Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г.Д. Строганова (1656–1715).
Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря.
Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. Украшающий сейчас храм резной иконостас XIX в., выполненный в стиле классицизма, установлен также в 1948 г. В притворе церкви сохранилась изразцовая печь XVII в.
По материалам официального сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дом Живоначальной Троицы

Святые ворота и надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи, оформляющие главный вход в монастырь, принадлежит двум строительным этапам. Ворота с храмом Сергия Радонежского были построены в 1512-1513 гг. в линии деревянной монавстырской ограды и с расширением границ монастыря оказалась внутри монастырских стен. Этим объясняется их необычное место, отделенное от въездной Красной башни крепости небольшим двориком. Существующая церковь сооружена на месте прежней на средства Г.Д. Строганова в 1693-1699 гг; при этом частично переделаны и ворота. В XVIII в. гульбище вокруг церкви преобразовано в крытую паперть, в 1809 г. разобраны четыре из пяти глав. Богослужения возобновлены в конце 1940-х гг. В 1974 г. В. Балдиным восстановлен верх храма. В последние годы восстановлена первоначальная покраска фасадов «в шахмат».
Двухъярусное кирпичное здание с белокаменным нарядным убранством является ярким образцом строгановского направления стиля московского барокко. Его нижний ярус — мощный четверик с широким арочным проездом, верхний — стройный двусветный бесстолпный храм с обходной галереей, увенчанный компактным пятиглавием. В пышном резном декоре широко применены различные колонки, пилястры, антаблементы и раковины в кокошниках. Интересна восьмигранная форма многих окон. Высокое, устремленное вверх пространство храма перекрыто сомкнутым сводом с широким квадратным отверстием в основании средней световой главы. Росписи храма выполнены в 1948 г. и воспроизводят систему несохранившихся росписей 1872 г. В этом же году установлен нарядный иконостас XIX в. в стиле позднего классицизма. Полы — из метлахской плитки.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи в ансамбле «Монастыря Троице-Сергиева лавра» в г.Загорске (ныне Сергиев Посад) является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).
Источник: по материалам каталога «Памятники архитектуры Московской области», т.2. М., Стройиздат, 1999 г.
Кирилл Аминов. 08 апреля 2015 г.

Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 г. г.)
Надвратный Иоанно-Предтеченский храм построен у восточной монастырской стены, где прежде, до перенесения в XVI в. стены далее к востоку, располагались Святые Врата. Xрам был возведен в 1693-1699 гг. из кирпича на месте разобранной надвратной церкви (1513 г.) во имя преподобного Сергия Радонежского, престол которой был перенесен в только что отстроенную тогда церковь с Трапезной палатой.
Прежняя каменная Сергиевская церковь (1513 г.) была сооружена в тот период, когда крепостная стена была еще деревянной. После того как ограда была отстроена в камне, церковь преподобного Сергия, а вслед за ней и построенная на ее месте Предтеченская, оказалась внутри монастыря — потому как линия каменной стены была отнесена на восток от линии прежней деревянной на несколько метров. Над новым входом в обитель построили Красную башню. В грамоте Патриарха Адриана от 10 сентября 1693 г. указывалось, чтобы «верх бы на той церкви был против прочих церквей, а не шатровый и олтарь… круглой тройной». Нижний ярус Предтеченского храма прорезан аркой проездных ворот. Именно эту, «особую» арку и было принято в обители именовать Святыми Вратами.
После освящения в честь Преподобного Сергия Трапезной церкви Надвратная церковь получила новое имя: церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Строилась она на деньги «именитого человека», купца и мецената Г.Д. Строганова (1656-1715).
Многие элементы декора церкви напоминают убранство Трапезной. Но акцент сделан на восьмигранные окна: вертикальные — в стенах храма и горизонтальные — в крытой галерее, его окружающей. Постаментом церкви является массивный куб с высокой аркой для входа в монастырь, поднимающий ее на уровень крепостной стены. Небольшой по размерам храм (6,5 x 7,8 м) сильно вытянут по вертикали (высота до верхней части свода центрального барабана более 22 м), но галерея, окружающая его и слитая воедино с арочным основанием, придает гармонию его пропорциям.
«Четверик» храма высоко возносит центральный купол, поставленный на постамент и окруженный четырьмя другими куполами. Боковые купола были разобраны в 1806 г. — как тогда считали, «для лутшей соразмерности с небольшою величиною церкви» (Голубинский Е.Е.). В таком виде храм простоял более 160 лет. Увенчанный одной небольшой главой, он напоминал башенное сооружение и при взгляде с Красногорской площади почти сливался с Красной башней.
Пятиглавие было восстановлено в 1974 г. во время реставрационных работ под руководством В.И. Балдина. Пять куполов, вырастающие из основного объема и составляющие компактную группу, вернули храму торжественность, соответствующую главному входу, вновь связали его композиционно с пятью главами соседнего Успенского собора.
Золоченые главки имеют сложную, многогранную форму, типичную для стиля барокко. Выразительные и стройные барабаны опоясаны рядами колонн с пышными капителями. Их особенностью являются ложные окна, зрительно «облегчающие» завершение церкви. Трехчастные апсиды, упомянутые в грамоте Патриарха Адриана, первоначально находились в раскрытом пространстве галереи. В настоящее время галерея с восточной, южной и частично с северной стороны застеклена. В северо-восточном углу галереи сохранилась самая древняя в монастыре изразцовая печь XVII в.
Декоративное убранство Надвратной церкви имеет много общего с Трапезным храмом. Полуколонны коринфского ордера сгруппированы на углах, на стенах же и на барабанах под куполами они как бы «подвешены», полностью утратили опорную функцию. Тождественностью с Трапезной церковью характеризуются многопрофильные карнизы и огромные полуциркульные раковины-розетки.
Как и прочие архитектурные сооружения конца XVII в., стены Надвратной церкви, возможно, первоначально также были многоцветно расписаны «в шахмат», виноградными лозами на колоннах. Пожар 1746 г. уничтожил всю утварь и украшения храма. При восстановлении его внешний облик приобрел еще более нарядный вид. Кроме разноцветной покраски, капители колонн и раковины были покрыты червонным золотом, а купола получили модные рифленые очертания. Яркая и оригинальная постройка виднелась издалека и указывала на великолепие монастырского ансамбля.
Небольшое внутреннее пространство храма имеет прекрасное освещение за счет множества окон и двухъярусного светового центрального барабана. Его первоначальная отделка поражала современников великолепием. Стены, как и в Трапезном храме, покрывала ярко раскрашенная лепнина (не сохранилась). Живопись поновлялась несколько раз, а в 1872 г. весь храм был отделан заново.
После открытия монастыря в 1946 г. в церкви на месте уничтоженного иконостаса XVIII в. в 1948 г. установлен золоченый резной иконостас первой трети XIX в. в стиле ампир. Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. В росписях стен преобладают сюжеты из жития святого Иоанна Предтечи и многочисленные изображения библейских пророков.
http://www.stsl.ru/about_lavra/all/predtechenskiy-khram-1692-1699/

Церковь Рождества Иоанна Предтечи относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная пятиглавием и украшенная резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря.
В XIX в. клеевую настенную живопись в интерьере храма заменили масляной с преобладанием сюжетов из жития святого Иоанна Предтечи, фасады окрасили в красно-кирпичный цвет с дополнительным выделением белокаменного декора побелкой. В 1872 г. в церкви был установлен новый иконостас, утраченный после закрытия Лавры в 1919 г. После возобновления монашеского общежития в 1946 г. в церкви был установлен новый золоченый резной иконостас первой трети XIX в. в стиле ампир.
Значительный объем реставрационных работ по надвратному храму проводился в 1974-1978 г.г. При этом были восстановлены четыре боковые главы, разобранные ещё в 1806 г., обновлены иконостас и настенная живопись в интерьере, живопись в арке ворот.
В 2006-2010 г.г. надвратная церковь снова реставрировали. Работы начались с историко-архивных и натурных изысканий, с расчистки фасадов храма от более поздних покрасок и с исследования системы раскраски по типу бриллиантового руста стен и растительного орнамента белокаменных элементов колонн и пилястр. Полученные результаты позволили провести предварительные работы по восстановлению первоначальной системы покраски фасадов и приступить к восстановлению повреждений белокаменного декора.
В 2008 г. были отремонтированы каркасы и покрытия глав церкви, возобновлена позолота глав и крестов. В 2009-2010 г.г. продолжились ремонтно-реставрационные работы по фасадам церкви, восстановлена их первоначальная полихромная раскраска в бриллиантовый руст, возобновлена роспись колонн в виде виноградной лозы и полихромная раскраска профилированных карнизов и других деталей церкви.
В 2013-2015 г.г. выполнены работы по реставрации настенной живописи, изразцов печи, икон, иконостаса, замене оконных заполнений галереи, реставрации гранитных ступеней площадок, стропильной системы кровли и четверика.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?