Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной.

Троицкий собор (1422-1423 гг.) — один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм отличается небольшими размерами и скромным резным декором. Своеобразие постройке придает многоярусное завершение, образованное системой закомар и кокошников.

Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители.
Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.
По материалам официального сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дом Живоначальной Троицы

Белокаменный Свято-Троицкий собор был построен в 1422-1423 гг. по заказу игумена Никона вместо сгоревшего деревянного постройки 1412 г. Средства на строительство были пожертвованы Великим князем Московским Василием I Дмитриевичем и его младшим братом, крестником Преподобного князем Юрием Дмитриевичем Звенигородским. В собор были перенесены обретенные в том же году мощи преподобного Сергия. Росписи и иконы храма «могуще зрящих удивить и поныне» были исполнены в 1425-1427 гг. прп. Андреем Рублевым и Даниилом Черным » с товарищи». С XVI в. облик здания начинает меняться: в 1510 г. сделана новая металлическая, в 1556 г. позолоченная глава, с юга пристроены придел над гробом прп.Никона (1548) и палатка над могилой новгородского архиепископа Серапиона, бывшего до епископской хиротонии архимандритом Троицкого монастыря (ск.1516) (1559); с запада паперть (до 1584). В XVIII-XIX вв. у собора появилась четырехскатная кровля и северная паперть. Начатая в 1925 г. Д.П. Суховым реставрация внешнего облика здания в основном завершена в 1966 по проекту В.И. Балдина.
Собор — один из важнейших памятников раннемосковского зодчества, принадлежит к характерному для эпохи типу крестовокупольных храмов, одноглавых, четырехстолпных и трехапсидных, с повышенными подпружными арками и позакомарным покрытием. Его четверик с высоким цоколем имеет несколько наклонные внутрь стены что при сужающихся вверх проемах и барабане создает иллюзию большей высоты и монументальности сооружения. Фасады, расчлененные лопатками на три прясла, завершены килевидными закомарами; вместе с диагональными кокошниками, до 1510 г. примыкавшими к постаменту барабана, они образовывали ярусный верх здания. Входы обрамлены перспективными порталамис килевидным архивольтом. Стены храма, верх апсид и барабана украшают трехчастные пояса с каменной резьбой. Членения интерьера не совпадают с фасадными. Подкупольное пространство, благодаря наклону внутрь параболических подпружных арок, сужается вверх, к барабану. Своды коробовые. В плоскости восточных столбов устроена алтарная преграда до 3 м высотой. Пол настлан метлахской плиткой. В 1635 г. пришедшие в ветхость рублевские фрески были заменены новыми на основе прежней композиции. Эти росписи реставрировались в 1949-1954 гг. бригадой П.И. Нерадовского и в 1982-1985 гг. — Е.Г. Батхеля. В 2004 г. в ходе последующих реставрационных работ были обнаружены фрагменты штукатурки с прорисями композиций времен преподобного Андрея Рублева. В основном сохранился ранний высокий иконостас, уникальное произведение московской живописи XV в. Деисусный, праздничный и пророческий ряды в нем принадлежат мастерам времен преподобного. Главная икона, «Троица» находится в ГТГ, на ее месте расположена талантливая копия. Верхний, пятый ряд иконостаса создан в 1600 г. на вклад Бориса Годунова. Серебряная рака с мощами преподобного Сергия создана в 1585 г. при царе Феодоре Иоанновиче по повелению его отца, Ивана Грозного, умершего в 1584 г. Пышная сень над ракой, весом в 25 пудов серебра, сооружена в 1737 г. по повелению императницы Анны Иоанновны в мастерской Д. Прифа по рисунку придворного художника и ювелира Каравакка. Здесь же под стеклом сохраняются посох и схима преподобного, деревянные литургические сосуды времени его жизни. В соборе крестили наследников московского престола — Василия III , его сына Ивана Грозного и детей последнего. Уникально центральное паникадило Троицкого собора, которое в качестве трофея было вывезено русскими войсками из Ливонии и подарено Иваном Грозным в Троицкий монастырь. Оно изготовлено в конце XV — начале XVI вв. в Германии.
Придел преподобного Никона был построен в 1548 и перестроен в 1623 г. Реставрирован в 1930-х-1950-х гг. И.В. Трофимовым и В.И. Балдиным. Маленький кирпичный храмик, до половины высоты стен облицованный белым камнем, принадлежит к типу бесстолпных одноглавых одноапсидных церквей. Его четверик с поясом килевидных нишек вверху завершен ярусом кокошников и луковичной главой. Крупный полукруглый алтарь, а также западный фасад украшены аркатурой на тонких колонках с бусинами. Придел перекрыт коробовым сводом с распалубкой, прорезанной отверстием светового барабана. «Сепапионова палатка» построена по преданию, на месте келии преподобного Сергия, в которой он сподобился видения Пресвятой Богородицы с апостолами. В память об этом на западной стене установлен образ «Явление Божией Матери преподобному Сергию». Палатка полностью перестроена в 1829 г. В 1950 г. расписана «под старину». Здесь также погребены другие бывшие архимандриты обители — Святителя Митрополита Иоасафа (Скрипицына) (ск. 1555), преподобного Дионисия (Зобнинского) (ск. 1633), который вместе с троицким келарем Авраамием Палицыным в 1611-1612 гг. писал и рассылал патриотические послания, поднимавшие русский народ на борьбу с польско-литовскими захватчиками. Также палатка является хранилищем монастырских святынь, среди которых правая рука первомученика архидиакона Стефана (ск. 34).
Западная паперть, впервые упомянутая в 1584 г., в 1642 г. перекрыта вспарушенным сводом. Здесь сохранились фрагменты росписей XVI в. Под западным притвором собора — усыпальница князей Трубецких и Одоевских с белокаменными надгробиями.
«Собор Троицкий и «Серапионова палатка» (отдельно) в комплексе «Монастырь Троице-Сергиева лавра» являются объектами культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).
Источники: Каталог «Памятники архитектуры Московской области», т.2. — М., Строийздат, 1999 г. Материалы официального сайта Троице-Сергиеврй лавры «Дом Живоначальной Троицы». Демидов С.В. «По Троицкой дороге» Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005 г.
Кирилл Аминов, 8 апреля 2015 г.

Собор сооружен в 1422 г. над гробом Сергия Радонежского на месте деревянного собора 1412 г., посвященного Троице (строительство осуществлялось на средства Московского вел. кн. Василия I и Звенигородского кн. Юрия Дмитриевича). В XV-XVI вв. здесь крестили наследников московского престола, скрепляли договоры целованием креста у гроба Сергия. Как и собор Успения «на Городке» в Звенигороде, это четырехстолпный, крестовокупольный храм, стоящий на подклете и возведенный из белого камня. Но декор в соответствии с общим обликом здания стал строже: осталась только тройная лента резного орнамента, опоясывающая стены, апсиды и барабан. Стены членятся здесь лишь плоскими лопатками, на которые опираются килевидные арки закомар.
Все формы храма очень просты и компактны апсиды почти не выступают за пределы основного куба и подняты на одну высоту, к самому его верху; килевидные кокошники, так называемые диагональные закомары, едва возвышаются над закомарами фасадов (кокошники у постамента барабана разобраны в 1510г.); гладкие стены имеют довольно значительный наклон внутрь, чему соответствует сужение кверху барабана купола. Внутренняя конструкция здания не отвечает членениям его фасадов. Небольшой по размерам храм-мавзолей внутри довольно просторен: его столпы сильно сдвинуты к востоку, и алтарная часть очень невелика, что связано, вероятно, со стремлением увеличить вместительность храма. Но этот сдвиг неблагоприятно сказался на внешнем облике здания, несколько нарушив его центричность и равновесие масс: глава смещена к востоку, западные диагональные закомары оторвались от нее, южный и северный порталы также расположены не в центре, а ближе к апсидам. Ради восстановления симметрии и пришлось сохранить равномерное трехчастное членение фасадов лопатками, не выявляющее внутренней планировки.
Внутри плоскости стен, лишенные всяких декоративных элементов, производят еще более строгое впечатление, чем наружные стены фасадов. Со стороны западного фасада в XVI в. к собору пристроили паперть, а с юго-восточной 1548 г. над гробом игумена Никона Никоновский придел (в 1623 г. перестроен). Около 1425-1427 гг. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным с помощниками. В 1635 г. их фрески ввиду плохой сохранности были сбиты и заменены новыми, исполненными местными иконописцами, но с сохранением старой системы росписи. В дальнейшем стенопись неоднократно поновлялась. В настоящее время стены собора (в их верхней части) украшают фрески 1635 г., раскрытые в процессе реставрационных работ 1949-1954 гг. (в нижней части стен роспись не сохранилась и была восстановлена заново в стиле XVII в.). Первоначальная орнаментальная роспись, принадлежащая Андрею Рублеву, сохранилась лишь на откосах двери в дьяконнике.
Одновременно с Троицким собором в 1635 г. был расписан и Никоновский придел, но живопись этого времени сохранилась только в его средней закомаре над апсидой (композиция «Богоматерь с младенцем и святителями») и в простенках барабана купола (фрагментарно). Андреем Рублевым и Даниилом Черным с артелью был выполнен ок. 1425-1427 гг. и иконостас (за исключением праотеческого яруса, созданного в 1600 г. по велению Бориса Годунова). Кроме того, Андрей Рублев несколькими годами раньше написал для Троицкого собора икону «Троица», входившую в состав местного ряда иконостаса (с 1929 г. хранится в Третьяковской галерее, а на ее месте находится копия). В местный ряд входит и другая глубоко чтимая икона «Сергий с житием» (конец XV в.), принадлежащая школе Дионисия. В соборе стоит серебряная рака над гробом Сергия Радонежского (исполнена мастерами Оружейной палаты в Москве в конце XVI в. по велению Ивана Грозного), прекрасный образец русской чеканки (поступила в монастырь после смерти Грозного в 1585г. как вклад царя Феодора и царицы Ирины). Серебряная сень вклад императрицы Анны Иоанновны изготовлена в Москве в мастерской Давида Прифа и установлена в 1737 г.
http://www.bestreferat.ru/referat-88036.html

Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623)
С южной стороны к Троицкому собору примыкает Никоновская церковь, поставленная над гробом преемника и ученика Троицкого первоигумена преподобного Никона Радонежского (†1428). 25 (9 марта) февраля 1547 г. Церковный Собор установил повсеместное почитание памяти преподобного Никона, Радонежского чудотворца — ученика и ближайшего соратника Преподобного Сергия, близкого ему и в земной и в жизни вечной. В следующем году над могилой преподобного Никона была построена небольшая каменная церковь, замененная 75 лет спустя существующим храмом. Никоновская церковь вплотную примыкает к южной стене Троицкого собора, воспринимаясь вместе с ним как единое целое. Первоначальный храм, от которого лишь частично сохранился фундамент, был сооружен в 1548 г. Существующий ныне бесстолпный одноапсидный одноглавый храм с коробовым сводом был возведен на месте более раннего в 1623-1624 гг. Его размеры и пропорции соотнесены с Троицким собором: высота Никоновского храма с крестом (23 м) точно соответствует высоте интерьера Троицкого собора.
От древнего монастырского храма Никоновская церковь отличается более насыщенным декоративным убранством и особой пластикой форм. Стены храма украшены тонкими полуколонками с тремя рядами «бусинок» и стрельчатыми арками, верхняя часть четверика дополнен, декоративным поясом киотчатых ниш. При этом горизонтальные членения фасадов следуют уклону местности: рельеф холма повторен наклонной линией цоколя, отражен в положении «бусинок» на полуколонках апсид. Алтарь и неф бесстолпного храма не разделены пилонами или преградой, благодаря чему интерьер церкви представляет единое свободное пространство. Стены церкви были расписаны фресками в 1635 г., одновременно с возобновлением живописи в Троицком соборе. Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось, за исключением фрагментов фресок 1635 г. с изображениями столпников в простенках окон барабана и фрескового изображения Богоматери с Богомладенцем и святителями на наружной плоскости средней закомары над апсидой. Современный резной золоченый иконостас и рака над мощами преподобного Никона у северной стены храма, то есть южной стены Троицкого собора, относятся к 1950-м гг. (мощи находятся под спудом). Иконы с изображениями Преподобного Сергия и святителя Алексия, восемнадцать икон с фигурами учеников Троицкого первоигумена для сени над ракой, а также икона преподобного Никона на раке были написаны монахиней Иулианией (в миру Марией Николаевной Соколовой, † 16 февраля 1981). Ей же принадлежит одна из редких икон «Преподобный Никон изыде из келлии и узре являвшихся ему святителей Московских: Петра и Алексия и Преподобного Сергия отходящими ко храму», включающая двадцать житийных клейм.
В Никоновском приделе Троицкого собора собраны великие святыни. Здесь находится почитаемый список иконы Божией Матери «Скоропослушница», часть камня от Гроба Господня, привезенная А.Н. Муравьевым в 1850 г. из Иерусалима, образ святителя Московского Алексия, иконы учеников Преподобного Сергия. Реставрация Никоновской церкви проходила в 1940-х — 1950-х гг., первоначально под руководством И.В. Трофимова, затем В.И. Балдина. Было восстановлено позакомарное покрытие древней формы кровли алтарной апсиды. Одновременно с реставрацией фасадов и покрытия проводилась реконструкция интерьера, включая деревянное золоченное надгробие над могилой преподобного Никона, изготовленное в 1950-х гг.
http://www.stsl.ru/about_lavra/all/nikonovskiy-khram-1623/

Троицкий собор (1422-23 г.г.)
Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря.
Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола. Несмотря на небольшие размеры — высота храма до верха креста равна 30 м, — собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны — апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора — белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов — придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена».
Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV — начала XV вв., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде — Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители. Внутреннее пространство собора отличается удивительной целостностью. Мягкий рассеянный свет, идущий сверху из десяти (вместо обычных восьми) узких окон барабана купола, позволяет вдумчиво и неспешно созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса, пристолпных и пристенных киотов, фресковой живописи. У южной стены рядом с иконостасом находится гробница основателя монастыря Преподобного Сергия. В соборе соблюдена древняя византийская традиция расположения раки с мощами святого в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу. Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.
Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен. Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего» (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия). Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница», то есть икона нижнего, местного чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV—XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня — гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского. В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу». Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом». Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия. Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского. В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе. В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин — двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром». В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал… в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635-1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»). В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682). В отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора почти полностью утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. В 1635 г. фрески собора были возобновлены с сохранением иконографической схемы древней росписи. В последующие столетия живопись неоднократно поновлялась и покрывалась новыми записями (в последний раз — в 2002-2004 гг.). До конца XVI в. мощи Преподобного Сергия пребывали в деревянной раке, созданной после их чудесного обретения (в настоящее время находится в Успенском соборе).
К 1585 г. по заказу царя Иоанна IV Васильевича и его сына Федора Иоанновича для главной святыни монастыря была изготовлена серебряная рака, украшенная накладными фигурными чеканными клеймами с текстами Жития Преподобного Сергия. В 1730-1741 гг. повелением императрицы Анны Иоанновны для раки с мощами была изготовлена серебряная сень (весом более 25 пудов). Чеканная крышка раки относится к XIX в. За стеклом рядом с гробницей помещены вещи Преподобного — схима, посох и две деревянные литургические тарели. Внутреннее убранство храма видоизменялось и пополнялось новыми драгоценными пожертвованиями на протяжении нескольких столетий. После 1917 г. в Троицком соборе были оставлены лишь наиболее важные памятники. Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного. К более позднему времени относятся серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина (1778 г.) и киоты с фронтонами вокруг столпов (XIX в.). В алтаре собора сохранились стальное золоченое архиерейское кресло работы тульских мастеров конца XVIII в., подаренное священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому Платону (Левшину), а также сделанная в 1809 г. из серебра сень над престолом. Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг. В юго-западном углу храма находится памятная доска над могилой Радонежского князя Андрея Владимировича (в иночестве Саввы).
Троицкий собор — главный храм Лавры. В архитектурном ансамбле Лавры его главенство подчеркивается золоченным позакомарным покрытием и проспектом, который напрямую соединяет собор со Святыми воротами. Реставрация Троицкого собора началась в 1925 г. с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 г. им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма. В 1939-40 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 г. В 1954 г. под руководством архитектора В.И. Балдина возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 г. данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.
http://www.stsl.ru/about_lavra/all/troitskiy-sobor/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?