Серпухов. Церковь Николая Чудотворца.

Каменная церковь типа восьмерик на четверике, построенная в 1711 в духе московского барокко. Северный Георгиевский придел пристроен в 1780-1788, расширен в 1848-1850, тогда же полностью перестроена в стиле ампир колокольня. Закрыта в кон. 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время заперта, требует ремонта.Служивший в нём иеромонах Андрей (Андрей Семёнович Алексеев, родился в 1872 году) был арестован 2 октября 1937 года и 21 октября расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой

Храм святителя Николая-в-Бутках
В XVI в. Буткиной улицею назывался участок оживленной Боровской дороги (ныне ул. Чернышевского): въезд на высокий правый берег р. Нары. Имя улицы происходит, по-видимому, от глагола «бутить» — то есть мостить битым камнем. Видимо, этот трудный подъём-спуск стал первой в нашем городе мостовой — и всех, одолевших крутизну его, наверху встречает церковь Святителя Николая — покровителя путников. Храм этот имел особое прозвание: «Никола-в-Бутках», что зафиксировано уже в Сотной кн. В. С. Фуникова в 1552 году. На протяжении почти 400 лет здесь проходила западная окраина г. Серпухова. В 1552 г. эта местность была еще малолюдна: кн. В. С. Фуников указал здесь не более 10 дворов и еще 8 пустующих дворовых мест; среди местных хозяев — кузнецы, но главным образом крестьяне государевой Конюшенной слободы. Такие слободы были во многих городах; их жители не только обслуживали обширное хозяйство дворцовых конюшен, но и отвечали за сбор пошлин с торговли лошадьми. В XVII в. в Буткиной улице сосредоточены уже дворы высокой знати: с 1620 г. — кн. Лыковых, кн. Голицыных; в 1646 — также кн. Долгоруковых и кн. Дашковых.
С 1711 г. здесь стоит каменная Никольская церковь: антиминс в неё был выдан 2 мая этого года. Дьяконское место при храме «убавлено по малоприходству» с 1813 г. В 1838 г. перестраивалась алтарная часть храма. Видимо ещё до этого, в начале XIX в., были поставлены трапезная с колокольней и, с севера, придел во имя св. Великомученика Георгия; в 1848-1850 гг. Георгиевский придел возобновляется.
Здание принадлежит к характерному типу городских храмов двух первых десятилетий XVIII в. — времени исключительной активизации церковного строительства в Серпухове. Особая стройность объемов его восьмерика на четверике (когда-то еще увенчанного луковичной главою прекрасных пропорций) — явно задана местоположением храма на верхукрутого берегового склона. Более поздние трапезная и колокольня, как видно, следовали первоначальному плану: «собранной» и стремящейся ввысь постройки — по длине трапезная очень невелика, практически равна четверику. Некой компенсацией её скромной площади выглядит расширение Георгиевского придела с северной стороны.
Прихожанами храма Николы-в-Бутках были жители Серпухова и пригородного сельца Пущино (на р. Наре): в 1845 г. — 47 дворов, 234 души мужского и 264 — женского пола, в 1917 г., соответственно, 76; 294 и 323.
В советское время церковь была закрыта; её ампирная колокольня разобрана до первого яруса. В конце 1930-40-х гг. здание храма занимал городской и районный архив.
С 1898 г. на должности псаломщика Никольской церкви состоял Преображенский Василий Иванович 1879 г. р. Отец его также был псаломщиком, сам Василий в 1896 г. окончил Перервинское духовное училище. К сожалению, не сохранилось данных о том, в каком году он стал священником. В апреле 1930 г. Нарсудом Серпухова приговорен к шести месяцам принудительных работ «за служение молебнов в домах верующих». 9 декабря 1931 г. вновь арестован и отправлен в Бутырский следственный изолятор г. Москвы. Дальнейшая судьба отца Василия неизвестна.
Одним из последних священнослужителей Никольской церкви был иеромонах Андрей (в миру — Алексеев Андрей Семёнович). Еще в сане иеродиакона служил у Серпуховского епископа Арсения (Жадановского). 2 октября 1937 г. вместе с новомученицей Елизаветой Николаевной Крымовой, в доме которой (по адресу: ул. Громовая, ныне ул. Залоги, дом 24) проживал, о. Андрей был арестован. 21 октября 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне вместе с протоиереем Александром Владыченским, священником Василием Озерецковским, иеромонахом Михаилом (Доброхотовым), иеромонахом Илией (Кирпичевым), иеромонахом Алексием (Бачуриным), священником Василием Виноградовым, псаломщиком Василием Глуховым. В 1998 г. опустевший домик новомученицы Елизаветы был куплен, и под домиком новый хозяин нашел кожаный чемодан. В нем было заботливо уложено облачение о. Андрея — шелковый подрясник серого цвета, пара поручей, епитрахиль, красивая закладка для Евангелия и самодельный кошель для треб. Все украшено шитьем и явно мастерской рукой.
С 1999 г. храм Николы-в-Бутках возвращён Русской Православной Церкви.
Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ, Храмы Серпуховского благочиния (1 том)

Храм, называемый в народе Николы Бутки, или Николы в Бутках города Серпухова, имеет длительную историю. Первое упоминание об этой церкви встречается в переписной книге — Сотной выписи князя Василия Семёновича Фуникова 1552 года (в книге: Симеон П.Ф. История Серпухова. М. 1880 г.). В 1711 году на месте деревянного храма возвели каменный храм, который затем на протяжении многих лет постоянно перестраивался: в 1770-1778 годах к нему пристроили придел великомученика Георгия Победоносца, в 1850 году придел расширили, к нему добавили трапезную, в 1838 году перестраивалась трапезная и т. д.
В исторических материалах сообщается, что накануне революции 1917 года этот храм посещали 55 прихожан и 66 прихожанок. Излагается также версия, откуда пошло название храма. Согласно историческим данным, в ХVI веке Буткиной улицей (ныне это улица Чернышевского) назывался участок оживлённой Боровской дороги: въезд на высокий правый берег реки Нары. Имя улицы происходило, судя по всему, от глагола «бутить» — то есть мостить битым камнем. Видимо, этот трудный подъём-спуск стал первой в Серпухове мостовой — и всех, одолевших крутизну его, наверху встречала церковь святителя Николая, покровителя путников. Поэтому за храмом и закрепилось такое обиходной название — «Никола Бутки». В 30-х годах Никольский храм в Бутках был закрыт. Цилиндрическую колокольню разобрали до первого яруса. Здание бывшей церкви приспособили по городской архив, находившийся там до 40-х годов. Позднее храм использовался под прачечную.
Когда здание было возвращено Церкви, на месте алтаря была яма — как бы подвал без перекрытия. Стоял странный котёл. На горнем месте висел расширительный бачок. Труба 200 миллиметров проходила через кровлю алтаря. В храме была какая-то тоже весьма странная алюминевая проводка. Когда приступили к восстановлению, то сделали полный проект храмового комплекса, в который включили проект не только храма, но и соседних построек на церковной территории. На месте сгоревшего дома, находившегося рядом с храмом, был построен церковный дом. В нём устроили котельную и уже из дома причта провели отопление в церковь. Были подведены вода и газ, сделаны тёплые полы, капитально укреплены своды. Совсем недавно, храм святителя Николая включили в программу Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь, а Одинцовское благочиние стало оказывать ощутимое содействие дальнейшему этапу восстановления.
На сегодняшний день в Никольском храме, памятнике градостроительства и архитектуры, проведены колоссальные инженерно-строительные работы. Внутри он оштукатурен, побелён — подготовлен к орнаментальной росписи. Пишутся и собираются иконы. Написана икона Божией Матери «Взыскание погибших». Для приделов святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца заказаны иконостасы из белого мрамора, которые выполнили на Красногорском заводе.
Из журнала: «Московские епархиальные ведомости». Выпуск №3/2021

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?