Основан в 1374 г. Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, по Благословлению преподобного Сергия Радонежского, поставившего первым настоятелем монастыря преподобного Афанасия Высоцкого Старшего. Соборный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы. С северо-восточной стороны церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и святого Николая Чудотворца. С другой стороны церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и придел во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Церковь во имя св. Афанасия Афонского, построенная в 1878 г., в советское время была разрушена. Надвратная церковь под колокольней освящена во имя Трех Святителей, сооружена в 1840 г. Часовня Всех святых — построена в 1846 г. на средства Н.И. Коншина. Возрождена в 1991 г. Церковь Всех Святых в Высоцком монастыре построена в 1896 году архитектором Р.И. Клейном по заказу серпуховского фабриканта Н.Н. Коншина в стиле псевдоромантики.
Первый после открытия обители настоятель — архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне епископ Угличский. При нем обитель практически полностью восстановлена, возобновлено почитание Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В 1994 г. обретены мощи преподобного Афанасия Высоцкого (младшего).
Высоцкий Богородицкий монастырь, 3 класса, в городе Серпухове, на месте, называвшемся «Высокое», на берегу реки Нары. Основан в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, с благословения преподобного Сергия, который первым игуменом его поставил ученика своего Афанасия. В 1571 году монастырь подвергся опустошению от татар, а в смутное время от казацких шаек. В Зачатиевском соборе, в иконостасе, находится 7 икон, присланных первым игуменом монастыря Афанасием из Царьграда. В приделе Рождества Богородицы замечательны царские врата и иконостас XVI века. В храме святого Афанасия Афонского и преподобного Сергия находится гробница Афанасия II-го, приемника первого игумена монастыря. В ризнице монастырской хранятся крашениныя ризы преподобного Сергия. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат князя Димитрия Донского, Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.
Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.
8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич. В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью.
В 1387 г. для составления «Ока церковного» — единого Устава Русской Церкви по благословению преподобного Сергия преподобный Афанасий отбыл в Царьград, где, завершив свой труд, в 1401 г. скончался. Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.
По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г. он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г. в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.
Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница. В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.
Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время. Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.
К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату.
С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский. В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г. воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н. Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И. Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже. К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.
В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.
25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы. 24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.
Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых. В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
http://visotskymonastir.ru/life.php
Старая Тульская дорога в Серпухове идёт вдоль реки Нара. Белый камень, которым была вымощена улица, то и дело проглядывает через выбоины в асфальте. А ближе к окраине асфальта просто нет, и белокаменная улица плавно поднимается в гору, к стенам Высоцкого монастыря. В 1374 году этот монастырь заложил преподобный Сергий Радонежский. «Преподобный пришед же в Серпухов и сглядав место, и веде его подобно на устроение монастыря, и створи молитву, положи основание церкви своими руками». Так описывает летопись основание Высоцкого монастыря преподобным Сергием Радонежским и строительство первого деревянного храма во имя Зачатия Богородицы. Покидая новую обитель, Сергий поставил в ней игуменом своего ученика монаха Троицкого монастыря Афанасия, который был «в Божественных писаниях зело разумен» и которого преподобный очень любил. Афанасий Высоцкий был известен как переводчик с греческого и переписчик книг.
Со временем монастырь разросся и превратился в замечательный архитектурный ансамбль. Расположенный на высоком берегу Нары, он царит на речной пойме, хорошо видный отовсюду. Первым каменным сооружением монастыря — Зачатьевский собор и церковь Покрова с трапезной — были построены в 1381 году героем Куликовской битвы серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым в память о великом Мамаевом побоище. Освящал Зачатьевский собор митрополит Московский Киприан. В 1387 году настоятель монастыря Афанасий Высоцкий отправился вместе с митрополитом Киприаном в Константинополь, откуда около 1390 года прислал для монастырского собора семь икон деисусного чина, получившего название Высоцкого. Семь икон «Высоцкого чина» — «Спас», «Богоматерь», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Иоанн Предтеча», «Апостол Пётр» и «Апостол Павел» — написаны византийским мастером незаурядного таланта. Этим иконам суждено было оставить глубокий след в русской культуре. Считается, что эти византийские иконы внимательно изучал Андрей Рублёв, создавший под их воздействием свой «Звенигородский чин». Ныне они находятся в Третьяковской галерее и в Русском музее. Афанасия I сменил Афанасий II (Афанасий Младший), при котором обитель окончательно окрепла и расцвела. Второй настоятель Высоцкого монастыря скончался в 1395 году. Над его гробницей у западной стены собора была сооружена каменная часовня. Позднее, в 1694 году, на месте могилы преподобного Афанасия была построена маленькая, богато украшенная церковь во имя св. Афанасия Афонского. В 1878 году её разобрали и на этом месте построили огромный храм во имя свв. Афанасия и Сергия, посвящённый 500-летию монастыря. В нём покоились мощи местночтимого святого преподобного Афанасия Высоцкого. Этот храм, не самый удачный по своим архитектурным достоинствам, был разобран в 1967 году во время реставрационных работ.
В Высоцком монастыре свято чтили память св. Сергия Радонежского. Здесь долгое время сохранялись ризы св. Сергия. Высоцкий монастырь неоднократно подвергался татарским набегам и разорениям. Наиболее сильный ущерб монастырю нанесло нашествие крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году, после которого пришлось перестраивать собор и трапезную. Поддержку обители оказывали Иван Грозный и Борис Годунов, сделавшие щедрые вклады в монастырь. На эти средства был практически полностью перестроен Зачатьевский собор, который приобрёл в эти годы характерные черты «годуновской» архитектуры конца ХVI века. Существующий собор Высоцкого монастыря возведён в ХVII веке, но в его состав включены части древнего собора, построенного в 1381 году. В 1697 году боярин Лев Кириллович Нарышкин, родной брат царицы Натальи Кирилловны и дяди Петра I, пожертвовал средства на очередную перестройку собора. Были переложены своды и заново сделано завершение храма. На втором этаже собора была устроена ризница, на третьем — церковь во имя св. Сергия Радонежского. Собор неоднократно расписывался, но из-за многочисленных перестроек ранняя живопись практически не сохранилась. Последний раз стенопись собора поновлялась в 1899 году. Первый ярус галереи, опоясывающий собор, служил местом погребения именитых людей Серпухова. Здесь находилось множество белокаменных надгробий, часть из которых была в советское время уничтожена, а часть вывезена в Серпуховский музей. Среди этих надгробий оказались две белокаменные плиты ХVI века с надписями на немецком языке — как считают, они принадлежали семье живших в Серпухове немецких купцов. В первой половине ХVII века собор дополнили два симметричных придела: Рождества Богородицы и Никольский. Последний в 1740 году на вклад графа М.Г. Головкина был перестроен в самостоятельную Никольскую церковь. В этой церкви в 1734 году был погребён государственный канцлер, известный дипломат петровского времени граф Гаврила Иванович Головкин, сосланный в Сибирь при вступлении на престол императрицы Елизаветы Петровны вместе с Остерманом и Минихом и впоследствии возвращённый в Москву. А в 1780 году в Высоцком монастыре был погребён Ф.А. Соймонов — первый русский гидрограф, составивший карты морей, омывающих берега России.
Трапезная с Покровской церковью, хотя и перестроенная, сегодня является древнейшим зданием Высоцкого монастыря. В её нижнем этаже размещались различные хозяйственные помещения — житница, погреб, хлебня, угольня, кузница, а верхнем находилась большая трапезная палата. В конце ХVII века когда монастырь опекало семейство Нарышкиных, трапезную украсили белокаменным декором и поливными многоцветными изразцами с изображением государственного герба — двуглавого орла. Покровская церковь приобрела свой нынешний вид после перестройки 1834-1835 годов. В 1878 году к ней был пристроен придел Похвалы Богоматери. Самым ярким сооружением монастыря является трёхъярусная надвратная колокольня с церковью Трёх святителей. Это одно из самых красивых зданий в Серпухове. Колокольня возведена в 1831-1840 годах на месте трёх последовательно сменивших друг друга построек предыдущего времени. Проект колокольни разработал в 1831 году архитектор Е. Малютин. Мастерски вписанная в ансамбль монастыря и в окружающий ландшафт колокольня придала живописность всей городской панораме, развёрнутой вдоль долины реки Нары. Среди жилых и хозяйственных построек монастыря выделяются палаты настоятеля, относящиеся к середине ХVIII века.
Во второй половине ХVII века монастырь был обнесён каменной крепостной стеной с башнями по углам, сложенных частью из белого камня, частью из кирпича. В 1930-е годы значительная часть стен была разобрана, из пяти башен сохранилась только одна. В 1896 году в монастыре была построена Всехсвятская церковь-усыпальница. Её возводил московский архитектор Р.И. Клейн на средства серпуховского промышленника Н.Н. Коншина. Церковь стала усыпальницей рода Коншиных, старинных серпуховских купцов и промышленников. Накануне ХХ века здешние бумаготкацкие фабрики Коншина и Рябовского мануфактурного товарищества были крупнейшими в России. Только «Товарищество мануфактур Н.Н. Коншина» производило продукции на 11 миллионов рублей при семи тысячах рабочих. Коншины состояли в родстве с купцами-меценатами Третьяковыми, которые тоже имели своё дело в Серпухове. После революции братья Коншины остались в России, уехав в подмосковное Алабино, куда до них в 1930 году дотянулась рука НКВД.
Высокий, устремлённый вверх Коншинский храм увенчан массивным каменным крестом. В традициях древней византийской архитектуры церковь сложена из кирпича и облицована светлым песчаником, что придаёт фасадам церкви характерную «византийскую» двухцветность. В начале ХХ века Высоцкий монастырь был одним из самых известных и благоустроенных в России. Ныне это действующий мужской монастырь.
Из книги: Низовский А.Ю. «Православные храмы и монастыри». — М.: Вече, 2005 г.
645 лет назад, на высоком берегу Нары, недалеко от впадения её в Оку, близ города Серпухова была основана одна из древнейших русских обителей — Свято-Высоцкий монастырь. История основания монастыря связана с именами преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли русской; его ученика — преподобного Афанасия и серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. В 1373 году войско Золотой Орды устремилось на Русь и опустошило Рязанское княжество. Возникла острая необходимость в усилении южных рубежей Московской Руси, прикрытии важнейшего пути с Оки к Москве, который проходил через Серпухов. Укрепив свой стольный град крепкими дубовыми стенами, князь Владимир Андреевич «восхотев возградити себе монастырь в Серпухове», который во время нападения врага мог служить предградием, а в дни мира хранил бы русский град молитвой. За помощью в этом богоугодном деле князь обратился к преподобному Сергию, знаменитая Троицкая обитель которого находилась в радонежских лесах, в уделе Владимира Андреевича. Князь хорошо знал и любил преподобного, часто посещал его обитель, помогал ей и пользовался духовными советами святого старца. Он также прекрасно знал учеников Преподобного, среди которых особо чтил преподобного Афанасия за его добродетели и мудрость. Его и просил Владимир Андреевич у Преподобного Сергия в настоятели новой обители. «Великия ради любви боголюбивого князя и веры, яже имеяше к святому» преподобный откликнулся на просьбу князя, и 2 декабря 1373 года со своим любимым учеником Афанасием пешком пришёл в пределы Серпуховские. С великой радостью Владимир Андреевич встретил святых путников. Обойдя окрестности града Серпухова, в версте от города на возвышении, которое в народе носило название «Высокое», они избрали красивое место для будущей обители.
Монастырь решили воздвигнуть во имя Богоматери, в честь Зачатия Ее святой праведной Анной. Когда было расчищено поросшее лесом место для обители, преподобный Сергий стал на колени и, воздев руки к небу, произнёс горячую моливу. Затем Сергий обратился к Афанасию с наставлением и увещанием быть ревностным пастырем постничествующей братии. Князь Владимир Андреевич со своей стороны усердно просил Афанасия потрудиться в строении обители и обещал дать монастырю все необходимые для этого средства. Пробыв несколько дней в Серпухове, преподобный Сергий, возложив всё упование на Бога и Пресвятую Богородицу, благословил своего ученика на устроение нового монастыря и удалился в свою обитель. Тяжело переживал преподобный Афанасий разлуку со своим духовным отцом после того, как был поставлен настоятелем Высоцкой обители, но, уповая на благословение и молитвы преподобного Сергия и обещанное содействие князя Владимира Андреевича, он ревностно принялся за устроение нового монастыря.
Построили деревянную церковь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы и близ неё жилые кельи для игумена и братии. В это же время возвели и оборонительные сооружения монастыря: ров и земляной вал с установленной на нём рубленой крепостной стеной. Высоцкий монастырь представлял собой полноценную небольшую крепость и был на Руси одним из первых в этом роде, так как большинство русских монастырей приобрели оборонительные функции лишь с ХVI столетия. Современники отзывались о новоустроенной обители как о «чудесной и весьма красивой». Вокруг преподобного Афанасия стали собираться монашествующие, число которых постепенно умножалось. Среди них он вскоре приобрёл достойных учеников, просиявших впоследствии святостью жизни, — преподобного Никона, преемника преподобного Сергия по настоятельству в Троицкой обители, и преподобного Афанасия, второго игумена Высоцкого монастыря.
Серпуховский князь Владимир Андреевич и в частности Свято-Высоцкая обитель оставили свой след в разгроме Золотой Орды. Князь Владимир Андреевич, возвратившись с Куликова поля, по преданию, захоронил в стенах Высоцкой обители останки своей дружины, воинов-серпуховичей. Над братской могилой он воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве. Через восемь лет после первого посещения, весной 1381 года преподобный Сергий вместе со святителем Киприаном вновь прибыл в Серпухов к князю Владимиру Андреевичу, чтобы крестить его сына Иоанна и освятить построенные в камне Зачатьевский собор и тёплую Покровскую трапезную церковь. За богослужением преподобного Афанасия Старшего возвели в сан игумена, а будущего его преемника по настоятельству Афанасия Младшего рукоположили в сан иеродиакона. Эта встреча святых мужей в стенах Высоцкого монастыря имела впоследствии большое значение. Митрополита Киприана и преподобного Сергия объединяла одна цель — духовное возрождение Руси. Эта великая идея могла осуществиться лишь при активном содействии князя Владимира Андреевича — человека высокой культуры, широкого ума и глубокой духовной жизни и, что немаловажно, бывшего вторым лицом в Московском княжестве после великого князя Димитрия и имевшего колоссальный авторитет среди всех слоёв русского народа.
Высоцкий монастырь с момента своего возникновения сразу же стал значительным культурным центром. Серпуховский князь «кельи устроил, и всех потребных довольно исполнив и иконами, и книгами, и освященными сосудами…» Сам преподобный Афанасий был известен не только как человек добродетельный и образованный, но и как искусный мастер книжного дела. При нём в монастыре была организована превосходная мастерская письма, в которой писцы работали над созданием и переписыванием книг.
Как уже было сказано, к 1382 году в Высоцкой обители были построены: белокаменный соборный храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, тёплая каменная церковь Покрова с трапезной, деревянные настоятельские покои и кельи для братии. Окружала эти постройки рубленая крепостная стена на земляном валу, опоясанная рвом. Таким образом, за восемь лет при активном содействии князя монастырь был красиво устроен и основательно укреплён, о чём житие преподобного Сергия Радонежского повествует: «В мале времени Божиею благодатью устроен бысть монастырь зело красен, общее житие изрядно, и прозвася именем Высокое. Бысть множество братии, славных и великих мужи, от них же епископи произведены бышя, и бысть монастырь славен, иже и доныне Божиею благодатью». В 1382 году потомок Батыя, Тохтамыш, двинулся на Русь отомстить за победу на Куликовом поле. Хан торопился, чтобы врасплох застать великого князя Димитрия. Он гнал своё войско к Москве. Первым на его пути был Серпухов. Удар был стремительный. Город был сожжён. Русь, потеряв многих доблестных воинов в Куликовской битве, не могла противостоять этому нашествию. «Только один Владимир Андреевич, — писал известный русский историк Н. И. Костомаров, — не изменил себе: выехавши из Волока, ударил он на вражеский отряд, разбил его наголову и взял много пленников. Этот подвиг так подействовал на хана, что он начал отступать назад к рязанской земле, опасаясь, чтобы русские, собравшись, не ударили на него».
В мае 1387 года патриарх Цареградский грамотою вызвал Киприана в Константинополь. Об этом Киприан поспешил уведомить своего духовного друга, игумена Афанасия, посланием в котором писал: «Благословение о Святом Духе возлюбленному сыну моему Афанасию игумену со всею о Христе братиею. Да будет тебе известно, сын мой, что я еду в Царьград на лошадях через Волошскую землю…» Афанасий тогда решился поехать вместе с ним в Константинополь. Управление Высоцким монастырём передал он ученику своему, тезоименитому ему Афанасию. По прибытии в Константинополь они разместились в обители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по-гречески «Продрома». Здесь Афанасий, по словам летописца, «отъиде в Царьград и купи себе тамо келью, дал андрофат» (денежный взнос, дававший право на пожизненное содержание в монастыре). В этом монастыре преподобный собрал вокруг себя учеников из русских иноков, с которыми вместе занимался молитвою, переводом и списыванием богослужебных книг и святоотеческой литературы. Эти книги отсылались на Русь, имевшую в том особую потребность после монгольского разорения.
Вторым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий Младший. В 1375 году двенадцатилетним отроком пришёл он на Высокое, имея горячее желание иноческой жизни. Под руководством любимого учителя преподобного Афанасия Старшего он прошёл многолетнюю школу монашеского послушания и в 1387 году принял от него настоятельство. При Афанасии Младшем монастырь продолжал процветать, умножалось и число братии. В 1395 году (как сообщает Карион Истомин в составленном им в 1697 году житии преподобного Афанасия) из Царьграда в Высоцкий монастырь прибыл греческий иеромонах Виктор, передавший игумену Афанаию Младшему от его предшественника и любимого наставника Афанасия Старшего семь больших поясных икон византийского письма Деисусного чина и «иныя потребныя вещи». Эти иконы были написаны талантливейшим византийским мастером специально для Зачатьевского собора Высоцкого монастыря по заказу князя Владимира Андреевича, что для того времени было уникальным явлением. Утверждают, что этот Деисусный ряд икон привлёк внимание Феофана Грека и Андрея Рублёва, которые специально посещали Высоцкий монастырь. Несомненно то, что под воздействием «Высоцкого чина» Андрей Рублёв создал свой знаменитый «Звенигородский чин».
Появление «Высоцкого чина» оказало сильное впечатление на современников, о чём долго вспоминали в рукописях того времени. Этим прекрасным иконам суждено было сыграть важную роль в русской культуре, особенно в иконографии Руси. Преподобный Афанасий преставился ко Господу 12 сентября (ст. ст.) 1395 года в возрасте 33 лет. Согласно завещанию, он был погребён против западных дверей под лестницей Зачатьевского собора. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. Во время нашествия крымских татар на Серпухов неприятель и некоторые жители города видели, как из Высоцкой обители на белом коне выехал инок с большим жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой чёрной бородой. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду города, обратились в бегство. Об этом чудесном заступничестве преподобного было доложено царю. Издревле преподобный Афанасий Младший почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, града Серпухова и его пределов. И по сей день по его молитвам, от святых его мощей люди получают благодатную помощь и исцеление. По смерти преподобного Афанасия Младшего в 1395 году настоятелем Высоцкой обители стал преподобный Никита — сродник и ученик преподобного Сергия Радонежского. Он управлял монастырём в течение девятнадцати лет. Как и его предшественники, он проводил жизнь в строгом подвиге и непрестанных заботах о благоустроении обители. После разорительного набега Едигея в 1408 году настоятельские попечения Никиты ещё более умножились. От непомерных трудов он начал терять зрение и в 1414 году, уйдя на покой, ушёл в Боровский Высоко-Покровский монастырь. Здесь под его духовным руководством в течение семи лет находился инок Пафнутий — будущий основатель Боровской Рождества Богородицы обители. Около 1421 года преподобный Никита отправился на север и в 1426 году в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрёл место последнего упокоения. На протяжении столетий память о святом Никите благоговейно хранилась жителями Костромы, почитавшими его как небесного покровителя своего города и Богоявленско-Анастасиина монастыря. Время управления монастырём первыми тремя святыми настоятелями преподобными Афанасием Старшим, Афанасием Младшим и Никитою составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница. В дальнейшем история монастыря тесно связана с историей Серпухова.
Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны крымчаков. Так в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, обойдя русские оборонительные линии, появился под стенами Серпухова. Его воины прошли по городу огнём и мечом, истребляя жителей, грабя и оскверняя храмы, разрушая всё на своём пути. Монастырь, как и вся округа, был разграблен и сожжён. Вскоре наступило «Смутное время» междуцарствия, тогда Высоцкая обитель вновь претерпела много бедствий от господствующих всюду произвола и грабежей. Под Серпуховым устраивались сборы войск, на которых обычно присутствовали цари, великие князья, бояре и воеводы. Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царём. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». От именитых лиц «на высокое» часто поступали крупные денежные вклады, передавались вотчины с пашнями и лесами, жертвовались богослужебные книги, сосуды, облачения и прочее.
В ХVI веке в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора. С воцарением на русском престоле Михаила Фёдоровича Романова для всей страны настало время благоденствия. В монастырь снова стали поступать вклады от благочестивых людей. Особенно значительными они были в 20-40-е годы ХVII века. Время правления царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича явилось для древней обители благоприятной порой возрождения. Наиболее щедрые пожертвования поступали от представителей рода Нарышкиных, вотчина которых находилась на серпуховской земле, и особенно от царицы Натальи Кирилловны, матери императора Петра I. К концу ХVIII века на средства всё тех же Нарышкиных и прочих вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 70-е годы вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями. К середине ХVIII века Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись большая ризница и большая библиотека. 26 февраля 1764 года указом императрицы Екатерины II все церковные земли были конфискованы в пользу государства и введены штаты содержания духовенству, которые в итоге составили лишь 1/8 от получаемых ранее Церковью доходов. В связи с этим из 953 существовавших на тот момент было закрыто более половины, оставлено только 224 в штате и 161 за штатом, на собственном содержании. Здания закрытых обителей обращались в казармы, госпитали, дома для инвалидов и т.п. Число монашествующих, проживающих в монастырях, уменьшилось почти в три раза. В 1764 году практически все земли у высоцкого монастыря были изъяты, а сам он отнесён к разряду третьего класса. Лишённый средств к существованию, монастырь обеднел и стал быстро приходить в упадок.
С начала ХIХ века благосостояние обители вновь стало расти. На пожертвования начали реставрироваться старые храмы и строиться новые. Поток паломников увеличился. Около 1840 года была сооружена трёхъярусная колокольня (взамен старой, рухнувшей от времени), во втором ярусе которой расположился храм во имя трёх святителей и учителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Освящение этой церкви в 1843 году совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. В 1872 году была расширена Покровская церковь за счёт пристройки с северной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, существовавшего ранее при монастырской больнице, здание которой разобрали. Следующая реставрация Покровского храма была осуществлена в 1902 году на средства казначея Свято-Троицкой Лавры архимандрита Никона (Рождественского), являвшегося с 1904 по 1906 год епископом Серпуховским, впоследствии архиепископом Вологодским. В 1878 году при настоятеле Мелетии I в память 500-летия обители над местом погребения преподобного Афанасия Младшего вместо деревянной церкви, построенной в 1697 году на пожертвования бояр Нарышкиных, был воздвигнут величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского.
В 1896 году на средства фабриканта Н. Н. Коншина по проекту известного русского архитектора Р. И. Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех Святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже. В то время в Высоцком монастыре находилось немало святынь, достойных внимания. В Зачатьевском соборе — это семь икон прекрасного пеисьма, присланных из Царьграда в 1395 году преподобным Афанасием Старшим для Деисусного ряда иконостаса Зачатьевского собора. Сейчас шесть икон находятся в Третьяковской галерее и одна в Русском музее Санкт-Петербурга. Также в соборе находилась храмовая икона Зачатия Пресвятой Богородицы с частицами мощей святых праведных Иоакима и Анны; икона была покрыта серебряно-позлащённой ризой (весом около 25 кг). Венец Богоматери был украшен алмазами. Налево от Царских врат находился Тихвинский образ Божией Матери в серебряной, вызолоченной ризе, которая усердием боярыни Мелании Тимофеевны Нарышкиной в 1697 году была обильно украшена стразами и драгоценными камнями. На ней также были многочисленные привесы, что свидетельствовало о почитании иконы. Рядом была икона Знамения Божией Матери, покрытая сплошным серебряным вызолоченным окладом, весом около 20 кг, изготовленная серпуховским гражданином А. И. Ивакиным. Эта икона первой половины ХVII века была замечательна своим письмом. На клеймах её были изображены события войны суздальцев с новгородцами, давший богатый материал для изучения быта, костюмов и вооружения Древней Руси. Также в соборе, в особом киоте, в виде складня хранились частицы святых мощей, пожертвованные в 1855 году девицей из дворянкого сословия Е. Н. Плещеевой. В Сергиевском храме Царские врата, по описанию историков прошлого столетия, представляли собой один из лучших образцов русской резьбы по дереву ХVII века. В храмах и ризнице монастыря находилось около 20 серебряных вызолоченных, резных кипарисовых и других напрестольных крестов искусной работы; самые старинные из них относились к концу ХVII века.
К началу ХХ века Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроеннейших обителей России.
Из книги «Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь». Издательство Высоцкий мужской монастырь, 2009 г.
С наступлением в России эпохи новой богоборческой власти в истории монастыря открылась одна из самых трагических страниц. В ноябре 1918 года обитель заняла 4 рота 5-го Земгальского Латышского стрелкового полка. Около года под древними стенами каратели расстреливали заподозренных в дезертирстве. После их ухода часть монастыря отошла под губернский концентрационный лагерь для содержания пленных и заподозренных в сочуствии к царской власти. В небольшой части монастыря насельниками велись церковные службы. Управляемая Божественной благодатью братия монастыря во главе с настоятелем архиманритом Пантелеймоном (Орловым) неотступно продолжала свои молитвенные труды, твёрдо сохраняя традиционный монашеский уклад жизни и ежедневный церковный служебный строй. Как награда за терпение стало для братии и прихожан посещение монастыря Святейшим Патриархом Тихоном летом 1924 года, где он совершил Богослужение.
В 1928 году власти закрыли Высоцкий монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. Многие монахи в 1928-1931 гг были арестованы и разосланы по различным лагерям. В 1929 году последнего настоятеля монастыря архимандрита Пантелеймона (Орлова) арестовали, сослали на Север, где расстреляли 28 декабря 1937 года. В течение полувека в Высоцком монастыре размещались организации и учреждения, казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры и загоны для домашнего скота. В это же время было разрушено три башни и большая часть стен.
Монастырский комплекс стремительно ветшал, и в нём были начаты реставрационные работы, в ходе которых в 1967 году был снесён «как не имеющий исторической и культурной ценности» прекрасный храм в честь преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (в настоящее время на его месте выстроено крытое крыльцо в древнерусском стиле с маковкой и крестом).
25 марта 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Настоятелем был поставлен архиманрит Иосиф (Балабанов). Торжественное открытие монастыря совершил в среду Светлой седмицы 1991 года, в день памяти преподобного Афанасия Младшего, Правящий архирей Московской епархии Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, совместно с Преосвященным Григорием, епископом Можайским. Первые службы проходили в маленькой надвратной церкви во имя Трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. С этого времени возобновилась молитвенная и трудовая жизнь Высоцкого монастыря, его внешнее и внутреннее духовное созидание.
В 1991 году единственной церковью, которую возможно было подготовить к зиме для совершения богослужений, оказался Никольский храм. Основанный в ХVI веке, он служил для совершения заупокойных богослужений по ктиторам обители. В годы советской власти в храме располагалась пилорама, и он был совершенно обезображен. 11 августа 1991 года, после проведения необходимых работ, состоялось великое освящение храма. В 1992 году началась кропотливая работа по восстановлению Покровского храма, пришедшего к этому времени в аварийное состояние. 9 июля 1993 года было совершено освящение придела главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В этом же году 24 сентября состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого Младшего. С января 1996 года начались восстановительные работы в Сергиевском храме, а уже 6 сентября того же года, в день празднования явления Божией Матери преподобному Сергию, состоялось освящение этого маленького храма. По преданию, он был построен над местом, где преподобный Сергий водрузил крест и сотворил молитву на основание Высоцкой обители, которую братия монастыря и поныне поет по окончании всенощного бдения. В 1998 году во вновь отреставрированном настоятельском корпусе была устроена и освящена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». 24 марта 1999 года за Божественной литургией в храме Похвалы Пресвятой Богородицы монастыря архиманрит Иосиф (Балабанов) был возведён митрополитом Ювеналием в сан игумена, который и по сей день управляет Высоцкой обителью.
25 сентября 2001 года, в день памяти преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, после завершения реставрации и росписи, состоялось великое освящение старинного Зачатьевского собора. Впервые, после многолетнего запустения, реставрациооные работы были начаты в 1970-х годах. Однако полноценное восстановление собора началось только в 1995 году, а роспись стен и монтаж великолепного пятиярусного иконостаса — в 2000 году. С 2001 года начались восстановительные работы в храме во имя Всех святых. В послереволюционное время могилы в его усыпальнице были вскрыты, разграблены и осквернены, некогда красивейший храм превратился в развалины. Осенью 2004 года в Высоцкую обитель благотворителем Виктором Леонидовичем Нусенкисом были пожертвованы 9 колоколов общим весом 25 тонн, самый большой из которых весил 7,5 тонны. Сейчас реконструкция звонницы полностью закончена. Активное участие в восстановлении Высоцкого монастыря принимали руководители компании «НИКА-Холдинг». При их содействии были проведены реставрационные работы в Покровском храме, колокольне, паломническом корпусе, восстановлена утраченная часть монастырской стены.
В связи с празднованием 625-летия Куликовской битвы 28 июля 2005 года, в день памяти Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, одного из героев Куликовской битвы, во многом решившего исход этого великого сражения, Высоцкий монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. В подклете собора, где по преданию, захоронены воины-серпуховичи, погибшие на Куликовом поле, Святейший Патриарх Алексий II возжёг неугасимую лампаду — символ молитвенной памяти потомков о героическом подвиге русского воинства. В 30-е годы ХХ столетия была разрушена большая часть монастырских стен. С 2004 года начались сложные работы по восстановлению фундамента стены. За 2005 год были заново выстроены 2 башни и стена с северо-западной стороны. В день празднования 15-летнего возрождения Высоцкого монастыря, 25 сентября 2006 года митрополитом Ювеналием была освящена часовня над местом погребения преподобного Афанасия Высоцкого. К началу осени 2008 года были завершены работы по капитальному ремонту паломнического корпуса монастыря, длившеиеся более семи лет. Были заменены перекрытия и кровля здания, усилен фундамент, проведена внутренняя и внешняя отделка. Также были оштукатурены изнутри стены величественной колокольни Высоцкого монастыря, после чего была выполнена роспись надвратного храма в честь Трёх святителей. Установлен фаянсовый иконостас, написаны для него иконы. Восстановлено и подворье Высоцкого монастыря на 2-ой Московской улице — Иверская часовня, в которой ещё совсем недавно была произведена роспись внутреннего помещения.
На глазах серпуховчан, в течении 25 лет, восстала из руин после десятилетий разрухи одна из древнейших святынь России — Высоцкая обитель.
Из книги «Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь». Издательство Высоцкий мужской монастырь, 2009 г.
С монастырскими подземельями связано большинство легенд Серпухова. Так, ходят слухи, что в скрытых от глаз гротах хранится библиотека Ивана Грозного и другие ценные вещи, а также монастырская ризница Свято-Высоцкого монастыря. Согласно одной из версий, серпуховские монастыри имели разветвлённую сеть подземных туннелей с тюрьмой-темницей и потайными комнатами. О существовании подземных ходов говорят и священнослужители Высоцкого мужского монастыря. К примеру, северо-западная башня монастыря, согласно летописям, называлась Тайницкой. И спустя несколько веков она оправдала своё название. В советское время сооружение было разрушено, а в начале двухтысячных годов начались работы по восстановлению башни. Рабочие пытались положить монолитный фундамент, но подземный ход под монастырём помешал этому. Выступили с инициативой залить бетоном зияющую пустоту, однако бригадир, а он был метростроевцем, категорически отказался это делать.
— Там, говорит, бездна, мы можем сколько угодно бетона вылить, это всё уйдёт в никуда, — вспоминал отец Алексей, Благочинный серпуховского Высоцкого монастыря. — Поэтому решили делать фундамент из блоков. И когда мы рыли котлован, на глубине 1,5-2 метров увидели сводчатую кладку. Вход был завален. Мы сначала туда заложили доски, чтобы не потерять его. Но так как на тот момент не было ни сил, ни ресурсов, то раскопки производить не стали. В результате решили не останавливать строительство и возвели новую башню, а идею с научным открытием «похоронили».
Имеются сведения, что подземные ходы связывали между собой Серпуховской кремль, располагавшийся на Соборной горе, Высоцкий мужской монастырь и Владычный монастырь. Кстати, Владычный женский монастырь раньше, до 1806 года, был мужским. Так что когда-то в Серпухове были две мужские обители. И каждый монастырь имел подземный ход, который вёл к Наре. Предположительно, в случае нападения врагов можно было тайно добраться до реки и переплыть её на лодке. Ходят слухи, что и под самой рекой был проложен подземный ход. Эта версия имеет право на существование. Как известно, все монастыри выполняли функцию крепостей, а подземные ходы использовались для обороны древнего града. Согласно летописям, эта система подземных ходов Серпухова называлась «Замок». Поскольку это было важной стратегической коммуникацией, ход в подземелье хранился в тайне. И знали об этом определённые люди, воеводы, которые отвечали за безопасность, обороноспособность Серпухова.
Геологические исследования в 1970-х годов показали, что под Серпуховом много карстовых пустот. Так что проложить подземный ход не составляло большого труда, природа сама помогала строителям. Есть версия, что ходы проходят под городом на глубине 20 метров. В ХХ веке были такие случаи, когда в Серпухове пропадали люди, желающие обогатиться древними городскими сокровищами. В подземельях опасен радиоактивный газ радон. Попадая в организм человека, он нередко запускает процессы, приводящие к онкозаболеваниям. Стоит сказать, что не только у монастырей, но и почти у каждого храма города был свой подземный ход. Эти храмы, как правило, располагались возле водной артерии и благодаря тому имели сообщение. А так как Серпухов был город пограничный, то случались довольно часто вражеские набеги, поэтому все эти храмы стояли в особых местах, начиная от границ города и до самой цитадели, которой являлся Кремль. И по этой причине, чтобы храм мог обеспечивать себя, каждый имел подземный ход, выход к водной артерии. Таким образом, под Серпуховом располагалась целая сеть подземных ходов. В 100 метрах от Высоцкого монастыря находится городская плотина реки Нара. Здесь, в зарослях кустов, находится так называемый лаз. Это — настоящий туннель, который ведёт в сторону мужского монастыря. Туннель представляет собой круглую кирпичную трубу диаметром 1,5 метра, где может спокойно пройти человек. Сейчас эта труба доступна для прохода на каких-то 15 метров, а дальше — завал. Конечно, есть предположения, что данный туннель — это всего лишь коммуникации. А сам подземный ход располагается в другом месте. Но факт один — подземные коммуникации в районе Высоцкого монастыря существуют, плюс свидетельство бригадира, который реконструировал провал под Тайницкой башней.
В 1918 году новой властью было решено национализировать по всей стране принадлежавшее церкви имущество. В серпуховских монастырях его было немало. Иконы, дорогую церковную утварь и сокровища зажиточных горожан прятали в подземных хранилищах мужского Высоцкого монастыря. Монахи надеялись, что раскулачивание обойдёт монастырь стороной.
— Когда монахов выселяли из монастыря, чекисты дали им один день и ночь для того, чтобы были собраны все вещи. За эту ночь пропала ризница Высоцкого монастыря. И естественно предположить, что монахи не могли её спрятать далеко и вряд ли они могли уйти за стены монастыря, потому что всё было под охраной. Есть ещё предположение, что эта ризница могла быть спрятана в системе подземных ходов, — поведал об этом отец Алексей.
Из книги: Непомнящий Н. Н. «Серпухов. История и достопримечательности». Издательство «Вече», 2017 г.