Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа.

Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря. Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности. Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX в. лаврскими иконописцами. В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556), а у южной стены – преподобного Антония Радонежского (†1877).
http://www.stsl.ru/guide/building.php?num=3

Церковь во имя Сошествия Святого Духа построена псковским мастерами в 1476-1477 гг. В XVIII в. изменен верх здания. Перестраивалась в XVII-XIX вв. Церковь не функционировала в 1920 — конец 1940-х гг. Основной объем реставрирован в 1937-1946 гг. П.Д. Барановским и И.В. Трофимовым, завершение и декор — в 1960 г. В.И. Балдиным и Ю.Н. Герасимовым.
Кирпичное здание с белокаменным цоколем и порталами представляет в московском зодчестве уникальный пример церкви «иже под колоколы». Памятник, обладающий рядом новых черт по сравнению с раннемосковским постройками, составляет важное звено в истории русского зодчества, намечая пути дальнейшего развития культовой архитектуры. Четырехстолпный одноглавый трехапсидный храм увенчан барабаном, в основании которого устроена звонница в виде аркады на шести массивных круглых столбах. Открытая в барабан, она отделена от храма купольным сводом. Разработка фасадов подчеркивает вертикализм общей композиции. Узкие пучковые лопатки членят фасадные плоскости на три прясла, завершенные ложными килевидными закомарами. Заостренная форма киля неоднократно повторена в абрисе диагональных кокошников в основании звонницы, в ее архивольтах и контурах перспективных порталов. Вертикальные жгуты в декорации апсид объединены наверху гирляндой с фигурным резным навершием. Цоколь сложного профиля украшен лентой пальметт. Верх барабана и четверик храма ниже пят закомар опоясывает трехчастный терракотовый фриз с балясником и двумя рядами красных, частично поливных плит зеленого и охристого тонов с рельефным растительным орнаментом. Наружное убранство дополняет роспись, помещенная в средней закомаре северного и в круглом киоте западного фасада. Темный интерьер почти лишен верхнего света. В нем своеобразны столбы, квадратные со скошенными углами, несущие повышенные подпружные арки. Своды коробовые. В пределах боковых нефов имеется алтарная преграда. Первоначальная стенопись «по указу Патриарха Никона» 1655 г., возобновленная в 1778 г., заменена в 1866 г. масляной живописью по новой штукатурке, неонократно поновлялась в XIX- начале ХХ вв. Иконостас розового дерева с художественными мотивами XVII в., выполнен И.М.Малышевым. Пол из каменных плит. В храме хранятся мощи прп. Антония Радонежского (ск. 1877, наместник лавры с 1831 по 1877 гг.).
Церковь Сошествия Святого Духа в комплексе «Монастырь Троице-Сергиева лавра» является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).
По материалам Каталога «Памятники архитектуры Московской области», т.2. М., Стройиздат, 1999 г.
Кирилл Аминов. 08 апреля 2015 г.

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 г. г.)
Вторая каменная церковь монастыря возводилась в 1476-1477 гг. к северо-востоку от Троицкого собора. Она расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря. Храм строился псковскими мастерами, приглашенными в Москву великим князем Иваном III. Образцом для строительства Духовской церкви послужил Троицкий собор, основные формы и пропорции которого (высота до завершения креста 30 м) повторены в новом храме. Однако новое строение имеет принципиальное отличие. Уникальное сочетание храма и звонницы, где круглый ярус звонницы с колоколами расположен на сводах церкви, получило наименование «церковь иже под колоколы». Она считается древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа.
В отличие от белокаменного Троицкого собора храм-звонница сложен из кирпича, ставшего в это время основным строительным материалом. Объем Духовской церкви четко делится на две равные по высоте части: четырехстолпный четверик с тремя высокими апсидами, повторяющий формы Троицкого собора, и цилиндрический постамент на церковных сводах с шестипролетной звонницей, несущей барабан с куполом и крестом.
На дубовых брусьях в пролетах звонницы висят колокола, при этом открытый внутрь купола барабан с узкими окнами выполняет функцию своеобразного резонатора звука. Декоративное убранство храма строилось по подобию Троицкого собора, но в другом материале. Трехмастный орнаментальный пояс, обрамляющий стены Духовской церкви и верх барабана, был выполнен из терракотовых балясин, окаймленных двумя рядами полихромных поливных изразцов. Устройство открытого яруса звона под центральной главой, вертикальные пропорции, богатство и нарядность белокаменных и керамических декоративных элементов (включая украшенную резными кринами ленту цоколя) придавали сооружению черты изящества и неординарности. Узорчатые пояса из терракотовых балясин и изразцов были самым ранним примером использования керамического декора и поливных изразцов в московском зодчестве.
Духовская церковь строилась в те годы, когда в Москве при великокняжеском дворе работали не только лучшие мастера из разных русских городов, но и европейские зодчие. Не случайно в конструкции и декоративном убранстве храма использованы новые приемы и детали. Декоративные полуколонки с гирляндами, которыми украшены апсиды храма, аналогичны гирляндам на стенах греческой церкви Пресвятой Богородицы Пантанассы (1428) в Мистре. Впоследствии этот декоративный прием был применен в оформлении Введенской церкви Подольного монастыря (1547), стоящей недалеко от Святых врат, и церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637).
Звон в церкви «иже под колоколы» был совершенно уникален для Москвы. Это был первоначально так называемый псковский звон, при котором балки с укрепленными на них колоколами раскачивали с земли. Звонили в колокола при помощи веревок и деревянных рычагов, прикрепленных к балкам. Колокол раскачивался вместе с держащим его брусом, при этом язык поочередно ударялся в противоположные края колокола. Такой способ звона называется еще очапным, или псковским, и до сих пор применяется в Псково-Печерском монастыре. Изначально такой тип звона имел распространение в Европе, а в России был известен только в западнорусских землях (Новгород, Псков). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.
Внутреннее пространство Духовской церкви, лишенное верхних окон из-за наличия звонницы, освещается немногочисленными узкими боковыми окнами. Росписи на стенах были сделаны впервые в 1665 г. повелением Патриарха Никона и неоднократно поновлялись. Иконы для установленного в 1866 г. трехъярусного иконостаса из розового дерева были выполнены мастерами лаврской иконописной мастерской.
До революции к северному фасаду Духовской церкви примыкала небольшая каменная часовня над могилой Максима Грека. К южному фасаду примыкал придел во имя Праведного Филарета, в котором в 1867 году был погребен митрополит Московский и настоятель Лавры святитель Филарет (Дроздов). Часовня и придел объединяла паперть, примыкавшая к западному фасаду Духовской церкви.
В 1938-40 гг. пристройки были разобраны. В 1941-48 гг. под руководством архитектора И.В. Трофимова были укреплены фундаменты Духовской церкви, восстановлены некоторые утраченные элементы декора фасадов, настенная масляная живопись в интерьере. В 1960 г. была произведена расчистка терракотового фриза, поздняя четырехскатная кровля заменена позакомарным покрытием, раскрыта звонница.
В Духовской церкви находится надгробие митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812 г.). Возле южной стены покоятся святые мощи преподобного Антония (Медведева; † 1877 г.), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, у северной стены почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556). С южной стороны храма были похоронены святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867 г.; мощи обретены в 1994 г.; перенесены в храм Христа Спасителя в Москве в 2004 г.) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879 г.; мощи обретены в 1994 г.; почивают в Успенском соборе).
http://www.stsl.ru/about_lavra/all/dukhovskaya-tserkov-1476/

В 2013-2015 г.г. проведены работы по реставрации фасадов, кирпичной кладки, белокаменных элементов, терракотового пояса, воссозданию оконных заполнений, реставрации главки с крестом, крылец, устройству белокаменных полов, реставрации настенной живописи и живописи фасадов.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

В 1476 году напротив Троицкого собора псковские мастера возвели Свято-Духовскую церковь «иже по колоколы». Псковичи были приглашены в Москву для строительства Успенского собора в Московском кремле, они тогда считались наиболее опытными мастерами в возведении больших храмов. Духовская церковь повторяет формы и пропорции монастырского Троицкого собора, но ниже его на 1 метр. Очевидно, таково было условие монастыря — соблюдать субординацию. Но благодаря стройным пропорциям и расположению ближе к вершине холма, Духовская церковь выглядит всё-таки выше своего мощного соседа.
Троицкий собор сложили из блоков белого камня, прошло 50 лет — поменялась строительная практика, и Духовскую церковь возводят уже из кирпича. Правда, псковичи, привычные к известняку, использовали формы, привычные им по работе с мягкой псковской плитой. Круглые столбы и арки звонницы кажутся вырезанными из камня, хотя сложены из кирпича. Орнаментальный пояс, стягивающий стены Духовской церкви, выполнены из терракотовых балясин, окаймлённых поливных изразцов. Но эти украшения традиционно белят, поэтому форму видно, а материал угадывается. Апсиды церкви украшены оригинальным орнаментом из обратных арочек с белокаменными жучками. Этот орнамент использован ещё на двух монастырских зданиях и больше нигде не встречается.
Свято-Духовская церковь совмещена со звонницей. Это древнейший сохранившийся храм такой компановки — «под колокола». В колокола звонили по-псковски, с земли. Внутри храма даже нет лестницы на колокольню. Колокола закреплены «жёстко» на свободно лежащей балке. К балке привязан шест-очеп. Звонарь за верёвку с земли раскачивает балки с колоколом. Язык поочерёдно ударяется о противоположные края колокола. Подобным очепным звоном звонят в Псково-Печёрском монастыре и в католической Европе. Полый барабан с куполом над колокольней выполняет функцию резонатора.
Глава в виде пузатой луковицы появилась на Духовском храме в 1780 году. Её не стали переделывать, так как не нашли данных о первоначальных пропорциях купола.
Из книги: Михаил Жебрак «Пешком по Подмосковью». — Москва. ООО «Издательство Аст», 2020

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?