Распятский монастырь основан под именем Новорождественского в 1695 году. Кирпичный Собор Распятия строился в 1718–1719 годах на средства кн. Н.М. Гагариной, сделавшей попытку создать архитектуру в новом, европейском духе. Смерть вкладчицы помешала осуществить первоначальный замысел. Был возведен лишь первый этаж большого четырехстолпного собора. Венчающий его граненый купол со шпилем относится, судя по архитектурным формам, ко второй половине XVIII в. После упразднения монастыря в 1764 году, его собор обращён в приходской храм. В советское время здесь поместилось общежитие медицинского училища. Архитектура собора обезличена.
Надвратная церковь-колокольня выстроена из кирпича во второй половине XVIII в. Основание трехъярусного здания занимают Святые ворота с двумя калитками и помещение надвратной церкви. Выше поднимается четверик колокольни, несущий восьмигранник звона. Композиционная основа сооружения близка московской Сухаревой башне. В детальном убранстве использованы пилястры, рустовка углов, фигурные наличники, филенки. Уникальный памятник архитектуры барокко, одна из высотных доминант центра города, длительное время находится в бесхозном состоянии, вследствие чего пришел в аварийное состояние. Уцелев в годы гонений на церковь, храм-колокольня в 1980-е годы утратил все крыши, лишился значительной части архитектурного убранства (в частности, почти всех белокаменных карнизов, в нескольких местах пробиты своды) и продолжает разрушаться.
В XVIII в. территория монастыря обнесена невысокой кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями, часть которой уцелела до настоящего времени. Интересны восточные ворота с двумя калитками, выходящие на Калужскую улицу. Завершенные фронтоном, ворота имеют симметричную композицию триумфальной арки. Сложенные из кирпича с белокаменными деталями, они привлекают внимание своеобразной трактовкой тосканских трехчетвертных колонн, которые в основании капителей имеют каннелированные муфты.
Предшественник Распятского храма — храм Рождества Христова на серпуховском Посаде впервые упомянут в Сотной книге князя В.С. Фуникова в 1552 г. Как и большинство серпуховских церквей того времени, первоначальная Рождественская церковь была деревянной. В приходе церкви значились 10 бывших дворов бобровников. В 1620 г. в приход Рождественского храма входят 14 дворов в которых жили кузнецы, пушкари, серебряники. В 1652 г. храм перестраивался или обновлялся, так как в апреле этого ж года была выдана новая благословенная грамота на один престол — Рождества Христова.
Около 1662 года при храме уже существовал женский монастырь, так как под этим годом в документах упоминается настоятельница-старица Маремиана. Новорождественский монастырь (более известный под своим поздним названием — Распятский) стал первой женской обителью на Серпуховской земле.
Новорождественский-Распятский монастырь просуществовал только один век (1662-1764 гг.). Эта обитель никогда не была очень богата или влиятельна. Так, в 1701 году у нее не было никаких владений кроме часовни, находившейся в городе, и дававшей в год 1-2 рубля дохода. Сестры жили «мирским подаянием, Христовым именем». Первоначальные постройки обители оставались деревянными. Монастырский комплекс состоял из храма с колокольней, келий, ограды со Святыми воротами. Главное сооружение обители храм Рождества Христова был двухпрестольным, с шатровыми главами, имел два этажа, трапезную. На колокольне висели четыре колокола. Несмотря на скромное состояние Новорождественской обители, ее храм был украшен с должным благолепием. Сохранилось достаточно подробное описание монастырской церкви 1704 г. Главной святыней храма Рождества (верхнего) был крест со святыми мощами, обложенный серебром и украшенный жемчугом. Иконы местного ряда также имели серебряные оклады. Деревянные резные детали иконостаса были вызолочены и посеребрены, а нижняя часть алтарной преграды с Царскими вратами расписаны красками. В алтаре за престолом находилась икона Богородицы в окладе с драгоценными каменьями, богослужебные сосуды были серебряные, водосвятные сосуды и паникадило — медные. Нижний храм, посвященный святому Пророку и Предтече Иоанну имел более скромное убранство — сосуды были из олова, но чтимые иконы местного ряда иконостаса «Рождества Христова с деянием, Иоанна Предтечи с деянием» украшены серебряной басмой.
При игуменье Евстолии, сменившей пожилую настоятельницу Евфимию, материальное положение монастыря улучшилось. В 1715 году за монастырем числится два двора с пятью душами мужского и тремя женского пола. Позднее, через три года начался сооружаться каменный собор, средства для строительства которого пожертвовала княжна Назарета Матвеевна Гагарина. Храм, имевший три престола — Распятия Господня, Рождества Христова, Усекновения главы Иоанна Предтечи, сохранился и доныне. В 1724 году монастырю были пожалованы в вечное владение «пустовыя церковные земли Воскресенские в том же серпуховском уезде».
Архитектурный комплекс бывшего Распятского-Новорождественского монастыря состоит из храма, колокольни над западными Святыми вратами, ограды и восточных врат. Центральное сооружение — храм Распятия Господня, одно из самых интересных зданий Серпухова XVIII столетия. В плане это прямоугольное шестистолпное базиликальное здание, алтарное полукружие на восточной стене его едва намечено, стены храма прорезаны 23 большими окнами. Северный и южный фасады церкви завершаются треугольными фронтонами; венчает постройку приземистый глухой восьмигранный барабан с граненым куполом и шпилем. Фасады Распятского храма практически лишены наружного декора, единственным украшением можно считать кованый козырек XIX в., над южным входом, и остатки оконной металлической решетки на одном из окон северной стены. Вероятно, заказчики постройки хотели соорудить храм не хуже, чем в новой столице России, в Петербурге, об этом свидетельствуют и масштабы здания, и его планировка. Неизвестный архитектор взял за образец церкви северной столицы. В Распятской церкви видим то же стремление к зальному пространству, устройству больших оконных проемов, так же слабо выраженную алтарную часть, тот же общий дух рационализма и регулярности, что и в современных ему храмах Петербурга — первоначальных зданиях Петропавловского и Исаакиевского соборов. По неизвестным причинам храм не был достроен, его кровля и купол возведены несколько позже. Храм комплексно не реставрировался, возможно, что под поздними слоями штукатурки еще сохраняются первоначальные элементы наружного убранства.
В середине XVIII столетия (ок. 1751 г., но не позже 1764 г.) на средства купцов Серебренниковых были построены Святые врата с колокольней над ними. Здание имеет четко выраженные ярусность и вертикализм. В первом ярусе находятся сами ворота с калитками, над ними располагается подсобное помещение — келья, над которым сооружен вытянутый четверик, увенчанный восьмериком звона с круглой кирпичной главой. Архитектурный декор колокольни выполнен вполне в духе времени — ярусы разделены карнизами — антаблемента восьмерика имеют пилястры, причем пилястры верхней части колокольни рустованы. Все эти детали как бы сглаживают внушительность и монументальность форм здания, сообщая ему «ладность» и естественность.
Монастырь окружала каменная ограда с башнями. На улицу Калужскую выходят восточные Святые врата, сооруженные уже после упразднения монастыря, на рубеже XVIII-XIX вв. Сложенные из кирпича и белого камня, увенчанные треугольным фронтоном, ворота по своей композиции напоминают триумфальную арку. Сооружение отличают не только законченность и благородство форм, но и мягкость, соразмерность окружающим постройкам, что характеризует многие памятники русской провинциальной архитектуры конца XVIII века. Деревянные и каменные дома церковного причта являются образцом типовой гражданской застройки второй половины XIX — нач. XX вв. В 1764 г. монастырь постигла участь многих небольших и скромных русских обителей — он был упразднен и обращен в приходскую церковь.
Распятский храм был одним из крупнейших и посещаемых в Серпухове. В приход церкви входили не только жители близлежащих улиц, но отчасти и деревни Заборье. С 1825 по 1835 гг. в храме священствовал Алексий Иванович Левитский, позднее бывший настоятелем Троицкого собора, благочинным Серпуховского округа, известный ценитель местной старины. В середине XIX в. (до 1866 г.) на священника Распятской церкви Иоанна Петровича Знаменского было возложено напутствие и увещание арестантов городского тюремного замка. Очень успешно и похвально духовенство церкви занималось преподаванием Закона Божия, пения при самом храме и в близлежащих учебных заведениях.
Причт состоял из священника, диакона,псаломщика, пономаря и просвирни, не имел нареканий по службе, члены причта имели церковные и государственные награды. Церковно-приходская школа (данные на 1916 г.) находилась в здании колокольни. Церковь закрыта в начале 30-х гг. (1931-32 гг.) после смерти многолетнего и всеми чтимого настоятеля — протоиерея Сергия Александровича Боголепова. Сейчас Распятский храм находится в ведении Серпуховского медицинского училища. С северной стороны к храму пристроена котельная, внутреннее пространство полностью переоборудовано, здание разделено на два этажа. Общее состояние храма как памятника архитектуры ныне неудовлетворительно. Колокольня, восточные врата и ограда находятся в руинированном состоянии. Храмы Серпуховского благочиния, том 1
Женский монастырь в честь Распятия Христова (Новорождественский) (не действ.)
Храм Рождества Христова на Серпуховском Посаде впервые упомянут в Сотной книге князя В.С. Фуникова в 1552 г., церковь была деревянной. В приходе церкви значились 10 бывших дворов бобровников. В 1620 г. в приход Рождественского храма входят 14 дворов в которых жили кузнецы, пушкари, серебряники. В 1652 г. храм перестраивался или обновлялся, так как в апреле этого же года была выдана новая благословенная грамота на один престол — Рождества Христова.
Около 1662 г. при Рождественском храме уже существовал женский монастырь, так как под этим годом в документах упоминается настоятельница старица Маремиана. Другие источники относят основание монастыря к 1695 г. В 1701 г. у монастыря не было никаких владений кроме часовни, находившейся в городе, и дававшей в год 1-2 рубля дохода. Сестры жили «мирским подаянием, Христовым именем». Первоначальные постройки обители оставались деревянными. Монастырский комплекс состоял из храма с колокольней, келий, ограды со Святыми воротами. Главное сооружение обители — храм Рождества Христова — был двухпрестольным, с шатровыми главами, имел два этажа, трапезную. На колокольне висели четыре колокола.
В 1715 г. за монастырем числится два двора с пятью душами мужского и тремя женского пола. В 1724 г. монастырю были пожалованы в вечное владение «пустовыя церковные земли Воскресенские в том же серпуховском уезде». В середине XVIII в. в монастыре был построен кирпичный собор в честь Распятия Господня. В XVIII в. территория монастыря обнесена невысокой кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями, часть которой уцелела до настоящего времени.
В 1764 г. монастырь был упразднен, его собор обращён в приходской храм.
Архитектурный комплекс бывшего Распятского-Новорождественского монастыря состоит из храма, колокольни над западными Святыми вратами, ограды и восточных врат. Собор в честь Распятия Господня был заложен в 1718 г., однако строительство прервалось в 1721 г. и было завершено лишь в 1749-1751 гг. По задумке храмоздательницы, княжны Назареты Матвеевны Гагариной, собор планировалось сделать копией возводимого тогда в Санкт-Петербурге Петропавловского собора. Однако казнь отца Н.М. Гагариной (сибирский губернатор М.П. Гагарин был казнен в 1721 г. за «лихоимство») прервала постройку. Был возведен лишь первый этаж. Строительство было завершено в 1749-1751 гг. по новому проекту.
Причт состоял из священника, диакона,псаломщика, пономаря и просвирни, не имел нареканий по службе, члены причта имели церковные и государственные награды. На 1916 г. в здании колокольни располагалась церковноприходская школа.
Храм был закрыт в 1931-32 гг. после смерти настоятеля. Здание было передано медицинскому училищу, устроившему здесь общежитие: одноэтажный храм внутри разделен на два этажа, уничтожены все возможные следы культового предназначения здания. Со второй половины 2000-х гг. храм возвращен верующим. Возобновлены богослужения.
Каменная однокупольная шестистолпная церковь. В XIX в. стены были покрыты штукатуркой и срублен первоначальный декор. В таком виде внешние формы храма дошли до настоящего времени. Существующий вид — шестистолпный односветный объем под глухим восьмигранным барабаном со шпилем. Среди элементов декора — треугольные фронтоны входов и штукатурные обрамления окон с полуциркульным архивольтом. Надвратная церковь-колокольня выстроена из кирпича во второй половине XVIII века. Основание трехъярусного здания занимают святые ворота с двумя калитками и помещение надвратной церкви. Выше поднимается четверик колокольни, несущий восьмигранник звона. Композиционная основа сооружения близка московской Сухаревой башне. В детальном убранстве использованы пилястры, рустовка углов, фигурные наличники, филенки. Уникальный памятник архитектуры барокко, одна из высотных доминант центра города, длительное время находится в бесхозном состоянии, вследствие чего пришел в аварийное состояние. Храм-колокольня в 1980-е гг. утратил все крыши, лишился значительной части архитектурного убранства (в частности, почти всех белокаменных карнизов, в нескольких местах пробиты своды) и продолжает разрушаться.
Реставрационные работы пока не проводились, здание законсервировано. Церковь является объектом культурного наследия федерального значения
https://drevo-info.ru/articles/
Новорождественский Распятский монастырь – монастырь, основанный в городе Серпухове в 1662 (или 1665) году и просуществовавший до 1764 года. До настоящего времени от монастыря сохранились каменная церковь Распятия Христова (1718–1719 г.г.) и колокольня (1750-е г.г.), восточные Святые врата (конец XVIII в.).
Предшественником Распятской церкви был Рождественский храм на серпуховском посаде, первое упоминание о котором содержится в Сотной книге князя Василия Семёновича Фуникова 1552 г. Первоначально церковь Рождества Христова, как и большинство храмов Серпухова того времени, была деревянной. Приход состоял из 10 дворов бобровников. По данным на 1620 г., в приходе Рождественской церкви значилось 14 дворов кузнецов, пушкарей и серебряников. В 1652 г. храм был перестроен или обновлен, на что указывает выданная в апреле этого года новая благословенная грамота на престол Рождества Христова.
В 1665 г. при храме был основан Новорождественский монастырь. По другим данным, женская обитель существовала уже в 1662 г., т.к. в документах под этим годом упомянута настоятельница-старица Маремиана. Это был первый женский монастырь на Серпуховской земле, позднее ставший более известным как Распятский. Новорождественскому Распятскому монастырю, никогда не становившемуся очень богатым или влиятельным, было суждено просуществовать лишь одно столетие – с 1662 по 1764 гг. В 1701 г. во владении обители числилась только часовня, располагавшаяся в городе и приносившая 1–2 рубля дохода в год. Первоначальные постройки оставались деревянными, сестры обходились «мирским подаянием, Христовым именем». На территории монастыря, обнесенного оградой со Святыми воротами, располагались храм с колокольней и кельи. В церкви Рождества Христова с шатровыми главами было два престола, она была выстроена в два этажа и имела трапезную. На звоннице колокольни висели четыре колокола.
Сохранилось достаточно подробное описание убранства монастырского храма 1704 г. В верхнем храме, освященном в честь Рождества Христова, главной святыней являлся обложенный серебром крест со святыми мощами, украшенный жемчугом. Иконостас был украшен деревянными вызолоченными и посеребренными резными деталями, нижняя часть алтарной преграды и царские врата расписаны красками. Иконы местного ряда иконостаса также были заключены в серебряные оклады. В алтаре за престолом располагалась икона Богородицы в окладе, украшенном драгоценными камнями. Водосвятные чаши и паникадило были медные, богослужебные сосуды – серебряные. Нижний храм, освященный во имя святого Иоанна Предтечи, убранство имел более скромное – сосуды здесь были оловянные, однако чтимые иконы местного ряда иконостаса – «Иоанна Предтечи с деянием» и «Рождества Христова с деянием» – украшены серебряной басмой.
Положение монастыря улучшилось при игуменье Евстолии, которая сменила пожилую настоятельницу Евфимию. В 1715 г. за обителью числилось 2 двора с 5 душами мужского пола и 3 женского. В 1718–1719 г.г. осуществлялось строительство каменного собора на средства, пожертвованные княжной Назаретой Матвеевной Гагариной, дочерью первого главы Сибирской губернии князя Матвея Петровича Гагарина, казненного Петром I за лихоимство и большую растрату. Княжна Гагарина хотела создать архитектурное сооружение в новом европейском стиле. Некоторые краеведы узнают в храме Распятия черты Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Церковь Распятия Христова строилась, как четырехстопная. Но осуществлению первоначального замысла помешала смерть вкладчицы Н. Гагариной. При ней был построен только первый этаж, который позднее был увенчан граненым куполом со шпилем, он и сохранился до наших дней как единственная постройка бывшего монастыря.
В 1724 г. обители были пожалованы «пустовыя церковные земли Воскресенские в том же серпуховском уезде» в вечное владение. В 1764 г., во ходе секуляризационной реформы Екатерины II, монастырь не избежал участи многих небольших русских монастырей – он был упразднен и обращен в обычную приходскую церковь.
Собор Распятия Христова, являвшийся центральным сооружением Распятского Новорождественского монастыря, – одно из самых замечательных зданий Серпухова XVIII века. Он имел три престола: главный – Распятия Господня, придельные – Рождества Христова и Усекновения главы Иоанна Предтечи. В плане храм представляет собой прямоугольное шестистолпное базиликальное сооружение, завершенное приземистым глухим восьмигранным барабаном с граненым куполом, увенчанными шпилем. Южный и северный фасады украшены треугольными фронтонами, в стенах прорезаны 23 больших окна. На восточной стене едва намечено алтарное полукружие. На фасадах Распятской церкви практически отсутствует наружный декор, за исключением кованого козырька XIX века над южным входом и фрагмента металлической оконной решетки на окне северной стены.
Заказчица, вероятно, хотела построить храм, не уступающий церквям Петербурга, о чем свидетельствуют и масштаб сооружения, и его планировка. За образец неизвестный архитектор взял храмы северной столицы. В церкви Распятия Христова присутствует то же стремление к внутреннему зальному пространству и большим оконным проемам, так же слабо выражена алтарная часть, тот же дух регулярности и рационализма, что и в современных ей храмах Санкт-Петербурга – первоначальных Петропавловском и Исаакиевском соборах. Кровля и купол церкви были надстроены несколько позже.
В 1750-х г.г. (по другим данным, в 1760-х г.г.) на средства купцов Серебренниковых были выстроены Святые врата, над которым возведена колокольня в формах провинциального барокко с четко выраженными ярусностью и вертикализмом. В первом ярусе расположены сами ворота с калитками по сторонам, над ними находится подсобное помещение (келья), выше поставлен вытянутый четверик, надстроенный восьмериком звона, который увенчан круглой главой. Ярусы колокольни разделены карнизами, проемы окон заключены в скромные рамочные наличники, грани восьмерика и четвериков декорированы пилястрами, в верхней части колокольни пилястры рустованы. Всеми этими деталями как бы сглажена монументальность и внушительность форм здания.
В конце XVIII столетия Новорождественский Распятский монастырь занимал целый квартал. Он был окружен каменной оградой, имевшей в плане форму неправильного четырехугольника. В углах ограды стояли четыре башни, которые использовались лишь в качестве хозяйственных построек. Расположенные со стороны Калужской улицы восточные Святые врата сооружены в конце XVIII в., уже после упразднения обители. Ворота с двумя калитками сложены из кирпича, декорированы белокаменными деталями и увенчаны треугольным фронтоном, они по своей симметричной композиции напоминают триумфальную арку.
Приход Распятской церкви, являвшейся одной из крупнейших в Серпухове, составляли жители близлежащих улиц и деревни Заборье. В 1825–1835 г.г. священником в храме был Алексий Иванович Левитский, позднее являвшийся настоятелем Троицкого собора и благочинным Серпуховского округа. Во второй половине XIX в. причт состоял из священника, диакона, псаломщика, пономаря и просвирни, члены причта имели государственные и церковные награды. По данным на 1916 г., в здании колокольни действовала церковно-приходская школа.
В начале 1930-х г.г., после смерти настоятеля протоиерея Сергия Боголепова, церковь была закрыта. Здание передали медицинскому училищу и переоборудовали под общежитие: одноэтажный храм разделили внутри на два этажа, все признаки культового назначения здания были уничтожены. С северной стороны была пристроена котельная.
Во второй половине 2000-х г.г. церковь Распятия Христова была возвращена верующим. Возобновлены богослужения, которые в настоящее время совершаются регулярно.
http://www.bankgorodov.ru/sight/raspyatskiy-monastyr