Шадринск. Собор Спаса Преображения.

Датировка памятника: конец XVIII — начало XIX в. Местонахождение: г. Шадринск
Спасо-Преображенский собор — первая каменная постройка города. Собор заложен в 1771 г. с благословения епископа Тобольского Варлаама. Строительством руководил настоятель Успенского Далматовского монастыря игумен Адам Аркудинский. Строительство собора велось в два этапа: конец XVIII века — строятся здания храмов, в 1820-1821 годы — колокольня. Архитектурный ансамбль собора, состоящий из главного храма, апсиды, двухпридельного храма и колокольни (ныне утраченной), искусствоведы относят к «украинскому» барокко не без влияния русской архитектуры. В первой половине XIX века к собору с запада была пристроена колокольня. Колокольня представляла собой крупный трехъярусный объем, шпилевое завершение которого несло черты высокого классицизма. В третьей четверти XIX века северной и южной стороны колокольни были пристроены две комнаты для размещения в них ризницы и помещения для сторожей, при этом паперть, находящаяся с западной стороны колокольни, была обращена в притвор.
В 1903 году к северной и южной стороне этого притвора были возведены каменные пристрой для канцелярии, архив, библиотеки и ризницы и выстроен портик главного (западного) входа, который к тому же выполнял функции паперти. В 1867 году профессор живописи Е.С. Сорокин по рекомендации Ф.А. Бронникова выполнил живопись для иконостаса собора. Были написаны десять образов. Эта работа велась пo поручению шадринского купца А.Г. Шишкина. Резьба иконостаса отличалась большой пышностью. В 1389 году художник Павел Никулин изобразил во впадинах стен угодников Божьих, расписал колонны в цвет мрамора. В этом же году на средства купца М. Соснина были выполнены иконостасы придельных алтарей. Иконы нижнего ряда этих иконостасов были одеты в серебряные позолоченные с камнями ризы. Пожертвованы они были богатыми купцами Шадринска Сосниным и Жиряковым. В 1907 году московский художник В.И. Звездин выполнил живописные работы внутри главного купола. Окрестные храму улицы Шадринска были названы в честь церковных престолов: Преображенская, Михайловская, Петропавловская.
С 1929 по 1970 годы собор претерпел значительные изменения: были разрушены колокольня, порталы и главного и боковых входов, ограждение и часовни собора. В тоже время наружные стены боковых пристроев и притвора были надстроены до уровня карниза трапезной, вследствие чего изменялась и конструкция крыши входной группы собора.
http://test.kurganregion.ru/churches.html

В 1950-х годах здание забросили, оно пустовало, ветшало и разрушалось. Была разобрана колокольня. Однако в 1960-е годы на него обратили внимание органы культуры, храм был признан памятником архитектуры республиканского значения и взят под охрану государства. В 70-х годах прошлого века был разработан восстановительный проект органами охраны памятников и начались реставрационные работы. Они шли крайне медленно и к концу 1980-х годов был восстановлен только внешний вид храма, кроме колокольни.
В 1989 году в городе организовалась инициативная группа, которая обратилась к городской администрации с просьбой о передаче им здания собора с целью возрождения в нем православных богослужений. Не смотря на то, что внутри храма была полнейшая разруха, первое богослужение состоялось уже на праздник Архистратига Божия Михаила 21 ноября 1989 года. С тех пор одновременно с богослужениями начались и восстановительные работы силами прихода.
В 1992 году был восстановлен Петро-Павловский придел и освящен Св.Престол с положением св. мощей св. праведного Симеона Верхотурского. В 1996 году восстановлен Архангело-Михайловский придел, где под Св. Престол были положены частицы св. мощей преподобномучениц княгини Елизаветы и инокини Варвары (Алапаевских), специально доставленные из Иерусалима. В 1999 году был восстановлен главный алтарь храма. Св. Престол освящен с положением св. мощей св. новомученика Владимира, митрополита Киевского.
В настоящее время (2009 г.) клир собора состоит из двух священников и диакона.

Спасо-Преображенский собор каменный, трехпрестольный, заложен был в 1771 г. До основания его в Шадринске была устроена деревянная церковь во имя св. Архистратига Божия Михаила. Время основания ее с точностью неизвестно, можно только предполагать, что оно совпадает с основанием самого города. Расширение города и увеличение в нем населения вызвали необходимость заменить эту церковь, переименованную вместе с возведением Шадринской слободы на степень города в соборную – новой, более обширной, каменной. По освящении нового каменного собора, деревянная церковь в 1780 г. была продана жителям села Полевского, а на месте ее построена каменная часовня в честь Преображения Господня.
Главный престол настоящего собора – в честь Преображения Господня – в летнем храме, выдающемся к востоку, а в придельной его части, представляющей собою теплый храм, престол в южном приделе – в честь Архистратига Божия Михаила, в северном – в честь св. первоверховных апост. Петра и Павла. По внешнему своему виду Шадринский собор отличается внушительностью своих размеров и прочностью сооружения; видно, что созидатели сего храма, заботясь о его прочности, не жалели строительных материалов. Главная его часть (летний храм) увенчана пятиглавым куполом, а западная, где помещаются приделы, заканчивается колокольнею, от которой до ворот церковной ограды устроена каменная галерея. Снаружи собор окрашен масляною краской зеленого цвета и украшен живописью. Внутри окружающей его ограды высажены деревья, что сообщает храму очень живописный вид.
По внутреннему же своему устройству и размерам собор не соответствует внешнему виду: вследствие толщины стен и колонн, на которых поддерживается колокольня, придельная часть его довольно тесна. Особенно теснота была ощутительна до 1852 г., когда к колокольне были пристроены новая паперть и две комнаты с южной и северной стороны, прежняя же паперть была обращена в притвор придельных храмов. Однако это расширение оказало мало пользы, так что в 1853 г., для избежания тесноты при большом стечении молящихся в зимнее время, летний храм был обращен также в теплый через устройство в нем печей и зимних оконных рам. Но значительная высота этой части храма и обилие в ней окон служит причиной того, что с наступлением зимних морозов нагреть в ней воздух представляется невозможным и до наступления весны приходится пользоваться для совершения богослужения только приделами.
Не смотря на тесноту, Шадринский собор отличается благолепием своего внутреннего убранства: все стены его окрашены масляной краской и расписаны картинами из священной истории и изображениями св. угодников. В последний раз стенная живопись поновлялась в 1898 г. Главное украшение храма составляет иконостас в главном приделе, устроенный в 1864 г. на средства прихожан. Стоимость его простирается до 18 000 руб., причем, главную ценность составляют иконы, писанные в академии художеств. Самый же иконостас в три яруса вызолочен на полимент и украшен со вкусом сделанною резьбою. Поновленный в 1900 г., украшенный художественно исполненными иконами иконостас этот приковывает к себе внимание посетителя и оставляет в нем весьма сильное впечатление. В придельной части собора оба иконостаса одинаковой формы в два яруса, вызолочены на полимент. Иконы нижнего яруса как в том, так и в другом из них украшены дорогими серебряными позолоченными ризами с драгоценными камнями. Оба эти иконостаса устроены в 1899 г. на средства шадринского купца Ф.А. Соснина, одного из самых видных благотворителей собора. Существовавшие в приделах с 1854 г. прежние иконостасы были проданы в Челябинский уезд, а иконы из них были поставлены во вновь устроенные иконостасы.
Шадринский собор обладает частью св. мощей св. прав. Симеона Верхотурского чудотворца и частицами св. мощей свв. муч. Игнатия и Вениамина. Каким образом и когда собор получил эту святыню, об этом точных сведений не имеется. Частицы этих мощей покоятся в серебряных ковчегах, которые поставлены в двух особо устроенных киотов. Резные вызолоченные киоты имеют вид небольших часовенок, стенки которых сделаны из бемских стекол. Собор имеет очень богатую ризницу и много различной церковной и священной утвари.
Количество прихожан, приписанных к собору, равняется в самом городе 1268 душ муж. пола и 1531 жен. пола и в окрестных 12 деревнях 2226 душ муж. пола и 2233 жен. пола. В самом городе существует в приделах прихода церковно-приходская школа, а в деревнях Бакалде и Мыльниковой школы грамоты.
В деревнях есть часовни, приписанные к собору, и, кроме них, к собору же приписана находящаяся в городе рядом с ним каменная часовня в честь Преображения Господня, построенная на месте прежней деревянной церкви. Помимо часовен, к собору приписаны две церкви: Владимирская, находящаяся в самом городе на Сенной площади, и Воскресенская – на кладбище.
«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.

Каменный Спасо-Преображенский собор в Шадринске вырос не на пустом месте — ему предшествовала деревянная церковь. К 1770-м годам, когда развернулись строительные работы, городу — впрочем, официально городом ещё не являвшемуся, — пошла уже вторая сотня лет. Он был основан в начале 1660-х годов и стал одним из опорных пунктов Исетской укреплённой линии. Русские проникли в Южное Зауралье в первой половине ХVII века, причём первым русским, обосновавшимся в окрестностях нынешнего Шадринска, был монах — преподобный Далмат, пришедший сюда в 1644 году. В 1662 году некий слобожанин казацкого роду Юрий Никифорович Малечкин по прозвищу Соловей отправил главному тобольскому воеводе князю И.А. Хилкову прошение об устройстве острога и слободы на месте брошенной промысловой заимки тобольчанина Ефима Шадрина (отсюда и название города). Шадрин оставил свою заимку неспроста — населявшие эту территорию башкиры и татары не были в восторге от строительных дерзаний русских конкурентов и чинили им неприятности, беспощадно разоряя тех, кто пытался пустить корни на берегах Исети. Поэтому в прошении Юшки Соловья наряду со слободой фигурировал и острог. В 1664 году острог был выстроен — с трёх сторон его окружали рубленые стены с валами и рвами, а с четвёртой, южной, крепость выходила на реку. Как водится, срубили и деревянную церковь, освятив её во имя Михаила Архангела, который по сию пору почитается как небесный защитник Шадринска. Первые документальные сведения о ней относятся к 1673 году — в том году шадринский священник Терентий Савинов «за вклад по своей душе» отправил на три года работать в Далматовский монастырь «дворового своего детину Митьку Трофимова с женою его и с детьми».
Шадринская слобода быстро росла, и в 1712 году, в пору петровских административных преобразований, получила статус города, названного — по посвящению храма — Архангельским Шадринским городком или Малоархангельском. К тому времени в Шадринске уже стоял каменный Спасо-Преображенский собор, воздвигнутый на месте деревянной Михаило-Архангельской церкви (а точнее, рядом с этим местом). Которой по счёту — не известно. В 1771 году по благословению епископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова) был заложен каменный собор. В разгар строительства Шадринск оказался в страшной опасности — в феврале 1774 года пугачёвские отряды, осадившие к тому времени Далматовский монастырь, приблизились к городу. Лишь решительные действия генерала Декалонга, рассеявшего основные силы мятежников, спасли острог от разорения. Строительство собора после этого можно было спокойно продолжать.
В 1777 году настоятель Успенского Далматовского монастыря игумен Адам (Аркудинский) освятил собор в честь Преображения Господня. Посвящение во имя Михаила Архангела унаследовал один из его приделов. Что касается деревянного храма-предшественника, то его судьба не вполне ясна. В некоторых современных источниках утверждается, что он сгорел ещё до начала строительства собора, в других (дореволюционных) говорится, что в 1780 году, уже после освящения собора, вместе с иконостасом была продана жителям недалёкого от Шадринска села Полевского. Её место в Шадринске позже обозначили памятной часовней, уничтоженной в советские годы. Жителям Полевского церковь служила верой и правдой более тридцати лет, а потом её снова продали — на этот раз в село Сосновское в 25 верстах от уездного города. Что было с храмом позже — история умалчивает. В 1777 году освятили главный престол и приделы Спасо-Преображенского собора, что вовсе не означало «окончательного» окончания строительства — на этом завершился только первый его этап, потому что несколько десятилетий храм стоял без колокольни: её пристроили к трапезной в начале 1820-х годов. Художественные вкусы к тому времени изменились, что не лучшим образом сказалось на внешнем виде собора с колокольней — дело в том, что колокольню, в отличие от легкого барочного четверика, исполнили в стилистике провинциального классицизма, причём «тяжёлого» его извода. Она представляла собой мощный трёхъярусный восьмерик с огромными окнами в каждом ярусе и полусферическим завершением, увенчанным шпилем. не слишком высокий шпиль был не в состоянии смягчить ощущение тяжеловесности постройки, сместившей к себе центр масс собора, — рядом с ней четверик теперь казался совсем уж невесомым и даже как бы «несущественным». Впрочем, это обыкновенная история для той эпохи, которая не слишком озабочивалась художественной гармонией, а более стремилась к «материальному росту». Не всегда оправданный «материальный рост» собора, определявшийся встававшими перед причтом функциональными задачами, продолжался и позже. Одной из таких задач была реконструкция трапезной, служившей тёплым храмом в зимнее время года, весьма продолжительное в местном климате. Её площади при большом скоплении людей (а приход насчитывал более двух тысяч только горожан; с жителями окрестных деревень эта цифра увеличивалась в разы) не хватало.
В 1852 году паперть придельных храмов обратили в притвор, построив новую паперть с двумя отдельными помещениями, расположенными с юга и севера. Однако это мало помогло, и годом позже в главном храме устроили печи, одновременно закрыв окна по-настоящему зимними рамами — увы, протопить четверик в сильные морозы всё равно не получалось, и богослужения по-прежнему совершались в трапезной, в страшной тесноте. Обустраивая собор, не забывали и об интерьере. Так, в 1867 году известный художник Фёдор Бронников, уроженец Шадринска, порекомендовал приходу нанять его приятеля Евграфа Сорокина, признанного мастера религиозной живописи, для написания образов для центрального иконостаса. Работу Сорокина оплатил один из благотворителей собора купец И.Г. Шишкин (к слову, на средства его сына позже был отлит 1000-пудовый соборный колокол). Двадцатью годами позже художник Павел Никулин выполнил роспись храма, тогда же его стараниями столпы трапезной были выкрашены «под мрамор». В конце ХIХ века в приделах заменили иконостасы — на средства ещё одного благотворителя, купца Ф.А. Соснина, позже упокоившегося в церковной ограде. В 1907 году над росписями купола трудился художник В. Звездин. При соборе действовала церковноприходская школа, к нему были приписаны три храма, несколько часовен, далеко за пределы Шадринска распрстранилась слава о церковном хоре, которым руководил выпускник консерватории Г.В. Мещеряков.
Всё рухнуло после революции. В 1926 году из собора изгнали настоятеля — протоирея Николая Буткина, а храм передали представителям «григорианского раскола». Но и это не спасло собор от закрытия в начале 1930-х годов. С колокольни сбросили колокола — старожилы вспоминали, что при падении большого колокола вылетели стёкла в окнах окрестных домов. Саму колокольню позже разобрали. Была уничтожена часовня и ограда. В здании устроили столовую, затем магазин, а во время Великой Отечественной войны его и вовсе превратили в тюрьму. Избавлением от тюремной «функции» храм, согласно городскому преданию, был обязан маршалу Г.К. Жукову. С 1948 по 1953 год Жуков пребывал в фактической ссылке, возглавляя Уральский военный округ. В один из приездов в Шадринск он будто бы узнав, что в Божьем храме содержат заключённых, разгневался и велел перевести арестантов в бараки, до того занятые немецкими военнопленными. В 1950-е годы здание забросили, которе со временем стало ещё больше разрушаться. В 1960-х годах Спасо-Преображенский собор поставили на учёт как памятник архитектуры республиканского значения. Проект реставрации готовили очень долго, реставрационные работы начались лишь в 1970-х годах. Финансирование было минимальным, и к концу 1980-х годов храм привели в порядок только снаружи, внутри же он выглядел ужасающе. Лишь в 1989 году городская администрация передала здание собора образовавшейся к тому времени в Шадринске правосланой общине.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №192, 2016 г.

Перед нами типичный образец «сибирского барокко», зародившегося в Тобольске в самом начале ХVIII века и позже распространившегося по всей огромной территории Сибири. Его основные особенности здесь присутствуют — это и форма «корабля» с расположенными по оси «запад-восток» колокольней, снесённой в советское время, двухпридельной трапезной и наконец стройным двусветным четвериком, задающим вертикальную динамику постройки. Типичный образец-двойник Спасо-Преображенского собора находится в городе Тобольске. Это храм святых праведных Захарии и Елисаветы, строившийся в 1758-1776 годах. Именно на такие образцы «сибирского барокко» ориентировались создатели Спасо-Преображенского собора; сходство многих деталей тут очевидно. Южнорусское влияние в «сибирском барокко» объясняется тем, что долгое время, почти столетие, Тобольскую кафедру занимали выходцы из Малороссии. Особенно явно оно даёт о себе знать в пятиглавии с его боковыми колоколообразными главками на высоких тонких барабанах. Однако это — лишь одна из составляющих «сибирского барокко»: вообще говоря, направления вполне самобытного. И воспринимать Спасо-Преображенский собор как прямое эхо украинского зодчества, по меньшей мере, неосмотрительно. По большому же счёту, и вовсе неправильно.
Глядя на архитектурные детали Спасо-Преображенского собора, нетрудно заметить, что окна собора имеют разную форму, что вообще характерно для барочных храмов, стремящихся к изобилию в оформлении экстерьера. Основные окна, частью ложные, представляют собой высокие прямоугольники с полуциркульным завершением, в основном четверике украшенные рельефными бровками. «Вспомогательные» — круглой формы. В верхней части фасадов прорезаны четырёхлепестковые люкарны, выделенные изгибом карниза. На гранёную крышу четверика установлен восьмигранный световой барабан с завершением в виде как бы распластанного восьмигранного колокола. На нём — ещё один барабан, глухой, гораздо меньшего объёма, с опять же восьмигранной главкой. Боковые главы с барабанами являются, с небольшими отличиями, уменьшенными копиями центральной главы. Вообще, в основе устройства пятиглавия — принцип геометрического повтора с уменьшением объёмов в высоту, позволяющий сообщить конструкции изящную лёгкость и устремлённость ввысь. Симметричные приделы трапезной весьма лаконичны в своей геометрии, равно как и в декоре, — привычного барочного изобилия мы здесь не встретим. На протяжении двух веков они не однажды перестраивались и расширялись. Внешне — это прямоугольные объёмы со стенами, украшенными пилястрами и прорезанными основными окнами с полуциркульными завершениями и «вспомогательными», круглой формы. Портики, оформляющие главный вход в собор, восстановлены в новейшее время. Что касается первоначальных портиков, то само их наличие в барочном храме говорит об их позднем происхождении — появились они уже в эпоху классицизма, в пору «обустройства» ныне не существующей колокольни. В ходе реконструкции, проводившейся в начале ХХ века, портики были обращены в паперть, откуда осуществлялся вход на колокольню. Беспрестанные реконструкции трапезной части Спасо-Преображенского собора, проводившиеся до революции, имели своей целью увеличение «полезной площади» трапезного пространства, которое в зимнее время года, когда здесь совершались богослужения, не вмещало всех желающих помолиться. То есть причиной была теснота трапезной, разумеется, прихожан в Спасо-Преображенском приходе в те времена насчитывалось гораздо больше, нежели сейчас, и нам даже трудно представить, сколько их собиралось в соборе по большим церковным праздникам. Два мощных столпа, поддерживающие своды, позволили с севера и юга отделить два замкнутых помещения — в южном в наши дни устроена церковная лавка. Придельные храмы совершенно идентичны — как своими размерами, так и формой иконостасов. Почти полное совпадение деталей говорит о продуманности такого решения.
Северный придел освящён во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, южный — во имя Михаила Архангела; здесь, в южном приделе, пребывает стекло с чудесно отобразившимся на нём Спаса Нерукотворным образом. В трапезной, благодаря огромным окнам, необыкновенно светло. Побеленные стены усиливают ощущение светоносного простора, а деревянный пол сообщает помещению ещё и атмосферу првинциального уюта. Арочный проём ведёт в центральную часть собора. В четверике, стены которого тоже побелены (до революции весь храм был расписан и эти росписи периодически переписывались и поновлялись), и того светлее — тому причиной второй ряд окон (плюс люкарны в верхней части фасадов). Восьмигранное завершение постройки изнутри открыто — закрыт лишь восьмигранный световой барабан. Стены членятся мощными выступами, соответствующими внешним пилястрам. Иконостас — трёхъярусный, новый, иконы для него писал местный художник Андрей Жуков. Вот как описывается в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» (1902) центральный иконостас Спасо-Преображенского собора, утраченный в советскую эпоху: «Главное украшение храма составляет иконостас в главном приделе, устроенный в 1864 году на средства прихожан. Стоимость его простирается до 18 000 рублей, причём главную ценность составляют иконы, писанные в Академии художеств. Самый же иконостас в три яруса вызолочен на полимент и украшен со вкусом сделанною резьбою. Поновлённый в 1900 году, украшенный художественно исполненными иконами, иконостас этот приковывает к себе внимание посетителя и оставляет весьма сильное впечатление».
Одно из самых значимых событий в новейшей истории шадринского Спасо-Преображенского собора датируется ноябрём 2007 года, когда было обнаружено, что на стекле киота с надвратным Спаса Нерукотворным образом произошло «удвоение» иконы. 28 ноября 2007 года два служителя храма сняли икону Спасителя и занесли в собор, чтобы очистить запылившееся стекло. Каково же было их удивление, когда, подняв стекло. они обнаружили на нём отобразившееся изображение Спасителя! Изображение было необыкновенно чётким и при рассматривании на разном фоне выглядело то как негатив, то как позитив фотографии. Нерукотворный «отпечаток» на стекле решили оставить в храме, его поместили в резной киот и поставили в приделе Михаила Архангела, слева перед иконостасом. Множество православных людей приезжают именно в Шадринск специально для того, чтобы поклониться чудотворной святыни — «удвоенному» образу Спасителя.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №192, 2016 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?