Построена на рубеже XVII — XVIII вв. над источником, открытым, по преданию, Сергием Радонежским. Кирпичная с нарядным убранством из белого камня, она служит примером архитектуры петровского времени, богатой мотивами европейского зодчества. Ярусная постройка с ротондальным основанием завершена убывающими кверху двумя световыми восьмериками. Круглые внутри, они открываются в интерьер через отверстия в зените купольных сводов. Богатая пластическая разработка объема с помощью креновок, увенчанных шарами приставных колонн и оконных наличников двух типов, сосредоточена на нижнем ярусе. Очень своеобразен портал с массивным таберпаклем для киота и объемной каменной резьбой. Мотивы обработки верхних ярусов тождественны убранству навершия Уточьей башни Троице-Сергиева монастыря. Памятник реставрирован по проекту В.И. Балдина в 1960 — 1970-х гг. На нем устроена гонтовая кровля, воссозданы колонны большого ордера и каменная балюстрада наружного ограждения.
В часовне находится открытый круглый колодец с невысоким бортом. На стенах и сводах — ремесленная клеевая живопись конца XIX — начала XX в. Окна заполняют кубчатые решетки.
Часовня Пятницкого колодца — одно из загадочных строений Троицкого монастыря: находясь вне его стен, она редко попадала в монастырские описи, обходили ее вниманием и исследователи. До сих пор неизвестна точная дата сооружения часовни и неясны причины утраты большей части ее пышного декора. Поставленная на берегу реки Кончуры над источником, возникновение которого предание связывает с именем основателя монастыря, часовня Пятницкого колодца по своим размерам и ярусному силуэту имеет много общего с Надкладезной часовней близ Успенского собора. Однако архитектуру часовни Пятницкого колодца отличает более четкая прорисовка деталей — колонн, их капителей, картушей, карнизов, а также повышенное внимание к гладкой беленой стене, что станет характерным для зодчества наступающего XVIII столетия.
Пятницкая часовня круглая в плане (внутренний диаметр 6 м) и возведена над родником, оформленным в виде колодца. Ее нижний объем перекрыт купольным сводом с двухметровым в диаметре отверстием в зените, над которым размещены еще два открытых внутрь и последовательно уменьшающихся восьмерика; при этом грани нижнего объема поочередно имеют прямоугольные или криволинейные очертания. На каждой из граней расположено по одному большому окну прямоугольной формы с богатыми наличниками двух типов: или в виде двух колонок на кронштейнах, несущих развитый фронтон с «разорванным» карнизом и пинаклем, или в виде своеобразных, «чешуйчатых» волют, поставленных перпендикулярно к плоскости стены с белокаменной резной вставкой сложного рисунка в завершении. Узорчатый крест «с репьями», венчающий постройку, точно повторяет крест Надкладезной часовни. Входной портал украшен колонками и киотом с пышными волютами по сторонам.
Часовня Пятницкого колодца отличается оригинальностью композиции и совершенством архитектурных форм. Она играет заметную роль в общей панораме монастырского ансамбля, открывающейся с высокой насыпи дороги, идущей на юго-восток. Особенно эффектно выглядит часовня в солнечные дни, когда ярко сияет городчатый лемех деревянной кровли, а фигурный тес ее полицы отбрасывает узорчатую тень на белые стены здания.
Группа церквей на Подоле вместе с Пятницким колодцем первыми встречают путников со стороны Москвы, как бы подготавливая их к восприятию архитектурных образов и форм многочисленных сооружений, которые ожидали их за стенами крепости.
По материалам сайта Видания.ру
Часовня Пятницкого колодца — одно из самых загадочных строений Троицкого монастыря, находясь вне его стен, она редко попадала в монастырские описи, обходили её вниманием и исследователи. Часовня построена на рубеже XVII-XVIII в.в. над источником, открытым, по преданию, Сергием Радонежским, но до сих пор неизвестна точная дата сооружения часовни и неясны причины утраты большей части ее пышного декора. Кирпичная, с нарядным убранством из белого камня, она служит примером архитектуры петровского времени, богатой мотивами европейского зодчества.
Архитектуру часовни Пятницкого колодца отличает более четкая прорисовка деталей — колонн, их капителей, картушей, карнизов — а также повышенное внимание к гладкой беленой стене, что станет характерным для зодчества XVIII столетия.
Часовня расположена у дороги на берегу реки Кончуры, напротив Пятницкой и Введенской церквей и построена по типу московских многоярусных храмов. Она круглая, большие окна с нарядными наличниками обрамлены колоннами с резными капителями, кровля крыта серебристым осиновым лемехом.
Памятник реставрирован в 1960-1970 г.г. На нем устроена гонтовая кровля, воссозданы колонны большого ордера и каменная балюстрада наружного ограждения, которая впоследствии была демонтирована. В часовне находится открытый круглый колодец с невысоким бортом. На стенах и сводах — ремесленная клеевая живопись конца XIX — начала XX в.в.
К сожалению, памятник утратил многие элементы своего убранства. Так, не сохранилось ни одной из восьми колонн, проходивших на всю высоту стен нижней части, срублены их пьедесталы, отсутствуют колонки в обрамлении окон и у входного портала, переделан и частично скрыт наросшей землей цоколь, хотя первоначально здание стояло на некотором возвышении и было окружено каменной балюстрадой.
В 2014 г. были проведены работы по реставрации фасадов и кровли здания часовни.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru