Северодвинск. Николаевский Корельский монастырь.

Николаевский Корельский монастырь, 3 класса, на берегу Белого моря, в юго-восточной части Двинской губы, в 34 верстах от Архангельска. Основан в начале XV века иноком Евфимием (просветителем корелов, который скончался в 1435 году и покоится в соборном храме). Разоренный в 1419 году шведами монастырь был восстановлен, благодаря щедрой помощи Новгородской посадницы Марфы Борецкой. В этот монастырь был сослан Новгородский архиепископ Феодосии Яновский и Ростовский митрополит Арсений Мациевич, живший здесь прикованным к тяжелой деревянной колодке, сохранившейся до настоящего времени. В монастырской библиотеке имеется много древних рукописей и нотных книг знаменного распева. К монастырю приписан Николаевский Новоземельский скит, в Ледовитом океане, на острове Новая Земля, учрежденный в 1882 году и открытый в 1889 году; при нем школа для самоедских детей.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Николо-Корельский монастырь по времени своего основания считается первым среди «морских» монастырей Севера. Большинство исследователей считают, что годом основания монастыря нужно считать 1410-й, а его основателем — «Преподобного Евфимия». Этот монах жил сред «корельских детей» на Летнем берегу и «просвещал» их, то есть обращал в христианство. Своё главное и первое название монастырь получил в честь святого Николая, пользовавшегося на Севере большой популярностью и считавшегося покровителем всех мореходов, охотников и рыбаков.
Николо-Корельский монастырь являлся древнейшим центром освоения русским населением Беломорского побережья и прилегающих к нему районов, имел оборонно-стратегическое значение. Летописное упоминание о нем относится к 1419 году и связано с печальным событием — разбойничьим нападением скандинавов на беломорские берега. В Двинской летописи говориться так: «Николаевский Карельский монастырь Мурмане пришедши в числе 600 войною с моря в бусах и шнеках (небольшие парусно-гребные скандинавские суда) в 1419 году пожгли и чернцов посекли». В результате этого нападения монастырь был совершенно разорён и оставался заброшенным вплоть до 1471 года.
Восстановление Николо-Корельского монастыря в 1471 году, согласно народному преданию и официальной церковной версии, было осуществлено Марфой Борецкой, вдовой новгородского посадника Исаака Борецкого, оставившей яркий след в русской истории. Дабы монастырь мог нормально существовать, Марфа дала ему в собственность часть своих владений — луга, солеварни, рыбные промыслы. Однако вскоре пришла Москва, установила везде свои порядки, посадила повсюду своих людей, и, в конечном счете, узурпировала все земли, в том числе и Новгородского севера. Великий Новгород пал, а Марфа была этапирована в Новгород Нижний, где и скончалась. Николо-Корельский монастырь перешел во власть Москве.
Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь. В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путешественники. Так, например, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера. Её целью было открытие северного пути в Индию: стоянка экспедиции была как раз около стен монастыря.
Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана. В 1555 года напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», — со складами и жилыми домами; её обитатели разгружали морские суда, грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь России. Отсюда уходили экспедиции: в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558).
В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший главным морским портом русского севера; Николо-Корельский монастырь теряет своё прежнее торговое значение.
Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664-1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Обитель имела свой кирпичный заводик. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью деревянными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — сейчас она находится в Москве, на территории музея Коломенское.
В XVII — XIX веках монастырь попадал и в военные передряги. В смутное время (1613-1614) войска поляка Ходкевича разорили северные земли, нанесли большой урон и Николо-Корельскому монастырю. В 1808-1809 годах вблизи от монастыря возводились укрепления направленные против возможного прихода английских кораблей.
К 1917 году монастырь пребывал в сильном запустении, в нем обитало всего несколько монахов, однако вокруг монастыря стояла уникальная деревянная стена — замечательный и единственный в своем роде памятник деревянного зодчества. В 1921 году монастырь был национализирован, некоторое время здесь располагалась колония для малолетних преступников. Затем, в 1929 году была образована сельхозкоммуна «Искра».
В 1936 году на место, где стоял монастырь, прибыли строители поселка Судострой, будущего Молотовска, нынешнего Северодвинска. В это время были уничтожены остатки уникальной стены, опоясывавшей монастырь, исчезли церковные колокола. Сами постройки первоначально служили в качестве общежития и отдела кадров огромного строительства.
Через некоторое время заводские постройки вплотную подошли к монастырю, в связи с чем было постановлено его снести. Однако попытка разрушить толстые церковные стены привела к тому, что от сотрясения пошли трещины по соседнему цеховому зданию. Было решено, что дешевле приспособить монастырь под нужды завода, чем с риском для вновь построенных цехов продолжать разрушение. Так и служили Успенская церковь и собор Святителя Николая в качестве помещений для подсобных производств завода.
В настоящее время за счет средств, выделяемых Севмашем, идет восстановление Свято-Никольского Собора.
http://arhispovedniki.ru/gallery/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=538
История Скита Новоземельского очень трагическая. Церковь была основана в 1898 году в Белужьей Губе, там жил священник, а потом около 1902 года приехали несколько монахов. Никто не хотел ехать, а просили для ненцев. Просили у Соловецкого Игумена дать братию, он открытым текстом сказал: там настолько суровые условия, что у нас из братии никто не выдержит, извините. И поехал один иеромонах Николо-Карельского монастыря, отец Иона. Он служил, ненцев окормлял. Что там этому батюшке пришлось перетерпеть — одному Богу ведомо. А из тех 10 или 12 монахов, которые туда приехали, семеро за зиму погибли, а пятеро уехали по болезни и больше не вернулись.
http://www.serafim100.ru/top/Papers/a37.html

Николаевский Корельский необщежительный мужской монастырь, 3-го класса (с 1764 г.) в юго-восточной части Двинской Губы, в 34 в. от Архангельска, почтовая станция в селении Рикосихе (сообщение морем – летом 24 в., зимой 19 в.).
Время основания неизвестно в точности; полагают, что он был основан в конце XIV или начале XV в. просветителем корелов Евфимием (мощи его были открыты в 1647 г.; церковное почитание ему продолжалось с 1650 по 1683 г.; ныне память его чтится панихидами. Мощи под спудом. У архиепископа Димитрия день памяти – 18 апреля, у архимандрита Никодима – 9 июля); в 1419 г. был разорен норвежцами; в 1471 г. был возобновлен новгородской посадницей Марфой Борецкою.
Храмов два: 1) в честь Успения Божией Матери с приделом (с 1887 г.) в честь Боголюбской иконы Божией Матери (построен в 1664 г., освящен 10 ноября 1667 г.); 2) во имя св. Николая Чудотворца с приделом во имя свв. апостолов Петра и Павла (построен в 1670 г., освящен 9 сентября 1673 г.). На северной стороне от входа в Успенский храм, под каменной часовней (построенной в 1860 г.), погребены сыновья Марфы Борецкой: Антоний и Феликс, утонувшие в устье р. Северной Двины.
В этот монастырь при Екатерине I был сослан лишенный архиерейства вице-президент Святейшего синода, архиепископ Новгородский Феодосий Яновский, который здесь и скончался 3 февраля 1726 г. При Екатерине II здесь около 4 лет жил лишенный архиерейства митрополит Ростовский Арсений Мацеевич до 27 декабря 1767 г., когда он, уже лишенный монашества, был сослан в Ревель (колодка, к которой он был прикован, находится в монастыре).
В ризнице хранятся: ветхое рукописное Евангелие без обозначения года и два оловянных потира. В библиотеке имеется грамота Марфы Борецкой, немало древних рукописей, хронографов, синодиков, нотных книг знаменного распева и проч.
До 1707 г. монастырь управлялся игуменами: в 1707 г. была учреждена архимандрия; с 1768 г. настоятель снова получил сан игумена; с 1848 г. монастырем управляет епархиальный епископ.
Монастырь владеет сенокосным участком в 23 дес. 1264 кв. саж. удобной и 10 дес. 1376 кв. саж. неудобной земли на острове Шатун, отдаваемой в аренду за 186 руб. в год; сенокосным участком «Звенье» близ монастыря, в 4 дес. 2019 кв. саж., в аренде за 125 руб.; лесным участком в 150 дес.; рыболовными тонями у берегов Белого моря, в аренде за 125 руб.; лесным участком в 471 дес. 780 кв. саж. в Кудьмозерской казенной даче, вблизи монастыря. Из казны получает 669 руб. 09 коп.
Монахов 13, послушников 1.
Большевики закрыли монастырь в 1920-х гг. Первостроители города Северодвинска в 1930-х гг. возвели вокруг монастыря корпуса Севмашпредприятия, которое вначале специализировалось на строительстве военных надводных кораблей, а затем уже специализируется и на строительстве и ремонте атомных подводных лодок.
К нему приписан: Николаевский Новоземельский мужской скит на острове Новая Земля в Ледовитом океане, в становище Малые Кармакулы, в 1500 в. от Архангельска. Разрешен к учреждению Святейшим синодом в 1882 г.; основан в 1889 г. В скиту имеется храм во имя св. Николая Чудотворца (освящен 19 сентября 1888 г.). Церковная школа для самоедских детей. С 22 апреля 1894 г. скит получает из казны 1000 руб. Игумен и псаломщик.
Более семи лет назад командование и жители поселка Белушья Губа попросили епископа Архангельского и Холмогорского Тихона прислать священника. А в феврале 1999 г. в военном городке Белушья Губа появился отец Иннокентий. По причине постоянной неблагоприятной погоды было решено церковь устроить в самом поселке, для этого выделили большое помещение, первый этаж в жилом доме – бывшее кафе.
Леонид Денисов, 1100 православных монастырей Российской империи

1 мая 1998 г., в день памяти святых Евфимия, Антония и Феликса Корельских, впервые с разрешения администрации «Севмашпредприятия» у стен Никольского храма еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) отслужил праздничный молебен. Святые Евфимий, Антоний и Феликс получили наименование «небесных покровителей града Северодвинска» и стали поминаться на отпустах. Впосл. по согласованию между епархиальным управлением и администрацией «Севмашпредприятия» жители города участвовали в праздничных молебнах на территории бывшего монастыря. В 1998-2000 гг. молебен служили перед входом в Никольский собор, с 2003 г. — в центральном приделе собора. В др. дни монастырские храмы по-прежнему выполняли роль заводских помещений. В Никольском соборе располагался участок шиномонтажа, сварочный участок и склады, а также участок мойки тары, в Успенском храме — администрация одного из цехов, в бывш. братском корпусе — швейная, слесарная и др. мастерские. С 22 июля 2004 г. в Никольском соборе стали еженедельно служить молебны. 2 и 4 авг. 2004 г. генеральным директором ФГУП «ПО «Севмаш»» были подписаны решения «об открытии для совершения богослужений Никольского собора» (молебны стали служить каждый четверг) и «о проведении восстановительных работ в Николо-Корельском монастыре», согласно которому все заводские службы предполагалось вывести из монастырских зданий.
В галерее, примыкающей к сев. стене Никольского собора, был устроен придел, освященный иерейским чином 7 апр. 2005 г. во имя прп. Евфимия и праведных Антония и Феликса Корельских. В тот же день впервые после 85-летнего перерыва была отслужена Божественная литургия. 1 мая 2009 г. в центральном приделе Никольского собора впервые после закрытия К. м. была отслужена литургия архиерейским чином (ранее неск. лет архиерейские богослужения совершались только в приделе святых Евфимия, Антония и Феликса). Возглавлял богослужение еп. Архангельский и Холмогорский Тихон. 22 авг. 2009 г. состоялось первое в истории мон-ря патриаршее богослужение: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) отслужил всенощное бдение накануне праздника Собора новомучеников и исповедников Соловецких. С 2011 г. настоятелем Никольского собора является митр. Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских). В Никольском соборе регулярно совершаются богослужения: по субботам и накануне больших праздников — всенощное бдение, в воскресные и праздничные дни — Божественная литургия; по четвергам служатся молебны во время обеденного перерыва заводчан.
https://www.pravenc.ru/text/2057250.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?