Сергиев Посад. Церковь Илии Пророка в бывшей Пушкарской слободе.

Ильинская церковь в бывшей Пушкарской слободе (Первая Пролетарская ул.) строилась но просьбе прихожан с 1765 по 1773 г. В 1878 г. на средства Ф.В. Каптелина увеличена длина и переложен свод трапезной, в 1890-х гг. сделаны пристройки к колокольне.
Характерный образец русского барокко, здание сложено из кирпича по трехчастной схеме. Одноглавый двусветный четверик бесстолпного храма перекрыт высоким сомкнутым сводом с диагональными лотками, опирающимися на тромпы в виде наклонных плоскостей. Вертикализм наружного объема подчеркнут ярусным граненым барабаном с шейкой под маковицу. Трапезная соединяет храм с трехъярусной шатровой колокольней, вошедшей в массив новейших помещений. Внешняя художественная обработка здания носит плоскостный характер. Основными мотивами убранства служат силуэтные наличники и пилястры, сдвоенные на углах. Декоративный эффект усилен цветовым контрастом беленых деталей и красного фона оштукатуренных стен. Поздние элементы включены в общую художественную систему.
Достаточно изолированные помещения церкви слабо связаны между собой. Среди них доминирует пространство храма с ордерным иконостасом в четыре яруса, исполненным в 1855 г. Иконы в нем письма И.М.Малышева и большое паникадило того же времени. Стены и свод покрывает масляная живопись 1970-х гг., сменившая росписи 1855 и 1899г. Придельные одноярусные иконостасы в трапезной — конца 1870-х гг. Пол в здании из метлахской плитки уложен в 1900г. взамен чугунного, середины XIX в., и предшествующего лещадного.

Церковь во имя святого пророка Божия Илии г. Сергиев Посад относится к старинным городским храмам. Она расположена в исторической части Сергиева Посада, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, на живописном холме, склоны которого отражаются в глади вод широкого Келарского пруда.
На этой территории изначально находилось древнее село Панино с 13-ю деревнями, известные с XV века. Во второй половине 1450-х гг. великий князь Василий II променял их Троице-Сергиеву монастырю. Сведения о существовании в Панино храма отсутствуют, но, судя по тому, что это было село, можно предполагать и наличие в нем церкви. Панино относилось к числу бедных подмонастырских поселений, и уже в XVI столетии пришло в запустение. События Смутного времени, интервенция поставили окончательную точку в истории села.
После Деулинского перемирия 1618 г. на месте Панино возникают новые поселения – Стрелецкие и Пушкарская слободы (первое упоминание о них относится к 1622-24 гг.), в которых разместился воинский гарнизон Троицкой крепости. Необходимость иметь вооруженную охрану, постоянное войско, готовое в любой момент встать на защиту монастыря, показали недавние военные действия. Пушкари и стрельцы пожелали, чтобы рядом с их дворами была построена церковь.
Не позднее 1645 г., «снисходя к просьбе народа», здесь строится деревянная Казанская церковь с приделом пророка Божия Илии. Она была возведена тщанием троицкого архимандрита Адриана (1640 – 1656), келаря Авраамия Подлесова и казначея Симона Азарьина (будущего келаря). Посвящение престолов было неслучайным: с Казанской иконой связано освобождение столицы и всего Московского государства от польско-литовских интервентов. С чудотворным образом второе ополчение К. Минина и князя Д.М. Пожарского шло к Москве через Троице-Сергиев монастырь. Четыре августовских дня 1612 г. стояло ополчение в разоренных подмонастырских поселениях, готовясь к последнему маршу к столице. Появление Ильинского придела берет свою историю почти в это же время и заставляет нас обратиться к «Житию» и «Повествованию о чудесах» прп. Дионисия Радонежского, архимандрита Троице-Сергиева монастыря (1610-1633), на плечи которого легло восстановление обители после двух осад. Его жизнеописатель, старец Симон Азарьин, свидетельствует: «Согретый верою и молитвою и будучи ревностен в подвигах, преподобный Дионисий часто совершал соборне крестные ходы – то о ниспослании дождя, то о вёдре (солнечной погоде), творя молебствия за всех православных христиан и об умножении плодов земных. Он имел сильное желание построить церковь во имя пророка Илии…» вблизи стен Сергиевой обители. Первая деревянная церковь, согласно Писцовой книге 1684 г., была «вверх шатрова», «а в церкви образа и книги, и на колокольнице колокола – мирское строение». Примечательно, что в этом же письменном источнике Пушкарская и Стрелецкая слободы объединены под общим названием – Ильинская слобода. Со временем деревянная церковь весьма обветшала. В XVIII веке священники и прихожане жаловались келарю Троице-Сергиева монастыря Иосифу Бурцову: «служить де в той церкви стало невозможно и опасно… и как бы во время божественного пения во оной церкви народу не подавило». В 1727 г. придельная Ильинская церковь была разобрана и срублена заново рядом с прежней Казанской. Она была освящена архимандритом Лавры Варлаамом II (1726-1737).
Пожар 1746 г. уничтожил оба храма «до основания». Через месяц после огненной беды прихожане «бьют челом» лаврскому начальству с просьбой разрешить им строительство новых деревянных церквей. В 1747 г. на прежнем месте была поставлена Ильинская церковь. Вместо сгоревшего Казанского храма срубили часовню, чтобы отправлять часы, утреню и вечерню, крестить младенцев и отпевать усопших. Через три года в 1752 г. часовню сменила новая Казанская церковь, просуществовавшая вплоть до 1958 г.
Она была редким образцом деревянного храмового зодчества: едва ли не единственной во всем Подмосковье деревянной церковью ярусного типа. Церковь представляла собой высокий прямоугольный сруб, на котором располагались три последовательно уменьшающихся восьмерика. С востока к основному объему примыкал пятистенный алтарь, а с запада – трапезная с двускатной кровлей. Колокольни у Казанской церкви не было. Ее внутренне пространство было открыто на всю высоту. По мнению очевидцев, «церковь выглядела довольно благолепно». Храм снаружи был окрашен в розовый цвет, глава и крест позолочены. Стены внутри храма были покрыты «серым колером на масле и расписаны орнаментами», купол украшен живописью.
В конце 1760-х гг. на приходе началось новое строительство в связи с принятым решением о возведении каменного Ильинского храма, действующего и ныне. Кирпич для него изготавливался на монастырском олифенном дворе. В 1773 г. строительство было окончено. Храм пророка Илии с приделом святителя Димитрия Ростовского освятил наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Павел (Зернов), сын подьячего Ильинской слободы и будущий архиепископ Казанский († 1815). В 1878 г. в церкви появился еще один придел, во имя Иверской иконы Божией Матери.
Каменная Ильинская церковь – одна из красивейших в Сергиевом Посаде. По своей архитектуре она относится к стилю развитого барокко, повторяет трехчастную систему, характерную для большинства приходских церквей XVIII – XIX вв. По оценке известного советского архитектора и реставратора В.И. Балдина, она «выгодно отличается от других церквей города изяществом пропорций, тонким рисунком беленых порталов и наличников окон, ярко выделяющихся на темно-красном фоне ее стен, а также выразительным силуэтом кровли и стройного шатра колокольни».
В уютном интерьере церкви сохранился пятиярусный позолоченный иконостас с колонками и карнизами, иконостасы приделов, настенные росписи. Живописные работы были выполнены в XIX столетии по благословению святителя Филарета, митрополита Московского мастерами артели Ивана Матвеевича Малышева. И. Малышев являлся прихожанином Ильинской церкви, с 1840 по 1880 гг. – ее старостой. Он также руководил лаврской иконописной мастерской. В 1855 г. он написал большинство икон центрального иконостаса, выполнил росписи стен и сводов. Иван Малышев потрудился и над украшением интерьера деревянной Казанской церкви, а ее иконостас 1884 г. – это уже, в основном, работа его сына Константина, впоследствии тоже ставшего церковным старостой «Ильинки».
В 1889-1890 гг. Константин Иванович Малышев поновил настенную живопись Ильинской церкви. Его усердием в храме выложили пол из огнеупорной плитки по подобию керамического покрытия в Трапезном лаврском храме. В конце XIX века Ильинский храм внешне несколько видоизменился: к трехъярусной колокольне были пристроены помещения духовой печи и библиотеки.
Каменная Ильинская церковь, высокий деревянный Казанский храм, колоритный, провинциальный пейзаж местности вместе составляли неповторимую живописную композицию. Сегодня об этом можно судить, увы, только по сохранившимся фотографиям.
Вскоре после революции Казанский храм опустел; в 1928 г. очевидцы констатировали его плачевное состояние: «он покачнулся и готов упасть». Через тридцать лет храм, полностью обветшавший, по решению городских властей был разобран. 1958 г. – антицерковная политика Н.С. Хрущева набирала силу. По воспоминаниям старожил, защитниками храма была собрана необходимая для его реставрации денежная сумма. Но, несмотря на выделение финансовых средств, указанных администрацией, местные власти не выполнили обещание оставить церковь с целью дальнейшего сохранения и восстановления, хотя бы как уникального памятника архитектуры. В результате город потерял «любопытный и … единственный во всех городах Московской губернии памятник древнерусского зодчества» ярусного типа. Престол и некоторые иконы из деревянной церкви были перенесены в Ильинский храм. Сегодня в исторической экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника можно увидеть макет Казанской церкви.
Ильинской церкви повезло: она не подверглась закрытию и разорению, осталась единственной действующей в городе. Можно сказать, этому храму выпала особая миссия. Именно здесь после запрета монашеской жизни в стенах Троице-Сергиевой лавры, осквернения приходских церквей города сосредоточился центр богослужебной жизни Сергиева (название города с 1919 г., с 1930 г. – Загорска). Сюда стекались еще оставшиеся на воле посадские прихожане. С 1928 г. до конца своей жизни в Ильинской церкви служил прот. Александр Маслов († 1947). В 1938 г. он был награжден правом ношения митры. В годы Великой Отечественной войны он оставался единственным служащим священником в Загорске.
В 1939 г. в Ильинской церкви служил пресвитер Николай Беневоленский, ныне причисленный к лику новомучеников. Он был арестован в 1941 г. и сослан в Карагандинские лагеря, где и умер через несколько месяцев. В настоящее время в Ильинском храме находится икона священномученика Николая – на аналое у Иверского придела. День его памяти – 16 мая (по новому стилю). Арест священника в 1941 г. грозил и закрытием церкви.
Действительно, 21 июня 1941 г., в субботу, Совет депутатов Загорска издал постановление о закрытии последнего оплота Православия в городе. Но утром следующего дня началась война, помешавшая исполнить злую волю безбожников. 22 июня в Ильинском храме перед иконой прп. Сергия Радонежского был отслужен молебен «о победе над супостатами», а после его окончания в ответ на воззвание Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия (Страгородского, † 1944) был начат сбор пожертвований на нужды армии и обороны. Вопрос о закрытии Ильинской церкви более не поднимался. По воспоминаниям военных лет, молящихся было очень много, бывало, не все желающие вмещались, народ стоял вокруг храма. После Великой Победы в сентябре 1945 г. Ильинскую церковь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (1877 – 1970). Здесь почетным настоятелем служил архимандрит Гурий (Егоров), будущий наместник Троице-Сергиева монастыря, с 1960 г. – митрополит Ленинградский, с 1961 г. – митрополит Симферопольский и Крымский. Каждое воскресенье он совершал молебны с чтением акафиста перед иконой прп. Сергия, Радонежского чудотворца. На этих молебнах возродился ныне знаменитый лаврский хор.
В 1946 г. И.В. Сталин дал разрешение на возобновление монашеской жизни в стенах Троице-Сергиевой лавры. К первому после долгих лет закрытия монастырскому богослужению – торжественному, пасхальному – готовили пятиглавый Успенский собор. По свидетельству протодиакона Сергия Боскина, Ильинский храм с Сергиевой обителью щедро «поделился книгами, аналоями, подсвечниками, свечами, коврами, отпустил регента с хором, звонаря…» В благодарность братия Лавры обещала всегда снабжать Ильинский храм просфорами.
Настоятелями Ильинской церкви были: знаменитый проповедник и духовник протоиерей Всеволод Шпиллер (1902-1984), протоиерей Тихон Пелих (1895 – 1983). Отец Тихон памятен многим людям. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I он был духовником учащихся Московских Духовных школ. Сколько будущих пастырей нашей Церкви он наставлял, исповедовал, венчал, благословлял на монашество. Пастырский авторитет отца Тихона ценила и братия Троице-Сергиевой лавры: духовники присылали к нему людей за советом, молодые монахи и послушники обращались за наставлениями. Своим духовным отцом его почитают такие известные священнослужители нашего времени как протоиерей Дмитрий Смирнов – председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами, протоиерей Владимир Воробьев – ректор ПСТГУ. Батюшка совершал венчания семинаристов, его ласково называли венчальным батюшкой, а Ильинскую церковь – венчальным храмом.
Добрым словом прихожане вспоминают и их преемников: протоиерея Зиновия Анисимова, благочинных – протоиерея Иакова Лопуховича (ныне настоятеля Казанской церкви села Шеметово), сделавшего баптистерий для крещения взрослых и иерея Александра Самойлова, с 1998 г. возглавляющего Сергиево-Посадский церковный округ (ныне игумена Иоанна). Отец Александр устроил мощевик храма и начал промывку икон главного иконостаса, открыл приходскую библиотеку. При нем был организован один из лучших церковных хоров города под управлением регента Сергея Маркевича, для клироса подготовлен и выпущен нотный певческий сборник «Всенощное бдение». В 2001 г. центр Сергиево-Посадского благочиния из Ильинской церкви был переведен в Успенский храм Сергиева Посада.
Следующим настоятелем прихода был назначен священник Сергий Дидковский. При нем вокруг храма была выложена плитка для крестного хода, на месте разобранной Казанской церкви установлен и освящен крест. На каждое празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы верующие из разных частей города собираются в Ильинский храм, почитая этот праздник престольным. Не мало трудов приложил и почетный настоятель храма протоиерей Стефан Середний: его заботами произведен ремонт крестильного храма и сторожки.
Клирики храма духовно окормляют Отделение сестринского ухода для престарелых г.Сергиева Посада и ПТУ №22. Особое внимание уделяется детям Сергиево-Посадского дома-интерната для умственно-отсталых детей в МООСО. Они имеют своего духовника – священника Валерия. В 2000 г. здесь была устроена домовая церковь в честь великомученика и целителя Пантелеимона.
Источник: http://www.spblago.ru/?p=588

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?