Серпухов. Собор Троицы Живоначальной.

По некоторым данным, собор был капитально перестроен в 1696 г. на средства архимандрита Спасо-Андрониевского монастыря Феодосия, бывшего до поступления в монашество священником в этом соборе.
Имеющиеся остатки кирпичной кладки указывают на существование на этом месте каменного здания церкви еще в ХVI веке. До этого, со времен серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго на этом месте стоял деревянный собор. В том же 1696 г. был возведен придел во имя св. мученика Дмитрия Солунского, разобранный в XIX веке. Чуть позже были возведены два боковых придела — в правом престол был освящен во имя свт. Николая. Это было сделано по причине существования в кремле ранее Никольской церкви, которая по ветхости была разобрана, а приход ее был приписан к собору. В наше время на ее месте расположен некрополь защитников города, павших при обороне Серпухова в Великой Отечественной войне.
Колокольня собора реставрировалась уже в советское время, и отступление от требований ампирного стиля, в котором выполнен весь собор с боковыми приделами, принес некоторое противоречие в облик собора.

Троицкий собор в Кремле построен из кирпича в 1696г. в стиле московского барокко. Храм типа «восьмерик на четверике» с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами до 1807г. завершался пятиглавием. К западу от собора находится шатровая колокольня начала XVIIIв., застроенная в 1837-1841гг. двумя симметричными приделами в стиле ампир. При этом все здание подверглось стилевой переработке. Элементы прежнего декоративного убранства собора — оконные наличники, лопатки на гранях восьмерика, развитые карнизы,- были срублены, фасады оштукатурены, пятиглавие заменено одной фигурной главкой, к собору пристроены порталы в формах провинциальной классики. После надстройки верхнего яруса колокольни шатер приобрел характер обелиска. В этом виде собор простоял до его реставрации, начатой в 1967г. Памятнику, послужившему прообразом для многих посадских церквей города, возвращен прежний облик.

Соборная гора. На ней стоял кремль, уникальный, построенный из белого камня. В то время редко использовали этот материал как основной, чаще его заменяли кирпичом. А вот в Серпухове строили из него вплоть до XVII века. Стены кремля повторяли естественное очертание холма. 32-метровая Караульная башня с колоколом, Никольская – с тайным выходом к Серпейке, самая красивая – Высоцкая – смотрящая на монастырь. Всего пять башен и три полубашни. За всю историю существования этот кремль был взят лишь раз – из-за предателя. Ради белого камня кремль разберут в советские годы на строительство московского метро… Но так и не используют… Сегодня можно увидеть только небольшие участки стен бывшей твердыни.
На территории кремля стоял художественный, ландшафтный, духовный ориентир города, сохранившийся и поныне. Это Троицкий собор. Существующее здание построено в 1696 году архимандритом московского Спасо-Андроникова монастыря Феодотием, некогда бывшего священником этого собора. Богослужения здесь очень редки. Собор является филиалом историко-художественного музея, он хранит предметы, найденные при многочисленных раскопках на Соборной горе. Троицкий собор помнит двух святых новомученников. Один его настоятель протоиерей Василий Студиницын и сын другого настоятеля – священник Петр Орленков – были расстреляны в 30-годах. На месте второго храма, стоявшего на территории кремля (в память Димитрия Солунского и в честь Дмитрия Донского), теперь – мемориальный некрополь защитников города в Великой Отечественной войне. Там же – памятный крест серпуховичам, погибшим на Куликовом поле.

Собор Святой и Живоначальной Троицы – древнейший храм Серпуховской земли. Первоначальное здание храма было деревянным, и оно было освящено 15 июня1380 г. незадолго до Куликовской битвы. Вероятно, Троицкий собор был невелик по размерам, относился к храмам крестовокупольного типа, был одноглавым, четырехстолпным, имел трехчастное деление фасадов, тройной алтарь, позакомарное покрытие сводов и определенную систему наружного декора. Он мог быть похож на известные памятники раннемосковской архитектуры, такие как Спасский собор московского Спасо-Андроникова монастыря (1390-е гг.), Успенский собор в Звенигороде (1399 г.), Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422 г.). Как отмечают современные исследователи, строительство Троицкой соборной церкви в Серпухове примечательно еще и своим посвящением. В большинстве своем в то время главный городской храм Северо-Восточной Руси был, как правило, Успенским, а в Серпухове Владимир Андреевич строит Троицкий. Это посвящение подчеркивает особую духовную связь, которая существовала между боголюбивым князем Владимиром Хоробрым и преподобным Сергием. Троицкая обитель находилась в Радонеже – северной части удела Владимира Андреевича, и известно, что князь был духовным чадом преподобного, призывавшего тогда русских людей к усердному почитанию Пресвятой Троицы.
В XVI столетии был сооружен новый каменный собор. По всей видимости, он мог повторять формы предшествующего здания, если оно действительно было каменным. Так или иначе, собор XVI века был невелик по размеру, на данный момент от него сохранилась кладка западной и северной стен с внутристенной лестницей. После сильного пожара 1669 г, когда выгорел практически весь Серпухов собор пришел в ветхость. В 1696 году храм Св. Троицы был капитально перестроен. Строительство велось на средства архимандрита столичного Спасо-Андроникова монастыря Феодотия, бывшего до монашеского пострига клириком серпуховского собора.
Основной объем храма (без приделов XIX в.) – интересный памятник провинциального церковного зодчества конца XVII в. Некогда его восьмерик был украшен не одной, а пятью главами (предположение Н.Н. Свешникова). Архитектурный тип этого храма — восьмерик на четверике позднее станет образцом для многих серпуховских церквей. В начале XVIII века рядом с собором построили отдельно стоящую шатровую колокольню. В конце XIX в. на колокольне сохранялся будничный колокол 1709 г., также пожертвованный архимандритом Феодотием «в поминовение родителей». И шатровая колокольня и нарядный пятиглавый храм с приделом св. вмч. Димитрия Солунского представляли собой очень интересный и живописный архитектурный ансамбль. От XVII в. сохранились трехчастный алтарь, наличники окон и портал южной стены. Полуколонки и поребрик четверика, архитектурный декор восьмерика. Издревле архитектура православного храма, элементы его декора несли определенное смысловое содержание. Думается, что ступенчатость, ярусность архитектуры Троицкого собора с его карнизами, полуколонками, поребриками и убывающими кверху объемами могли напоминать о лествице (лестнице) добродетелей, которую должен пройти в своей жизни православный христианин, дабы непостыдно предстать перед престолом Святой Троицы.
По всей видимости, само здание собора не отапливалось, так как в начале XIX столетия в зимний период служили в Дмитриевском приделе, который был теплым.
В первой половине XIX столетия (1837-1841 гг.) в целях расширения внутреннего пространства храма колокольня и собор были объединены пристройкой двух приделов – Никольского с юга и Димитриевского с севера. Первоначальный проект перестройки храма предполагал наличие на фасадах скульптуры и треножников. Но эти украшения не были одобрены митрополитом Московским и Коломенским Филаретом. Пожертвования, как сейчас бы сказали, на реконструкцию стали собираться еще с 1828 г. Сначала был построен и освящен придел свт. Николая (1837 г.), устроенный после упразднения старинного Никольского храма, стоявшего рядом с собором и бывшего к нему приписным. В 1839 г. начали строить Дмитриевский придел вместо старого и тесного, строительство окончено в 1841 г. В начале XX в. еще сохранялись памятники-каплички на месте престолов разобранных Никольского храма и Дмитриевского придела. Новые приделы были построены в традициях позднего классицизма, они имеют строгие и величественные формы, которые, однако, не подавляют собой более древнее здание собора. В результате реконструкции XIX в. облик древнейшего серпуховского храма был сильно изменен – удалено пятиглавие, с севера и юга к четверику пристроены портики, стесаны архитектурные украшения XVII столетия, изменен облик колокольни, вокруг собора устроена ограда. До закрытия в начале 1930-х гг. в интерьере храма сохранялись старинные иконы, из которых особо древними были образа Св. Троицы и Богоматери Смоленской, находившиеся в местном ряду главного резного и позолоченного иконостаса в одном из приделов хранилась икона-складень с серебряными створками. В ризнице собора находились старинные напрестольные кресты и Евангелия, шкатулка с древними драгоценными привесками к иконам, жалованные грамоты московских царей соборному причту, комплекты архиерейского облачения, в трапезной же храма висели иконы, некогда находившиеся на воротах серпуховского кремля. В начале XIX столетия интерьер собора был украшен стенописью, которая возобновлялась в 1872 г.
В разное время к собору были приписаны храмы Вознесения Господня (1747 г. постройки) и св. блгв. кн. Александра Невского.
Когда в июне 1924 года Святейший Патриарх Тихон посетил Серпухов, он останавливался именно на Соборной горе, т. к. здесь находились дома священнослужителей. А в 1914 г. был поставлен дом-пятистенок, называвшийся Архиерейским. В конце 70-х годов архиерейский дом был снесен при строительстве мемориала. После закрытия в нач. 1930-х гг. Троицкий собор был разграблен и осквернен, здание постепенно разрушалось. В 1967 г. началась его реставрация. В результате реставрационных работ восстановлена первоначальная архитектура колокольни, фасады основного объема. С начала 1980-х гг. Троицкий собор является филиалом Серпуховского историко-художественного музея. И может быть, только благодаря тому, что в его стенах разместился филиал Серпуховского историко-художественного музея, собор был спасен от окончательного разрушения.
В 1998 году при Троицком соборе была зарегистрирована община, но фактической передачи храма верующим не происходило. 21 сентября 2003 г. собором духовенства Серпуховского благочиния был отслужен первый со дня закрытия храма молебен с водоосвящением. Нужно отметить, что именно это событие положило начало традиции праздновать день города Серпухова 21 сентября – в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и день победы русского оружия на Куликовом поле. В 2004 году на братском воинском захоронении близ Троицкого собора был установлен Поклонный крест и заложена капсула с землей, привезенной с Куликова поля. И, наконец, в 2009 г. музеем и Серпуховским благочинием было заключено Соглашение о совместном использовании Троицкого собора. 16 сентября 2010 года в сослужении духовенства Серпуховского благочиния и при большом стечении молящихся благочинный протоиерей Владимир Андреев совершил первую со времени закрытия собора в 1930-е гг. Божественную Литургию.
В Троицком соборе города Серпухова хранятся пять скульптур святых апостолов, украшавших некогда храм Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово. В начале 1980-х гг. подмокловский памятник подвергся посягательству неизвестных вандалов, сбросивших скульптуры апостолов Андрея и Иакова, евангелистов Иоанна, Марка и Луки на землю с 5-6-метровой высоты паперти.
tsobor.ru/?p=38, tsobor.ru/?p=44, tsobor.ru/?p=1204

Ох, и досталось же древним русским храмам в ХVIII — начале ХХ веках! Что только с ними не делали. Перестраивали, часто обезображивая, упраздняли «лишние» элементы, добавляли новые, «стилистически» чуждые помещения, смывали и забеливали «пришедшие в негодность» старые фрески… Примеров тому множество. Подобные реконструкции совершались в виду расширения помещения для молящихся, повышения комфорта и сообщения сооружениям большего «благообразия», а также в соответствии с новомодными течениями в зодчестве, как бы зачёркивающими «устаревшие» традиции. В сущности, нечто подобное произошло и серпуховским Троицким собором. При этом авторы его перестройки в ХIХ веке были по-своему последовательны — они сбили и «закрыли» практически всё, что могло напомнить об архитектуре ХVII столетия и превратили собор в почти «законченный» классицистический храм. Остался лишь лёгкий привкус барочности («восьмерик на четверике»), но его упразднить оказалось попросту невозможно.
Что же получилось? А то, что выразительная постройка, дышавшая ушедшими веками, преобразовалась в очень «благообразное», но скучноватое храмовое здание. Стройная на первый взгляд реставрация конца 1960-х годов, сохранив ряд классицистических элементов, обнажила в экстерьере собора сразу несколько исторических слоёв, которые ныне, вступая друг с другом в сложные отношения, открыты нашему взгляду одновременно. Не знаем, был ли это сознательный приём или нет, но странным образом такая реставрация вполне соответствует новейшим эстетическим течениям — и даже установлениям постмодернизма, выступившего на ведущие позиции в отечественном искусстве значительно позже. Его главный принцип: соединение разновременных смысловых реплик «цитат» в новом сочетании в целях самодостаточной игры или получения новых смыслов. И этому принципу вполне следовали реставраторы, занимавшиеся Троицким собором в конце 1960-х годов. Тем не менее, наличники окон и портал двери на южном фасаде, как и колокольня, были освобождены в ходе упоминаемой реставрации 1960-х годов. К слову, на северном фасаде реставраторы оставили четырёхколонный портик, напрямую отсылающий нас к ампирной стилистике. Здесь же словно звучит эхо ХVII века — такое оформление окон и дверей было характерно как раз для этого времени. Алтарная часть — полностью сохранившийся фрагмент здания 1696 года. Все очень узнаваемо — традиционное трёхчастное построение с полуколонками, отделяющими отдельные части друг от друга, затейливый декоративный пояс по линии карниза, широкие окна с решётками. Отличительная часть просторного соборного алтаря — его большая «выдвинутость» на восток. Симметричные приделы — самая смелая классицистическая прививка к основному зданию 1696 года, исполненному в рамках барочной архитектуры, не без аппеляции к традиционному русскому зодчеству. И если многие элементы, характерные для классицизма и добавленные в ХIХ веке, советские реставраторы убрали, пытаясь вернуть храму первоначальный вид, то с приделами такая операция не удалась — они не являются плодом перестройки и по сути есть оригинальные части законченного архитектурного комплекса. Оригинальная колокольня Троицкого собора (закрытая во время реконструкции ХIХ века и освобождённая в конце 1960-х годов) вполне соответствует «классическому» типу русских шатровых сооружений этого типа: перед нами сооружение с ярусом звона в виде арочного восьмигранника; шатёр опирается на перекрытия проёмов; грани шатра прорезаны рядами слуховых окон.
А как выглядит Троицкий собор внутри? В основной четверик Троицкого собора, сохранившийся от постройки 1696 года (и частично даже середины ХVI века), мы попадаем через небольшую «трапезную», в ХIХ столетии соединившую храм с перестроенной колокольней и новыми приделами. «Трапезная» оставляет двойственное впечатление — она пока не выглядит частью действующего храма. Тут полно музейных «артефактов» — схемы на стенах, пояснительные надписи, на полу — фрагменты белокаменных стен Серпуховского кремля. Ещё полтора года назад в самом центре «трапезной» лежал изготовленный из цельного ствола дерева семиметровый челн ХVIII столетия, поднятый в 1992 году со дна реки Протвы. Вывезти его в новое музейное помещение удалось лишь в январе 2014 года. Атмосфера «переходного периода» царит и в основном четверике. Да, здесь есть аналой, редко развешаны простенькие образа по побелённым грязноватым стенам, но отсутствует иконостас (а был до революции выдающийся — резной, золочёный), вместо царских врат — занавеска, тут и там — знаки ремонта. Основная богослужебная деятельность ныне совершается в северном приделе, освящённом во имя святого Димитрия Солунского. Парный к нему южный Никольский придел до сих пор остаётся недействующим. Здесь выставлены пять скульптурных изображений апостолов из церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Подмоклово. В заключение стоит сказать, что Троицкий собор представляет собой «сборный» памятник, включающий в себя основной четверик конца ХVII века, колокольню начала ХVIII века и два придела середины ХIХ века. Таким образом, в стилистическом отношении перед нами сложная (скорее «химическая», нежели «механическая») сумма традиционного русского зодчества ХVI-ХVII столетий, барокко и классицизма.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №136, 2015 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?