Владимирский собор был возведен в 1891 году по проекту архитектора Давида Грима на месте предполагаемого крещения князя Киевской Руси Владимира, которое находилось на территории Херсонесского Святовладимирского монастыря, основанного в 1850 году. Проект собора был утвержден 2 июля 1859 года. Торжественная закладка нижнего храма императором Александром II и императрицей Марией Александровной состоялась 23 августа 1861 года. Строительство собора продолжалось в течение тридцати лет и было закончено только к 1891 году. Внутренняя отделка была произведена академиком Чагиным и Тихообразовым. Иконы нижнего храма были написаны известными художниками И.А. Майковым, В.И. Неффом, А. И. Корзухиным и П.Т. Риссом.
15 июля 1888 года, в юбилейный день 900-летия Крещения Руси, был освящен нижний храм в честь Рождества Богородицы, середину которого занимали остатки древней церкви, в которой крестился князь Владимир. Главный престол верхнего храма освящен 14 августа 1867 года во имя святого равноапостольного князя Владимира. Южный престол освящен 12 июля 1892 года во имя святого благоверного князя Александра Невского, северный престол освящен во имя святого апостола Андрея Первозванного. Размеры собора 32.7 х 41.6 м; высота сооружения – 34.6 м.
2 октября 1924 года собор был закрыт. Во время Великой Отечественной войны сильно разрушен попавшей в него бомбой. После войны храм фактически превратили в карьер по добыче камня.
Богослужения возобновились в 1992 году. В 1997 году правительством Украины было принято решение о восстановлении собора. Первый этап был завершен 28 июля 2001 года торжественной церемонией установки освященного креста на купол в присутствии президентов Украины и России.
Ещё информация: www.sevportal.com/our_town/khersoneses/; Очерк об истории строительства Владимирского собора из книги И.А. Антоновой «Боги Тавриды. История религий народов Крыма», Севастополь, 1997. С. 138-158). www.chersonesos.org/
ХЕРСОНЕССКИЙ МОНАСТЫРЬ
В обители построили храмы: Владимирский собор; каменная церковь во имя Семи священномучеников Херсонесских (12 апреля 1861 г. освящена); в 1860 году по проекту архитектора К. Вяткина начали строить двухэтажный братско-настоятельский корпус. В северной части здания устроили домовую церковь, которую освятили 14 июля 1863 года во имя Покрова Божией Матери (сегодня это малый экспозиционный зал средневековой истории Херсонеса). В 1899 году в братском корпусе делали ремонт, и церковь перенесли в центральную часть, освятив в 1900 году во имя Корсунской иконы Божией Матери (теперь это большой экспозиционный зал).
Многие туристы, приехавшие в Севастополь, отправляются на Гераклейский полуостров побродить среди развалин древнего города Херсонеса. От центрального входа аллея, по обеим сторонам которой растут темные печальные туи, ведет к двум зданиям. Здесь находятся античный и средневековый отделы музея. А раньше это были монастырская трапезная и братско-настоятельский корпус Херсонесского монастыря.
История монастыря началась с посещения этих мест архиепископом Иннокентием. Конечно же, на руинах легендарного Херсонеса, на месте крещения киевского князя Владимира было решено основать монастырь. Создавалась киновия под руководством настоятеля Бахчисарайского Успенского скита архимандрита Поликарпа, но весь основной труд лег на плечи игумена Василия (Юдина). Именно он собирал пожертвования и занимался строительством первой церкви.
Небольшой каменный храм был освящен в честь княгини Ольги 23 февраля 1853 года. Рядом с церковью во вновь созданном Херсонесском монастыре построили два небольших дома для монахов. Но мирная жизнь киновии прервалась началом Крымской войны. На территории монастыря французы разместили свою батарею и пороховые склады. В результате яростных обстрелов церковь и все остальные здания были полностью разрушены. Архиепископ Иннокентий искренне сожалел по этому поводу: «Двух скитов наших — Херсонесского и Инкерманского — как не бывало…, Херсонесский, построенный едва не одними слезами, пошел на топливо у французов». После окончания войны игумен Василий отправился собирать пожертвования на восстановление обители на Дон, в 1856 году он, переправляясь через реку, утонул. Новым настоятелем монастыря был назначен иеромонах Таврического Архиерейского Дома Евгений.
Начались работы по восстановлению Херсонесского монастыря. В короткие сроки были построены кельи для монахов и деревянный храм, который 30 апреля 1857 года настоятель Балаклавского монастыря архимандрит Геронтий освятил в честь Семи херсонских епископов-мучеников. Однако строительные работы, которыми руководил купец первой гильдии Петр Телятников, были выполнены некачественно. От сильных ветров и бурь храм начал разрушаться. Поэтому спустя всего лишь три года после постройки его пришлось разобрать до основания и возвести новый каменный. Храм был освящен 2 апреля 1861 года епископом Таврическим Алексием. В нем находилась священная реликвия: часть мощей князя Владимира, хранившаяся а небольшом ковчеге с надписью: «Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славне, и святым Крещением просветятся, светом познания Христова Землю Русскую озарил еси». Святые мощи были переданы императором Александром II из малой церкви Зимнего дворца.
В связи с приближением юбилея 900-летия крещения Руси была разработана программа празднования этого события, в котором Херсонесскому монастырю отводилась важная роль. По повелению императора с 1857 года из севастопольского адмиралтейского собора в монастырь ежегодно 15 июля совершался крестный ход. А 10 февраля 1858 года было получено высочайшее разрешение на строительство соборного храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. Идея о создании на Херсонесе храма в память крещения здесь князя Владимира принадлежала еще архиепископу Иннокентию. В 1825 году главнокомандующий Черноморским флотом А. С. Грейг подал императору Александру I докладную записку о сооружении небольшого храма в византийском стиле и богадельни. Чтобы определить, где же крестился князь Владимир, в Херсонесе в 1827 году мичман Н. Крузе начал проводить первые археологические раскопки. Деньги на строительство церкви собирали по подписке. Но в 1836 году император Николай I, уступив просьбе адмирала М. П. Лазарева, принял решение о строительстве Владимирского собора в Севастополе. В 1852 году вопрос о строительстве собора на главной площади Херсонеса возник вновь, даже был разработан проект, но помешала война. Автором нового проекта стал архитектор Давид Иванович Гримм (1823-1898). 2 июля 1859 года проект храма утвердили, а 18 августа создали строительный комитет.
Место для возведения собора предложил граф А. С. Уваров, он производил раскопки и обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику, которая, по его мнению, была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир. 1861 год стал особенным в истории Херсонесского, монастыря. 18 марта Херсонесская Владимирская киновия была переведена в ранг первоклассных монастырей, утвердили штат монастыря: архимандрит, наместник, восемь иеромонахов, четыре иеродиакона, три монаха и пять послушников. А 23 августа состоялась торжественная закладка нового собора, После молебна император Александр II и императрица Мария Александровна уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь пожертвовал деньги на колокол весом 11 пудов, который был отлит из меди. А Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма. 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места.
Стены собора возводили вокруг остатков древнего храма, которые прикрыли мрамором. На месте купели установили плиту из темно-серого мрамора с белым крестом. Впереди купели стоял аналой для возложения святых мощей с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Купель и аналой ограждала ажурная решетка из белого мрамора. Во Владимирском соборе был похоронен архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан. Слева от входа в нижний храм над его могилой устроили на средства настоятеля монастыря Иннокентия (Солодчина) небольшой придел, освященный в честь преподобного Мартиниана. В западной части этого придела погребен и сам Иннокентий, умерший в 1919 году. Верхний храм имел три престола: главный был освящен во имя святого равноапостольного князя Владимира 17 октября 1891 года, южный престол освятили в честь святого благоверного князя Александра Невского, северный честь святого апостола Андрея Первозванного.
Возведение храма завершили в 1877 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте. Нижнюю часть храма облицевали плитами светло-серого гаспринского известняка. Среднюю — украсили четырехконечные кресты и колонны из каррарского мрамора, на которые опирались оконные арки. Купол, увенчанный большим золоченым крестом, покрыли цинковой черепицей. С двух сторон храма устроили гранитные лестницы, ведущие на второй этаж. Но на внутреннюю отделку денег не хватило. Настоятель монастыря архимандрит Иннокентий отправился в Санкт-Петербург с ходатайством о выделении недостающих средств для завершения строительства. Его просьбу поддержал обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, и для окончания отделочных работ было выделено 300 тысяч рублей, по 100 тысяч рублей ежегодно в течение трех лет.
Расписывали собор святого Владимира известные художники А, И. Корзухин, П. Ф. Тихобразов, В. И, Нефф, М. Ю. Арнольд, И. А. Майков, И. Т. Молокин под руководством академика Н. М. Чагина. На южной и северной стенах нижнего храма изобразили крещение князя Владимира и крещение в Днепре киевлян. Пол выложили мозаикой из белых, красных, желтых, черных кубиков, таких же, какие использовали в мозаичных узорах древнего Херсонеса. Верхний храм украсили работы А, И. Корзухина «Тайная вечеря», «Крещение Господне», «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий» и еще 72 иконы. Чтобы быстрее закончить отделку храма, художники применяли новаторские способы: большинство живописных работ выполнили в Петербурге на линолеуме, а затем доставили в Крым, и уже в соборе монтировали на камышовую основу, которая предохраняла их от главного врага — влаги. Так была выполнена «Тайная вечеря», занявшая 9 метров в длину и 5 метров в высоту. Талантливый художник-самоучка крестьянин И. Т. Молокин расписал алтарь в южном притворе Александра Невского. Внутреннее убранство собора было богато. Стены облицованы темным и светлым каррарским мрамором, арочные окна первого яруса опирались на мраморные колонны, образуя таким образом галерею. Полы украшала мозаика, в окна вставили цветные стекла.
Собор святого Владимира имел пять престолов, которые освящали в несколько этапов: сначала нижний храм во имя Рождества Богородицы, это произошло 13 июля 1888 года, в годовщину 900-летия крещения Руси. 17 октября 1891 года, в день спасения царской семьи в Борках, освятили главный престол собора. Это торжественное событие состоялось в присутствии обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева. 12 июля 1892 года освятили южный придел в честь князя Александра Невского. В том же году в соборе установили иконостас. Иконостас главного храма сделали из мрамора, на правой его стороне был позолоченный резной деревянный киот. На нем в два яруса разместились восемь образов, их венчал купол с крестом. Перед киотом стоял мраморный постамент для возложения святых мощей князя Владимира с надписью: «О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости». На левой стороне иконостаса такой же киот, воздвигнутый в честь чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Перед киотом стоял аналой для возложения складня с образом Спаса Нерукотворного, который был с императором в тот печальный день.
В соборе хранился список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери. Это одна из икон, написанных апостолом Лукой в I веке, она хранилась в городе Эфесе. Список с иконы привезла византийская принцесса Анна в Корсунь, а затем 9 октября 988 года ее перенесли в Киев. Со святителем Иоакимом Корсунянином икона попала в Новгород, там она хранилась в Софийском соборе. В 1571 году русский царь Иван Грозный покорил новгородцев и перевез в Москву Корсунскую и Иерусалимскую иконы Божией Матери, поместив их в Успенском соборе. В XII веке полоцкая княгиня Предислава, в монашестве Ефросиния, основала Спасский женский монастырь. Там возвели две церкви: во имя Всемилостивого Спаса и во имя Пресвятой Богородицы. Ефросиния отправила посла к греческому царю Манушу и патриарху Луке Хрисовергу с просьбой доставить ей икону Божией Матери из города Эфеса. Образ перевозили через Херсонес, где икона находилось несколько дней по просьбе жителей. В 1239 году князь Ярослав благословил этой иконой брак своего сына Александра Невского с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой. Она привезла образ с собой и поставила в Торопецком Богородицком соборе. Во Владимирском соборе находились также 115 частиц мощей святых.
Вместе с собором рос и Херсонесский монастырь. В обители строили и другие храмы, 12 апреля 1861 года была освящена каменная церковь во имя Семи священномучеников Херсонесских. В 1860 году по проекту архитектора К. Вяткина начали строить двухэтажный братско-настоятельский корпус. В северной части здания устроили домовую церковь, которую освятили 14 июля 1863 года во имя Покрова Божией Матери, сегодня это малый экспозиционный зал средневековой истории Херсонеса. В 1899 году в братском корпусе делали ремонт, и церковь перенесли в центральную часть, освятив в 1900 году во имя Корсунской иконы Божией Матери (теперь это большой экспозиционный зал). На верхнем этаже разместили покои настоятеля и комнаты для почетных гостей. Территорию монастыря украсил большой сад с различными деревьями и цветниками, выращенный трудолюбивыми монахами. К собору проложили широкую дорогу, по сторонам которой посадили деревья и поставили древние колонны, найденные при раскопках. Монастырь окружили высокой стеной. При въезде построили часовню, а на площади перед монастырем — двухэтажное здание гостиницы для паломников. Это здание сохранилось до наших дней перед входом в заповедник. В 1899 году Херсонесский монастырь был объявлен общежитийным, количество иноков, проживающих в нем, не ограничивалось. Конечно же, потребовалось больше средств для содержания возросшего числа монахов и послушников.
Монастырь, находясь на государственном обеспечении, получал 4085 рублей в год, а также на церковные потребности и ремонт отопления из казны выделялось 750 рублей. Обитель получала доходы от продажи свечей, аренды земли и двух домов в Севастополе. Но этих денег было недостаточно, поэтому братии приходилось много работать в швейной, сапожной, кузнечной и столярной мастерских, разводить скот для собственных нужд и на продажу. В начале XIX века благосостояние монастыря возросло, кроме монахов и послушников в нем трудились наемные рабочие. В 1914-1916 годах в обители построили новую трапезную со столовой для рабочих (ныне это экспозиционный зал античной истории Херсонеса), кухню, хлебопекарню и двенадцать келий. В начале 1897 года в монастыре поселился архиепископ Симферопольский и Таврический Мартиниан. Он управлял епархией с 1885 по 1897 год. Много важных исторических событий произошло за годы его правления. 6 мая 1886 года архиепископ Мартиниан освящал в Высочайшем присутствии возрожденный Черноморский флот. При его непосредственном участии прошли два знаменательных события: празднование 12-15 июля 1888 года 900-летия крещения Руси и тысячелетие Балаклавского Георгиевского монастыря. 17 октября 1891 года архиепископ Мартиниан освятил Херсонесский собор во имя святого равноапостольного князя Владимира. А в 1894 он был среди духовенства, прибывшего в Ялту проститься с императором Александром III, умершим в Ливадии. Последние месяцы своей жизни архиепископ Мартиниан провел в Херсонесском монастыре и здесь же умер. Он погребен 6 июля 1898 года в южном приделе нижнего храма Владимирского собора.
Первая мировая война самым печальным образом повлияла на экономическое состояние монастыря. В 1921 году часть зданий монастыря передали воинской части, а в настоятельском корпусе устроили дом для инвалидов. Все мастерские передали службе социального обеспечения, а прекрасная молочная ферма погибла без должного ухода. Но в храмах по-прежнему собирались прихожане и велись богослужения. В 1922 году из монастырских храмов изъяли церковную утварь и вещи, изготовленные из золота и серебра, драгоценные камни. Прихожане собора святого Владимира и монахи заключили с Севастопольским горраиисполкомом договор о передаче в их пользование Херсонесского монастыря. В том же 1922 году организуется музей на Херсонесском городище. Дирекция музея потребовала выселить с его территории воинскую часть, инвалидов и монахов, прекратить богослужения в церквах, мотивируя это тем, что «посетители означенных церквей, гуляя по усадьбе, производят разрушения памятников, портят древонасаждения, ломают заборы, проходя к морю, и т. п. Закрывать же в определенные часы ворота, при существовании там приходских церквей, не представляется возможным».
В 1924 году церкви монастыря были закрыты. В 1925 году вопрос о закрытии монастырских храмов был решен окончательно, а церковное имущество перешло музею. В его фонды поступило 517 книг, 9 карт, альбом Севастопольской обороны, 11 древних икон, 2 живописных картины, облачения священников. В бедственном положении оказались восемь монахов, проживших в монастыре более двадцати лет. Это были люди преклонных лет, у них не было родственников, с которыми они могли бы жить. Монастырь стал для них родным домом, после закрытия храмов монахи остались без средств к существованию, их выселили в гостиничный дом, где за комнату следовало платить 3 рубля. Даже мебель им не позволили взять с собой — теперь она стала собственностью музея, Но как жить без стола, стула и кровати, где взять денег, чтобы оплатить жилье, людям, посвятившим свою жизнь Господу Богу? Монахи обратились к властям с просьбой оставить их в родном монастыре. Их просьба была удовлетворена: восемь монахов доживали век в своих кельях на территории монастыря, которого уже не существовало — единственным хозяином здесь стал Херсонесскии музей. Последняя служба в монастыре была отслужена во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Отныне собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником.
Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберста Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства. Собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними — трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.
В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма. Реставрационные работы должны быть проведены в два этапа. Первый закончился 28 июля 2001 года, проведены все внешние строительные работы; возведены разрушенные стены, купол покрыт медной кровлей, установлен крест, в окнах снова красуются витражи. До 2006 года должны быть закончены восстановительные работы внутри храма, роспись стен и куполов. 5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба, на которой присутствовал президент Украины Л. Д. Кучма. В тот же день вновь зазвучал колокол на берегу моря.
У этого колокола своя, очень интересная история. Он был отлит в 1776 году из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, и установлен в монастыре. Во время Крымской войны французы вывезли колокол в Париж, спустя годы он был обнаружен на звоннице собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари). Много лет раздавался над французской столицей его голос, пока в 1913 году французы, в знак дружбы с Россией, не вернули колокол на родину, в Херсонес, где его подняли на звонницу Владимирского собора. Херсонесский колокол не только призывал на службу монахов, он служил звуковым маяком: в тумане его голос предупреждал корабли, находящиеся в море, о близком скалистом береге. Когда в 1925 году монастырь закрыли и сняли все колокола, один установили на берегу для звона в ненастную погоду. Им оказался тот самый, вернувшийся из Франции. Его узнали по изображениям на боках: с одной стороны святой Николай, с другой — неизвестный святой, стоящий на луне, и тексту, который уже тогда сохранился не полностью: «сей колокол… вылит… святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом… пуд (вес колокола 315 пуд) 1776 года месяца августа… числа». Колокол пережил Гражданскую войну и Вторую героическую оборону Севастополя, следы от пуль и осколков на его медных боках свидетельствуют о тех грозных годах. И все же херсонесский колокол уцелел и по-прежнему возвышался на крутом берегу. Но в 60-е годы XX века его лишили языка, и колокол замолчал.
Информация с сайта http://www.palmarius.com.ua/palom/obj_palom/sevas_hers_mon.htm
Архитектор собора — Д. И. Гримм. Как признанный знаток Византийских древностей, он принял заказ на проектирование храма в память крещения Св. Владимира для Херсонеса Таврического, с непременным условием: чтобы при расположении плана сохранить руины древнего храма. Все размеры и формы нового храма определялись этим требованием; в основе плана – равноконечный крест, охватывающий очертания стен древней постройки. Храм – величественный образец восточно-византийской архитектуры IX-XII веков, – это трёхнефная базилика с шлемовидным куполом. Знание архитектуры Закавказья придаёт достоверность формам и декору храма. Красота гладкой каменной облицовки выделена немногочисленными изысканными деталями: рельефными контурами крестов в простенках окон барабана и на шпицах; колоннами розового мрамора, декорирующими трехчастные окна и аркады галерей; орнаментальными рядами поребриков под карнизами. Проект храма Св. Владимира, показанный на Академической выставке в 1860 году, произвёл на современников глубокое впечатление. Изображения храма украсили стены архитектурного класса Академии художеств, которая присвоила Д. И. Гримму звание профессора архитектуры.
К сожалению, во время Великой Отечественной войны храм в Херсонесе был сильно разрушен, сохранилось лишь 2/3 строения. Работы по его воссозданию начались в 1990-х годах прошлого века, хотя основное развитие они получили уже в 2000 году при участии художников Санкт-Петербургской Академии художеств.
В 3 апреля 2004 года состоялось освящение главного алтаря воссозданного Херсонесского Свято-Владимирского храма, а уже через неделю в нем состоялось Пасхальное богослужение.
https://www.nrfmir.ru/en/content/arhitektory-peterburga-david-grimm
Находится на территории Историко-археологического заповедника Херсонес Таврический. Построен по проекту акад. архитектуры Г. Д. Гримма над руинами древнего греческого храма, который ошибочно считали местом крещения киевского князя Владимира Святославича в 988 г. Являлся собором Владимирского монастыря, основанного в середине XIX в. Проект был утвержден в 1859 г., закладка состоялась в 1861 г., торжественное открытие в 1868 г. Однако строительные и отделочные работы продолжались и закончены в 1877 г. инженером М. Г. Арнольдом, убранство интерьера завершено в 1883 г.
Собор выполнен в формах русско-византийского стиля. Совместно с другими монастырскими постройками создает единый архитектурный ансамбль. Стены собора сооружены из инкерманского камня с применением для отделки белого, розового и зеленого мрамора. Сооружение крестовокупольное с тремя гранеными апсидами с восточной стороны и граненым притвором — с западной. Разделен на два яруса: в нижнем — церковь Богородицы и руины древнего греческого храма, законсервированного в 1894 г.; в верхнем — церкви Владимира и Александра Невского. В верхний ярус ведут широкие четырехмаршевые лестницы, расположенные в северо-западной и юго-западной частях здания. Нижний ярус перекрыт системой коробовых и полуциркульных сводов на подпружных арках, центральная часть верхнего яруса — куполом с барабаном (не сохранился), восточная и западная части — конхами, остальные — полуциркульными сводами.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 г. была разрушена средняя часть собора с куполом, почти полностью погибла монументальная роспись.
Памятник относится к крупнейшим сооружениям, возведенным во второй половине XIX в.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua2/pamyatniki_ua2_556.html
Владимирский собор расположен на территории Херсонеса Таврического. Собор был торжественно заложен 23 августа 1861 г. в присутствии Императора Александра II, который собственноручно заложил первый камень собора и положил на него десятирублеву золотую монету, и Императрицы Марии. Строительство храма продолжалось долгих 15 лет. Архитектором проекта Владимирского собора был академик Давид Гримм, значительную лепту в строительство храма внес и инженер-архитектор М.Ю. Арнольд, строительством руководил автор проекта Форосской церкви А. Чагин. Храм был построен в византийском стиле. Собор площадью достигал 1726 кв.м, с высотой 36 м и диаметром купола 10.5 м, стены собора были метровой толщины. Это был крупнейший в Украине храм на то время.
Идея увековечить места Крещения Равноапостольного князя Владимира принадлежала главнокомандующему Черноморского флота вице-адмиралу А. Грейгу, которую он выразил в 1825 г. А в 1827 г. были проведены археологические раскопки, благодаря которым удалось обнаружить остатки базилики св. Василия, в которой, как считают историки, и принял Святое Крещение равноапостольный князь Владимир в 987 г. Именно на этом месте и решили возвести Владимирский собор. Над сооружением знаменательного храма, а также над его оформлением работали светила науки и искусства, выдающиеся художники, архитекторы и инженеры всего мира. В частности, для центрального иконостаса использованы работы академиков Корзухиной и Неффа, мастеров Майкова, Рисса и Сорокина. Мраморные работы выполнены итальянскими мастерами Сеппи и Баскарини.
На новый собор возлагались большие надежды, он должен был стать духовным и культурным центром страны, памяткой о большом событии — Крещении Киевской Руси, символом перехода от язычества к христианству. Средства на его строительство поступали со всех уголков страны. При строительстве собора не использовалось никаких растворов, он строился сухим способом из каменных глыб, которые стесывались таким образом, чтобы между ними не было щелей. Для строительства храма использовались лучшие материалы, мрамор привозили из лучших месторождений Греции и Италии. Пол храма была выложен в виде мозаики из различных сортов мрамора. Фасады собора были украшены резьбой по камню и чрезвычайными орнаментами. Освящение главного престола Свято-Владимирского собора состоялось в 1891 г. при участии архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиньяна. На время освящения храма отделочные работы еще продолжались и завершились лишь в 1892 г. Впоследствии были освящены и боковые престолы храма во имя Апостола Андрея Первозванного, князя Александра Невского и святого Мартиньяна.
В 1859 г. из церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес была передана часть мощей св. Равноапостольного князя Владимира. Мощи были помещены в мраморный ковчег, имевший вид Евангелия. Кроме мощей князя Владимира, в собор передали мощи 115 святых.
Во время Второй мировой войны в 1942 г. Владимирский собор был разрушен и только в 1990 г. начались работы по восстановлению собора и реставрационные работы, которые продолжались более двух лет. Реставрацию собора проводила корпорация «Укрреставрация». Было проведено огромное количество работ, заменены разрушенные части собора, отреставрированы фасады.
В 1992 г. возобновлены Богослужения в храме. В 1998 г. в стену храма была заложена памятная капсула, свидетельствовавшая о начале реставрационных работ в соборе. В 2001 г. реставрационные работы были закончены и проведено торжественное освящение храма, после чего начаты отделочные работы собора, позолочены купола и сделана искусственная подсветка храма.
В апреле 2004 г. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир завершил освящение восстановленного собора, а через несколько дней в соборе состоялось впервые за много лет торжественное Пасхальное Богослужение, которое совершил Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. На Богослужении присутствовало все руководство государства.
http://drymba.com/ru/1035177-vladimirskiy-sobor-khersones-sevastopol
Последняя служба в Херсонесском Владимирском соборе прошла 28 июля 1925 года, в престольный праздник. С осени 1925 года собор стал подвергаться разграблению. Цинковая черепица с кровли его была в некоторых местах сорвана, внутрь здания попадали осадки, тем самым повреждая великолепные росписи. В собор равноапостольного князя Владимира неоднократно проникали неизвестные лица, похищая ценности, которые были тогда свезены сюда из закрытого Владимирского херсонесского монастыря. Церковное имущество, находившееся в соборе, принадлежало Госфонду и было опечатано печатью Севастопольского исполкома.
Дирекция Херсонесского археологического музея, только что организованного, писала письма в исполком и другие инстанции, требуя спасти росписи и передать музею книги из бывшей монастырской библиотеки, также хранившейся в соборе. Через какое-то время ходатайства достигли успеха и музею передали не только здание, но и книги, и даже мощи и иконы. Некоторое время собор не использовался музеем, но уже в 1928 году там была проведена выставка археологических находок из раскопок музея в Цитадели и на Гераклейском полуострове, проведённых под руководством археолога Константина Эдуардовича Гриневича.
В 1929 году планировалось устройство в верхнем этаже собора выставки средневековой архитектуры. Но, по причине обострившихся хозяйственных споров с 7-м стрелковым полком 3-й Казанской дивизии Красной Армии, разместившийся в строениях бывшего Владимирского херсонесского монастыря, не давала возможности устроить экспозицию. С 1929 по 1935-й год Херсонесский музей находился в ведении Крымского Наркомпроса и финансировался из местного бюджета, положение его было тяжёлым. Неугасающие конфликты с 7-м полком привели к тому, что музейная делегация отправилась в Москву и добилась непосредственного подчинения центру и государственного финансирования, что значительно укрепило его позиции.
В 1935 году во втором этаже собора открылся «Отдел средневековой архитектуры». Нижний этаж собора служил «материальным складом» (северный придел, ризница) и хранилищем музейных фондов. В апреле 1937 года на одном из совещаний в музее неким активистом было высказано мнение, что собор «не используется совершенно в смысле борьбы с мракобесием» и с этого года экспозиция средневековой архитектуры дополняется «Антирелигиозным музеем», который представлял собой, главным образом, развешанные по стенам плакаты атеистического содержания. В том же году ремонтируется прохудившаяся крыша собора, именно тогда на куполе вместо креста устанавливают пятиконечную звезду. Кресты со всех монастырских зданий были сняты ещё в 1924 году, после закрытия Владимирской обители. Немного позже с юго-восточной стороны собора была устроена физкультурная площадка и установлен памятник И. В. Сталину.
Во время Великой Отечественной войны в помещениях и зданиях Владимирского херсонесского монастыря квартировали немецкие воинские части, звезду они, разумеется сняли. В 1941-1944 гг. собор был дважды повреждён. Во время осады города в купол собора попал крупнокалиберный снаряд. В период оккупации в непосредственной близости от храма, немцы складировали те экспонаты музея, которые планировали вывезти с территории Херсонеса Таврического, однако осуществить запланированное захватчикам не удалось, так как 9 мая 1944 года город Севастополь был освобождён. Тем не менее, перед отступлением немцы взорвали 2/3 части здания Свято-Владимирского собора. От взрыва заложенной в храме бомбы рухнул купол собора внутрь здания, осколки которого пробили по центру пол второго этажа и значительно повредили живопись и внутренне убранство, на стенах появились трещины. В таком руинированном состоянии величественное здание простояло до 1990-х годов.
Восстановительные работы начались в 1998 году, активное продолжение получили только в 2000 году. 28 июля 2000 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, на купол восстанавливаемого Владимирского собора был водружён крест. 5 мая 2002 года в соборе впервые за 77 лет прошло пасхальное богослужение. Проект восстановления Владимирского собора разрабатывался киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств А. И. Петровой и А. С. Пигарёвым в 2001 году. С 2002 года во Владимирском соборе воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа. Были восстановлены монументальные композиции: в куполе «Святой Дух», «Крещение Господа», «Преображение Господне», центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря» и многое другое. Иконы для мраморного иконостаса верхнего храма были написаны по эскизам и сохранившимся фотоматериалам художниками А. и Н. Дмитриенко, А. Пигарёвым и Анной Петровой.
34 метровый Владимирский собор может одновременно принимать до 1000 человек. 3 апреля 2004 года восставший из руин собор в древнем Херсонесе в присутствии президентов России и Украины В. В. Путина и Л. Д. Кучмы торжественным чином освятил митрополит Киевский и Всея Украины Владимир (Сабодан)(1935-2014). В этот день был также установлен перед храмом памятник Святому апостолу Андрею Первозванному. Сегодня во Владимирском кафедральном соборе регулярно проводятся богослужения в нижнем (освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы) и верхнем (освящён в честь святого равноапостольного князя Владимира) храмах.
Из книги: «Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри», — Санкт-Петербург. Издательство: ООО «Торговый Дом Медный Всадник», 2017 и сайта: www.facebook.com/notes/Людмила Гриненко/Не собор. Херсонесский Владимирский собор в 1930-е годы
Собор расположен на мысе св. Владимира, на территории Национального заповедника «Херсонес Таврический» и является одной из силуэтных доминант Морского фасада Севастополя. Заложен он в 1861 г. над остатками средневекового (по другой версии – из древнегреческого) храма, который считается связанным с крещением здесь в 988 г. киевского князя Владимира Святославовича.
Первый проект, составленный в 1858 г. архитектором М.-А. Эппингером, не был осуществлен. Собор построен 1861-1892 г.г. по проекту архитектора Д. Гримма (1859 г.). Строительством руководили архитекторы К. Вяткин, М. Арнольд, В. Чагин. В 1887 г. в основном завершены строительные работы. Отделка осталась незаконченной из-за нехватки средств. Работы возобновились в 1887 г. оформлением интерьеров, которым руководил архитектор В. Чагин. Разрисовали интерьеры художники А. Корзухин, т. Нефф, И. Малышев, Н.Майков и др. В 1883 г. освящена нижняя (Богородицкая) церковь с законсервированными руинами древнего храма, в 1892 г. — правый верхний боковой алтарь св. Александра.
Во время Второй мировой войны собор подвергся значительным разрушениям: уничтожена баня, перекрытия между 1-м и 2-м ярусами, почти вся монументальная живопись, повреждены стены и мраморная отделка. В 1999 г. корпорация «Укрреставрация» начала реставрацию памятника с элементами воссоздания по проекту архитектора Е. Осадчего (институт «Укрпроектреставрация»).
Постройка собора решена в формах русско-византийского стиля. Относится к типу крестообразные баневых, с тремя гранеными апсидами и притвором. В западной части разделена на два яруса: нижний, с руинами древнего храма и Богородицкой церковью, и верхний, с Александро-Невской и Владимирской церквями. Ярусы соединены каменными лестницами, которые размещаются в юго-западной и северо-западной частях храма. Построен собор из известняка и различных сортов мрамора. Большинство перекрытий – коробовые своды.
Западный и восточный фасады решены с применением центрально-осевой симметрии, а северный и южный – асимметричные. Композиции фасадов свойственны изысканность пропорций, равновесие объемов, образно-стилистическое единство. Выразительный ритм вертикалей, что задается центральным ризалитами и зауженными проемами окон, органично сочетается с горизонталями низкого цоколя, профилированных групп и карниза и широких лент открытых аркадных галерей 2-го яруса, имитирующие византийские образцы. Композиция акцентирована крестообразным оконным проемом над главным входом и самими входами, украшенными перспективными порталами.
Собор является одним из виднейших церковных сооружений Украины 2-й половины XIX в.
А.И. Тищенко, «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». – К.: «Техника», 2000 г.
Мыс Херсонес, на крайнем юго-западе Крымского полуострова, издавна был заселен. Еще в V веке до н.э. здесь возникла греческая колония, которую основали выходцы из Гераклеи. Выгодное с точки зрения обороны расположение, удобные гавани способствовали быстрому развитию города, что вскоре стало важным центром античной цивилизации на востоке. Позже Херсонес подпал под юрисдикцию Рима, а впоследствии – Византии. Процветающая колония вела постоянные войны с варварским окружением и в то же время поддерживала с ним оживленные торговые и культурные связи. Херсонес был влиятельным религиозным центром, откуда христианская церковь восточного обряда распространяла миссионерскую деятельность на прилегающие территории языческого мира.
В 988 году киевский князь Владимир Святославич совершил военную выправу в Крым и осадил хорошо уфортифицированный Херсонес (известный на Руси под названием Корсунь). «Переняв» воду городу и заставив этим Корсунцев сдаться, Владимир потребовал от императоров Византии отдать за него их порфирородную сестру. Те согласились при условии, что князь отречется от язычества и примет крещение. Это условие соответствовало его намерениям и было немедленно выполнено. Нестор пишет: «Крестился же (Владимир со своими воинами) в церкви Святой Софии, и стоит та церковь в Корсуне посреди города, где торгуют корсунцы. Палата Владимира окрай церкви стоит и по сей день, а Царицына палата – за алтарем».
Итак, место происшествия было хорошо известно современникам и потомкам князя. Уничтоженный Ордой Едигея в ХV веке средневековый Корсунь-Херсонес уже никогда не свелся с руин и, засыпанный пеплом истории, ждал своего часа. Православная церковь всегда придавала большое значение этому месту, но доступ к святыне сделало возможным только окончательное завоевание Крыма в 1789 году. Уже в 1825 году командующий Черноморского флота адмирал А. Грейг советовал Александру и посетить Херсонес. Там император надеялся воздвигнуть небольшой храм с пристанищем для старцев, но его наглая смерть помешала осуществлению этого замысла.
И все же в 1829 году по всей Российской империи проведен сбор средств для сооружения памятника в честь Крещения св. Владимира. Монумент в виде каменного обелиска с надписью предполагалось установить на херсонесском городище вблизи останков церкви, где, по летописным известием, произошло Владимирово крещение. Руины того сооружения раскопал адмирал О. Грейг. Тогда же объявили конкурс на проект памятника. Победил на нем киевский архитектор О. Беретти, но его проект, несмотря на одобрение Николая I, остался не воплощенным по техническим причинам. В 1843 году император, находясь в Севастополе, посетил Херсонес, где вновь рассматривалось дело о праздновании на месте крещения князя Владимира. По распоряжению императора вместо обелиска должен был быть построен храм (проект архитектора К. Тона), причем не в Херсонесе, а в самом Севастополе. Место для храма Николай и выбрал сам. Однако, православное духовенство не теряло надежды создать в Херсонесе свой очаг. Поэтому когда в 1850 году архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий получил разрешение на возрождение в Крыму древних христианских святынь, он первым делом обратил внимание на Херсонес.
При поддержке адмирала М. Лазарева территория мыса была передана из подчинения командованию Черноморского флота духовным властям, городище отделено от города забором. В том же году здесь основана киновия с тремя кельями и заложена небольшая церковь (освящена ее 24 февраля 1853 г.). Поскольку киновия была посвящена св. Владимиру, планировалось возвести впоследствии храм над остатками древней церкви, где, по преданию, он принял крещение. Под надзором архиепископа Иннокентия и члена Одесского общества истории и древностей М. Мурзакевича в 1852 году составлен первый проект будущего храма. Из литературы известно, что в нем должны были быть «выдержаны все детали древней формы византийских храмов IX века». Однако и на этот раз строительство не началось, потому что адмирал М. Лазарев и генерал-губернатор М. Воронцов выразили сомнение относительно идентификации местонахождения древнего храма.
В 1854 году разразилась Крымская война, и Севастополь оказался в осаде. Киновия была разрушена, а территория городища перекопана французскими шанцами и пушечными капонирами. Сразу после войны киновия возрождена, а на средства купцов Петра и Михаила Телятниковых в 1857 году возведена новая церковь во имя Семи Херсонесских мучеников. Тогда же начали строить главный монастырский корпус с домовой церковью Покрова, который освящен только в 1863 году.
В 1858 году Александр II согласился с тем, чтобы собор в честь Владимира Великого был построен на ранее выбранном месте, а синод дал санкцию на сбор пожертвований для строительства по всей территории Российской империи. Заниматься строительством поручалось комитету во главе с генерал-майором З. Аркасом (братом отца известного украинского историка М. Аркаса). Тогда же объявлен общероссийский конкурс проектов собора, на котором первенство получил ректор Академии искусств, профессор архитектуры Д. Гримм. Его проект утвердил Александр II 2 июля 1859 года. Поэтому создана специальная комиссия, которая должна была руководить строительством. Занятый преподавательскими делами в Петербурге, Д. Гримм не мог сам присматривать за работами в Херсонесе. По его рекомендации, поддержанной президентом Академии князем Г. Гагариным, на должность исполнительного архитектора назначили Антонова.
В течение 1860–1861 годов осуществляли перепланировку местности, изучение геологии строительного участка, заготавливали строительные материалы. Статус Херсонесской обители, к тому времени довольно скромный, не отвечал начатому грандиозному строительству. Поэтому весной 1861 года киновия была повышена до статуса первоклассного монастыря. О весомости начатого дела свидетельствовало и присутствие императорской четы на торжественных закладках 23 августа 1861 года краеугольного камня в фундамент главного алтаря. Там была замурована памятная медная таблица с перечнем имен светских и духовных лиц, участвовавших в торжествах.
Сооружение фундаментов продолжалось два последующих года. 15 октября 1863 года великий князь Михаил Александрович положил первые камни в стену горнего места центрального алтаря нижнего храма, чем отметил начало возведения надземной части здания. По заказу императрицы вылили колокол весом 111 пудов, для которого построили временную колокольню. Но вскоре, из-за финансовых неурядиц, строительные работы затормозились.
Только в 1867 году подрядчик И. Кухтин под надзором архитектора К. Вяткина закончил «начерно» сооружение яруса нижнего храма. 14 августа того же года великий князь Владимир Александрович положил первый камень в стену главного алтаря верхнего храма. Однако из-за нехватки средств строительство остановилось, 1 марта 1872 года строительная комиссия была ликвидирована. На помощь пришел синод. При содействии обер-прокурора К. Победоносцева 26 апреля 1873 года Хозяйственное управление заключило контракт со строителем Лозово-Севастопольской железной дороги п. Губониным на завершение сооружения. Строительство возглавил инженер-архитектор М. Арнольд. После почти четырех лет интенсивных усилий основные строительно-монтажные работы были, наконец, закончены. В приемном акте от 20 декабря 1876 года отмечалось, что: «Закончены все работы по возведению храма вчерне. Выполнен из материалов превосходного качества, правильно, тщательно и прочно, в соответствии с новейшими требованиями строительной техники; так что исполнение здания не оставляет желать лучшего и может считаться образцовым как с технической, так и с художественной точки зрения…» среди прочих документ подписал и Д. Гримм, засвидетельствовав этим, что его проект воплощен без существенных отклонений. Немалая заслуга здесь принадлежала М. Арнольду, которому пришлось находить развязки многих сложных инженерных проблем.
Итак, в то время собор св. Владимира представлял собой снаружи четырехъярусное сооружение с одной центральной баней. Основу плана составлял пространственный крест, вытянутый с запада на восток на 42 м, шириной 35 м. Высота собора достигала около 36 м. С западного фасада к основному объему примыкал притвор в форме повышенного граненого ризалитами, в его нижней части был сделан главный вход в помещения первого яруса. Три апсиды такой же формы определяли облик восточного фасада. На западе, юге и севере основной объем на уровне второго яруса опоясывали обходные галереи. Все помещения собора перекрывали своды различной конфигурации. На первом ярусе, который должен был выполнять роль т.н. теплой церкви, оставались остатки древнего крещатого в плане храма, где якобы состоялось крещение князя Владимира. Через боковую дверь (на южном и северном фасадах), а дальше по лестничным клеткам можно было добраться на второй ярус собора, до верхней церкви.
Надворные поверхности стен собора имели вид квадровой рустованной кладки. Стены и шпили сооружения завершали развитые профилированные карнизы, украшенные резными орнаментами и декоративными маскаронами в виде львиных голов. Шесть каменных крестов венчали фронтоны собора. Оконные проемы везде были арочные, разных размеров. Арки обходных галерей поддерживались спаренными колоннами с романскими капителями и базами, выполненными из разноцветного итальянского мрамора. Фасады второго и третьего ярусов украшали утопленные в камне т.н. латинские кресты в профилированной кайме. Межоконные простенки светового барабана акцентировались двенадцатью греческими крестами. Высокий ступенчатый цоколь, выложенный из твердого каспийского известняка, должен был подчеркивать монументальность сооружения. Покрыли храм цинковыми листами с нанесенными на них штампованными элементами, что производило впечатление крышечной кровли. Центральную баню венчал позолоченный шестиконечный крест. Выстроенный «начерно» и законсервированный собор просуществовал в таком состоянии почти 10 лет, и только накануне празднования 900-летия крещения Руси, в 1888 году, снова зашла речь об его окончательной отделке. По ходатайству Таврического епископа Мартиниана и обер-прокурора Синода К. Победоносцева Александр III ассигновал на дальнейшие работы 300 тысяч рублей, определив трехлетний срок выплаты их.
В связи с приближением юбилея приходилось иногда действовать наскоро. В нижнем храме установили временный иконостас и 13 июля 1888 года церковь освятили в честь Рождества Богородицы. Начала действовать новая строительная комиссия, которая, после очередного отказа Д. Гримма, поручила руководить строительными работами архитектору Н. Чагину. Усилия комиссии сосредотачивались на внутренней отделке здания. Еще в начале строительства было договорено, что будущему собору в Херсонесе передадут иконы, которые написали М. Майков и Е. Сорокин еще до Крымской войны для Владимирского собора в Севастополе, а также две картины – «крещение Владимира» и «Крещение киевлян» т. Неффа и Ф. Рисса. Эти полотна реставрировал г. Молокин, и вскоре их использовали для отделки иконостаса и плоскостей стен над дверями нижнего храма. Известно также, что кисти г. Молокина принадлежали 10 икон, написанных на «линолиумных досках». Еще 10 икон – на бельгийском матовом стекле – вместили в окнах апсид верхнего и нижнего храмов. В других окнах и фрамугах в металлические витражные заполнения вставили прозрачные и цветные шибы с гравированными орнаментами в «византийском» стиле.
Много сделал для художественной отделки интерьеров собора петербургский художник М. Прокофьев. В частности он исполнил орнаментальные рисунки в нижнем и верхнем храмах и на стенах лестничных клеток и галерей. Этот мастер написал также композиции в куполе светового барабана. В центре купола был изображен Святой Дух в виде голубя в сиянии голубого неба, в окружении Сил Небесных, а ниже, между окнами, – крылатых Серафимов. В распалубках окон третьего яруса также были изображения Серафимов, рисованные восковыми красками с золотом и серебром. Эти работы выполнялись по эскизам под наблюдением Н. Чагина и его помощника А. Тихобразова.
Особо ответственные работы в интерьере второго яруса доверили известному представителю академической школы А. Корзухину – академику живописи. Ему принадлежала композиция «Тайная вечеря» в апсиде главного алтаря верхнего храма, а также изображения 12 апостолов под окнами светового барабана и евангелистов на пандетивах. На стенах в северном и южном раменах пространства верхнего храма А. Корзухин написал композиции «Крещение» и «Преображение». Это были кругоподобныйе медальоны, выполненные, так же как и «Тайная вечеря», на тогдашнем «линолеуме», который закреплялся на специальной подоснове из лозовых фашин. Из станковых работ А. Корзухина известно об иконах в иконостасах — в главном алтаре и приделе св. Александра Невского. В главном алтаре верхнего храма на специальных постаментах были размещены копии двух икон из Успенского собора московского Кремля. По преданию, те иконы якобы вывез князь Владимир из Корсуня. Скопировал их И. Малышев. Там хранился и большой запрестольный крест его работы. Авторская принадлежность еще нескольких изображений сакрального характера на стенах верхнего храма до сих пор не выяснена.
Еще на стадии эскизного проекта, когда Д. Гримм работал над вариантами внутренней отделки храма, он разработал эскизы иконостасов для верхней и нижней церквей, но за практическое осуществление авторского замысла взялись только на последней стадии строительства. Как уже упоминалось, первый временный иконостас в нижнем храме установлен в 1888 году. Вскоре Н. Чагин создал проект главного иконостаса для верхней церкви, который предусмотрел изготовление его из карарского мрамора. Для выполнения работ в Италию отправили мастеров-каменщиков братьев Бескарини. Через два года готовый иконостас с помощью мастера И. Сеппи был установлен в алтаре верхнего храма, а 17 октября 1891 года наконец состоялось торжественное освящение собора.
В следующем году интерьерные работы продолжил В. Корецкий. В нижнем храме Рождества Богородицы вместо временного он изготовил новый, тоже деревянный, позолоченный иконостас. Резные из американского ореха иконостасы сделали для приделов Александра Невского (на юге) и Андрея Первозванного (на севере).
Окончательно сформировались интерьеры собора только перед 1894 годом, когда в обоих уровнях выложили мозаичные полы, установили резные из мрамора ограждения на солеях; в нижнем храме поставили две мемориальные стелы и «памятник» св. Владимиру, в котором хранилась рака с его мощами в виде Евангелие на аналое. Остатки стен древнего храма благоустроили и накрыли полированными мраморными плитами. Все эти работы выполнил И. Сеппи по проекту Н. Чагина.
Готовый храм поражал современников своей неординарностью. Несмотря на все перипетии, связанные с более тридцатилетним воплощением почти двумя поколениями исполнителей проекта академика архитектуры Д. Гримма, построенный собор стал достойным мемориалом большого исторического события. В целом, несмотря на некоторые строительные погрешности, о которых писал инженер М. Арнольд, было признано высокое качество и оригинальность решения многочисленных архитектурных и инженерных проблем, благодаря чему собор удостоен места в «Архитектурной энциклопедии XIX в.» Г. Барановского.
Монументальное сооружение стало доминантой для всего города. Оно было хорошо видно со многих точек тогдашнего Севастополя, а также с моря. Поэтому в 1896 году дирекция маяков и лоций Черноморского и Озовского морей предложила руководству монастыря покрасить серую цинковую кровлю бани собора в белое и таким образом сделать ее навигационным ориентиром для кораблей.
После захвата Крыма большевиками в 1919 году многолюдный (до 40 насельников) Херсонесский монастырь начал терпеть притеснения и ограничения. На монастырской территории новые власти разместили Дом инвалидов и воинскую часть. В 1923 году здесь организовали музей, а в следующем – монастырь ликвидировали окончательно. В соборе демонтировали иконостасы, киоты, устранили другую церковную утварь. С фронтонов собора посбивали каменные кресты, а крест на центральной бане обрезали по бокам и превратили в шпиль. В верхней церкви расположили музейную экспозицию, в нижней – фонды -запасники. В предвоенные времена новые властители не содержали сооружение в надлежащем состоянии. Давно нелаженные крыши протекали, живопись в интерьерах портилась, выбитые окна заслоняли фанерой.
Во время боев за город в 1942 году Владимирский собор был очень поврежден прямым попаданием снаряда. На южной стороне светового барабана образовалось огромное отверстие, но на этот раз он выстоял. Роковым для собора стал май 1944 года, когда немцы, готовясь к отступлению, по приказу коменданта города оберста Кольба заминировали и взорвали здание, в результате чего обвалились остатки барабана и перекрытия над первым ярусом. Массивные блоки на уровне третьего яруса вследствие сильного сотрясения сдвинулись, швы разошлись. Довершили разрушение храма в послевоенное время местные власть имущие. Руины собора в 50-е годы были фактически превращены в карьер для добычи камня, используемого затем в городском строительстве.
Конечно, вскоре состояние сооружения признали угрожающе аварийным. В январе 1961 года специальная комиссия обследовала руины и пришла к выводу, что собор не подлежит восстановлению, а его останки должны быть разобраны. Однако сначала надо было провести подрывные работы, а они могли иметь непредсказуемые последствия, поэтому, к счастью, предложение комиссии отклонили. В 1969-1970 годах сотрудники Московского архитектурного института под руководством доктора архитектуры К. Афанасьева выполнили обмеры и составили проект консервации и приспособления Владимирского собора под музей. Предполагалось устроить крыши на уровнях стен, которые оставались еще прочными, а также произвольно перепланировать внутреннее пространство. Этот проект также не был реализован.
Следующей попыткой решить судьбу руин был проект реставрации памятника, который подготовил в 1986 году киевский институт «Укрпроектреставрация» (научный руководитель – главный архитектор проекта Евгений Осадчий) на заказ Херсонесского историко-археологического заповедника. В отличие от предыдущих предложений проект 1986 года предусматривал полное, а не частичное восстановление собора, восстановление искаженного архитектурного образа, полное воссоздание интерьеров для возможности функционирования его как православного храма.
Такой подход к возрождению утраченных национальных памятников архитектуры впоследствии подтверждено Указом Президента Украины и Постановлением Кабинета Министров № 567 от 9 июня 1997 года «О мерах по подготовке и празднованию в Украине 2000-летия Рождества Христова», где отдельным пунктом указано: «Осуществить восстановление Михайловского Златоверхого собора, церкви Богородицы Пирогощи, Свято-Успенского собора Киево-Печерской лавры в г. Киеве и собора Святого Владимира в г. Севастополе (Крыму)». 21 декабря 1998 года среди руин Владимирского собора состоялась торжественная акция закладки капсулы с обращением Президента Украины к потомкам.
Во исполнение правительственного решения институт «Укрпроектреставрация» в сжатый срок составил существенно обновленную проектно-сметную документацию, которая была утверждена на научно-методическом совете Госстроя Украины. Согласно одобренной концепции предлагалось, как и в проекте 1986 года, воссоздание строительного объема сооружения в начальных формах с максимальным восстановлением архитектурно-художественного обустройства интерьеров.
С началом 2000 года началось и практическое восстановление собора, а уже 28 июля 2001 года, когда над главной баней вознесся золоченый крест, запланированный объем работ по восстановлению основного объема был завершен.
Чтобы справиться с этой задачей, нужно было выполнить уникальный комплекс строительно-монтажных работ с применением современных строительных технологий и материалов. Первым делом было ликвидировано аварийное состояние сооружения. Для этого с помощью профессиональных скалолазов разобрали отдельные деструктированные участки стен, остатки сводов и подпружный лук. Таким образом, расчистили и подготовили под строительство остатки сооружения, которые еще не потеряли конструктивной прочности. Особую проблему на первом этапе составляло восстановление сложного по конфигурации свода над первым ярусом собора. Первоначально его конструкция состояла из плотно подогнанных друг к другу каменных блоков, повторить которую, в данном случае, было невозможно. Во-первых, техника выполнения этих работ требовала особых навыков и квалификации производственников; во-вторых, предпосылкой сборки такой конструкции является одновременное строительство сооружения. Поэтому было решено выполнить своды в монолитном железобетоне. В результате восстановлен свод, а сооружение, кроме того, усилил жесткий диск, что требовала и общая антисейсмическая программа.
Следующим шагом стало восстановление стен третьего яруса собора и устройство над ними так же монолитных железобетонных подпружных лук и сводов с распалубками над окнами. Зато утраченные участки стен, как и в прошлом, составляли из отдельных, специально изготовленных блоков камня-известняка и скрепляли их между собой металлическими пиронами из нержавеющей стали. Здесь также выполнены специальные работы по программе антисейсмических мероприятий. Но настоящим испытанием для проектировщиков и производственников в этом контексте стало восстановление в железобетоне центрального инженерного узла собора – конструкции основы светового барабана с четырех подпружных лук с парусами (пантадивами) и мощной кольцевидной балки. Благодаря этой конструкции осуществляется переход от прямоугольного плана сооружения к круглому, то есть световому барабану. Когда вспомним, что вес светового барабана с внутренним диаметром 10,5 м превышает 900 тонн, станет понятным, какой прочной должна быть конструкция его основы.
До разрушения собора этот узел был выполнен из отдельных, различных по конфигурации каменных блоков, взаимосвязанных металлической арматурой. Конструкция его представляла собой чрезвычайно сложную систему, однако преимущество ее заключалось разве что только в том, что строители работали с однородным материалом. Воссоздавая теперь узел в монолитном железобетоне, проектировщики должны были учесть антисейсмические требования и одновременно позаботиться о том, чтобы железобетонные конструкции не «появились» на фасаде светового барабана, потому что фасады не имеют Тиньковой отделки. Несмотря на это, решили изменить форму парусов: они стали меньше, однако общие пропорции светового барабана сохранены. Ближайший ответ парусов такой формы можно видеть во Владимирском (Адмиральском) соборе в Севастополе, возводимом в то же время, что и Херсонесский.
Одновременно с работами на уровне третьего яруса и воспроизведением объема светового барабана на четверике, также перекрытого железобетонным куполом, ремонтируемые стены и своды на уровне яруса галерей. И хотя из-за нехватки финансирования эти работы до сих пор еще полностью не завершены, это не задержало дальнейшего строительства.
Однако проблемой оказался ремонт старых фасадов. Дело в том, что камень-известняк, из которого построен весь собор, простоявший в условиях агрессивной морской климат более чем 150 лет и за это время его поверхность, не снабженная специальной защитой, оказалась очень деструктированной. Добавили хлопот и последствия использования в прошлом пиронов из черного металла, от ржавления они увеличили свои размеры, что привело к многочисленным сколам камня. К тому же во время военных действий 1942-1944 годов фасады весьма пострадали от пуль и снарядов. Попадались даже фрагменты вообще без фасадной поверхности. При таких обстоятельствах приходилось разрабатывать специальные мероприятия для каждого конкретного случая. Наконец было решено применить т.н. способ «протезирования», когда в искаженной поверхности выбирают прямоугольный фрагмент, в который затем вклеивают на специальном растворе «протез» – пластину из такого же камня. Со временем отремонтированную поверхность тщательно шлифуют, в результате швы становятся практически незаметными.
По мере завершения воссоздания утраченных фрагментов и ремонта фасадов сооружение накрывали крышами. Вместо прежнего листового цинка сейчас использовали красную медь, потому что она имеет лучшие механические свойства. Форма крыш не претерпела изменений. Так же, как и прежде, на поверхность сплошного покрытия навесили элементы декоративной «черепицы», благодаря чему вид крыш стал таким же, как на архивных фотографиях.
Бывшие оригинально оформленные оконные заполнения в «византийском» стиле воспроизведены с учетом современных теплотехнических требований – вместо одинарных стекол использованы стеклопакеты, кстати, из зеркального стекла, как и предполагалось первоначальным авторским проектом: «…в рамы вставить зеркальные стекла».
Что касается входных дверей, то о них не хватало исторических сведений, кроме упоминаний в литературе, что они были роскошны. И вот в самый разгар строительства нашлись несколько довоенных фотографий собора, на которых зафиксированы и вид дверей. Увиденое поразило проектантов – массивные полотна, сплошь покрытые позолоченным бронзовым рельефом, больше походили на одеяния ценного Евангелия, чем на двери. После изготовления их, они снова станут украшением собора.
Когда было завершено возведение третьего яруса и светового барабана и в одну ночь демонтированы многоярусные леса, перед строителями открылся величественный простор Божьего храма. Итак, первостепенная задача – восстановление физического объема Владимирского собора была выполнена.
28 июля 2001 года в присутствии президентов Украины и России Л. Кучмы и В. Путина состоялось торжественное возвышение главного креста над центральной баней собора. Однако впереди остается еще очень много работы, в частности нужно закончить выкладки мозаичных полов, завершить декоративное убранство интерьеров, смонтировать мраморный иконостас в приделе верхнего храма, подвесить бронзовые люстры (заметим, что только центральная люстра – паникадило имеет диаметр 5,5 м и весит около 1 тонны). И, наконец, самая главная работа – выполнение росписей. Ведь изначально все стены и своды были сплошь укрыты разноцветными золочеными орнаментами и изящными сюжетными композициями. Работы академика А. Корзухина, профессоров Т. Неффа и Ф. Рисса, прекрасных художников М. Майкова, Е. Сорокина, г. Молокина, М. Прокофьева, И. Малышева и других погибли навсегда. А ответ на вопрос, какой будет восстановленная живопись, должен дать концептуальный проект отделки интерьеров собора, который сейчас готовится. Остается открытым пока и вопрос с золочением центральной бани. Как и в прошлом, сейчас эта идея не реализуется из-за недостатка средств.
Летом 2002 года планируется закончить покраску отремонтированных фасадов специальными защитными красками фирмы «РЕМЕРС», после чего собор приобретет «полосатый» вид, как и предусматривал авторский проект Д. Гримма. Завершатся работы окончательным упорядочением прилегающей к сооружению территории. После ликвидации строительной площадки участок вымостят т.н. судакским плитняком, который имеет шероховатую поверхность. Остатки фундаментов древних сооружений, которые обнаружили здесь археологи, будут протрассированы на поверхности известняком. И, наконец, в вечерние и ночные часы собор планируется подсвечивать специальными осветительными приборами, это будет способствовать еще большему увеличению архитектурного образа сооружения.
Леонид Крощенко, Евгений Осадчий «Владимирский собор в Херсонесе — памятник над колыбелью христианства в Украине – Руси». «Памятники Украины», 2001 г., № 4, перевод с украинского.