Севск. Кресто-Воздвиженский Севский женский монастырь.

Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь открыт 18 мая 2000 года на месте прихода Кресто-Воздвиженского храма, по имени которого и получил свое название. Настоятельницей назначена монахиня (с 2007 г. – игумения) Афанасия (Личаева).Информация с сайта Брянской епархии  

Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь открыт 18 мая 2000 года на месте прихода Кресто-Воздвиженского храма, по имени которого и получил своё название. Возникновение Кресто-Воздвиженского деревянного храма относится к XVII века. На плане города 1808 года – это уже каменный храм. Современный каменный храм построен на собственные средства купца П.И. Нестерова. Приделов в нём было два: в честь Воздвижения Креста Господня и во имя св. вмч. Георгия Победоносца.
При советской власти Кресто-Воздвиженский храм длительное время оставался единственным действующим храмом Севска и не подвергся разрушению. Большая часть монахинь закрытого в 1920-х годах Севского Троицкого монастыря поселилась в городе Севске и его окрестностях. На Богослужения и молитвы они собирались в Кресто-Воздвиженском храме. В переписке по делам Русской Православной Церкви Брянского облисполкома в 1951 году указывается, что храм посещают 52 монахини, приход богатый, многолюдный. Это был единственный приход на пять районов Курской, Брянской и Орловской областей.
В 2005 году стали известны имена священников, служивших в этом храме и расстреляных в 1937 году: прот. Варлаам, иером. Иоасаф, иером. Павел, свящ. Павел. Из них прот. Варлаам Попов в июле 2006 года был причислен к лику свв. новомучеников и исповедников Российских.
Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов. / [сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012

В черте города Севска, как бы особняком от остальных достопримечательностей местности, стоит неприступный и богатый Кресто-Воздвиженский женский епархиальный монастырь. История Севского Кресто-Воздвиженского монастыря течет из глубины XVII века. Тогда на этом месте ранее существовал старинный храм Воздвижения Креста Господня, сооруженный из дерева. Двумя веками позднее — в 1808 году — на основе документальных подтверждений в виде плана города установлено, что Кресто-Воздвиженский храм — уже каменное сооружение, построенное за счет средств купца П.И. Нестерова. Это двухпрестольный храм. Хотя за время существования Советского Союза он и не был разрушен, не прекращал своей деятельности, некоторые из видных служителей церкви были преданы репрессиям 1937-1938 гг. В 1951 году Брянский облисполком охарактеризовал приход храма как «богатый, многолюдный». К началу 1990-х гг. Кресто-Воздвиженский приход оставался единственным приходом для нескольких районов Брянской, Курской и Орловской областей.18 мая 2000 года считается официальным днем открытия Севского Кресто-Воздвиженского женского Епархиального монастыря. 2005-2006 гг. тайна имен репрессированных священников была раскрыта, в связи с чем имя одного их них, протоиерея Варлаама (Попова), было причислено к лику Святых Новомучеников.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/sevskiy-kresto-vozdvizhenskiy-monastir.html

Севск — известный старинный город. Воскресенская и Ипатьевская летописи впервые упоминают о нём в 1146 году. Во время татарского нашествмя он был разрушен и начал восстанавливаться только с 1582 года. С начала ХVI века севская земля вошла в состав Московского государства. Севская крепость, грозный и неприступный западный форпост государства, была восстановлена в ХVII века. Сейчас от неё остались лишь мощные рвы и валы. Атмосфера старинного города ощущается в Севске как ни в каком другом городе Брянской области.
В городе сохранилось большое количество старинных храмов, среди которых стоит выделить Кресто-Воздвиженскую церковь, с 2000 года получившая статус собора вновь образованного Кресто-Воздвиженского женского монастыря. Церковь Воздвижения находится в Замарицкой части города на холме левого берега реки Марица в бывшей Пушкарской слободе и является доминантой этого района. Деревянный храм известен здесь с 1628 года, упомянут он также в описи 1646 года; в 1646 и 1729-31 гг. сооружался заново с приделами великомученика Георгия и апостола Иуды. В 1824 году, вместо вновь обветшавшего деревянного храма, построено нынешнее каменное здание церкви на средства севского купца П. И. Нестерова и прихожан. В 1860 году церковный староста, севский городской голова Василий Нестеров, устроил вокруг церкви Воздвижения каменную ограду с чугунными решётками, а в конце жизни он завещал 700 рублей на украшение храма.
Церковь Воздвижения Креста Господня — интересный памятник архитектуры Севска периода зрелого классицизма, с рядом деталей, свойственных более раннему этапу развития этого стиля. Кирпичное и оштукатуренное здание вытянуто по продольной оси. По типу принадлежит к бесстолпным однокупольным храмам с трёхчастным построением. Прямоугольные в плане алтарь и трапезная с закруглёнными углами примыкают к повышенному кубическому объёму центральной части, увенчанному широким барабаном с восемью окнами и сферическим куполом. Соединённая коротким переходом с трапезной стройная колокольня из трёх четвериков с арочными проёмами и коротким шпилем является вертикальной доминантой всей объёмной композиции.
В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют четырёхколонные портики тосканского ордера с высокими фронтонами, украшающие боковые стороны куба, и меньший портик с двумя парами колонн в центре восточной стены алтаря. Из других элементов декора интересны рустовка закруглённых углов трапезной и алтаря, плоские пилястры в широких простенках барабана и рамочные наличники окон в духе раннего классицизма: с «ушами» и своеобразными зубчатыми сандриками или прямоугольными нишами в завершении (барабан). Лишь проёмы внутри портика имеют арочное обрамление. Ярусы колокольни украшают парные полуколонны (нижний) или пилястры (верхние), упрощённые антаблементы и фронтоны. Её арочные проёмы обрамлены архивольтами на импостах и с замковыми камнями. Алтарь перекрыт цилиндрическим сводом с лотком с востока и распалубками над окнами, а трапезная имеет плоское перекрытие, опирающееся на два столба. У нижнего яруса колокольни — вспарушенный свод, у перехода и внутренней лестницы в северной стене — коробовый. Роспись масляными красками тёмнокрасных, серовато-синих и разбелёных охристых тонов выполнена в конце ХIХ века в духе позднего академизма; поновлена в 1973 году. В куполе традиционно написана Новозаветная Троица, между окнами барабана — отдельные фигуры апостолов, под ними — евангельские сцены, на парусах — евангелисты, в алтаре — изображения святых в медальонах.
Сборные иконостасы — главный трёхъярусный и придельный одноярусный — выполнены в конце ХIХ — нач. ХХ вв в русском стиле, иконы — ХIХ — нач. ХХ вв. Основными элементами их декора являются арочные обрамления икон с витыми колоннами деисусного чина, крестами, церковными атрибутами (в основном объёме), килевидные завершения на иконах и царских вратах (в приделе). В интерьере храма сохранилась редкая для Бряншины деревянная скульптура «Христос в темнице» ХIХ века. Главная святыня обители — Молченская чудотворная икона Божией Матери. По преданию, её принесение из Путивльского женского монастыря состоялось 7 мая 1612 года и укрепило славу только что начавшегося организовываться тогда в Севске женского монастыря во имя Святой Троицы.
После закрытия Троицкой обители в 1920-х годах икона хранилась у одной из монахинь, а после её смерти была передана в Кресто-Воздвиженский храм. Большая часть монахинь закрытого Севского Троицкого монастыря поселились в городе Севске и его окрестностях. На богослужения и молитвы они собирались в Кресто-Воздвиженском храме. В переписях по делам РПЦ Брянского облисполкома в 1951 году указывается, что храм посещают 52 монахини, приход богатый, многолюдный. Это был единственный приход на пять районов Курской, Брянской и Орловской областей. Ныне это единственный полностью сохранившийся севский храм. Он не был закрыт в годы богоборчества.
Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь был открыт 18 мая 2000 года на месте прихода Кресто-Воздвиженского храма, по посвящению которого и получил своё название. Настоятельницей назначена монахиня (с 2007 г. — игумения) Афанасия (Личаева).
Из книг: «Православные святыни Брянщины». — Брянск, 2014 и «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область». — М: Наука, 1998.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?