Шаблыкино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая).

Шаблыкинский приход получил свое название, как говорит предание, от фамилии помещика Шаблыкина, который лет 200 тому назад владел этой местностью. К приходу принадлежат деревни: Павловка, Савостино и Погорельцево. Общая численность прихожан до 1895 г. простиралась свыше 2000 душ обоего пола.
Но в этом году 189 семейств в числе 1313 душ выехали на поселение в Тобольскую губернию, где получили на каждую наличную душу муж. пола по 15 десятин земли. Причины, побудившие крестьян к переселению в таком количестве, были следующие. Выходя на волю по Высочайшему манифесту 19 февраля 1861 г., крестьяне села Шаблыкина отказались получить от помещика Киреевского полный земельный подушный надел, а согласились взять лишь по ½ десятины на тягло дарственной земли. Полная невозможность увеличившемуся населению прокормиться с наличного надела земли заставила искать свободные земли в Тобольской губернии, где в Ишимском округе и облюбовали себе участки. Их надельная земля на родине поступила в пользование оставшимся крестьянам около 3 десятин на душу.
В настоящее время во всем приходе числится 570 душ муж. пола и 550 душ жен. пола в 182 крестьянских домах.
Из описи храма за 1791 г. видно, что первоначально в селе Шаблыкине церковь была деревянная, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а по описи за 1818 г. значится тоже деревянная церковь, но уже во имя св. вмч. Георгия Победоносца. Как и почему произошла такая перемена – из документов ничего не видно.
Настоящая каменная церковь начата постройкой в 1833 г. старанием и на средства помещика Николая Васильевича Киреевского и освящена в 1853 г. высокопреосв. Смарагдом. Церковь имеет величественный и даже грандиозный вид, крестообразную форму и может считаться одною из лучших сельских церквей. Для прихода церковь достаточно вместительна.
В ней в ряд стоят три престола: главный средний – во имя св. Георгия Победоносца, придельный с правой стороны – во имя свят. и чудотв. Николая, а с левой – во имя св. и праведной Плисаветы, покровителей имен строителя храма и его матери. Церковь холодная, в ней три выходных двери, с западной стороны устроены певческие хоры. При церкви каменная четырехъярусная колокольня, соединенная с настоящим храмом крытой галереей, на каменных в два ряда колоннах. Вокруг колокольни и церкви каменная ограда. В 1896 г. на средства помещика Сергея Владимировича Блохина левый придел сделан теплым и отделен от настоящего стеклянной перегородкой. Капитальный ремонт всего храма произведен в 1890 г. Все три иконостаса были отделаны заново и вызолочены.
Из святынь храма особенно замечательны икона Владимирской Божией Матери, которая стоит в главном алтаре в киоте за стеклом, и икона Покрова Пресвятой Богородицы, в середину которой вложен небольшой серебряный вызолоченный крест со св. мощами разных святых. Первая икона исстари именуется чудотворной и уважается всей местностью. Подарена она в церковь в 1799 г. матерью строителя настоящего храма Елизаветой Федоровной Киреевской, урожденной Стремоуховой. Икона эта считалась покровительницей рода Стремоуховых. На иконе риза и венцы серебряные, вызолоченные, украшенные местами жемчугом и драгоценными камнями. На венце Богоматери корона выложена жемчугом, шея украшена жемчужным ожерельем с одним зеленым камнем. На венце Спасителя корона унизана жемчугом с тремя большими и четырьмя малыми камнями. На коронах небольшие крестики из драгоценных камней в серебряной оправе. Серебра на иконе 7 фунтов, ценою 2000 руб. ассигн.
Церковь владеет двумя 4% билетами государственной ренты по 200 руб. каждый, которые находятся на хранении Орловского Государственного Банка.
http://www.raruss.ru/russian-manors/1344-zhukovsky-shablykino.html
«Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. — Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?