После снятия запрета на каменное строительство по всей России, связанный со строительством Санкт-Петербурга. Монастырские власти Троицкого монастыря просят выделить средства на возведение новой колокольни так как старая обветшала. В 1740 году из Санкт-Петербурга был прислан чертёж за подписью императрицы Анны Иоанновны (1693-1640). Проект был разработан придворным архитектором И.Я. Шумахером. Ставить колокольню предписывалось в центре монастыря против западного входа в Успенский собор. Однако московский архитектор Иван Фёдорович Мичурин (1703-1763), которому было поручено строительство, сразу указал на ошибочность выбранного места для колокольни, так как она загромоздит площадь и подавит собою Троицкий собор. Архитектор предложил сдвинуть колокольню к северу, освободив перед ней большее пространство. И только после смерти императрицы Ивану Фёдоровичу удалось добиться своего — торжественная закладка колокольни летом 1741 года была произведена на новом месте.
Сравнение плана и нижней части колокольни Троицкого монастыря с первоначальным планом И.Я. Шумахера показывает, что И.Ф. Мичурин вёл постройку совершенно самостоятельно, меняя как основные пропорции, так и характер деталей. Согласно предписанию, работы велись неспешно, чтобы «колокольня на фундаменте отстояться могла». Иван Фёдорович возводил колокольню семь лет, а в 1747 году, когда не было закончено и двух ярусов, архитектор был отозван в Киев, где начиналось строительство Андреевской церкви. Продолжил строительство другой талантливейший архитектор — Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774). Дмитрий Ухтомский исправил существенный недочёт первоначального проекта — недостаточность её высоты. Архитектор воспользовался посещением Троицкой обители императрицей Елизаветой Петровной (1709-1761) в 1753 году, представил ей смелый проект увеличения высоты здания с трёх до пяти ярусов. Увенчанные необычным куполом в виде золотой чаши с коронами по сторонам, два новых яруса сделали композицию здания исключительно лёгкой и воздушной. Елизавете Петровне проект понравился. Трудоёмкие работы по возведению колокольни завершились в 1770 году. Точный промер её высоты, сделанный по специальному запросу митрополита, показал, что высота сооружения составила 88 метров.
Колокол для колокольни Троицкой лавры отливали мастера Михаил Иванович Моторин (вместе с отцом, Иваном Фёдоровичем, ливший московского «Царя»), Семён Степанов и Гавриил Лукьянович Смирнов. Недалеко от Лавры, в районе церкви святых Петра и Павла, разместили завод с литейной ямой. Работы по отливке колокола продолжались четыре года. Колокол был отлит в 1748 году, однако на колокольню (на середину второго яруса) его подняли только в 1759 году. Весил колокол, который получил также как и московский имя «Царь», 66,5 тонн, и слышно его было даже в Мытищах. Зимой 1930 года колокол был уничтожен, тогда же в Лавре погибли ещё 25 колоколов. В 2004 году на колокольню подняли новый, самый большой из всех ныне действующих колоколов в мире — 72-тонный «Царь». Новый благовестник был отлит на Балтийском заводе в Петербурге.
Источник: Мезенцев А.А. «Из Москвы в Сергиев Посад», М., 2011
Композиционный центр ансамбля, колокольня возводилась в 1741-1747 гг. И.Ф.Мичуриным по проекту И.Я. Шумахера, который предусматривал здание в три яруса. Дальнейшее строительство велось по проекту Д.В. Ухтомского монастырским гезелем И.И. Жуковым. Проект был существенно изменен надстройкой еще двух ярусов. Высота колокольни достигла 87 м. Здание завершено в 1770 г.
Высокое и стройное кирпичное сооружение в пять ярусов с нарядным убранством из белого камня, окрашенное в бирюзово-синий цвет, принадлежит лучшим образцам колоколен стиля барокко. Крупный двухэтажный четверик служит массивным основанием для ряда меньших, ажурных и легких, прорезанных арками звона. Плоскостная его обработка пилястрами и и рустом выше сменяется многочисленными, преимущественно парными колоннами, креповками с декоративными вазами, разнообразными картушами и карнизами. Венчает колокольню фигурная золоченая глава в виде вазы с коронами по сторонам. Лестницы к колоколам помещены в устоях нижнего яруса.
Источник: каталог «Памятники архитектуры Московской области», т.2. М., Стройиздат, 1999 г.
Колокольня в ансамбле монастыря «Троице-Сергиева лавра» в г.Загорск (ныне Сергиев Посад) является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).
Кирилл Аминов. 08 апреля 2015 г.
Колокольня (1741 – 1770)
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1770 гг., замыкает собой северную сторону соборной площади Троице-Сергиевой лавры. Высота её составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. К концу XVII века в Троице-Сергиевом монастыре появились новые высокие здания. Прежняя колокольня как по местоположению, так и по архитектуре уже не соответствовала обновлённому виду обители. Монастырские власти стали хлопотать о сооружении новой колокольни взамен старой у Духовской церкви. В марте 1738 г. из Петербурга последовало распоряжение Святейшего Синода разобрать старую колокольню и снять план монастыря. План Троицкого монастыря составил архитектор И.Ф. Мичурин, руководивший застройкой Москвы. Ответ из Петербурга пришёл лишь два года спустя. Предписывалось строить колокольню по проекту придворного архитектора И.Я. Шумахера.
Проект колокольни представлял собой обычную для того времени трехъярусную композицию с довольно тяжеловесными пропорциями. Место для новой звонницы располагалось в центре древней площади монастыря, против западного входа в Успенский собор. И.Ф. Мичурин, которому было поручено строительство колокольни, стазу же поднял вопрос о неправильном выборе места под сооружение, которое загромоздило бы всю площадь перед Троицким собором. Он предложил поставить колокольню на северной стороне площади, где ещё стояла старая монастырская Трапезная XV века. Предложение Мичурина, поддержанное монастырскими властями, было послано в Петербург и отвергнуто со ссылкой на распоряжение императрицы Анны Иоанновны. Строительство затягивалось, но вскоре неожиданная смерть Анны Иоанновны поставила точку в решение спора. Монастырь получил уведомление, что правительница всея России Анна Леопольдовна приказала строить колокольню на том месте, о котором власти монастыря просили. И.Ф. Мичурин руководил строительством колокольни вместе со своим помощником И. Жуковым семь лет и вывел её на высоту двух ярусов, так как работали неспешно, чтобы колокольня «на фундаменте отстояться могла без повреждения». В 1747 г. И.Ф. Мичурин был отозван, ему было поручено строительство Андреевского собора в Киеве и руководство по сооружению звонницы перешло к ведущему московскому архитектору Д.В. Ухтомскому, который внес свою лепту в ее художественное и символическое осмысление, сделал ее выдающимся памятником архитектуры. Он во время посещения монастыря императрицей Елизаветой Петровной в июле 1753 г. представил ей проект увеличения высоты колокольни. Предложение о надстройке колокольни понравилось императрице, по его замыслу на могучем кубическом постаменте были воздвигнуты не два, а четыре яруса звонницы. На нижний двухэтажный ярус колокольни поставлены четыре убывающих вверх яруса звона. Увенчанные необычным куполом в виде золотой чаши с коронами по четырём сторонам, два яруса придают взлёт всему сооружению. Для гармоничного восхождения высот в архитектурном ансамбле одновременно с надстройкой колокольни происходило повышение глав куполов Успенского собора (1753 г.). Колокольня вместе с крестом достигла 88 м, высоко вознесшись над всеми постройками монастыря. Самая высокая колокольня в России знаменовала собой славу «наизнатнейшего» монастыря, удостоившегося в 1744 г. почетного звания Лавры. Однако работы по отделке и украшению здания растянулись ещё на 15 лет. Работы по сооружению колокольни завершились только в 1770 г. В 1785 г. лаврская звонница вновь подверглась реконструкции — у неё были заложены два из четырёх входов и открытое гульбище первого яруса со временем перекрыли железной кровлей.
С возведением колокольни ансамбль архитектурных памятников Троице-Сергиева монастыря получил своё логическое завершение. Специально для колокольни известный тульский мастер Иван Кобылин Большой изготовил в 1784 г. башенные часы с курантами, которые работали на протяжении 120 лет и только в 1905 г. их механизм заменили новым. Великолепная звонница, несмотря на свои размеры, изящная и легкая, была заполнена колоколами различных размеров и звуковых тональностей. Первоначально на ней было подвешено 42 колокола. Позднее их число доходило до 50. Самый большой — Царь-колокол, весил 4065 пудов (65 т), отлитый по указанию Елизаветы в 1748 году был самым большим колоколом России (после двух кремлевских). Огромные размеры и вес имел также Воскресный или Корноухий колокол (1270 пудов), отлитый знаменитым Ф. Маториным в 1683 году и названный так за то, что не имел медных отливных ушей. Полиелейный (Годуновский) колокол весом 1850 пудов был отлит при царе Борисе Годунове в 1650 году. Самыми же древними колоколами лаврской звонницы являются колокол Славословный («Лебедь») весом 625 пудов, отлитый Борисом Годуновым в 1594 года, и небольшой 20-пудовый Никоновский, отлитый еще в 1420 году при игуменстве преподобного Никона Радонежского. Художественно-историческое значение имеют небольшие колокола 1598, 1649, 1662 года и большие — Панихидный (1796 г.) и Вседневный («Переспор») 1780 г. Трагической была история гибели знаменитых колоколов Троице-Сергиевой Лавры. Колокола на величественной 88-метровой лаврской колокольне поражали своей величиной и искусством колокольного литья. По распоряжению Главнауки в середине ноября 1929 г. музейные работники Сергиевского музея с рабочими Рудметаллторга стали готовить к съему Царь-колокол и шесть других крупных колоколов — за исключением некоторых наиболее древних. Музейщики, правда, никак не соглашались на уничтожение Воскресного (Корноухого) колокола, отлитого в XVII в. Завидную настойчивость проявили руководители Московского окружного финотдела, потребовавшие от Главнауки снятия и Корноухого, обосновывая это и тем, что “помимо этого колокола в Лавре есть еще 3 колокола конца XVII века”.
Уже в конце ноября 1929 г. заведующий музейным подотделом МОНО дал разрешение Рудметаллторгу на снятие Корноухого. За гибелью гордости России — колоколов первой на Руси обители Троице-Сергиевой Лавры следили многие. Иллюстрированные печатные официозы типа “Безбожника”, “Безбожника у станка”, “Огонька” и другие печатали фотографии низверженных четырехтысячепудового Царь-колокола, а также Корноухого, Годуновского и улыбающихся «победителей» на них. Приведем дневниковые записи писателя М. Пришвина, бывшего свидетелем этой трагедии: “11-го (января 1930 г.) сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола. Большой Царь, как Большой доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Толпы детей приходили к нему и все эти дни звонили в края его, а внутри устроили себе настоящую детскую комнату. Корноухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами… Когда он упал, то и разбился вдребезги. Ужасно лязгнуло, вдруг все исчезло: по-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Корноухого” (Пришвин М. Леса к Осударевой дороге: из дневников 1909—1930 // Наше наследие, 1990). Еще более поразила М. Пришвина смерть Годуновского колокола, сброшенного с колокольни в конце января 1930 г. Пришвин увидел в этом акте смерть не гигантского куска металла, а одушевленной личности. В конце 1930 г. писатель сделал запись в дневнике: “Приближается годовщина уничтожения Сергиевских колоколов. Это было очень похоже на зрелище публичной казни”. А еще ранее он писал в редакцию журнала “Октябрь”: “Месяц тому назад я был свидетелем гибели редчайшего, даже единственного в мире музыкального инструмента расстреллевской колокольни: сбрасывались величайшие в мире колокола Годуновской эпохи. Целесообразности не было никакой в смысле материальном: 8 тыс. пудов бронзы можно было набрать из обыкновенных колоколов. С точки зрения антирелигиозности поступок не может быть оправдан, потому что колокола на заре человеческой культуры служили не церкви, а общественности…” Но “мрачный фанатизм”, который, по словам самого М. Пришвина, живет в сердцах многих представителей власти, уже невозможно было остановить.
В архивах МОНО сохранился рукописный список 1930-1931 гг., подводящий итоги этапа антиколокольной компании. Согласно этому списку, Рудметаллторгу в итоге были сданы из Троице-Сергиевой Лавры 19 колоколов весом 8165 пудов, причем находящемуся в монастыре Сергиевскому музею были оставлены лишь небольшие колокола 1420, 1598 и 1649 годов и другие. В 1999-2001 гг. была проведена масштабная реставрация колокольни. В последующие годы были заново отлиты три больших благовестных колокола: в 2002 г. — «Первенец», весом 27 т, и «Благовестник», весом 35,5 т, в 2003 г. — «Царь-колокол», весом 72 т, который стал самым большим действующим колоколом в православном мире. В 2012-2014 гг. в рамках подготовки к празднованию 700-летия Преподобного Сергия на территории монастыря развернулись крупнейшие за всю историю Лавры реставрационные работы. Глубокой научной реставрации, как внутри, так и вне, подверглась и главная лаврская звонница. Сегодня мы видим красавицу колокольню практически в первозданном её великолепии. Возобновлены знаменитые лаврские звоны, всегда славившиеся своей красотой и силой звучания.
http://www.stsl.ru/about_lavra/all/kolokolnya-1741-1768/
Лаврская колокольня есть одна из первых в России колоколен по вышине и, как думаем, есть самая первая в России колокольня по красоте – изящно стройная и, несмотря на всю свою массивность, смотрящаяся чрезвычайно легкою (и как-то характерным образом элегантною). Она представляет собой четвероугольную башню в пять этажей, которые один за другим постепенно уменьшаются в объеме, из которых нижний – глухой, а все остальные – с широкими пролетами, оставляющими от стен только углы, из которых второй и третий обставлены по углам колоннами, а четвертый и пятый – полуколоннами и из которых все эти четыре обставлены по выступам углов вазами (второй этаж колокольни значительно менее первого, а постепенное уменьшение идет уже далее, так что башню представляют собой, собственно, четыре этажа колокольни, начиная со второго, а первый этаж составляет как бы пьедестал башни).
Наверху колокольни поставлен своеобразный двойной купол, нижняя половина которого имеет форму большой ложчатой чаши, поставленной на подставе, а верхняя половина имеет форму такой же малой чаши, опрокинутой вниз и поставленной на подставе, возвышающейся из первой чаши, и который венчается крестом на яблоке. Под большой чашей купола на дугах пятого яруса поставлены клейма, имеющие форму гербовых щитов, с вензелевыми буквами императрицы Екатерины, при которой сооружен купол, и с императорскими коронами. Первоначально колокольня была построена трехэтажною, с фонарем, или башенкой, наверху, но потом над нею были надстроены еще два этажа, и она получила нынешний вид.
Колокольня начата была строиться по повелению императрицы Анны Иоанновны, но уже после ее смерти, при Елизавете Петровне, в 1741 году и окончена в первоначальном виде в 1756 году. Надстроены два верхних яруса, придавших колокольне иной вид против первоначального и сделавших ее такою в отношении к архитектурной красоте, как мы ее охарактеризовали, после 1767 года митрополитом Платоном (16 июля 1766 года назначенным архимандритом лавры, с 10 октября 1770 года по 21 января 1775 года – архиепископом Тверским, сохранившим при сем и звание архимандрита лавры). Вышина колокольни – 41 сажень и один аршин (а без купола – 34 сажени и один аршин, так что купол имеет вышины 7 сажен); каждая сторона нижнего этажа, представляющего собой квадратный четвероугольник, в ширину – 12 сажен и один аршин; каждая сторона второго этажа – 7 сажен; клейма под чашею, которые снизу кажутся аршинными квадратами, на самом деле имеют вышины и ширины около 3 сажен. Купол и клейма под большой его чашей вызолочены через огонь червонным золотом. Всех колоколов на колокольне с часовыми и с негодными к употреблению – 42 (полный звон – 25 колоколов).
Большие колокола суть:
1. «Царь-колокол», более которого нет в России в действительном употреблении, имеющий весу 4000 пудов (по сказке мастеров, его ливших, – 4065 пудов), при языке, имеющем весу около 90 пудов, вылитый в лавре в 1748 году, повешенный на колокольню (на середину второго яруса) в 1759 году, употребляемый для звона в двунадесятые праздники и высокоторжественные дни.
2. «Корноухий» (названный так оттого, что имеет не медные, а железные уши), или «Воскресный», вылитый в лавре в 1683 году, имеющий весу 1275 пудов, висящий в западном пролете второго яруса.
3. «Годуновский», или «Полиелейный», вылитый для лавры царем Борисом Феодоровичем Годуновым в 1600 году, вес которого точным образом неизвестен и определяется разно – от 1700 до 2000 пудов, имя Годунова в надписи на котором срублено в 1744 году по приказанию императрицы Елизаветы Петровны, висящий в восточном пролете второго яруса (прежде «Годуновский» был воскресным, а полиелейным – «Корноухий»).
4. «Лебедь», или «Славословный» (т.е. употребляемый в те дни, когда положено петь великое славословие), вылитый для лавры в 1594 году Борисом Феодоровичем Годуновым, имеющий весу 625 пудов, висящий на середине третьего яруса колокольни.
5. «Переспор» (названный так потому, что при общем звоне, или звоне во вся, забивает другие колокола), или «Вседневный», вылитый по заказу лавры в Москве в 1780 году, имеющий весу 315 пудов и 28 фунтов, висящий в четвертом, или предпоследнем, ярусе колокольни.
6. «Панихидный» колокол, купленный в Москве в 1796 году, имеющий весу 106 пудов и 25 фунтов, висящий в восточном пролете третьего яруса.
О колоколе преподобного Никона, который еще в 1641 году (см. опись) висел на колокольне в числе малых колоколов, см. выше, в речах об этой последней церкви.
На колокольне находятся большие боевые часы с циферблатами вверху третьего яруса на все четыре стороны, выбивающие не только часы, но и четверти, сделанные в 1781–1784 годах одним Тульским ружейником. В нижнем ярусе колокольни устроена в 1855 году рухлядная палата, разделенная на два этажа.
Нынешняя колокольня поставлена не на месте прежней колокольни, а на месте прежней трапезы. Прежняя колокольня находилась или вплотную у западной стены Духовской церкви, над входом в нее, или же между Троицким собором и Духовскою церковию, но только ближе к последней. Из описи монастыря 1641 года мы выпишем речи о прежней колокольне с дополнительными речами о всех бывших тогда в лавре колоколах и о бывших тогда в ней башенных часах.
«В Троицком монастыре межь церквей пресвятые Троицы и Сшествия святаго Духа колоколница каменая. А на колоколнице колоколов больших и середних и менших:
Колокол болшой благовестной, стоит вверху, благовестят в него в празднества болшие, а сколько в нем пуд весу, не подписано.
Колокол другой благовестной, весу в нем шестьсот двадцать пять пуд, благовестят в полелиостные (т. е. полиелеостные, полиелейные) празднества. – Оба те колокола дачи царя и великаго князя Бориса Федоровича всеа Руссии (в числе нынешних эти колокола указаны выше под № 3 и 4).
Колокол благовестной, долгой язык, слобоцкой (из Александровой слободы?), благовестят в него в простые дни – во вторник, в четверг, в субботу.Колокол чюдотворцов (разумеется колокол преподобного Никона), благовестят в него в понедельник, в среду, в пяток.Колокол застолный (которым братия созывались в трапезу), стоит в среднем ряду.
На церкве Сшествия святаго Духа пять колокол: колокол нефимонной, колокол с очапом, колокол – благовестят в него в государев приход о подъеме с монастыря, колокол всполошной, колокол разшибен, бывал нефимонной.
Да вверху на колоколнице середних колокол: два колокола повсядневные, четыре колокола краснаго звону, два колокола призвонные, симские (пожертвованные кем-либо из фамилии Симских?), два колокола зазвонные, восемь колоколов призвонных менших.
Колокол часовой новых больших часов.Колокол часовой старых часов.
Два колокола перечастные невелики, что стоят у часов на трапезе. И всего на болшой колоколнице и на церкве Сшествия святаго Духа и часовых болших и средних и менших тритцать два колокола.
В монастыре ж трои часы боевые: часы старые, стоят на трапезе (сделаны были в 1556 году, о чем в Кратком летописце монастыря под нашим годом записано: «того же лета зделали у живоначалныя Троицы часы болшие, а делал те часы диакон старец Тихон Ноугородец»), другие часы новые, болшие, деланы во 139-м (1631) и во 140-м (1632) году, стоят на колоколнице у болшаго колокола; третие часы на круглой (Пятницкой или Житничной) башне, у них колокол боевой, да два колокола перечастные».
Кроме колокольни, во время составления описи еще были колокола у церкви преподобного Сергия надворотной и у больничной церкви Зосимы и Савватия Соловецких: «У церкви Сергия чюдотворца два колокола не велики… У Соловецких чюдотворцов колокол благовестной, да четыре колокола зазвонных, все не велики». (На виде лавры ХVII века шатер на церкви Зосимы и Савватия не глухой, как теперь, а с пролетом, в котором повешены колокола. А по книге планов и фасадов 1745 года колокола повешены на приделке к низу шатра, имеющей вид балкончика или беседки…
По Краткому описанию лавры, старая колокольня была разобрана в 1738 году, когда собирались приступить к строению новой колокольни. Может быть, описание говорит и правду, но вероятнее предполагать, что старую колокольню разобрали не ранее как готова была новая колокольня, а это последнее случилось только в 1756 году (хотя, с другой стороны, могло быть, что старую колокольню разобрали еще до приступа к строению новой, потому что она грозила опасностию падения, каковым именно обстоятельством могло быть вызвано и построение новой колокольни).
Из книги: Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троице-Сергиева лавра. М., 1909, с. 197-199
Колокольня Троице-Сергиевой лавры, «одно из пленительных созданий русской архитектуры», по выражению И.Э. Грабаря, является самым высоким сооружением монастыря, объединяющим его памятники архитектуры и венчающим звеном всего лаврского ансамбля.
История строительства колокольни довольно сложная. Новгородско-псковский тип звонниц не привился в Москве. Во времена патриаршества Никона было решение не строить шатровых церквей. Но русское самобытное искусство, создавшее удивительный храм Василия Блаженного, не могло забыть шатровое покрытие. Запрещение патриарха Никона на строительство колоколен не распространялось, и поэтому возникают чудные шатры с колоколами, на которые особое внимание было обращено в эпоху Ренессанса. Большое нововведение вызвало устройство своеобразной колокольни ярусного типа при Ярославском Толчковском храме (около 1687 г.). Затем тип ярусной колокольни повторяется, например, в колокольне Иосифо-Волоколамского (1680 г.), Московского Ново-Девичьего (1690 г.) монастырей.
Для большей выразительности всего ансамбля Троицкого монастыря было решено ввести в композицию архитектуры обители грандиозную вертикаль колокольни. По просьбе монастырских властей из Петербурга в 1738 г. было дано распоряжение снять план монастыря и разобрать старую колокольню. Все эти работы были поручены И.Ф. Мичурину. Разрешение на строительство новой трехъярусной колокольни было дано в 1740 г. по плану, сделанному придворным архитектором Шумахером. Руководство строительством поручалось П. Ф. Мичурину.
В 1756 г. колокольня после неоднократных переделок проекта вчерне была достроена, и каменщики были переведены в северную столицу на строительство собора в Троицкой Новосергиевской пустыни. В 1757 г. началась разработка способов и конструкций для подъёма тяжелых колоколов. Уже в декабре 1758 г. подняли и подвесили Царь-колокол, а к февралю 1760 г. завершили установку всех колоколов. Сооружение же купола короны и её золочение завершилось только к концу 1763 г.
Отделочные работы – оштукатуривание, окраска и украшение фасадов были закончены к 1770 г. Окраска по указанию митрополита Платона была произведена серой (дымчатой) краской, вероятно, с пробелами по пилястрам. Высота колокольни с крестом в 1768 г. составляла 41 сажень или 87,33 м, в то время как высота Новодевичьей – 72 м, а башни Ивана Великого в Кремле – 82 м (с крестом около 100 м).
В завершении сооружения колокольни сказались типичные черты архитектуры эпохи XVIII в. Отправляясь от традиционных форм, в то же время широко используя возможности и средства классического ордера, архитектор Д.В. Ухтомский достиг в колокольне необычайной стройности, воздушности. Зодчий противопоставил мощному четверику основания легкий каркас колокольни. Здесь чувствуется максимальная облегченность открытых ярусов, пронизанных светом и воздухом. Эта кажущаяся легкость достигнута посредством сохранения во всех ярусах одинаковой ширины арок. Пилоны, на которые опираются арки, постепенно, от яруса к ярусу, становятся все менее массивными.
По первоначальному проекту Д. В. Ухтомского колокольню предполагалось украсить 32 женскими скульптурами, аллегорический смысл которых был бы: Разум, Любовь, Мужество, Верность и т.д. Однако установка таких скульптур в монастыре вызвала протест со стороны монахов. Вместо статуй ярусы колокольни украсились множеством декоративных ваз.
На ярусах колокольни были повешены 42 колокола. Самый большой из них был отлит в лавре и весил четыре тысячи пудов. Над третьим ярусом помещены большие часы, имеющие циферблаты на четыре стороны. Изготовлены они тульским оружейным мастером Иваном Кобылиным в 1784 г. Только в 1905 г. они были заменены новыми. Увенчана колокольня чашей с крестом. Под чашей купола поставлены клейма, имеющие форму гербовых щитов с вензелями Екатерины II и императорскими коронами.
Колокольня в основном сохранила свои архитектурные особенности и по сей день. Наиболее существенными изменениями являются переделки крылец и окраска фасадов в другой цвет. В 1785 г. по распоряжению митрополита Платона были разобраны восточные и западные крыльца, а вместо них сделаны окна.
В 1905 г. дубовые балки подвеса Царь-колокола были заменены на стальные по распоряжению наместника о. Товии, обнаружившего трещину в одной из балок по неравномерности звона. Тогда были заменены башенные часы на новые, о чем упомянем ещё ниже.
27 октября 1947 г. здание колокольни было передано в ведение Московской Патриархии. Детальное обследование, произведенное после передачи памятника, обнаружило, что колокольня находилась в весьма плохом состоянии, если не сказать, в аварийном.
Если первый этаж находился относительно в хорошем состоянии, за исключением сильно выветрившегося цоколя на восточной стороне, то верхние ярусы колокольни – в очень плохом, белокаменные архитектурные украшения сильно обветшали, падали и разрушались. Особенно угрожающим было состояние арок четвертого яруса, где были обнаружены большие трещины. Большинство железных покрытий проржавело и давало течь. В верхнем купольном ярусе остались только следы позолоты. Указом Настоятеля Лавры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия сразу же после передачи начался ремонт памятника.
В 1947–1948 гг. были первоначально проведены самые срочные и необходимые работы по ремонту кровель. На всех ярусах колокольни все кровли были заново перекрыты новым железом и покрашены. Купол, кресты и чаша были отмыты от покрывавшей их маскировочной краски, утраченные места были вновь позолочены сусальным золотом. В первом ярусе отремонтировано помещение для жилья и устроен склад материалов. В колокольню проведено электроосвещение. Стропильная система верхнего яруса была очищена от коррозии и окрашена киноварью.
В 1950 г. произведены работы по восстановлению цоколя восточной стороны колокольни, все выветрившиеся камни кладки заменены новыми. Восстановлена в своем прежнем виде южная торжественная лестница (из белого камня). В первом ярусе восстановлены все белокаменные украшения с очисткой их от следов масляной краски. Во втором ярусе – заменены все выветрившиеся и прошедшие в негодность белокаменные украшения. В третьем и четвёртом ярусах все архитектурные украшения очищены от масляной краски, тщательно, без нарушения поверхности белою камня, швы и поврежденные места заполнены алебастровым раствором. Особенно сложным был ремонт арок четвёртого яруса, которые после расчистки трещин и обвалившихся мест были укреплены нагнетанием алебастро-цементного раствора под давлением до двух атмосфер. Вышеперечисленные большие капитальные работы, на которые было израсходовано более миллиона рублей, устранили аварийное состояние памятника.
На колокольне в 1959 г. промыта медная чаша под крестом. С северной стороны здания произведена белокаменная чинка части фасада. В 1967–1968 гг. было произведено оборудование помещений в 2-х атаках, устроен лифт, отопление, освещение, канализация, водоснабжение. С северной стороны выложена лестница из белого камня. В 1974–1976 гг. был произведен ремонт фасадов и золочение венца колокольни.
Звонница (описание составлено с помощью игумена Михея (Тимофеева))
Четырехъярусная звонница расположена над 1-м двухэтажным ярусом колокольни. Вход на звонницу начинается с южного портала колокольни, обращенного к Троицкому собору. За массивными железными дверями его расположена слева довольно узкая, примерно в 1 м шириной, фундаментальная белокаменная лестница, покрытая чугунными плитами, которая выходит на своего рода гульбище вокруг 1-го яруса звонницы. Раньше оно было открыто, теперь закрыто сверху мошной 4-скатной с малым наклоном кровлей, почти не видной с земли. Но ажурные чугунные решетки открывают доступ ветрам и голубям, находящим на гульбище место для укрытия от непогоды.
На северной стороне гульбища находится закрытое помещение – верхняя часть шахты лифта, где помещается его подъемное тяговое устройство. С западной стороны между несущими пилонами находится небольшая каменная лестница в 12 ступеней, выводящая на упомянутую кровлю 1-го яруса, служащую теперь, своего рода, полом 2-го яруса колокольни, или 1-го яруса звонницы. Теперь этот ярус пустует, осталась лишь система подвеса трёх самых мощных колоколов лавры: Царь-колокола, Корноухого (Воскресного) и Годунова (Полиелейного).
Новая система подвеса 65-тонного Царь-колокола, установленная в 1905 г. и вызванная трещиной в старых дубовых балках, обнаруженной после того, как архимандрит Товия уловил дефект в звучании колокола, включала главную двутавровую балку, покоящуюся на выступах юго-западного и северо-восточного пилонов, поддерживаемую снизу по центру системой двух откосов, укрепленных на тех же пилонах и сверху, с помощью серёг системой двух других откосов, укрепленных на северо-западном и юго-восточном пилонах. Впрочем, верхняя часть крепления с верхней частью основной балки скрыта от глаз наблюдателя деревянной обшивкой потолка этого яруса. Интересны сохранившиеся и более древние, деревянные балки, на которых висели в западном пролете – Корноухий в 1275 пудов (20,4 т) и Годунов в 1700 пудов (28 т) – в восточном пролете того же яруса. Их балки состоят из деревянных стянутых между собой брусьев, причём верхний брус, состоящий из двух изогнутых половин, предотвращал, очевидно, прогиб балки вниз.
Узкая винтовая лестница почти в 70 ступеней, сделанных из дуба и обитых по краю полосой стали, круто вьется в юго-восточном пилоне, сложенном из красного кирпича, и ведет на крышу 2-го яруса колокольни, служащую полом 3-го яруса.
Здесь с южной стороны находится относительно недавно построенная келия звонарей площадью около 7 кв. м с окошком на Троицкий собор, оборудованная освещением и телефоном для связи со служащим причтом, чтобы вовремя начать звон. Здесь же видим нижнюю часть вертикального деревянного короба, внутри которого подвешены тяжелые гири часового механизма, находящегося гораздо выше. Этот ярус относительно легким деревянным перекрытием разделен на два этажа. Первый высотой около 2,5 метров, где находится келия звонарей; на второй этаж ведут три легких деревянных лестницы. Этот второй этаж 3-го яруса колокольни в настоящее время и является, собственно говоря, звонницей.
В центре на небольшой высоте подвешен Лебедь – 10-тонный (625 пудов) колокол – самый большой в лавре. Размеры его относительно невелики, нижний диаметр (юбки) – 2,25 м, высота по вертикали – 1,6 м (с проушинами – 2,3–2,4 м). Массивный язык колокола свисает примерно на 0,5 м ниже края юбки колокола.
Помощник главного звонаря раскачивает с помощью небольшого каната язык колокола, совершая равномерные удары об один или оба края колокола. Главный, опытный звонарь, поднимается на деревянную антресоль и занимает позицию перед восемью часовыми колоколами, отбивавшими «четверти» часов о помощью наружных молоточков, имеющих привод от программного механизма часов. К правой и левой руке звонаря подходят по 4 шнура от языков этих восьми колоколов, с помощью которых он совершает определенный трезвон. Справа и слева – по 2 колокола также небольшого размера. Под ногами этого же звонаря находятся 4 педали, которые через систему блоков связаны с языками среднего по размерам колоколов, висящих в остальных пролётах этого яруса: Варсонофьевским, Никоновским, «Старцев Собора» и Новым колоколом, подвешенным, очевидно, уже в наше время. Второй помощник звонаря отзванивает в маленькие колокольчики. В необходимых случаях (при звоне «во вся») третий помощник может с помощью ножной педали звонить в «Переспор», висящий в 4-м ярусе колокольни.
В 3-ем же ярусе помимо колоколов находятся вход в деревянную винтовую лестницу, ведущую наверх и заключенную в относительно невысокую деревянную башню, и кончающуюся наверху наклонной лестницей, заключенной в короб, врезающийся в потолок 3-го яруса.
Часовщикам, поднимающимся в этот зал, приходится преодолевать не только упомянутые лестницы, сплошь испачканные пометом голубей, спугивая их с насиженных ими здесь гнёзд, но и очень низкий лаз, который можно преодолеть, лишь согнувшись «в три погибели». Часовой механизм находится в особом застекленном помещении и собран на бронзовой станине общим размером примерно 1,5 х 1,8 х 0,8 м. Почти все детали механизма выполнены также, по-видимому, из бронзы и приводятся в движение 3-мя гирями, подвешенными на тросах, которые через систему полиспастов проходят на барабаны лебёдок. С помощью поворотной рукоятки и этих лебёдок раз в неделю все три гири поднимаются на исходную высоту. Каждая гиря имеет внушительные размеры: высота 50–60 см, диаметр 28–35 см, и соответственно вес, примерно, в пределах 350–400 кг, и ходят они в шахте между 4-м и 3-м ярусом высотой, вероятно, в 13–14 метров.
Лет 10-ть тому назад, по словам отца Михея, по его инициативе и с помощью одного старого часового мастера удалось цапфы основных осей механизма заключить в подшипники качения, вместо подшипников скольжения, что значительно улучшило работоспособность часов, до этого часто не ходивших в зимнее время, когда загустевала смазка.
3 гиревых механизма обслуживают: 1. систему «боя четвертей»; 2. систему «боя часов» – исполнительным органом которого является молоток, ударяющий снаружи по «Переспору»; 3. систему собственно часов, приводящую в движение «минутный» вал, выходящий из механизма вертикально и через систему четырех конических шестерен, осуществляющий поворот осей минутных стрелок (через промежуточные муфты, позволяющие изменять положение каждой стрелки относительно приводной оси).
С обратной (тыльной) стороны каждого циферблата имеется зубчатая передача, осуществляющая движение и часовой стрелки. Один из секторов циферблата открывается для ремонтных или наладочных работ. Система «боя четвертей» включает, как уже было упомянуто, часовые колокола. Их 8-мь, они подвешены в один ряд, имеют помимо обычных ударных «языков», молоточки, расположенные снаружи от колокола и приводящиеся в движение системой тяг от «программного» барабана часов колокольни. Деревянный барабан, находящийся в часовом механизме, несёт по своей окружности четыре ряда спирально расположенных зубьев по восемь в каждом ряду.
Каждая спираль относительно другой сдвинута на 90° по окружности барабана. При отзвоне 1-ой четверти барабан поворачивается на 1/4 оборота и благодаря системе в ряд расположенных качающихся: рычагов, оканчивающихся своего рода пальцами, входящими в контакт с зубьями барабана при его повороте, рычаги поочередно приводятся в движение, благодаря чему производится разовый перебор всех 8-ми часовых колоколов, отбивающих 1-ю четверть. При отбое получаса производится полоборота барабана, что вызывает двойной перебор тех же колоколов. При 3/4 – поворот барабана на 270° и соответственно тройной перебор колоколов, перед боем каждого часа – полный оборот барабана и 4-кратный перебор колоколов.
Небольшая лестница из часового зала ведет на 4-й ярус, пол которого находится примерно на уровне опрокинутого серпа главного креста Успенского собора. В южном пролете этого яруса подвешен «Переспор», единственный колокол этого яруса, благовествующий о начале богослужения в будни и отбивающий часы.
В пятом ярусе колокольни нет работающих колоколов.
Отец Сергий (Голубцов) Строительство и реставрация колокольни со звонницей Троице-Сергиевской лавры // Колокола и колокольни. М. 1994. С. 51–59. http://www.zvon.ru/zvon7.view2.page32.html
Среди сооружений Троице-Сергиевой Лавры особенно выделяется белокаменная колокольня. Появилась она взамен обветшавшей деревянной в середине XVIII в. Строение по тем временам — очень неординарное, ведь такую высоту каменного сооружения архитекторы еще долго не пытались повторить или преувеличить. Это самая высокая колокольня в России. Ее высота составляет 88 м, что на 11 м выше звонницы Новодевичьего монастыря и на шесть метров – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
Проект был разработан к 1740 г., тогда же императрицей Анной Иоанновной было принято решение о строительстве. Однако начало возведения постоянно откладывалось из-за разногласий по вопросу точного места сооружения колокольни. В 1741 г. все спорные вопросы были улажены и строительство началось. Продолжалось оно вплоть до 1770 г.
В 1748 г. прямо во дворе лавры для колокольни был отлит Царь-колокол весом 65 тонн. Общее число колоколов первоначально составляло 42 штуки, затем было доведено до 50.
В 1930 г. колокола с колокольни были сняты. Находящемуся в монастыре Сергиевскому музею были переданы в качестве экспонатов лишь некоторые из них – остальные пошли на переплавку.
В 1999-2001 г. была проведена масштабная реставрация колокольни Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В последующие годы были заново отлиты три больших благовестных колокола, включая Царь-колокол. В 2004 г. Царь-колокол был доставлен в лавру и поднят на колокольню.
На сегодняшний день лаврский Царь-колокол – самый большой действующий колокол в православном мире – его вес составляет 72 тонны и еще две тонны весит его язык. Всего на колокольне Троице-Сергиевой лавры установлено 33 колокола. Старейший из них — «Чудотворцев» или «Ноконовский» — отлит в 1420 г. при игумене Никоне, преемнике преподобного Сергия Радонежского.
В 2012-2016 г. на Колокольне проведены масштабные реставрационные работы белого камня, фасадов, крылец, системы водостока, позолота часов и короны, внутренних стен и сводов на ярусах звона, воссоздание кровли, реставрация крылец, внутристеновых лестниц и внутренних поверхностей ярусов звона.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru