Церковь во имя святого пророка Божия Илии г. Сергиев Посад относится к старинным городским храмам. Она расположена в исторической части Сергиева Посада, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, на живописном холме, склоны которого отражаются в глади вод широкого Келарского пруда.
На этой территории изначально находилось древнее село Панино с 13-ю деревнями, известные с XV века. Во второй половине 1450-х годов великий князь Василий II променял их Троице-Сергиеву монастырю. Сведения о существовании в Панино храма отсутствуют, но, судя по тому, что это было село, можно предполагать и наличие в нем церкви. Панино относилось к числу бедных подмонастырских поселений, и уже в XVI столетии пришло в запустение. События Смутного времени, интервенция поставили окончательную точку в истории села.
После Деулинского перемирия 1618 года на месте Панино возникают новые поселения — Стрелецкие и Пушкарская слободы (первое упоминание о них относится к 1622 — 24 годам), в которых разместился воинский гарнизон Троицкой крепости. Необходимость иметь вооруженную охрану, постоянное войско, готовое в любой момент встать на защиту монастыря, показали недавние военные действия. Пушкари и стрельцы пожелали, чтобы рядом с их дворами была построена церковь.
Не позднее 1645 года, «снисходя к просьбе народа», здесь строится деревянная Казанская церковь с приделом пророка Божия Илии. Она была возведена тщанием троицкого архимандрита Адриана (1640 — 1656), келаря Авраамия Подлесова и казначея Симона Азарьина (будущего келаря). Посвящение престолов было неслучайным: с Казанской иконой связано освобождение столицы и всего Московского государства от польско-литовских интервентов. С чудотворным образом второе ополчение К.Минина и князя Д. М.Пожарского шло к Москве через Троице-Сергиев монастырь. Четыре августовских дня 1612 года стояло ополчение в разоренных подмонастырских поселениях, готовясь к последнему маршу к столице.
Появление Ильинского придела берет свою историю почти в это же время и заставляет нас обратиться к «Житию» и «Повествованию о чудесах» преподобного Дионисия Радонежского, архимандрита Троице-Сергиева монастыря (1610 — 1633), на плечи которого легло восстановление обители после двух осад. Его жизнеописатель, старец Симон Азарьин, свидетельствует:«Согретый верою и молитвою и будучи ревностен в подвигах, преподобный Дионисий часто совершал соборне крестные ходы — то о ниспослании дождя, то о вёдре (солнечной погоде), творя молебствия за всех православных христиан и об умножении плодов земных. Он имел сильное желание построить церковь во имя пророка Илии»вблизи стен Сергиевой обители.
Первая деревянная церковь, согласно Писцовой книге 1684 года, была «вверх шатрова», «а в церкви образа и книги, и на колокольнице колокола — мирское строение». Примечательно, что в этом же письменном источнике Пушкарская и Стрелецкая слободы объединены под общим названием — Ильинская слобода. Со временем деревянная церковь весьма обветшала. В XVIII веке священники и прихожане жаловались келарю Троице-Сергиева монастыря Иосифу Бурцову: «служить де в той церкви стало невозможно и опасно… и как бы во время божественного пения во оной церкви народу не подавило». В 1727 году придельная Ильинская церковь была разобрана и срублена заново рядом с прежней Казанской. Она была освящена архимандритом Лавры Варлаамом II (1726 — 1737).
Пожар 1746 года уничтожил оба храма «до основания». Через месяц после огненной беды прихожане «бьют челом»лаврскому начальству с просьбой разрешить им строительство новых деревянных церквей. В 1747 году на прежнем месте была поставлена Ильинская церковь. Вместо сгоревшего Казанского храма срубили часовню, чтобы отправлять часы, утреню и вечерню, крестить младенцев и отпевать усопших. Через три года в 1752 году часовню сменила новая Казанская церковь, просуществовавшая вплоть до 1958 года.
Она была редким образцом деревянного храмового зодчества: едва ли не единственной во всем Подмосковье деревянной церковью ярусного типа. Церковь представляла собой высокий прямоугольный сруб, на котором располагались три последовательно уменьшающихся восьмерика. С востока к основному объему примыкал пятистенный алтарь, а с запада — трапезная с двускатной кровлей. Колокольни у Казанской церкви не было. Ее внутренне пространство было открыто на всю высоту. По мнению очевидцев, «церковь выглядела довольно благолепно». Храм снаружи был окрашен в розовый цвет, глава и крест позолочены. Стены внутри храма были покрыты «серым колером на масле и расписаны орнаментами», купол украшен живописью.
Каменная Ильинская церковь, высокий деревянный Казанский храм, колоритный, провинциальный пейзаж местности вместе составляли неповторимую живописную композицию. Сегодня об этом можно судить, увы, только по сохранившимся фотографиям.
Вскоре после революции Казанский храм опустел; в 1928 году очевидцы констатировали его плачевное состояние: «он покачнулся и готов упасть». Через тридцать лет храм, полностью обветшавший, по решению городских властей был разобран. 1958 год — время, когда антицерковная политика Н. С. Хрущева набирала силу. По воспоминаниям старожил, защитниками храма была собрана необходимая для его реставрации денежная сумма. Но, несмотря на выделение финансовых средств, указанных администрацией, местные власти не выполнили обещание оставить церковь с целью дальнейшего сохранения и восстановления, хотя бы как уникального памятника архитектуры. В результате город потерял «любопытный и … единственный во всех городах Московской губернии памятник древнерусского зодчества»ярусного типа. Престол и некоторые иконы из деревянной церкви были перенесены в Ильинский храм. Сегодня в исторической экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника можно увидеть макет Казанской церкви.
На месте разобранного в 1958 г. Казанского храма установлен крест.