Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади. Церковь сооружена в 1746 г. по проекту архитектора Д. В. Ухтомского и освящена в 1753 г.
Небольшой, круглый в плане, храм, завершенный гармоничной формы куполом и световым фонарем с миниатюрной фигурной главой и крестом, является прекрасным образцом архитектуры елизаветинского барокко, но с удивительным художественным тактом вписан в древний ансамбль монастыря. Бирюзовые стены церкви украшены ритмически чередующимися белыми сдвоенными пилястрами и резными белокаменными обрамлениями двух ярусов окон. С четырех сторон храм окружают идущие вдоль его стен лестницы-всходы.
Первоначальный иконостас церкви, к сожалению, не сохранился. В настоящее время ее украшает замечательный резной иконостас из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице, выполненный в 1748 г. по проекту Д. В. Ухтомского.
Богослужения в церкви Смоленской иконы Божией Матери совершаются в ее престольный праздник (28 июля/10 августа) и в воскресные и праздничные дни. В нише на восточной стене помещена резная каменная икона, копия главной святыни церкви – чудотворного монастырского образа Одигитрии, находящегося в настоящее время в Художественном музее.
По материалам официального сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дом Живоначальной Троицы
Церковь иконы Божией Матери Смоленская «Одигитрия» была построена в 1745-1753 гг. на месте разобранной поварни 3 четв. XV в. Находившившаяся на стене поварни главная святыня — чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия Смоленская», высеченный в камне, находится ныне в Художественном музее, на восточной стене церкви помещена его копия. Заказчиком храма был граф А.Г. Разумовский, автором проекта, предположительно, архитектор Д.В.Ухтомский. Окружавшие храм крыльца, разобранные в 1784 г., частично восстановлены Б.Д.Комаровым в 1956, полностью в 1977 гг. Последняя реставрация здания проходила в 2013-2014 гг.
Небольшой изящный храм в формах елизаветинского барокко сложен из кирпича, детали декора белокаменные или беленые. Поставленный на полуподвале одноглавый ротондальный объем с двумя ярусами окон пластически богато разработан с помощью чередования глубоких ниш во всю высоту здания и пилястровых портиков, поддерживающих лучковые фронтоны. Окружающие его по странам света сложные лестницы крылец на два всхода, с массивной балюстрадой, образуют своеобразный стилобат постройки. Храм завершен яйцевидным куполом с люкарнами и световым фонарем с фигурной главкой. Светлый и просторный интерьер обработан пилястрами и нишами, объединяющими окна в вертикальные звенья. Некогда голубые стены украшают сюжетные масляные росписи. Резной барочный иконостас работы Д.В.Ухтомского с обильной скульптурой перенесен в 1956 г. из разобранной церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице в Москве.
Источники: Каталог «Памятники архитектуры Московской области», т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официальный сайт Троице-Сергиевой лавры «Дом Живоначальной Троицы»
Кирилл Аминов, 08 апреля 2015 г.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746-1753) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади. На том месте, где стоит теперь церковь, в начале ХVIII в. располагалось каменное здание братской поварни. На наружной стене поварни находилась чудотворная каменная резная икона Божией Матери «Одигитрии» Смоленской. Отсюда и происходит название церкви. В настоящее время эта икона находится в Сергиево-Посадском историко-художественном музее, а на наружной восточной стене церкви установлена почитаемая копия. В 1730 г. чудотворная каменная икона Одигитрия Смоленская представилась в сонном видении одному монастырскому псаломщику, имевшему пригнутые к спине и иссохшие руки, и который после сего видения получил исцеление. «О храмовом сей церкви образе Божией Матери в рукописном описании Лавры, составленном в 1781 г., приводится показание старожилов, взятое в 1746 г., что в 1730 г. образ сей, стоявший в то время на стене палаты, представился в сонном видении псаломщику, имевшему пригнутыя к спине и изсохшия руки; что после сего видения псаломщик получил исцеление и, по важности события, был представлен Императрице Анне Иоанновне в Измайловском Дворце и освидетельствован врачами» /А.В. Горский.
Для прославившейся чудотворением иконы здание поварни в 1735 г. по именному указу императрицы Анны Иоанновны было обращено в церковь Смоленской иконы Божией Матери. Но здание оказалось ветхим, и на деньги, пожертвованные графом А.Г. Разумовским в количестве 4654 рублей 38 копеек, была поставлена новая церковь, существующая до настоящего времени. Церковь строилась с 1745 по 1748 гг. при наместнике Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрите Лаврентии (Хоцятовском) по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Торжественное освящение церкви было совершено 6 июня 1753 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны и высокопоставленных придворных. Смоленская церковь – единственный в монастыре храм, имеющий в плане форму круга «с четырьмя глубокими криволинейными нишами на всю высоту стен». Волнообразный ритм стены подчеркнут изогнутыми фронтонами, плоскими сдвоенными пилястрами и усложнен двойной полосой окон в скульптурных наличниках, завершенный гармоничной формы куполом и световым фонарем с миниатюрной фигурной главой и крестом — прекрасный образец архитектуры елизаветинского барокко, но с удивительным художественным тактом вписанный в древний ансамбль монастыря.
В середине XVIII в. Смоленская церковь имела три входа. В 1784 г. два из них были заложены. В 1854 г. с запада к церкви была пристроена паперть, разобранная во время реставрации. В 1958 г. вновь были устроены три крыльца с двусходными лестницами сложной криволинейной формы. В 1977 г. было сделано четвертое такое же крыльцо. Однако во время реставрации 2007 г. эти крыльца были разобраны и сделаны только два: с запада — входное, и с востока, ведущее к иконе Смоленской Божией Матери (копии главной святыни церкви – чудотворного монастырского образа Одигитрии), расположенной в нише на восточной стене церкви. Напряженная пластика внешнего вида церкви получила продолжение в интерьере, залитом светом из окон-люкарнов и барабана (в 2003 г. здесь установлены витражи). Внутри Смоленская церковь не имеет столпов, и все ее внутреннее пространство открыто до купола. Фресковая живопись появилась только в 1854 г. и с тех пор неоднократно поновлялась. «Иконостас в церковь, вызолоченный червонным золотом, был устроен тем же графом Разумовским, которым была построена и самая церковь. В 1756 г. граф П.Б. Шереметев устроил на Смоленскую икону Божией Матери ризу и оклад серебряные, вокруг украшенные жемчугом, и алмазную корону с разными каменьями. В 1781 г. церковь была расписана голубою краскою с пристойными украшениями. В 1854 г. иконостас церкви сделан под мрамор и стены ее вновь расписаны» /Е. Голубинский/. Собственный иконостас Смоленской церкви был утрачен в 1920-1930 гг. Вместо него в 1956 году был установлен близкий ему по времени создания и по стилю иконостас из разобранного в 1932 году московского храма Параскевы Пятницы. В крипте церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери находится гробница выдающегося иерарха Русской Православной церкви, митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича, + 1961 г.).
http://www.stsl.ru/about_lavra/all/smolenskiy-khram-1746-1753/
Церковь строилась с 1745 по 1748 г.г. при наместнике Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрите Лаврентии (Хоцятовском) по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Торжественное освящение церкви было совершено 6 июня 1753 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны и высокопоставленных придворных.
В ходе работ в 2013-2015 г.г. выполнена реставрация белокаменного декора на фасадах церкви, реставрация иконостаса, икон, темперная живопись, реставрационно-позолотные работы, реставрация стенописи, устройство гранитных ступеней и площадок крылец, реставрация стен и сводов крипты.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) была построена в 1746-1748 г.г. Эти сведения имеются почти в любом путеводителе по Троице-Сергиевой лавре. Менее известны данные, что ей предшествовала другая – тоже Смоленская, а сначала была устроена Смоленская часовня.
На месте, где в настоящее время стоит Смоленская церковь, в первой трети XVIII в. располагалось несколько сооружений, среди которых находились Оружейная палата, кузница, две палаты, в одной из которых размещалась «поваренная для приготовления работным людям пищи», а в другой трапезная, где «тех работных людей кормили пищею». На стене одной из них имелся древний каменный образ Богородицы Одигитрии Смоленской.
Считается, что в 1730 г. псаломщик Кузьма Матвеев, страдавший сухорукостью, увидев во сне этот образ, после видения выздоровел. Ввиду особой важности данного события псаломщик даже был представлен императрице Анне Иоанновне. После «чуда исцеления», произошедшего от этой иконы, решено было построить во имя «оного чудотворного образа» храм.
Но сначала была устроена не церковь, а лишь часовня, у которой были «две стены дощатые», сооруженная, видимо, специально для названного образа. Возможно, это был своеобразный навес с двумя «дощатыми» стенками над иконой, помещенной на стене. А вскоре (между 1735 и 1737 г.г.) две из вышеупомянутых палат были приспособлены под храм.
Церковь, для которой не было возведено отдельного здания, в начале 1740-х г.г. «по прожекту отца наместника» собирались строить заново. На одном из сохранившихся проектных чертежей середины XVIII в. Смоленская церковь изображена крестообразным в плане сооружением. Любопытен не только план, но и фасад этой постройки. Это двухъярусное строение, фасад и купол которого выполнены почти так же, как фасад и купол, изображенной рядом колокольни, находящейся тогда еще в процессе строительства. Фактически отличие составляет количество ярусов: три у колокольни (тогда еще не существовало проекта ее надстройки до 5 ярусов) и два – у Смоленской церкви. Таким образом, Смоленская церковь должна была представлять собой своеобразную уменьшенную копию колокольни, но крестообразную в плане (в отличие от квадрата Колокольни). К сожалению, до сих пор остается неизвестным, кто создавал этот проект Смоленской церкви, как неизвестно и то, почему он был изменен.
Существующий храм, имеющий в плане форму круга, кардинально отличающийся от проекта, был отстроен к осени 1748 г. По каким-то причинам отделка фасадов храма осталась незаконченной: у отстроенной Смоленской церкви установленные в кладку стен белокаменные блоки капителей пилястр остались незавершенными. Освящен храм был только через 5 лет после завершения строительства в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.
В ранних документах у храма упоминаются три крыльца (южное, западное и северное). Но вскоре северное и южное крыльца были разобраны, и на месте дверей устроены окна. И с 1784 г. у храма было лишь одно западное крыльцо. Но в 1853-1854 г.г. вместо него была устроена паперть (разобрана в 1940-х г.г.).
Крыльца были восстановлены в 1950-х г.г. И что очень интересно – архитектор Б.Д. Комаров занимавшийся реставрацией церкви, нашел следы от четвертого крыльца с восточной стороны храма. Но никаких письменных свидетельств существования четвертого крыльца до сих пор не обнаружено. Оно было воссоздано по аналогии первых трех в 1977 г. под руководством архитектора В.И Балдина.
По завершении строительства стены храма, посвященного Смоленской иконе Божией матери церкви были покрашены в красный цвет. Но меньше, чем через 30 лет они получили голубой тон, который в традиционной трактовке церковной символики воспринимается Богородичным цветом и в полной мере соответствовал посвящению храма. Однако в 1823 г. его фасады были покрашены «розовою краскою». Розовыми или красными стены церкви оставались до 1964 г., когда под руководством архитектора В.И. Балдина их покрасили в тон голубоватому цвету стоящей рядом Колокольни. Но в 2011 г. стены церкви были окрашены в цвет разбеленной терракоты, который не соответствует ни первоначальному красному, ни посвящению храма Богородице.
К северу от Смоленской церкви располагалось кладбище, обнесенное оградой в 1841 г. В 1898 г. была выстроена новая ограда по проекту лаврского архитектора А.А. Латкова с огромными воротами из красного кирпича, которые довольно грубовато вписывались в монастырский ансамбль (разобраны были в 1940-х г.г.).
Службы в Смоленской церкви прекратились, как и во всех храмах монастыря, после октябрьских событий 1917 г. Через 10 лет после закрытия Лавры на ее территории предполагали открыть дом отдыха «не менее чем на 500 человек». Для отдыхающих собирались приспособить Больничные палаты, а под – кухню Смоленскую церковь. Но это проект осуществлен не был.
До конца 1941 г. церковь была занята Загорским Отделением Заготзерно. А после Великой Отечественной войны в ней разместили каменнорезную мастерскую Художественно-ремесленного училища № 59, созданного для подготовки специалистов-реставраторов. Ко времени передачи Смоленской церкви Московской Патриархии (1956 г.) ее помещение было занято фондами скульптуры Государственной Третьяковской галереи. Очень интересно, что некоторое время в ней хранились «ящики с Севастопольской панорамой».
В 1956 г. в храме взамен утраченного был установлен близкий по времени иконостас из московской церкви Параскевы Пятницы «что в Охотном ряду», разобранной во второй четверти XX столетия. Громадные работы по возобновлению позолоты иконостаса под руководством А.В. Бударина были проведены в 2014 г.
В 1961 г. в цокольной части храма была устроена небольшая крипта, где был похоронен митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич).
С восточной стороны храма расположена ниша. Находилось ли в ней что-либо в начальный период – неизвестно. В более позднее время в ней было укреплено деревянное «Распятие». А в 1979 г. была установлена каменная резная икона Богоматери Одигитрии Смоленской, которая является увеличенной копией каменной иконы XV в.
Образ Богоматери Одигитрии Смоленской, вырезанный из белого камня в XV столетии, ныне украшает экспозицию «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV-XVIII в.в.».
Холодкова Н.В., ведущий научный сотрудник «История и культура Сергиево-Посадского края XIV-XX в.в.», http://museum-sp.ru/news-science/