Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг. Трапезная палата, площадью более 500 кв.м., являющаяся одним из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине XX в. здесь проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви. По своей архитектуре и исключительному богатству декора фасадов Трапезная церковь относится к лучшим образцам московского барокко. Покрытые разноцветной росписью «в шахмат» стены, резные белокаменные полуколонны и обрамления окон, величественная, совершенная в своих пропорциях кровля, придают зданию церкви особую выразительность.
Церковь преподобного Сергия с Трапезой играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до Троицкого собора. Первоначальный иконостас церкви до нас, к сожалению, не дошел, а украшающий ее теперь позолоченный иконостас XVII в. из разрушенного московского храма «Никола Большой Крест» является замечательным памятником древнерусского резного искусства.
В 1956 г. в Трапезной палате освящены приделы в честь святителя Иоасафа Белгородского (на северной стороне) и преподобного Серафима Саровского (на южной). В зимнее время Трапезный храм становится главным храмом монастырских богослужений.
http://www.stsl.ru/guide/building.php?num=6
Трапезная палата с церковью прп. Сергия Радонежского была построена в 1686-1692 гг. по повелению царей Ивана и Петра. Кирпичное оштукатуреннное здание с резным белокаменным убором поставлено на подклет, окруженный открытым гульбищем на аркадах. Часть гульбища восстановлена И.В. Трофимовым в 1940-х гг.
Памятник в формах московского барокко отличается исключительным богатством декоративной отделки и смелостью конструктивных решений, что позволяет причислить его к лучшим образцам аналогичных построек конца XVII в. Украшающие фасады крупные полуколонны, наличники с колонками, увитыми виноградной лозой, с фигурным резным очельем, раковины в завершении стен, воспринимаются на фоне дробной многоцветной росписи «в шахмат». В здании доминирует огромный трапезный зал 34х15 м, для парадных обедов и приемов. Перекрытый полулотковым сводом, он образует одно из крупнейших помещений своего времени без промежуточных опор. Для повседневного использования предназначена малая трапезная в юго-западной части здания. Небольшая, смежная с главным залом бесстолпная трапезная церковь с лотковым сводом на распалубках занимает нижний ярус четверика, увенчанного маленькой главкой; в верхнем размещались монастырский архив и библиотека. Стены и своды основных помещений украшены обильной лепниной, вызолоченной и посеребренной в 1780 г., позднее частично раскрашенной. Внутренние двери, в том числе в церковь, оформлены пышными порталами с резными колоннами.
Первоначальная стенопись, выполненная в 1778-1780 гг. А.Н. Янковским с группой мастеров, скрыта неоднократно обновленной последний раз в 1911 г., масляной живописью. В церкви живопись реставрировалась в 1974 г. под руководством М.Н. Соколовой. Прежний иконостас заменен в 1948 г. великолепным произведением белорусских резчиков, нарядным иконостасом 1688 г. в формах московского барокко из разобранной церкви Николы Большой крест на Ильинке в Москве.
Храм закрывался в 1920 г., богослужения возобновлены в конце 1940-х гг. В середине ХХ в. в трапезном зале проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной церкви. В 1956 г. в трапезной освящены приделы свт. Иоасафа Белогородского (северный) и прп. Серафима Саровского (южный). Хранятся мощи свт. Филарета Московского и свт. Иннокентия.
Трапезная с церковью преподобного Сергия Радонежского в комплексе «Монастырь Троице-Сергиева лавра» является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).
Источники: каталог «Памятники архитектуры Московской области», т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официальный сайт Троице-Сергиевой лавры «Дом Живоначальной Троицы»
Кирилл Аминов, 08 апреля 2015 г.
Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692)
Трапезный храм — один из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле, благодаря разноцветной росписи стен «в шахмат», имитирующей руст, благодаря искусной белокаменной резьбе колонн малого и большого ордеров, многопрофильному карнизу, увенчанному парапетом с поясом скульптурных раковин. Пышный декор фасадов в совокупности с широким гульбищем придает зданию монастырской Трапезной вид прекрасного дворца. Строительство этого грандиозного храма началось в 1686 г. повелением царствующих братьев Иоанна V и Петра I Алексеевичей и с благословения Патриарха Иоакима южнее Успенского собора вдоль южной крепостной стены монастыря на месте деревянных жилых и служебных построек, царицыных палат и кладбища. Перед зодчим (имя которого неизвестно) ставилась задача создать «храм Божий с трапезою в честь отца нашего игумена, российского чудотворца».
Архитектурный облик постройки замышлялся в новом модном стиле, известном под условным названием «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей (до конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи). Работы по строительству Трапезной церкви закончились в 1692 г. ко дню 300-летия преставления Преподобного Сергия. Освящение храма было совершено в присутствии всего царского дома Патриархом Адрианом, о чем повествует надпись у входа в трапезную палату.
Тип храма с трапезной появился в России еще в XVI в. Здание, расположенное на довольно крутом южном склоне, поставлено на подклет, благодаря чему оно значительно поднято над землей. В пропорциях Сергиевской церкви апсидам, выдвинутым на восток, отводилась большая, как ни в одном другом храме Троицкого ансамбля, роль. Их объем и мощная пластика активно выделяют алтарное пространство. После пожара 1746 г. над Трапезной была устроена «особого примечания железная кровля» с уникальной системой стропил, сделанная «искуснейшим механическим способом». Установил инженерное чудо в 1749 г. бывший артиллерийский кузнец В. Крестовщиков по чертежам архитектора И. Жукова.
Церковный портал с высоким фронтоном и резными колоннами, незначительно отстоящий от стены, первоначально был открытым. В древних монастырских описных книгах указывается: «с северной стороны здания два входа: церковный и главный». Они были соединены просторной окружной галереей (гульбищем) с колончатой оградой. Широкие лестничные марши неспешно, с остановочными площадками в середине, подводят к двум разным по назначению частям здания: церкви и Трапезной палате с семью большими окнами. Над лестницей главного входа (перестроена в 1734 г. в связи с сооружением небольшой Михеевской церкви) раскинулся обширный шатер открытых сеней. С парадных крылец зачитывались государственные указы, цари и церковные иерархи приветствовали и благословляли народ, так что большое «осененное» крыльцо подчеркивало особое значение главного входа. По обе стороны его массивной двери размещены искусно вырезанные тексты с историей закладки и освящения Трапезного храма.
Характерной чертой постройки является обилие наружного наряда, доселе не виданного на Руси. Стены почти исчезают в декоре из высоких гладкоствольных колонн и полуколонн, расставленных поочередно, попарно, пучками; малых витых колонок, обрамляющих окна и двери; фигурных наличников, карнизов, раковин. Динамика стиля «оживляет» стены, эффектно выводит на передний план многослойные рельефы резьбы и лепнины. Весь этот затейливый убор перевит лозами и ярко раскрашен, а оставшаяся часть стены расписана разноцветными красками «в шахмат».
Не меньшей красочностью и торжественностью отличается и убранство интерьера. Настенная живопись и лепнина, украшающая трапезную церковь и трапезный зал, выполнены в 1778-1780 гг. Внутреннее пространство Сергиевского храма вытянуто с севера на юг и невелико по размерам. Вместо традиционных узких щелевидных окон свет в помещение поступает из больших оконных проемов. Сергиевская церковь поражает пышностью и великолепием своего убранства.
Свод и стены церкви покрыты ковром лепнины конца XVII в. из фигурных картушей, провисающих гирлянд, цветочных букетов, связок экзотических плодов. По распоряжению императрицы Екатерины II в 1778 г. художник А.Н. Янковский с группой живописцев расписали клейма в храме библейскими и аллегорическими сюжетами. Сами картуши приказано было местами позолотить, посеребрить «или каким другим пристойным образом красками оживить». Впоследствии живопись неоднократно поновлялась (последний раз в 1911 г.).
Пышному декору церкви соответствовала резьба иконостаса, разобранного в 1919 г., после закрытия монастыря. В 1948 г. в храме был установлен иконостас из московской церкви Николая Чудотворца «Большой крест» на Ильинке (1688). В его виртуозной золоченой резьбе во всей полноте воплотились мотивы столичного «узорочья» XVII в. Иконы для иконостаса исполнены, по всей вероятности, прославленным изографом Оружейной палаты Московского Кремля Симеоном Спиридоновым Холмогорцем в новейшем стиле «фряжского» письма.
Сергиевская церковь отделена решетчатыми воротами от Трапезной палаты. Площадь палаты составляет 510 кв. м (15×34) с высотой в зените 9,8 м. Это самое большое в России бесстолпное помещение, перекрытое сводами и поддерживаемое железными тягами. Воздвигнутые в конце XVII в. в богатейших московских монастырях трапезные имели площади: в Симоновом — 338 кв. м, в Новодевичьем — 390 кв. метров.
Огромные «стеколчатые» окна заливают помещение ярким светом. Стены и своды Трапезной «убраны штукатуркою лепною работою». Одновременно с аналогичными работами в церкви клейма и резные украшения в ней были «вызолочены с оживкою разными красками и посеребрены; в тех клеймах и плафонах изображены живописью разные святые и священные истории». Живописное убранство поновлялось несколько раз с изменением общего колорита и сюжетной части.
После открытия в 1946 г. монастыря помещение Трапезной палаты стало использоваться как продолжение храма. В 1950-е гг. в Трапезной палате устроены два малых придела — во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. Из Трапезной палаты нарядные порталы выводят в притвор и малую трапезную (сейчас там расположена монастырская ризница), декорированные в соответствии с основным интерьером. Сергиевская церковь имеет второй этаж, куда можно попасть из притвора Трапезной палаты по узкой лестнице в толще стены. В его помещениях, не имеющих украшений, располагались прежде архив и библиотека монастыря, содержавшая уникальное собрание древнерусских рукописей.
В подклете здания в 2006 г. реконструирована огромная двустолпная палата, являющаяся ныне братской трапезной. Там же располагаются поварня и просфорня.
Церковь преподобного Сергия с Трапезой играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до Троицкого собора. До начала 2000-х гг. Трапезный храм являлся главным храмом монастырских богослужений в зимнее время.
http://www.stsl.ru/about_lavra/all/trapeznyy-khram-1686-1692/
Трапезный храм — один из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле, благодаря разноцветной росписи стен, имитирующей руст, благодаря искусной белокаменной резьбе колонн малого и большого ордеров, многопрофильному карнизу, увенчанному парапетом с поясом скульптурных раковин. Пышный декор фасадов в совокупности с широким гульбищем придает зданию монастырской Трапезной вид прекрасного дворца. Строительство храма началось в 1686 г. южнее Успенского собора вдоль южной крепостной стены монастыря на месте деревянных жилых и служебных построек, царицыных палат и кладбища.
Архитектурный облик постройки замышлялся в новом модном стиле, известном под условным названием «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей. Работы по строительству Трапезной церкви закончились в 1692 г. ко дню 300-летия преставления Преподобного Сергия.
Тип храма с трапезной появился в России еще в XVI в. Здание, расположенное на довольно крутом южном склоне, поставлено на подклет, благодаря чему оно значительно поднято над землей. В пропорциях Сергиевской церкви апсидам, выдвинутым на восток, отводилась большая, как ни в одном другом храме Троицкого ансамбля, роль. Их объём и мощная пластика активно выделяют алтарное пространство.
После пожара 1746 г. над Трапезной была устроена железная кровля с уникальной системой стропил, сделанная механическим способом. Церковный портал с высоким фронтоном и резными колоннами, незначительно отстоящий от стены, первоначально был открытым. Широкие лестничные марши неспешно, с остановочными площадками в середине, подводят к двум разным по назначению частям здания: церкви и Трапезной палате с семью большими окнами. Над лестницей главного входа, перестроенной в 1734 г., раскинулся обширный шатер открытых сеней.
Характерной чертой постройки является обилие наружного наряда. Стены почти исчезают в декоре из высоких гладкоствольных колонн и полуколонн, расставленных поочередно, попарно, пучками; малых витых колонок, обрамляющих окна и двери; фигурных наличников, карнизов, раковин. Динамика стиля «оживляет» стены, эффектно выводит на передний план многослойные рельефы резьбы и лепнины.
Настенная живопись и лепнина, украшающая трапезную церковь и трапезный зал, выполнены в 1778-1780 г.г. Внутреннее пространство Сергиевского храма вытянуто с севера на юг и невелико по размерам. Вместо традиционных узких щелевидных окон свет в помещение поступает из больших оконных проемов.
До начала 2000-х г.г. Трапезный храм являлся главным храмом монастырских богослужений.
В 2012-2015 г.г. в Трапезном храме проведены масштабные работы по устройству покрытия гульбища из чугуна, реставрации фасадов южного подклета, стен и сводов в интерьерах южного подклета, усилениею фундаментов северного гульбища, реставрации помещений северного подклета, устройству теплого пола Малой Братской Трапезной, реставрации и воссоздание живописи в алтаре, устройству теплого пола Северной галереи и вентиляции, реставрации пристенных киотов и архитектурно-лепного декора.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru