Кирпичный двухэтажный собор в псевдорусском стиле, сооружённый в 1868-1872 на месте кирпичного здания 1760-1761. Основной объём кубического двустолпного храма завершён тремя небольшими главками. Переходом соединён с колокольней, построенной в 1780-х в духе украинского барокко. Имелись четыре придела, в том числе Рождество-Богородицкий и Молченский. Закрыт не позже 1930-х, занят театром, позже столовой, в колокольне — водонапорная башня. Отреставрирован в кон. 1980-х. Возвращён верующим в 1990-х. В соборе хранился чудотворный Молченский образ Пресвятой Богородицы (ныне в Воздвиженском Севском монастыре).
Архитектурный план здания выполнен в русском стиле. Основной объем имеет форму массивного двухэтажного четверика с четырехгранной покатой крышей, на которой возвышаются три купола на центрических барабанчиках. Маленьким проходом объем соединяется с колокольней высотой в три яруса. Наружная отделка представлена многочисленным кладочным декором, сосредоточенным вокруг оконных проемов, рельефом по коньку и граням.
svyatayarus.su›church/detail/39484/
Собор представляет собой единственный уцелевший на Брянщине крупный монастырский храм в русском стиле, характерном для 2-й половины 19 в. Массивное кирпичное и оштукатуренное здание принадлежит к редкому для указанного времени типу двустолпных соборов. Прямоугольный, вытянутый по поперечной оси объем в два света завершен четырехскатной вальмовой кровлей, над которой прежде возвышались три поставленные по украинскому типу (в ряд, по оси север-юг) декоративные главки. Слегка пониженная алтарная часть имеет выступающую в центре уплощенную трехгранную апсиду. По сторонам соединяющей собор и колокольню поздней пристройки расположены два небольших одноярусных крыльца-притвора.
Тяжеловесный, стилизованный под 17 в. декор здания включает пучки из трех полуколонок на высоких постаментах на углах основного объема, антаблемент с аркатурным поясом под ним, архивольты над двумя парами окон нижнего света на боковых сторонах и наличники с тройными кокошниками у верхних окон. Необычны широкие выступы-контрфорсы в центре боковых фасадов, имеющие постаменты и крупные арочные ниши-киоты в обрамлении с полуколонками и трехлопастным верхом.
В интерьере два массивных столба в центре поддерживают при помощи подпружных арок своды с крупными распалубками над окнами; над гранями апсиды – лотки; притворы перекрыты сомкнутыми сводами. Внутреннее пространство, светлое и просторное, в настоящее время нарушено устройством плоского междуэтажного перекрытия.
Особенно интересна архитектура колокольни, в своих формах следующая принципам украинского барокко, хотя во многом получившая трактовку в духе псевдоготки и классицизма. Огромное ярусное кирпичное и оштукатуренное сооружение состоит из трех массивных основных четвериков с низким завершающим восьмигранником, служащим основанием большого грушевидного купола. Подобная композиция целиком выдержана в русле украинской традиции. Нарядный декор ярусов колокольни состоит из пилястр с раскреповками и богато профилированных карнизов.
«Свод памятников архитектуры и монументального искусства»
Собор с колокольней были реставрированы в 1989-1990 г.г. (арх. Н.А. Максименко), однако внутри ещё долго нуждался в капитальном ремонте. В 2000 г., при восстановлении в Севске женского монастыря, Троицкий собор был признан непригодным для богослужений; в итоге, женскую обитель устроили при Крестовоздвиженской церкви. А Троицкий монастырь был возрождён 7 октября 2002 г. как мужской. Из-за аварийного состояния штукатурки в центральной части храма игуменом Варсонофием было принято решение отделить южное крыло, где возобновили придел во имя Молченской иконы. Там в настоящее время и совершаются богослужения.