Шахты.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы изначально призван был стать центральным храмом г. Шахты и Шахтинского благочиния. Тому способствовало его место расположения на центральной улице города и достаточно большая площадь (1,9 га) вокруг него.
Немалые сложности возникли с юридической регистрацией нового прихода в связи с тем, что городские власти того времени (мэр В. Д. Демидов) не желали возвращать Церкви отнятого у нее. Благодаря Государственному центральному учреждению юстиции в г. Москве общине удалось зарегистрировать юридическое лицо по существующему адресу в действующем трамвайном депо на основании архивных документов о закрытии Покровского собора и обращения помещения этого храма в трамвайное депо.
В течение четырех месяцев (октябрь 1996 г. — январь 1997 г.) каждое воскресение община — будущие прихожане храма — собирались независимо от погодных условий, под дождем и в стужу, для чтения акафистов. Не было пропущено ни одного воскресения. Акафисты по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященейшего Пантелеимона, архиепископа Ростовского и Новочеркасского читал диакон Георгий Сморкалов, председатель Приходского Совета воссоздаваемого прихода после службы в Вознесенском кафедральном соборе г. Новочеркасска, так как велико было желание людей — жителей г. Шахты — возродить храм и церковную общину.
Первый престольный праздник вновь возрождающегося храма состоялся в день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1996 г. К тому времени у общины не было своего помещения, и водосвятный молебен служился в стенах самого трамвайного депо под сводами разрушенного собора. Тогда сотни верующих пришли помолиться. В это день трамваи были убраны из депо, и во время праздника Покрова Пресвятой Богородицы ни один трамвай в городе не сломался и не приехал в депо для ремонта, что с удивлением отмечали сами работники так как ежедневно два-три трамвая, как правило, сходили с линии.
В этот же день было видение одной прихожанке монахине Любови (Подопригора) как Богоматерь простирает омофор над разрушенным храмом.
Наконец, 5 января 1997 года с Комитетом по управлению имуществом Мэрии г. Шахты был заключен договор аренды половины здания подсобного помещения трамвайного депо. Во второй половине располагалась диспетчерская, кабинет директора, комната отдыха водителей, откуда доносились нецензурная брань и клубы табачного дыма. Половина здания, которую взяли в аренду, была в удручающем состоянии: без стекол, окна заколочены кусками металла и деревянными щитами, крыша текла, потолок обвалившийся, и через него было видно небо. Это здание руками прихожан приводилось в порядок. Сам председатель Приходского Совета диакон Георгий Сморкалов трудился вместе со всеми.
Было принято решение об организации в этом помещении малого храма с посвящением его св. блг. Князю Александру Невскому в память о разрушенном Александро-Невском храме. На месте бывшей Александро-Невской церкви, которая просуществовала дольше других и была закрыта в годы хрущевских гонений, а на ее месте построено четырехэтажное здание Научно-исследовательского института угольной промышленности.
26 января 1997 года председатель Приходского Совета возрождающегося храма диакон Георгий Сморкалов был рукоположен в сан пресвитера и назначен настоятелем прихода собора Покрова Пресвятой Богородицы г. Шахты указом Его Высокопреосвященства Высокопреосвященейшего Пантелеимона, архиепископа Ростовского и Новочеркасского от 5 февраля 1997 года.
С этого дня началась литургическая жизнь прихода. Первая Божественная Литургия была отслужена в праздник Сретения Господня 15 февраля. В храме не было иконостаса: в гипсовой перегородке, отделяющей будущий алтарь от храма пропилили проем для Царских Врат, повесили занавеску. На стенах развесили бумажные иконы, а единственный подсвечник был сварен из сковородки.
Работы по оборудованию малого Александро-Невского храма не прекращались ни на день, только в пятницу перед совершением вечернего богослужения в храме развешивали иконы и приготовляли все необходимое для совершения Божественной Литургии в субботу и воскресение. В понедельник временный алтарь и иконы в храме разбирались. Работы велись в две смены: днем и ночью. Таким образом, в течение двух месяцев к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы была отремонтирована кровля, разобраны перекрытия и устроены своды храма. Был смонтирован капитальный подвесной балкон для хора, на один метр выше подняты полы в алтаре, устроена солея и иконостас.
К празднику Святой Пасхи был приобретен семисвечник, центральный подсвечник на пятьдесят две свечи, облачения для Святого Престола и Жертвенника, панихидный стол, облачения для священника. Далее, в течение нескольких месяцев была приобретена вся остальная утварь, необходимая для совершения богослужения: появились шесть софринских подсвечников, купель для крещения младенцев, комплект Миней, Октоих, Триоди, Часослов и другая богослужебная литература, напрестольный крест, вызолоченная дарохранительница, дароносица, крестильный ящик, пасхальный трехсвечник, Святая Плащаница и другое.
К этому времени изменились отношения с городской администрацией: мэр города, С. А. Пономаренко, избранный в феврале 1997 года выступил с поддержкой идеи восстановления собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Важнейшим событием в жизни прихода было посещение храма Высокопреосвященнейшим Пантелеимоном, архиепископом Ростовским и Новочеркасским во время рабочей архипастырской поездки в г. Шахты летом 1997 года. В здании действующего трамвайного депо в стенах разрушенного Покровского собора состоялась беседа Владыки Пантелеимона с мэром г. Шахты С. А. Пономаренко, на которой владыка преподал свое архипастырское благословение на восстановление собора, а мэр заверил в своем всяческом содействии этому богоугодному делу.
Рабочих чертежей разрушенного собора не сохранилось и единственным первоисточником были обмеры Бюро технической инвентаризации от 1924 года, фотография 1912 года, на которой запечатлена лишь западная часть храма и часть существующих стен. Автором проекта стал настоятель собора Покрова Пресвятой Богородицы священник Георгий Сморкалов.
Весь 1997 год продолжались рабочие встречи настоятеля собора священника Георгия Сморкалова со своим архипастырем. Владыка Пантелеимон лично вносил коррективы в эскизный проект собора, который в деталях согласовывался с ним. В итоге первоначальный эскизный проект претерпел существенные изменения, и его окончательный вариант воплотился в ныне воссозданном собора.
Одновременно с этим велись переговоры и проходили частые встречи с мэром г. Шахты С. А. Пономаренко, депутатами Городской Думы, руководством трамвайно-троллейбусного управления г. Шахты на предмет перевода действующего трамвайного депо в новое здание радом с Трамвайно-троллейбусным управлением. К осени 1997 года последний трамвай покинул территорию собора.
Немалые затруднения представляло то, что часть территории тогда еще трамвайного депо прежней городской администрацией была отведена частному предпринимателю для строительства автозаправочной станции. Шла борьба за сохранение целостности территории прихода в границах каменной ограды, построенной в 1908 году уже упоминавшемся церковным старостой Я. К. Кошкиным. Немалых усилий стоило добиться распоряжения мэра об отмене прежнего постановления администрацией о выделении участка под строительство автозаправочной станции. В итоге вся территория трамвайного депо, площадью 1,9 га была возвращена в собственность Церкви.
До этого момента из-за обилия контактных проводов невозможны были горно-геологические изыскания, которые сделало в подарок приходу ООО «ИНГЕО» (Шахтинский филиал). Тогда же летом 1997 года были вовремя остановлены разработки угольных пластов под восстанавливаемым храмом, так как г. Шахты находится на подрабатываемых территориях. С северо-восточного направления разрабатывался угольный пласт шахты имени Л. Б. Красина на глубине 300 м., а с западной стороны на глубине 800 м. Работы вела шахта Южная. По согласованию с Министерством угольной промышленности под восстанавливаемым храмом были оставлены охранные целики.
Название основного престола, приделов и дни их празднования:
Храм в честь Покрова Божией Матери
наличие мощей, чтимых икон
Чудотворный список Ахтырской Иконы Божией Матери, частицы мощей
перечень штатного духовенства
Настоятель протоиерей Георгий Сморкалов,
клирик священник Роман Бирюков,
диакон Павел Шаповалов
чтец Сергий Пагурок.
расписание богослужений
Богослужения с вечера пятницы, в выходные и праздничные дни
наличие воскресной приходской школы, библиотеки
Имеется
наличие псаломщика и хора
Имеется
престольные праздники
14 октября, Покров Божией Матери
http://blago.shakhty.su/