Построенная в 1547 году на средства боярина Ивана Хабарова, церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (Введенская) изначально была наделена несколько иным обликом, отличительным от сегодняшнего, представляя собой стройное сооружение, поднятое на высокий подклетный этаж с галереями и лестницами и увенчанное крупной главой. Она имеет много общего с церковью Святого Духа, что находится на территории Троице-Сергиевой Лавры: планы этих храмов совершенно одинаковы, схожи профили и размеры лопаток, а также общий характер декора и даже — рисунок отдельных элементов. Однако этой церкви пришлось пережить не только осаду Троице-Сергиева монастыря, в результате которой она была очень сильно изувечена, но и перестройку в более поздние года, когда у нее были разобраны два западных столба, переложен свод, позакомарное покрытие заменено четырехскатной кровлей и почти до верха четверика были надложены апсиды,что и привело к существенной утрате ее первоначального облика.
На 1969 год приходится проведение работ по реставрации Введенской церкви; ее поздний барабан и купол были сохранены, но четырехскатная кровля уступила место позакомарному покрытию, храм стал выглядеть значительно красивее и наряднее.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена в 1547 г. на средства боярина Ивана Хабарова, на месте деревянной приходской Нижней Служной слободы. До 1679 г. была собором Нижнего, или Подольного женского Пятницкого монастыря. Здание сооружено по плану Духовской церкви Троице-Сергиева монастыря с воспроизведением ее основных художественных форм. Верх неоднократно перестраивался. Пострадавшие во время военных действий начала XVII в. своды, закомары и часть стен в 1621 г. были заново переложены. В 1740 г. разобраны западные столбы храма и и устроен существующий сомкнутый свод, несущий барочный барабан с главой. В 1822 г. пристроена западная паперть. В 1896-1897 гг. храм был приписан к Троице-Сергиевой лавре.
Церковь была закрыта в 1928 г. и использовалась в хозяйственных целях, затем передана Загорскому историко-художественному музею. В результате восстановительных работ, начатых в 1968 г. В.И. Балдиным и продолженных В.В.Кавельмахером, объекту культурного наследия возвращена часть его древних форм, поздняя паперть разобрана. С 1991 г. храм возвращен верующим и передана Троице-Сергиевой лавре. Здесь организовано ее Пятницкое подворье.
В прошлом четырехстолпный двусветный одноглавый храм четвериком, с тремя апсидами равной высоты, поднят еа высокий подклет. Стены разделены пучковыми лопатками на три прясла и увенчаны ярусом закомар с поясом килевидных ниш в основании. Апсиды украшают жгуты, объединенные гирлядндой с фигурными навершиями, и фриз из керамических плит с зоомормным и растительным орнаментом. Из двух перспективных порталов у западного, в пятах килевидного архивольта, видны следы срубленных белокаменных «стрел». Три верхних окна, в том числе освещавшее южный придел свв. Константина и Елены в дьяконнике, изначально были, возможно, круглыми, с каменной наружной розеткой. Позакомарное покрытие храма с диагональными кокошниками относится к 1960-м гг.
Четыре внутренних столба остались лишь в подклете, перкрытом крестовыми сводами; в храме уцелели два восточных с алтарной преградой в центральном и северном нефах. На чердаке, над восточной подпружной аркой, сохранился фрагмент основания барабана XVII в. Интерьер церкви украшала живопись 1850 г. с позднейшими вставками, сохранившаяся преимущественно на своде. Белокаменный пол был устроен поверх предшествующего керамического. Исторический иконостас утрачен.
Источник: «Памятники архитектуры Московской области». Иллюстрированный научный каталог под общей редакцией Е.Н. Подъяпольской. Выпуск 2. М., Стройиздат, 1999 г.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы «на Подоле» по адресу: г.Сергиев Посад, просп. Красной Армии, 127, является объектом культурного наследия федерального значения (Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).
Кирилл Аминов. 18 апреля 2015 г.