Дмитрий Сергеевич Лихачёв, филолог, искусствовед, автор многочисленных работ по истории литературы, писал: «Одна из величайших основ, на которых зиждется культура — это память, с помощью памяти накапливается опыт, образуются традиции, навыки, создаётся знание. Благодаря памяти, прошедшее входит в настоящие. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт».
Музеи всегда были хранителями памяти. Особенно музеи декоративно-прикладного, «самого близкого искусства», как писал искусствовед Александр Борисович Салтыков. В собрании Всероссийского музея декоративного искусства хранятся художественные предметы, отразившие своё время, код памяти национальной русской культуры. В силу разных причин, многие музейные коллекции, порой десятки лет ожидают встречи со своим зрителем. Уже нет в музее многих из тех, кто стоял у истоков открытия этих артефактов, хранил, изучал, писал о них талантливые статьи и книги. Сегодня мы открываем новый проект «Забытые коллекции». Он посвящён предметам, событиям, судьбам, находкам и открытиям, связанным с историей музейных коллекций. Серия рассказов о появлении новых экспонатов, основанная на прошедших событиях, воспоминаниях, давно написанных статьях. И начнём мы с одного из самых значимых собраний, оказавшемся в нашем музее — коллекции художественного текстиля XVII — начала XX века Натальи Леонидовны Шабельской.
«Иногда случается чудо, и ушедшие, казалось бы, навсегда в неизвестность памятники возвращаются обратно». Так писали газеты в октябре 1991 года о возвращении на родину ценнейших экспонатов. О щедром даре, сделанном Павлом Михайловичем Толстым-Милославским, на днях приехавшем в Москву из Парижа, чтобы передать некогда знаменитую и забытую нами коллекцию Шабельских в дар Всероссийскому музею декоративного искусства: «Предметам русской старины место на русской земле». Известный искусствовед и реставратор, много сделавший для возвращения коллекции в Россию, Савелий Ямщиков вспоминал о своих встречах с Толстым-Милославским: «Я увидел лучшие черты российского характера: благородство, ум, стремление прийти на помощь к ближнему, а главное – гордость за своё Отечество и готовность разделить его нелегкую участь».
Счастливая судьба и благородство решения Толстого-Милославского позволили собранию Шабельских вернуться на Родину. Это чудные тонкие кружева XVIII столетия, кокошники, шитые жемчугом, платки серебряного и золотного шитья. Изумительный сарафан времени Екатерины II, множество образцов ткачества, вышивки XVII – XIX веков, подзоры и пояса, кички и лобные повязки, более ста образцов иностранных тканей, собранных в России. Вещи сохранили старые этикетки с указанием своего происхождения: Вятская губерния, Нижний Новгород, Торжок, Архангельск – эта часть научной коллекции, знакомая немногим специалистам, стала частью собрания Всероссийского музея декоративного искусства.
К сожалению, сведений о жизни Натальи Шабельской, обладательницы крупнейшей в России коллекции искусства XVII — начала XX века, сохранилось немного. Хотя имя её сопоставимо с именами Павла Третьякова, Петра Щукина, Алексея Бахрушина. Её вклад в русскую культуру огромен: она собрала уникальную коллекцию народных костюмов, головных уборов, набойки, а также изделий из кости, керамики и дерева, ювелирных украшений русских, карел, крымских татар, народов Поволжья.
«Наталья Леонидовна Шабельская была одной из самых замечательных русских женщин нашего времени. Её оригинальная самостоятельная деятельность оставила по себе значительный след», — писал известный художественный критик Владимир Стасов.
Продолжение истории — в нашей следующей публикации. До встречи!
#decorativeartmuseum
#damuseum
#забытыеколлекции