Сергиев Посад. Гефсиманский скит.

Гефсиманский скит, в 2 1/2 верстах от Лавры. Основан в 1844 году Московским митрополитом Филаретом, которым и был освящен, главный скитский храм с двумя престолами: вверху (28 сентября 1844года) — в честь Вознесения Божией Матери на небо, а внизу (8 июля 1846 года) — в память Гефсиманского моления Спасителя; при чем приснопамятный владыка при освящении первого престола облачен был в крашенинные фелонь и епитрахиль преподобного Сергия, его же и деревянный сосуд был на престоле для совершения Евхаристии. В ските хранится немало святынь, замечательных древностью: часть креста Господня, камень от гроба Богоматери, часть масличного дерева из Палестинской Гефсимании, ковчег с частицею ризы Господней и мощами святых, схима, в которой был погребен преподобный Сергий, мантия преподобного Серафима Саровского, лично полученная от него наместником Лавры Антонием, схима святителя Воронежского Митрофана и схима патриарха Никона.
В числе замечательных икон в ските находятся: празднуемая 17 августа Гефсиманская икона Божией Матери, привезенная с Афона митрополиту Филарету А.Н. Муравьевым (по преданию, находившаяся в кельи преподобного Иоанна Дамаскина и, быть может, как предполагают некоторые, точная копия или даже сам подлинник иконы, представляющий собою изображение Богоматери с Богомладенцем на Ее левой руке, благословляющим правою рукой, написанной самим преподобным Иоанном в благодарность за его исцеление и называющейся Дамаскинской, но которую не должно смешивать с иконой, известной под наименованием Троеручицы), образ Распятия Спасителя, принадлежавший по преданию, святому Федору Студиту и привезенный тоже А.Н. Муравьевым с Афона, где это Распятие стояло в кельи патриарха Иеремии, жившего там на покое в XVI веке, и образ преподобного Сергия с частицами мощей. На север от скита за прудом находится пещерные кельи с двумя храмами. Основателем их был известный в Москве в шестидесятых и семидесятых годах прошлого столетия юродивый Филиппушка (Филипп Андреевич Хорев, из крестьян Владимирской губернии, Вязниковского уезда, деревни Стрянковой), в схиме — Филарет, погребенный в скиту; над пещерами построен в виде чехла величественный пятиглавый храм в русском стиле XVII века и освящен в 1894 году в честь чудотворной Черниговской — Ильинской иконы Божией Матери. Эта святая икона, написанная в XVIII веке на полотне и представляющая собою точный список, в несколько большем размере, с Ильинской — Черниговской иконы, была получена в благословение от одного инока Свято-Троицкой Сергиевой лавры священником Хотьковского монастыря Иоанном Алексеевым; первоначально она находилась в его доме, где перед нею с особым усердием молилась проживающая там некоторое время после смерти своего отца девица Александра Григорьевна Филиппова, которой затем в 1826 году святая икона и была получена от отца Иоанна, а 1852 году передана ею в Гефсиманский скит, где святая икона, находящаяся в левой стороне иконостаса нижней пещерной церкви Архангела Михаила, вскоре и прославилась чудотворениями, красноречивыми свидетелями чего являются драгоценные украшения ее облагодетельствованными благодатною помощью Богородицы по молитвам перед этой святой иконой; первое чудо исцеления, по молитве перед нею, тяжко больной женщины совершилось 1 сентября 1869 года; празднование в честь этой иконы совершается 1 сентября и 16 апреля.
Ежегодно в день храмового праздника, 17 августа, в скиту совершается, по подобию утрени Великой субботы, особая служба, именуемая «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии», следующим образом. — Во время пения «Бог Господь» предстоятель, неся образ Успения Божией Матери, исходит, вместе с служащими ему, из алтаря на середину храма и полагает образ на аналогии; затем раздаются свечи, и предстоятель кадит образ при пении особых тропарей:«Благообразных ученик лик ныне Божественный», «Егда снизшла еси к смерти», «Священным учеником, в Гефсиманию тело Матере Божия носящым» (каковые тропари составлены по подобию тропарей Великой субботы: «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси», «Мироносицам женам»); после этого канонархом возглашается на глас 5-й: «Благославен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» и читается 17-я кафизма («Блажени непорочнии) и разделенные на две статии «Похвалы» (составленные по образцу «Похвал» утрени Великой субботы); по окончании 17-й кафизмы и «Похвал», поются на 5-й глас с припевом: «Благославенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего», особые тропари (составленные по подобию воскресных тропарей: «Ангельский собор удивися»); при пении этих тропарей совершается двумя диаконами каждение, затем произносится малая ектения, а далее следуют: возглас («Яко Тя хвалят вся силы небесныя»), 4-й антифон, чтение Евангелия и прочее последование утрени. Женщины допускаются в скит только раз в год — накануне и в день храмового праздника (16 и 17 августа).
К скиту приписаны: а) Боголюбивая киновия, устроенная для погребения Лаврской братии в 1858 году; б) Параклита, пустынь, в 5 верстах от скита, основанная в 1861 году. При ските имеется богадельня имени митрополита Филарета и больница. В 10 верстах от Лавры находится старинная часовня, сооруженная на том месте, где некогда святой Стефан Пермский, проходя мимо обители преподобного Сергия, сделал последнему заочный поклон, на который в свою очередь ответил тем же и великий Радонежский игумен, духовно прозревший близость святого Стефана (см. 26 апреля). Около часовни открыта в 1901 году на средства Лавры церковно-приходская школа для детей деревень Рязанцева и Кутузова. Скиту также принадлежит в Москве часовня во имя преподобного Сергия у Ильинских ворот.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Гефсиманский скит основан в 1843 г. по инициативе Митрополита Московского Филарета и наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Антония как уединенный скит для лаврской братии, был закрыт для женщин. Во 2 пол. XIX в. был известен своими старцами, служил излюбленным местом отдыха московских митрополитов. Каменная ограда была выстроена в 1898 г. по проекту арх. А.А. Латкова, ворота с колокольней (утрачены) — в 1871 г., каменные и деревянные корпуса на территории — в 1850-х-1870-х гг. В 1919 г. преобразован в трудовую артель, окончательно закрыт в 1928 г. В настоящее время территория скита занята НИИ Министерства Обороны, большая часть старых построек сломана.
Источник: Филимонов К.А. Новая Гефсимания. М., 2000 г.
Кирилл Аминов, 20 апреля 2015 г.

В 3-х верстах от Троице-Сергиевой Лавры, вдали от суеты мирской, в тишине и уединении, посреди леса, Божьим Промыслом и старанием наместника Лавры преподобным Антонием (Медведевым) созидался Гефсиманский скит. Святители Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, и Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, благословили сие место, где в 1844 году поселились несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому отречению от своих желаний и собственности. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова псалтырь, освящая обитель и благотворящих ей.
В простоте и суровости явился в скит основатель пещер юродивый «Филиппушка»: постился по несколько дней кряду, спал на голой земле, летом и зимой ходил на босу ногу, с пудовым посохом в руках. Испросив благословение у наместника Лавры на «копание погребка», блаженный Филипп начал в 1847 году сооружать пещеры наподобие Пещер Киево-Печерской Лавры. Спустя год к нему присоединились его взрослые сыновья, вместе с которыми он и принял позднее монашеский образ. Слух о пещерных подвижниках привел сюда иноков, жаждущих подвигов: каждый приходящий сам копал себе келлию. Пещерные кельи были не более сажени в ширину и длину, печей не было; зимой пещерники нагревали их своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. В средней, самой большой пещере, была устроена церковь во имя Архангела Михаила. Много позже кельи и пещерные храмы были обложены кирпичами. Так образовалось пещерное отделение Гефсиманского скита, которое получило напутствие владыки: «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной».
Строгостью и духом православной ревности славился устав Скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие — все было направлено к спасению души человеческой. Так, и женщины допускались внутрь скита лишь один раз в год, в день взятия на небо Божией Матери — главной покровительницы этой монашеской обители. Многие верующие люди искали строгого руководства, как наиболее спасительного пути, и Скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда стекаются тысячи верующих за наставлением и советом. Особенной строгостью славилась жизнь пещерных подвижников — таких, как иеросхимонаха Александра, затворившегося в уединении и безмолвии свыше 10 лет.
Но где строгость — там утешение и ласка. В скит приходит старец Варнава Гефсиманский, чье имя переводится как «сын утешения». Начинал он с того, что водил богомольцев по Пещерам Скита. С 1866 года он принимает послушание нести «крест наставничества народного». Это и был подвиг старчества. Господь отметил старца видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал от 500 до 1000 человек, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом. Старец прославился на всю Россию, в начале 1905 года его посещает царь Николай II со своим семейством. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического конца.
Служение старца увенчалось блаженной кончиной в святом алтаре перед святым Престолом в 1906 году 17 февраля (н.с. 2 марта). Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. После обретения его мощей из могилки забил живоносный источник, приносящий сегодня многим исцеление от различных недугов. В 1995 году прп. Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудом сохранился домик старца, который одаряет паломников скита своей теплотой и гостеприимством.
1 сентября 1869 года в Скиту просияла Черниговская икона Божией Матери, данная вкладом в Пещерный храм. Произошло исцеление парализованной крестьянки, страдающей от своей болезни девять лет. С этого момента было зарегистрировано свыше 100 чудес и исцелений, исходящих от этой иконы.
Помимо пещер скит славится уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и стен, сохранившихся доныне. Чего только стоит одна пятиярусная колокольня, свечой возвышающаяся над всей округой и сравнимая только с колокольней Лавры! А почитаемое скитское кладбище, где нашли свое пристанище последние монахи Троице-Сергиева монастыря после его закрытия в 1919 году. Здесь покоятся останки знаменитых русских философов — В.В. Розанова и монаха Климента (в миру К.Н. Леонтьева).
В ноябре 1919 года была закрыта Свято-Троицкая Сергиева Лавра; перед тем, в апреле 1919 года, были скрыты для кощунственного «освидетельствования» мощи преподобного Сергия Радонежского. По закрытии Лавры братии предложено было переселиться в Гефсиманский скит и Черниговский монастырь. 10 октября 1919 года Сергиевский исполком постановил: «В виду необходимости в размещении учреждений и общежитий совдепа и военного ведомства, Лавру, как монастырь, ликвидировать, общежитие монахов закрыть, выселив последних в Черниговский монастырь и Гефсиманский скит».
В 1921 году был ликвидирован и Черниговский монастырь как монашеское общежитие (братия перешла в Гефсиманский скит), с сохранением за монастырем собора Черниговской Божией Матери. Осенью 1922 года был закрыт и собор; вскоре по ходатайству рабочих московского завода «Серп и Молот» чудотворная Черниговская икона Божией Матери была перенесена в Москву в храм прп. Сергия, что в Рогожской Ямской слободе.
В 1924 году Гефсиманский Скит получил статус «сельскохозяйственной артели» и жил на самообеспечении, фактически не пользуясь подаянием доброхотных жертвователей. В 1928 году была закрыта последняя церковь в Гефсиманском скиту — в честь Успения и Вознесения Божией Матери (в подклете — нижняя церковь во имя Гефсиманского моления Господа Иисуса Христа) и отдана под клуб глухонемых. Это последнее закрытие и отобрание сопровождалось «разгоном» Скита. Братия его, все еще значительная, разошлась кто куда; последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 1950-х годов.
Весной 1946 года по личному приказу Сталина был восстановлен монастырь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Первое богослужение было совершено в Великий четверг в Успенском Соборе. В числе первых насельников СвятоТроицкой Сергиевой Лавры был и келейник скитоначальника о. Израиля о. Иосиф (Евсенюк) (в будущем схиархимандрит Иосия).
В 1950 годы строение Гефсиманского скита были отдана военному ведомству по распоряжению последнего – взорваны. На месте скитского кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, существующий и поныне. В Черниговском монастыре размещались последовательно: тюрьма — колония для «уголовного элемента», интернат для слепых и полуслепых, интернат для инвалидов Отечественной войны, ПТУ-интернат для инвалидов. В соборе Черниговской Божией Матери размещался склад Загорского горпромторга.
В сентябре 1988 года, после двухлетних предварительных историко-церковных изысканий, был создан Общественный комитет по возрождению Черниговского монастыря в прежнем статусе: скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В декабре 1988 года председатель комитета В.М. Еремина получила благословение наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о. Архимандрита Феогноста на деятельность комитета, при условии общего контроля со стороны наместника. По благословению наместника Свято Троицкой Сергиевой Лавры о. Феогноста были возобновлены регулярные молебны перед Черниговской иконой Божией Матери в притворе Троицкого собора Лавры. Первый молебен был совершен в мясопустную родительскую субботу 1989 года. Также были возобновлены регулярные панихиды на могилке старца Варнавы.
Исполком Загорского горсовета, который в 1919 году принял решение о закрытии Лавры, в сентябре 1989 года обратился к наместнику Лавры о. архим. Феогносту с предложением: принять на свое попечение часть зданий Черниговского скита и возобновить, если найдет нужным, Черниговский Скит при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Первая встреча наместника о. архим. Феогноста с представителями горисполкома и Совета по делам религий состоялась 13 сентября 1989 года, накануне празднования 120-летия Явления Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери, которое было совершено в Черниговском скиту впервые после его закрытия.
11 апреля 1990 года было принято решение Загорского горисполкома о поэтапной передаче Черниговского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, причем на первом этапе предстояло возвратить Церкви Ее святыни: Черниговский собор и сохранившуюся чудом деревянную келлию старца Варнавы. В начале июля 1990 года было открыто иноческое жительство в Черниговском скиту.
http://skit-chernigovsky.ru/ru/about/architecture/

Изучение строительной истории Черниговского скита после 1851 г. осложняется отсутствием с этого года в лаврском фонде РГАДА отчетности по скиту. Важнейшим источником служит «Дело о доставлении Владыке сведений об отношении Гефсиманского скита к Лавре и о скитских постройках, и о составлении правил управления скитом…» (1879). В названном деле содержится «Опись в хронологическом порядке» зданий Черниговского скита с 1850 г. и иллюстрирующий ее схематический «План Скитских пещер с находящимися в них строениями». План 1879 г. представляет Черниговский скит как вытянутый по оси запад-восток прямоугольный двор, ограниченный деревянной на каменных столбах оградой. По периметру двора расположены кельи, а в центре — верхняя надпещерная деревянная церковь во имя основателей Киево-Печерской лавры преп. Антония и Феодосия Печерских, и св. Василия Парийского, построенная в 1856-1857 гг. Иконографические источники 50-60-х годов XIX в. свидетельствуют об эклектичности ее архитектуры, характерной для своего времени. При строительстве верхней церкви была, по всей видимости, расширена находившаяся под ней нижняя пещерная церковь Архангела Михаила; при этом собственно сама пещерная церковь, т.е. бывшая средняя пещера Филиппушки, превратилась в алтарь, к которому с запада приращена обширная подземная же трапезная со сводчатым перекрытием. В последнем для освещения было устроено круглое отверстие, выходившее в трапезную верхней церкви.
Из зафиксированных на плане и в описи 1879 г. строений Черниговского скита до настоящего времени сохранился лишь каменный двухэтажный келейный корпус, составляющий почти всю южную сторону обители. На литографии 1865 г. этот корпус изображен одноэтажным с воротами в средней части, завершенными одноярусной колокольней с шатровым покрытием. Принимая во внимание то, что каменный корпус с колокольней не мог быть построен раньше надпещерной церкви, что в известных архивных документах нет сведений о строительстве в «пещерах» каменного корпуса в 1856-1860 гг., можно утверждать, что первый этаж существующего южного келейного корпуса, изображенный на вышеупомянутой литографии, был построен между 1861-1865 гг. Второй же этаж над ним был надстроен в 1870 г. Увеличение высоты южного корпуса в 1870 г. заставило увеличить и высоту колокольни над Святыми воротами в его средней части, что и осуществилось в 1874 г.: «В 1874 г. тщанием известного благотворителя обителей П.Г. Цурикова построена при пещерах новая высокая каменная колокольня, им же пожертвован для сей колокольни колокол в 260 пудов».
Постройка новой более высокой колокольни завершила второй этап в строительной истории Черниговского скита — 1857-1874 гг. В указанные годы четвероугольное расположение пустынек, сложившееся вокруг пещерной церкви 1851 г., было закреплено сооружением над ней верхней надпещерной деревянной церкви и южного келейного корпуса со Святыми воротами и колокольней. Низкие, вытянутые объемы верхней церкви и южного корпуса, оживленные часто поставленными арочными оконными и дверными проемами, шатровые завершения церкви, южного церковного крыльца и колокольни создавали определенное стилевое единство этих эклектичных по архитектуре сооружений.
Это стилевое единство позволяет говорить о сложении в 1857-1874 гг. целостного архитектурного ансамбля Черниговского скита. Композиционным центром сложившегося ансамбля служил объем верхней церкви; композиционную ось его, ориентированную по линии юг — север, определяли: вертикаль колокольни над южным келейным корпусом, шатровое завершение южного церковного крыльца и, наконец, глава самой верхней церкви.
Черниговский скит во второй период своей строительной истории имел вид правильного прямоугольника, вытянутого с востока на запад. К невысокой деревянной надпещерной церкви, располагавшейся в центре скитского двора, с севера примыкало братское кладбище, а с остальных трех сторон ее обступали братские келии. В 1857-1874 гг. окончательно определилась парадная сторона Черниговского скита — южная, обращенная в сторону Гефсиманского скита. Парадный характер этой стороне Черниговского скита придал, составлявший почти всю сторону, южный келейный корпус с колокольней и Святыми воротами. С южной стороны Черниговский скит изображен на всех известных лито- и фотографиях, с южной стороны подходили к скиту богомольцы из Троице-Сергиевой лавры.
В 1886 г. Учрежденный собор лавры принял решение о строительстве в Черниговском скиту нового каменного верхнего надпещерного храма взамен старого деревянного, который «по ветхости, тесноте и неудобству требует необходимой перестройки…» Основным источником сведений о строительстве нового храма служит «Дело о построении в пещерах Гефсиманского скита новаго каменнаго храма в честь чудотворной иконы Черниговския Божия Матери».
По представлению Собора лавры автором проекта и руководителем строительства был утвержден архитектор Н.В. Султанов. Этот выбор не случаен: с одной стороны, на рубеже XIX-XX вв. Н.В. Султанов являлся идеологом и одним из ведущих представителей «русского стиля» в отечественной архитектуре; с другой стороны, он был профессиональным инженером, что также учитывалось властями лавры. Как сторонник русского стиля Н.В. Султанов должен был придать эклектичной архитектуре ансамбля Черниговского скита соответствующую духу времени национальную окраску. Как талантливый инженер при строительстве Черниговского храма призван был решить две сложные технические задачи: во-первых, при заложении фундамента нового храма не повредить пещерную церковь, во-вторых, возводя новый храм, как можно дольше не разбирать старую надпещерную церковь. Сложность технических задач на два года удлинила процесс строительства: вместо предполагавшегося 1887 г. Черниговский храм был построен вчерне в 1889 г. Отделка же храма продолжалась с 1890 по 1897 гг., хотя освящение главного престола состоялось в 1893 г.
Представление о построенном в 1886-1897 гг. пятиглавом двухсветном храме во имя иконы Черниговской Богоматери дают иконографические источники и описание храма. Последнее приводится в уже упоминавшемся издании 1899 г., посвященном Гефсиманскому скиту и пещерам при нем. «По наружному своему виду храм во имя Черниговской иконы Божьей Матери очень красив. Он устроен в древнерусском стиле XVI века. В длину новый храм имеет от паперти до горнего места 18 сажен, в ширину с приделами 15 сажен, а в вышину с крестом около 20 сажен… Верх храма увенчан куполами в древневизантийском стиле; на среднем из них глава и крест вызолочены чрез огонь, а остальные увенчаны вызолоченными крестами и украшены такими же подзорами. На фронтоне храма находятся писанные по вызолоченному фону изображения святых». Приведенное описание построенного в конце XIX в. Черниговского храма свидетельствует о том, что задача, поставленная перед Н.В. Султановым как архитектором, при проектировании и строительстве храма была успешно выполнена: «русский стиль» архитектуры новопостроенного храма придал ансамблю зданий Черниговского скита более выразительный архитектурный облик. Эту особенность Черниговского храма отметил позднее член Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры Ю.А. Олсуфьев, назвавший Черниговский храм чрезвычайно типичным и целостным выявлением понимания русского стиля в самом конце XIX столетия.
С инженерной точки зрения Черниговский храм уникален тем, что при его строительстве не только не пострадала, но и была расширена находившаяся под ним пещерная церковь, были сохранены окружающие эту церковь пещеры. Подробное описание пещерной церкви и пещер, находящихся под Черниговским храмом, также приводится автором упоминавшегося выше издания 1899 г. Значительный по размерам новый надпещерный храм дал толчок к расширению территории Черниговского скита и перестройке его зданий. Расширение территории и перестройка зданий скита начались сразу же после окончания постройки нового надпещерного храма вчерне. В 1889 г. вдоль западной ограды скита строится двухэтажный кирпичный трапезный корпус. В 1894 г. старая деревянная на каменных столбах ограда скита заменяется кирпичной с двадцатью башнями; при этом территория скита расширяется почти в два раза. В 1895 г. напротив восточного фасада храма, на линии новой ограды закладывается новая пятиярусная колокольня, почти не уступающая по высоте лаврской. В 1903 г. разбирается, как излишняя, старая колокольня над воротами южного корпуса 1874 г., материалы от которой используются при строительстве нового каменного келейного корпуса, заложенного в 1904 г. вдоль восточной ограды скита, напротив трапезного корпуса. За исключением трапезного корпуса 1889 г., автор которого неизвестен, все остальные вышеперечисленные здания были построены по проектам архитектора А.А. Латкова в «русском стиле». При этом архитектура оргады и колокольни оказалась настолько близка архитектуре надпещерного храма, что долгое время считалось, что и эти сооружения построены Н.В. Султановым. Благодаря стилевому единству здания конца XIX — начала XX вв. составили основу нового архитектурного ансамбля Черниговского скита, композиционным центром которого стал пятиглавый надпещерный храм, а высотной доминантой — величественная колокольня, поставленная по продольной оси храма.
Новый архитектурный ансамбль Черниговского скита, сложившийся на рубеже XIX-XX вв. и в два раза превышающий по площади старый ансамбль эклектичных зданий скита, в основном сохранился до настоящего времени. Строгая симметричность в расположении зданий, краснокирпичные фасады собора и колокольни, обилие зелени, тишина и малолюдность, все создает сильный контраст красочной и шумной Троице-Сергиевой лавре. В 1990 г. южная часть территории Черниговского скита, включая кладбище, колокольню, южный келейный корпус и келию о. Варнавы, была возвращена Троице-Сергиевой лавре. Таким образом, после почти 70-летнего перерыва в Черниговском скиту снова началось монашеское жительство.
http://skit-chernigovsky.ru/ru/about/architecture/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?