Севастополь. Монастырь Влахернской иконы Божией Матери.

Комплекс на Загородном некрополе Херсонеса открыт в 1902 г. раскопками К.К. Косцюшко-Валюжинича, в 1953 г. доследовался О. И. Домбровским. Известен в научной литературе как «монастырь Богородицы Влахернской». Внутри каменной монастырской ограды были открыты христианские погребения, часовня, большой крестообразный храм и помещения, которые могли использоваться как жилые и хозяйственные.
Загородний храм основан в Х в. (другая дата, предложенная исследователями, — VI в.), отличается хорошей сохранностью стен (до 3 м высотой). Несмотря на различие в датировке храма, все исследователи единодушно связывают его с памятью св. Мартина Исповедника, папы Римского. Согласно житию, папа Мартин был приговорен к смертной казни по ложному доносу, якобы за «измену императору», потом помилован и, проведя несколько месяцев в тюрьме, в марте 655 г. отправлен в Херсонес, где скончался и был похоронен в «некрополе святых», «в прекрасном доме Девы Марии, именуемой Влахернской, за стенами, на расстоянии стадия от благословенного города Херсона». Херсонесский загородный комплекс, с его богато украшенным храмом, как нельзя лучше соответствует этому описанию.
О мемориальном характере монастыря свидетельствует и тот факт, что он долгое время, вплоть до XVI в., оставался местом паломничества. Важно отметить, что еще задолго до погребения св. папы Мартина там, вероятно, были захоронены неизвестные нам христианские подвижники, недаром это место называлось «некрополем святых»; некоторые исследователи предполагают, что ими могли быть первые херсонесские епископы-миссионеры.
Загородний храм был одним из первых археологических объектов, который подвергся тщательной реставрации и экспонировался под легкой кровлей. Из государственной казны выделялись средства на содержание сторожей. Вот как выглядел храм в начале ХХ века. Первоначально храм представлял центрический тип (с так называемым центральным алтарем) — в плане крестообразный; его особенность — в отсутствии восточной апсиды и наличии четырех входов на торцовых стенах ветвей креста , позже перестраивается в обычный храм: три дверных проема закладываются камнем (оставлен только западный вход), в юго-восточной ветви креста сооружается синтрон — полукруглые ряды скамей для священнослужителей, пристраиваются жертвенник и дьяконник с апсидой, полы покрываются мозаикой.
В центре мозаичной композиции — символика таинства причастия: канфар (чаша) с двумя павлинами, из канфара произрастают две виноградные лозы, на которых сидят голуби; вся остальная площадь заполнена медальонами с изображениями птиц, плодов, цветущих веток, «заимствованных из царств растительного и животного». После снятия мозаичного пола под ним открылись остатки (алтарная часть) небольшого по размерам, более раннего храма, основанного, вероятно, в V-VI вв. В 1953 г. мозаичные полы были сняты и перенесены в Херсонесский музей (в интересах сохранности), а в 1972-1973 гг. размещены в музейном дворике, где их можно увидеть и сегодня.
Яшаева Т.Ю.; http://www.chersonesos.org/?p=out_md_vlahern

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?