«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ М. П. КРОШИЦКОГО»
Впервые о создании Художественного музея в Севастополе заговорили в сентябре 1924 года на III Крымской конференции музейных работников, которые обратились в Москву с просьбой выделить «соответствующий музейный материал, выше среднего качества, относящийся к отечественному искусству второй половины XIX – началу XX веков».
В январе 1925 года в Крым уже были доставлены 92 картины выдающихся русских живописцев из Государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда. Большинство были национализированными произведениями искусства из частных коллекций. Так в Севастополе оказались картины из собраний предпринимателей, купцов, общественных деятелей К. Т. Солдатенкова, И. А. и М. К.Морозовых, И. С. Исаджанова, А. В. Руманова и многих других.
К сожалению, выделение подходящего помещения для размещения картинной галереи в Севастополе задерживалось, и было решено открыть выставку в Центральном музее Тавриды. В Севастополе полотна начали экспонироваться лишь в 1925 году. Галерею тогда разместили в тесных и сырых комнатах расформированного музея Л. Н. Толстого, и просуществовала она недолго.
В сентябре 1926 года участники IV Крымской конференции музейных работников постановили: «Ввиду отказа Севастопольского исполкома в предоставлении галерее помещения, которое позволило бы развернуть ее надлежащим образом, Картинную галерею в Севастополе ликвидировать, распределив картины между Центральным музеем Тавриды и Ялтинским художественным музеем… В случае предоставления помещения она должна быть возвращена в Севастополь».
Художественный музей в Ялте начал комплектоваться с начала декабря 1920 года. Туда свозились самые разные произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, мебель, фарфор и просто предметы внутренней обстановки из Императорского и Великокняжеских дворцов, дворянских имений Южного Берега Крыма. Коллекцию дополнили картины голландских и фламандских художников XVII века из имения князя Л. С. Голицына «Новый Свет» близ Судака. Так в усадебном доме князей Барятинских «Сельбилляр» в центре Ялты оказались личные вещи императорской семьи, представителей аристократических родов.
Первоначально коллекция насчитывала около 500 произведений. Директором был назначен Анатолий Григорьевич Коренев, который шесть лет спустя возглавил переезд основной части Ялтинского художественного музея в Севастополь.
Летом 1927 года галерее был передан двухэтажный дом бывшего севастопольского кинотеатра «Лотос». Это здание примыкало с правой стороны к дому Гавалова – тому, где ныне располагается музей. «Дом Гавалова» — большое четырехэтажное здание в стиле эклектики, построенное в 1899 году по заказу «почетного гражданина Севастополя» купца С. Х. Гавалова и чудом уцелевшее во время войны. Его фасад украшен многочисленным декором разных эпох и стилей: здесь и атланты, и колонны всех ордеров, и маскароны, и элементы барокко. По четвертому этажу идут мансарды, здание нарочито асимметричное: с одной стороны помещен фонарь, с другой — балконы. К сожалению, архитектор неизвестен. Здание задумывалось как доходный дом — помещения на первом этаже сдавались под магазины, на втором располагались отделения банков, а третий и четвертый, мансардный, этажи были жилыми. Квартиры предоставлялись состоятельным жильцам. Не смотря на то, что в годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, после было бережно восстановлено.
Первый директор музея Анатолий Григорьевич Коренев, имея большой музейный опыт, будучи художником, реставратором, руководил Севастопольской картинной галереей до декабря 1939 года и много сделал для ее комплектования. Надежным помощником во всех музейных делах оказался принятый Кореневым на единственную штатную должность научного сотрудника севастопольский художник, 33-летний Михаил Павлович Крошицкий (1894-1972). Он родился и вырос в Севастополе, учился в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств в Петербурге. За два года работы в галерее Михаил Павлович приобрел необходимый опыт музейной работы.
Ещё не один год после открытия Севастопольской галереи из закупочных комиссий Москвы, Ленинграда, Государственной Третьяковской галереи поступали работы выдающихся русских художников. В 1931 году в залах были размещены 438 картин и 44 скульптуры: 197 произведений западноевропейской живописи XVI – XIX веков, 241 живописное полотно мастеров российской школы «от передвижников до современников» и еще в одном зале экспонировались 80 графических листов, во всех залах была расставлена мебель, перевезенная из Ялты.
В декабре 1939 года А. Г. Коренев переехал в Алупку, а М. П. Крошицкий, вернувшийся в родной город из Воронежа, где он возглавлял Музей изобразительных искусств, был назначен директором Севастопольской картинной галереи. По данным отчета 1939 года, на учете тогда состояло 2466 музейных предметов, из которых 1466 находились в экспозиции (550 – живопись, 537 – графика, 71 – скульптура, 308 – мебель, изделия из фарфора и бронзы).
Самым суровым испытанием для музея стала Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года в первую же ночь войны Севастополь оказался в числе приграничных городов Советского Союза, которые подверглись бомбардированию. В сентябре, когда налеты вражеской авиации участились, именно по инициативе М. П. Крошицкого была начата упаковка наиболее ценных произведений искусства. В конце ноября более 100 ящиков перевезли на пристань в Южной бухте. Ждать отправки на Большую землю из-за «массы эвакуационных грузов пришлось больше двух недель».
В ночь на 12 декабря 1941 года музейный груз с помощью матросов был быстро перенесен на палубу, и «корабль, отстреливаясь от самолетов противника, тотчас же снялся с якоря». Так началась 13-месячная военная эпопея М. П. Крошицкого. Без помощников, без семьи (в Севастополе вскоре погибли его мать и крошечный сын, а о судьбе жены и дочери, чудом уцелевших и эвакуированных, он узнает только в 1943 году) Михаил Павлович прибыл в порт Батуми. Он не имел специальных эвакуационных документов, поэтому только «через 12 суток…удалось добиться получения трех вагонов и перевезти художественные фонды в Тбилиси…, а потом в Мцхетский замок…»
Находясь в Грузии «в исключительно тяжелых материальных условиях», надеясь на согласование дальнейшего маршрута, М. П. Крошицкий лишь к осени перевез ценности в Баку, а потом через Каспийское море – в Красноводск.
«После полуторамесячного нахождения на пристани… получив вагоны, я стал кочевать с грузом по Азии. Отсутствие эвакуационной путевки с указанием пункта назначения позволяло, видимо, городам и республикам отказывать в приеме художественных ценностей галереи… Проехав Туркмению, Узбекскую, Таджикскую, Киргизскую, Казахскую республики и Алтайский край, я лишь на рассвете 8 января 1943 года прибыл с экспонатами в г. Томск, который дал согласие на прием и хранение государственного художественного имущества Севастопольской галереи. Всего за 13 месяцев пути были преодолены около 11000 км по железной дороге и 2 моря…при 43 перегрузках.
В Томске ценный севастопольский груз разместили сначала в Доме офицеров, а через полгода перевезли в церковь бывшего архиерейского дома, занимаемого Томским краеведческим музеем. В конце 1943 года по вызову Михаила Павловича приехали в Томск оказавшиеся после эвакуации из Севастополя в Воронеже дочь Оксана и жена Нина Ивановна, которая стала на многие годы надежным помощником в музейных делах, научным сотрудником, хранителем коллекции.
В майские дни победного 1945 года по указанию Комитета по делам искусств спасенные и сохраненные севастопольские ценности, сопровождаемые Крошицкими, всего за месяц были доставлены в Крым. Но Севастополь был разрушен полностью – здание галереи сгорело. Экспонаты Севастопольской картинной галереи разместили в Симферополе.
Михаил Павлович и в Симферополе продолжил пополнять музейный фонд. 8 июля 1946 года Крошицкий утвердил первый акт о приобретении в коллекцию Севастопольской картинной галереи этюда А.И.Куинджи «Ночь на Днепре».
К 30-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции 8 ноября 1947 года открылась экспозиция Объединенных Севастопольской и Симферопольской картинных галерей, но фактически в отремонтированных залах музея были представлены 428 произведений искусства лишь из коллекции Севастопольской галереи.
С 1950 года из Москвы при непосредственном участии Крошицкого галерея пополняется произведениями И. Н. Крамского, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова, И. Е. Репина, Б. М. Кустодиева, А. С. Степанова, М. В. Маторина, Ф. А. Модорова, Г. Г. Нисского, С. Т. Коненкова, Н. В. Крандиевской и других.
Осенью 1956 года коллекцию Картинной галереи перевезли в Севастополь, предоставив помещение первого этажа в новом доме по ул. Марата, напротив Владимирского собора на Центральном городском холме. Торжественное открытие состоялось 6 ноября 1956 года.
В 1957 году руководство города приняло решение о размещении галереи на проспекте Нахимова, рядом с ее довоенным местом расположения — в «доме Гавалова». Галерее тогда передавались два нижних этажа, а на двух верхних разместили детскую музыкальную школу.
С 1965 года Севастопольская картинная галерея, согласно приказу Министерства культуры Украины, стала называться «Севастопольский художественный музей». К своему 40-летию в 1967 году коллекция почти достигла довоенного количественного уровня – 2 263 музейных предмета.
С середины 1970-х годов в здании музея были проведены ремонтные работы: пространство экспозиционных залов было реконструировано, выделены и оборудованы дополнительные фондовые помещения, открыт центральный вход в здание для посетителей, все помещения подвала и первого этажа здания были полностью переданы музею.
27 ноября 1991 года Кабинет министров Украины принял постановление, в котором было записано: «Принять предложение Севастопольского горисполкома о присвоении имени заслуженного деятеля искусств УССР Крошицкого М. П. Севастопольскому художественному музею и впредь именовать его «Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого». Это событие явилось результатом неоднократных обращений общественности об увековечении памяти человека, спасшего ценнейшие произведения искусства.
Сейчас в фондах музея хранится более 8000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, рисунки и гравюры разных стран и эпох. Коллекция западноевропейского искусства представлена произведениями художников Италии, Голландии, Франции, Фландрии, Германии 16-19 веков. В коллекции русского искусства полотна И. Шишкина, И. Левитана, А. Васнецова, И. Репина, И. Крамского, В. Верещагина, В. Поленова, А. Куинджи, Н. Касаткина, И. Айвазовского, В. Маковского, К. Коровина, К. Богаевского, Б. Кустодиева, В. Тропинина и других выдающихся художников.
P.S.: с 1 июня 2018 года в связи с началом ремонтно-реставрационных работ здания экспозиции в нём были закрыты. На период ремонтных работ на втором этаже кинотеатра «Москва» разместили 68 работ маслом на холсте: 55 картин русских художников и 13 зарубежных. Основные фонды перевезли в Черноморское высшее военно-морское училище имени П. С. Нахимова. Детская музыкальная школа, занимавшая третий и четвертый этажи музея переехала в новое здание, построенное меценатом.
Зданию действительно был необходим капитальный ремонт. Подвалы были поражены грибком и плесенью, в залах помещалась только малая часть коллекции, современное выставочное оборудование отсутствовало. Планировалось, что после реконструкции, которая должна была завершиться в конце 2019, в крайне случае, начале 2020 года, площадь постоянной экспозиции увеличится на 60-70 процентов, появится современное музейное пространство, насыщенное мультимедийной аппаратурой, и почти 300 квадратных метров свободных залов под временные экспозиции, в основном из запасников музея. Но реставрацию здания не завершили до настоящего времени. Более того, ремонтные работы там прекращены (смена подрядчика, отсутствие у новой компании разрешения на проведение реставрационных работ). Дом купца Гавалова постепенно рушится.
Ещё более трагическая ситуация складывается в кинотеатре «Москва», где выставлены главные сокровища музея. В помещении изначально, сразу после переезда были установлены сплит-системы, увлажнители и осушители воздуха, кварцевые лампы, а также измерительные приборы, для отслеживания в реальном времени изменений показателей предписанных для хранения. Но согласно мерам противопожарной безопасности на ночь их нужно выключать. Зимой температура в необогреваемом помещении кинотеатра ночью опускается до 12-16 градусов тепла. Включают тепловые пушки. Работать одновременно с кондиционерами они не могут — не хватает мощности электросети. Чтобы хотя бы как-то сохранить необходимую для хранения живописи влажность воздуха, сотрудники в зале ставят вёдра с водой и раскладывают по полу мокрые тряпки. Так спасают бесценные произведения искусства, пережившие революцию, Гражданскую и Вторую Мировую войны. Остаётся только надеется, что переживут и ремонт-реставрацию.