На Центральном городском холме заложен 15 июля 1854 года. Во время войны 1854-55 гг. работы были преостановлены и продолжены лишь в 1858 г. Нижний храм был освящен 5 октября 1881 г. во имя святого Николая; верхний храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, освящен в 1888 г. Собор построен в византийском стиле по проекту профессора архитектуры К.А. Тона, первоначальный проект был доработан и изменен академиком A.A. Авдеевым. Фрески выполнены академиком живописи А.Е. Корнеевым, орнаментальная роспись свода и простенков — художником Рафаелем Изелли, мраморные колонны изготовлены в Италии скульптором В. Бонани.
Собор является усыпальницей русских адмиралов М. П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина и П.С. Нахимова. Здесь также были захоронены морские офицеры, участники 1-й обороны города: П.А. Карнов, П.А. Перелишин, М.И. Дефабр, В.П. Шмидт, И.М. Диков. Командующие Черноморским флотом конца XIX — начала XX вв — С.П. Тыртов, Г.П. Чухнин, М.П. Саблин, а также И.А. Шестаков, управляющий в 80-е гг. XIX в. Морским министерством. В соборе установлены мраморные плиты с именами 33-х героев Первой обороны, удостоенных ордена Святого Георгия.
В 1932 г. собор был закрыт и в нем последовательно находились мастерские Авиационно-строительного общества, затем склад политуправления ЧФ. Во время ВОВ здание собора было сильно повреждено. После реставрации, решение о которой было принято в 1966 г., в 1972 г. здание было передано Музею героической обороны и освобождения Севастополя. 19 сентября 1991 г. состоялось освящение собора. В нем хранятся редчайшие и знаменательные иконы Божьей Матери «Державная» и «Неупиваемая чаша».
При Николае I командующего Черноморским флотом вице-адмирала А.С. Грейга сменил на посту назначенный командующим Черноморским флотом М.П. Лазарев. Помимо забот о флоте, Михаил Петрович уделял огромное внимание обустройству Севастополя. Вице-адмирал построил новое Адмиралтейство, железнодорожный вокзал, казармы, провёл водопровод (возведя для него несколько мостов, обустроив несколько туннелей и осушив болота), а береговые батареи превратил в форты. В какой-то момент он задумался о большом и вместительном храме для города и подготовил соответствующий доклад на имя императора. В нём Лазарев «испрашивал позволения воздвигнуть храм во имя святого Владимира в Севастополе, где он с пользой для жителей может быть как драгоценный для каждого россиянина памятник…» Через месяц разрешение было получено. При этом Николай I сам обозначил на карте города место для строительства. А Лазарев лично заказал в Италии мраморный декор, иконостас и иконы на медных пластинах. Кроме того, командующий вместе с архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым) продумал порядок, в котором иконы будут располагаться в храме. К сожалению, почти всё из того, что заказывал Михаил Петрович в Италии, до Севастополя так и не довезли: украшения и иконы были доставлены в Николаев, где пропали во время Крымской войны. 11 апреля 1851 года адмирал Лазарев скончался в Вене, куда он поехал лечиться. Исполняющий обязанности командующего Черноморским флотом адмирал М.Б. Берх рапортовал начальству, что тело покойного везут в Севастополь и что он будет погребён «в склепе на территории строящегося собора святого Владимира». Кто принял такое решение — до сих пор не известно. На возведение склепа в срочном порядке выделили 200 человек, и к 5 мая усыпальница была готова. Через два дня в церкви святых Петра и Павла отслужили панихиду, гроб на руках перенесли на городской холм, спустили по специальному ходу под землю, прочитали молитвы и замуровали склеп. Через два месяца, наконец, заложили сам собор. На церемонии присутствовал начальник штаба Черноморского флота и портов вице-адмирал М.Н. Станюкович. Освятил закладку архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов). До начала обороны Севастополя успели закончить подвальный этаж и возвести стены на метр. В первые дни Севастопольской эпопее адмиралы В.А. Корнилов и П.С. Нахимов попросили в случае гибели похоронить их рядом с Лазаревым — как-никак почти всю жизнь они провели бок о бок с ним. Третьим стал их «товарищ» — адмирал В.И. Истомин.
Во время Севастопольской обороны строительство храма замерло, поскольку «подрядчик… поставлен в крайнее затруднение и даже в совершенную невозможность доставить к месту работ… нужный песок по невыпуску из бухты ялов…». Вернулись к возведению Владимирского собора только в 1862 году, поручив наблюдение за строительством известному архитектору А.А. Авдееву. Он в это время находился в Севастополе и строил Никольский храм на Братском кладбище на Северной стороне. Авдеев не любил тоновский стиль и решил переделать весь проект, опираясь на истинно византийскую архитектуру. Нижняя церковь была готова к 1881 году, верхняя — семью годами позже. К этому моменту во исполнение высочайшего указа изготовили мемориальные плиты с именами офицеров, погибших во время войны. 5 октября 1888 года Владимирский собор освятили. Накануне церемонии весь город, все батареи, все корабли украсили флагами. После молебна дали салют. Дочь адмирала М.П. Лазарева подарила храму обшитое золотым галуном белое церковное облачение для пасхальной службы.
До революции во Владимирском соборе всегда было много военных в морской форме. В престольный праздник храма в нижней церкви венчали матросов. У собора не имелось своего прихода, и все работы по поддержанию храма в порядке выполняли моряки. Службы совершались только по воскресеньям, в дни церковных праздников, в дни рождения и именин членов императорской семьи и, разумеется, в памятные дни, связанные с историей Крымской войны и обороной Севастополя… Молебны всегда проходили в присутствии представителей флотского командования и офицеров гарнизона. В храме регулярно служили панихиды по погибшим морякам, особенно чтили годовщину Цусимского сражения, а в день святого Георгия Победоносца традиционно окропляли святой водой знамёна гарнизона. Здесь торжественно отмечался полувековой юбилей отмены крепостного права (февраль 1911 года). А спустя два года, накануне празднования 300-летия Дома Романовых во Владимирском храме помянули всех отошедших ко Господу царей династии. 22 июня 1914 года в соборе жителям Севастополя зачитали Манифест о вступлении России в войну и уже через месяц славили нашу «победу при взятии Львова и Галича». На том богослужении, помимо военных моряков и горожан, присутствовали представители консульств Великобритании, Франции и Греции — наших союзников. Между прочим, Николай II, несколько раз посещавший Севастополь и всегда интересовавшийся местными делами, дважды бывал на службе в храме святого Владимира.
После революционного переворота жизнь страны и Церкви круто изменилась. Военно-морское духовенство ликвидировали, все церковные праздники отменили. В севастопольском архиве сохранилось заявление верующих севастопольцев, датированное 4 сентября 1924 года: «Являющаяся в ограду и сквер Владимирского собора для гуляния публика разрушает клумбы, ломает деревья, бьёт в храме стёкла, обдирает мраморную облицовку храма, разваливает каменные беседки». Через полгода сообщалось о похищении чаши, дискоса, звездицы, богослужебных сосудов… К этому времени вспомнили о печально известной инструкции, обязывающей устранить «из храмов и молитвенных домов все предметы, оскорбляющие революционное чувство трудящихся масс…» Этот документ пришёлся кстати, поскольку представители советской власти уже поставили вопрос об изъятии гробов с останками адмиралов из склепа Владимирского собора. Первое покушение на гробницы было осуществлено во время Крымской войны. Когда русские войска эвакуировались на Северную сторону, в южной части города долго хозяйничали англичане и французы. Завоеватели проломили свод склепа Владимрского собора, раскололи крышки гробов адмиралов, сорвали с мундиров эполеты, засыпали землёй останки героев. Всё это отражено в «Акте о глумлении англо-французских захватчиков над могилами русских адмиралов». В очередной раз на прах героев покушались в конце 1920-х годов. Но тогда вышестоящие власти заявили, что время для изъятия праха «приспешников» царизма ещё не приспело. Однако уже в начале 1930-х годов склеп вскрыли, большую часть останков адмиралов уничтожили, а усыпальницу превратили в свалку мусора.
Шли годы. В 1974 году Владимрский собор передали Музею героической обороны и освобождения Севастополя. В храме побывали ленинградские реставраторы. Склеп привели в порядок, а под грудой мусора нашли обломки одного из гробов и разбросанные останки адмиралов. Их собрали и увезли в Ленинград. А потом они… пропали. Газета «Известия» в 1991 году об этом писала так: «Нынче летом бесследно исчезли останки героических русских адмиралов, составляющих славу Российского флота, государства Российского. Причём исчезли буквально под носом командования Черноморского флота». Через некоторое время пропажу нашли… в коробке из-под фруктов в квартире некоего студента-археолога. В конце концов, прах адмиралов вернули на законное место. Забежав чуть вперёд, нам стоит оказаться снова в 1930-х годах.
Итак, в 1932 году Владимирский храм закрыли, передав здание Авиационному спортивному обществу. Потом в нём разместили склад, который с началом войны переоборудовали под госпиталь, бомбоубежище и даже корректировочный пункт артиллерийского дивизиона. К счастью, ни один снаряд не попал в храм, но следы осколков на стенах можно увидеть до сих пор. Кроме того, сильно пострадал северный фасад церкви, осыпалась штукатурка, практически ничего не осталось от настенных росписей, напольной мозаики и иконостасов. После войны мытарства собора продолжились… Во что только ни предлагали превратить Владимирский храм: в музей (с «добавлением» к нему дополнительного комплекса зданий), в «циркораму», в кинозал с синхронным показом семи кинофильмов о второй обороне Севастополя. Ещё предлагалось, сняв купол, устраивать в бывшем соборе торжественные чествования тружеников производства и выдающихся горожан. К счастью, ни один из этих проектов не успели воплотить в жизнь. В 1965 году Госкомитет по делам строительства УССР принял специальное постановление о восстановлении архитектурного памятника. Через два года началась реставрация. В 1990-х годах в стране на фоне политических, экономических и социальных потрясений перемены коснулись и отношений к религии и вере. Храмы стали возвращать Церкви. Именно в это время моряки-черноморцы создали общину Владимирского собора. Первоначально общину составили всего 10 человек. Настоятелем к храму назначили удивительного батюшку — отец Сергий Коробченко являлся участником обороны Севастополя 1941-1942 годов. В первую очередь позаботились о главной святыне храма — 29 февраля 1992 года в склепе Владимирского собора состоялось перезахоронение праха адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова и Истомина.
В 2000 году восстановили все надписи на мемориальных досках собора, а через год его обнесли новой чугунной оградой — её отлили специально для храма на Урале, в Екатеринбурге. Уже в новом тысячелетии остро встал вопрос о капитальной реставрации. Её взялось провести Министерство обороны России. Работы начались зимой 2012 года и длились больше года. Специалисты начали с укрепления фундамента, купола и креста. Потом мастера из студии военных художников имени Митрофана Грекова принялись за настенные росписи. Привезли с собой все необходимые материалы и применили новую технологию, которая не позволяет расслаиваться и разрушаться живописному слою. На следующем этапе предстояло восстановить плиты с именами русских адмиралов-героев. 8 мая 2014 года произошёл торжественный чин освящения отреставрированного Владимирского Адмиралтейского собора, которое совершил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец). Теперь Владимирский собор — вновь, как и десятилетия назад, главный «морской» храм Севастополя.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №124, 2015 г.
С архитектурной точки зрения, Владимирский собор — типичный памятник так называемого «византийского стиля», бывшего весьма популярным в нашей стране в конце ХIХ века. Его можно считать прямым потомком официального «византийского» стиля — но с большим вниманием к «греческой» составляющей. Трудно дать этому архитектурному направлению однозначную оценку. С одной стороны, возведение храмов, стилизованных «под Византию», в уже сложившихся городских ансамблях центральной и северной России, без сомнения, вносило определённый диссонанс в архитектурную среду. С другой стороны, храмы, возведённые в греческом вкусе, вполне гармонично смотрелись в южных краях — там и застройка была подходящая, да и природные условия — соответствующие. Владимирский собор полностью соответствует заявленной традиции. Характерны приземистый купол на широком барабане; разделённые колоннами ряды окон со скруглёнными завершениями; полукруглые конхи по углам здания; горизонтальная рустовка по всему фасаду. Среди необычных решений — круглые оконца-«иллюминаторы», вписанные по четыре в продолговатые оконные проёмы барабана и конх. Можно предположить, что таким образом обыгрывался «морской» статус собора — адмиральской усыпальницы. Вход в храм с запада оформлен в виде пристройки-паперти, над ней вторым этажом расположена звонница, также выдержана в византийском вкусе. Стоит обратить внимание на многообразие греческих форм в архитектуре севастопольских соборов — они использовались со вкусом и со значением. К примеру, Владимирский собор в Херсонесе (1891), служащий напоминанием нам о греческой Корсуни, колыбели русского православия, другой городской собор — Покровский (1905) — тоже отчасти византийский, но с характерной русской нотой, его ретроспективизм ориентирован на русские прообразы. Есть в Севастополе и совсем «греческий» храм. Даже — древнегреческий. Это церковь Петра и Павла, выполненная в античном стиле — простой четырёхугольный объём с портиком и колоннами. Смотрится очень необычно.
Пришло время рассмотреть Владимирский собор подробнее. Полусферический купол и характерный барабан храма были бы совсем «греческими», если бы не оригинальное решение — вместо вытянутых щелевидных окон в гранях барабана архитектор разместил сгруппированные в вертикальный ряд по четыре «иллюминатора». Звонница храма расположена в западной пристройке, первый этаж которой является папертью. Довольно обширное, открытое на три стороны света помещение позволило разместить большой набор колоколов. Возможно, подобное архитектурное решение может вызвать вопросы с точки зрения акустики, но в общую концепцию храма-памятника оно вписывается весьма удачно. Глубокая ниша в западной пристройке украшена колоннами с вычурными капителями, несущими полукруглые своды. Перекрытия стилизованы под византийские образцы и снабжены орнаментом. Над дверями в храм — фреска с изображением Спасителя. Щербины, оставшиеся на фасадах Владимирского собора, — следы осколков немецких снарядов, печальное наследие героической Севастопольской эпопеи ХХ века. Их решено было не заделывать, как и выбоины на колоннах Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Как напоминание.
Интерьер Владимирского собора во многом подчинён идее сделать храм усыпальницей великих флотоводцев (в соборе 11 захоронений адмиралов) и памятником героям Севастопольской обороны. Сответственно, верхняя церковь — это и Дом Божий, и мемориал защитникам города; нижняя церковь — адмиральский склеп. Она целиком соответствует своей функции усыпальницы великих сынов страны. Простые белые стены, широкие своды, несомые скупо оформленными, словно тёсаными из цельного камня колоннами, простой иконостас — ещё проще, чем в верхнем храме, большое Распятие, а посредине зала — захоронения четырёх адмиралов: Лазарева, Корнилова, Истомина, Нахимова. Объединены они общим надгробием в виде большого чёрного мраморного креста. Верхний храм — торжественный и монументальный, подчёркнуто развитый по высоте. Система сводов и колонн, напоминающая классическую крестово-купольную, но усложнённая полукруглыми арками ниш, словно погружает нас в хронотоп Византии. Ощущение усиливают характерный «греческий» живописный декор — геометрический орнамент в пастельных тонах — и совершенно оригинальное освещение: круглые окошки забраны разноцветными стёклами. Внутри колонны, сгруппированные по четыре, образуют столпы, несущие подкупольные своды. Колонны эти облицованы каррарским мрамором, что добавляет величия собору. Иконостас (тоже мраморный) — небольшой, одноярусный — не заслоняет обширную алтарную нишу и даёт возможность любоваться росписями. Собор возводился 34 года, сменив двух архитекторов, и был закончен только после смерти второго из них. Высота храма с крестом — 32,5 метра, но за счёт расположения на холме из города и с моря он кажется гораздо выше.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №124, 2015 г.
История собора началась в 1825 г., когда командующий Черноморского флота адмирал А.С. Грейг подал прошение императору Александру I установить памятник на развалинах Херсонеса, в котором был крещён князь Владимир. В 1829 г. был объявлен конкурс на создание памятника. Утверждение получил проект архитектора К.А. Тона (1794-1881) — крестово-купольный пятиглавый кубовидный храм в русско-византийском стиле. В 1842 г., по ходатайству адмирала М.П. Лазарева, обеспокоенного недостаточным числом православных храмов в Севастополе, было принято решение о строительстве собора в центре города, а не на развалинах Херсонеса.
Подготовительные работы начались в 1848 г. Через три года, в 1851 г., умер адмирал М.П. Лазарев, командующий Черноморского флота, и в память о его заслугах решено было похоронить его в специально сооруженном склепе на месте будущего собора. Закладка собора была произведена 15 июля 1854 г., и к началу осады Севастополя успели возвести только фундамент.
Во время Крымской войны в склепе будущего храма были захоронены адмиралы В.А. Корнилов, В.И. Истомин, П.С. Нахимов, погибшие на бастионах Севастополя.
После Крымской войны, в 1862 г., работы по возведению собора возобновились. Для этого пригласили известного архитектора, академика А.А. Авдеева (1818-1885). Он жил тогда в Севастополе, сооружал храм святого Николая на Братском кладбище (Северная сторона). Авдеев не был сторонником официального русско-византийского стиля с его обязательным пятиглавием, приверженцем которого был автор предшествующего проекта К.А. Тон. Академик Авдеев переработал проект К.А. Тона на основе изученной им действительно традиционной византийской церковной архитектуры. В 1881 г. закончено сооружение нижней церкви, а в 1888 г., после смерти А.А. Авдеева — завершено строительство верхней.
В 1931 г. при передаче здания Осоавиахиму склеп был вскрыт, останки адмиралов уничтожены. Во время Великой Отечественной войны храм серьезно пострадал. В 1991 г. специальная комиссия обследовала склеп, и обнаружила среди мусора лишь обломки костей, которые в 1992 г. были торжественно перезахоронены.
Владимирский собор (усыпальница адмиралов) в г. Севастополь