Своим появлением храм в честь Рождества Христова (Христорождественская церковь) обязан слугам Троице-Сергиевой лавры. Происходившие из среды поповичей, боярских слуг и даже из обедневших боярских и княжеских семей, слуги при Лавре появились ещё в XV веке. В мирное время они занимались управлением монастырскими крестьянами, освобождая тем самым братию Лавры от вмешательства в суету мирских дел. В военное время слуги, разделяясь по своему достатку на конных и пеших, несли службу воинскую.
Основателем большой Служней слободы напротив входа в Лавру стал троицкий архимандрит Дионисий (Зобниновский), который, “усмотрев, что нехорошо они (слуги) живут, пребывая около монастыря, по положению прежних властей, бессупружно, приказал тем, которые могут, жить целомудренно, а всем прочим позволил жениться, иметь свои дома и жить по закону Божественного Писания”. Так с образованием в начале XVII века большой Служней слободы появились при ней и две приходские деревянные церкви — Христорождественская и Двенадцати апостолов. В 1670-х годах вторую церковь сменила церковь во имя Иоанна Богослова.
В ноябре 1729 года троицкий архимандрит Варлаам (Высоцкий) с братией пожаловались в Казённый приказ на ветхость деревянной церкви Рождества Христова и попросили “на том же церковном месте построить церковь Божию во имя Рождества Христова и при ней приделы каменные”. 5 декабря того же года последовал указ о построении каменной Христорождественской церкви. Её строительство и обустройство заняло 6 лет. В декабре 1736 года архимандрит Варлаам освятил новую церковь во имя Рождества Христова. Она стала третьим каменным храмом близ стен Лавры после Введенского (1547 г.) и Пятницкого (XVII в.), что на Подоле.
В мае 1746 года во время страшного пожара, опустошившего большую часть Троицких слобод, каменная Христорождественская церковь едва не сгорела — обошлось утратой главы и кровли. Зато не убереглась от огня соседняя деревянная церковь Иоанна Богослова. С тех пор в Служней слободе каменная церковь Рождества Христова осталась единственным храмом. После пожара Христорождественскую церковь покрыли тёсом. Железный каркас в виде обручей для новой церковной главы выменяли у Лавры на соответственное их весу железо. Эти обручи ранее предназначались для главы церкви над Святыми вратами Лавры, но “за неудобным образцом” Лавра от них отказалась. Десять лет спустя тёсовую кровлю заменили железным покрытием. Вероятно, именно тогда перестроили купол.
В 1819-1821 годах была возведена новая колокольня с одноэтажным зданием вместо контрфорса, позднее пристройку расширили и надстроили двумя дополнительными этажами для женской богадельни. В таком виде, с колокольней и трёхэтажной пристройкой, храм Рождества Христова запечатлён на фотографиях рубежа XIX-XX веков.
Ещё в июле 1749 года архиепископ Переяславский и настоятель Лавры Арсений (Могилянский) назначил церковь Рождества Христова соборной для церквей шести приходов Троицких слобод. В соответствии с этим один из двух священников этого храма был назначен старшим священником с присвоением ему звания протопопа. Первым протопопом стал отец Иоанн Салвинский. Главным храмом Троицких слобод, впоследствии Сергиевского Посада, Христорождественская церковь оставалась вплоть до установления в городе советской власти.
В 1932 году, вскоре после переименования города в Загорск, его соборную церковь якобы “на основании требования широких масс трудящихся” закрыли и по просьбе руководства чулочно-трикотажной фабрики (она разместилась в соседних зданиях упразднённого Александро-Мариинского дома призрения) приспособили под общежитие и клуб со столовой. При этом разобрали церковный купол и два верхних яруса колокольни, алтарь же с высоким столпообразным объёмом храмового четверика и трапезной включили в объём здания фабричного общежития. Так в Загорске появился первый пятиэтажный дом.
http://www.sergiev.ru/news/v-chest-rozhdestva-khristova
Каменная церковь Рождества Христова, жестоко испорченная в советское время, расположена к востоку от Троице-Сергиевой лавры, в бывшей Верхней Служней слободе. Самое раннее известие о ней содержится в Писцовых книгах 1623/24 гг., согласно которым в слободе находились две деревянные церкви, поставленные на средства монастыря: Рождественская и Двенадцати апостолов с приделом в честь московских митрополитов Петра, Алексея и Ионы. Храмы эти в течение XVII столетия неоднократно отстраивались заново, причем к концу века Апостольскую церковь сменил храм Иоанна Богослова. Здания церквей, поставленные к тому времени на средства зажиточных троицких слуг, дома служителей, а также церковное кладбище занимали территорию, площадью в полторы десятины (1,6 га).Деревянная Рождественская церковь просуществовала до конца 1729 г. В ноябре того же года архимандриту Варлааму «бьют челом… попы и приходские люди» с просьбой вместо обветшавшей деревянной построить одноименную каменную церковь с приделом на том же месте. Вскоре после прошения по указу императора и по приказу Синода было начато строительство каменной церкви «при пособии монастыря», законченное в 1736 г. Через несколько лет она была объявлена собором, «поскольку церковь… каменная, трехпрестольная и состоит близ самой Лавры…» При ней учреждалось духовное правление (протопопия) всеми приходскими церквями города и 34 окрестными церквями.Храм построен по той же трехчастной схеме, что и Пятницкая церковь, однако размерами значительно превышает ее. На фотографии рубежа XIX-XX вв. (более ранние изображения церкви не обнаружены) Рождественский храм предстает в виде массивного двусветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом, прорезанным люкарнами (чердачными окнами). Храм венчает небольшой барабан с куполом луковичной формы. Интересной особенностью церкви являются граненые выступы северной и южной стен четверика, главного алтаря и алтарей приделов трапезной. Вероятно, к концу XIX в. от первоначального вида остались только основные объемы церкви и трапезной. Колокольня же была построена заново в 1820 г. Тогда же, повидимому, изменены декоративное убранство всего здания, перекрытия и фасады приделов. Треугольные фронтоны последних явно не соответствуют криволинейным очертаниям скругленных выступов памятника. В то же время они перекликаются с классицистическим обликом новой четырехъярусной колокольни и общим строгим декором сооружения.
Таким образом, поздние переделки, внесшие явную разностильность в облик церкви, сильно обеднили это интересное и редкое по композиции сооружение, построенное в стиле барокко. По словам известного историка русского искусства А.И. Некрасова, Рождественская церковь «представляет собой любопытнейшее явление перехода от древнего русского искусства к новому».В настоящее время Рождественский храм утратил свое значение для городского ландшафта. В 1886 г. к нему с запада был пристроен трехэтажный корпус женской богадельни. Позже вид на церковь был закрыт высоким зданием доходного дома. Непоправимый ущерб храму нанесен в советское время: колокольня и алтарь разрушены, а сам он оказался встроенным в фабричное общежитие. Теперь узнать церковь можно по хорошо заметным трехгранным выступам бывшего четверика и фасадам приделов.
Токарева Т.Ю. Приходские церкви. — Сергиев Посад, 1997