Спасо-Преображенский монастырь основан архимандритом Новгород-Северского Преображенского монастыря Корнилием в 1631 году. До начала 18 века все строения были деревянными. В 1690 году наместником монастыря был иеромонах Николай, который подал челобитную грамоту в Патриарший Приказ о благословении на строительство в монастыре каменного храма, вместо обветшавшего деревянного. В 1713-1717 годах при игумене Игнатии был возведен каменный собор. На нем «глава обита белым железом, на оной главе крест железный окрашен краской». Согласно описаниям тех лет, свод храма у основания украшался граненым карнизом, оконные проемы заключались в арочные обрамления. Глубокие откосы окон выделялись лепными рамками с крупными розетками. Двери собора были расписаны изображениями святых апостолов. Такая нарядность украинского барокко объяснялась соседством Левобережной Украины. Так же в декоре фасадов прслеживаются и характерные «нарышкинские» формы (наличники проемов с полуколонками по сторонам и полукруглыми разорванными фронтонами, пилястры с отступом от углов, широкие карнизы с зубчиками соединены с архаичными деталями 17 века (традиционный пояс кокошников в завершении куба, перехваченные дыньками колонки порталов и барабана).
Собор Преображения Господня — это оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы «нарышкинского» стиля и барокко 18 века с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь 17 века — бесстолпная, одноапсидная и одноглавая, с трапезной. Сооружена она была из кирпича и была оштукатурена. В 1774 году с юга пристроили ризницу, а с запада — паперть, надложили стены всех прежних объемов, сооорудив фронтоны, а так же обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 году при возобновлении монастыря после пожара на соборе устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах утрачены. В 1764 году была образована Севская епархия, и монастырь стал резиденцией Севских архиепископов. В это время были построены ограда с башнями, колокольня, жилые корпуса. После упразднения Севской епархии в 1788 году и пожара 1824 года, монастырь временно был закрыт. Спасла обитель игуменья Троицкого Севского монастыря, которая в 1884 году купила постройки и превратила монастырь в подворье своей обители. Трудами насельниц были приведены в порядок постройки обители. В декабре 1918 года монахинь потеснили воспитанники детского дома, разместившиеся в 2 корпусах Спасского монастыря. Остальные помещения заняла коммуна «Роза Люксембург». В 1921 году монастырь и вовсе был закрыт. Его опустевшие здания были заняты детской колонией. Большой урон ансамблю бывшего монастыря нанесла Великая Отечественная война. В 1950-е годы уцелевшие помещения приспособили для школы-интерната, который до сих пор располагается на территории бывшей обители.
источник: http:/puteshestvie32.ru/храмы севска.
Решение о строительстве каменного собора с теплой церковью Ильи Пророка в подклете было принято в 1690 году, однако к сооружению здания приступили только 2 мая 1713 года. В сентябре нижний ярус с зимней церковью построили и освятили, а основной храм закончили в 1715 году и освятили 13 января 1717 года. В 1774 году к собору с юга пристроили ризницу, а с запада — паперть, надложили стены всех прежних объемов, соорудив фронтоны, а также обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 году при возобновлении после пожара устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах с деталями декора утрачены.
Оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы «нарышкинского» стиля и барокко 18 века с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь 17 века — бесстолпная, одноапсидная и одноглавая, с трапезной. Сооружена она из кирпича и была оштукатурена, с лепными деталями. В объемной композиции традиционно трехчастного здания с подклетом господствует высокий четверик в два света. С каждой из сторон он завершен четырьмя кокошниками, над которыми поставлены фронтоны, а в центре восьмигранный барабан с луковичной главкой (утрачены). Полукруглый алтарь и квадратная в плане трапезная с узкой папертью понижены и увенчаны на торцах фронтонами. Отдельный объем образует ризница на подклете, расположенная к югу от алтаря и соединенная с ним еще одним помещением.
В декоре фасадов характерные «нарышкинские» формы (наличники проемов с полуколонками по сторонам и полукруглыми и разорванными фронтонами, пилястры с отступом от углов, широкие карнизы с зубчиками) соединены с архаичными деталями 17 века (традиционный пояс кокошников в завершении куба, перехваченные дыньками колонки порталов и барабана и др.). Надстроенные части стен с триглифными фризами (алтарь и трапезная), профилированными карнизами и фронтонами выполнены в барочном стиле. Этот стиль особенно ярко проявился в архитектуре паперти, фасад которой с арочным порталом в центре и лестницей перед ним (не сохранился) украшают две пары пилястр с ложными окнами между ними, живописный фигурный щипец украинского типа (прежде с обильной лепниной) и колонны на постаментах, как бы стоящие в неглубоких лоджиях по бокам паперти (сохранилась лишь одна из них на северо-западном углу).
Центральное помещение церкви, высокое и светлое, перекрыто сомкнутым сводом, прорезанным в центре цилиндрическим внутри барабаном. Трапезная, соединенная с храмом двумя проемами (широким средним и узким северным), имеет полусомкнутый свод с распалубками, узкая паперть, так же как и ризница, — коробовый свод, апсида — конху. В храме сохранилась богатая штукатурная отделка в стиле барокко: откосы окон обработаны филенчатыми рамками с кругами, а сами проемы заключены в арочные обрамления с картушами над ними; основание свода отмечено тянутым карнизом, а грани его украшены двойными тягами, дополненными в углах и вокруг светового кольца картушами.
Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов. / [сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012