Сергеево. Воскресенский Федоровский мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Собор Успенский — крупное величественное сооружение, выстроенное в формах русско-византийского стиля. Кирпичные стены покрыты цементной штукатуркой. Ступени и площадки паперти — из белого ковровского камня. В подвале первоначально размещалось калориферное отопление. Типологически собор принадлежит к четырехстолпным пятиглавым крестово-купольным храмам с позакомарным покрытием и тремя крупными апсидами алтаря. Барабаны глав (центральный — световой) поставлены на восьмериковые основания и украшены аркатурно-колончатыми поясками, консольными арочками и мелкими кокошниками в основании луковичных куполов.
Фасады расчленены мощными пилястрами на прясла, завершенные глубокими полукружиями закомар. Широкий фриз с аркатурно-колончатыми поясом и лентой мелких нишек разделяет два яруса света с высокими проемами арочных окон. Более широкие средние прясла отмечены массивными притворами с трехлопастными фронтонами, над которыми помещены три высоких арочных окна второго света. Поверхность стен оформлена плоским штукатурным рустом, имитирующим белокаменную кладку. Обрамление нижних окон выполнено в виде широких профилированных лент с мелкими нишками, охватывающих верхнюю часть проемов и продолжающихся на уровне импостов. Верхние окна декорированы колонками и строгими архивольтами. Фасады притворов завершает карниз из консольных арочек и язычков.
Высокий и светлый интерьер храма перекрыт системой крестовых сводов с центральным световым куполом, опирающихся на подпружные арки и мощные крещатые столбы. Алтарные апсиды, перекрытые конхами, полностью раскрыты в храм. В западной части сохранились хоры с ведущей к ним чугунной винтовой лестницей и кованым ограждением в стиле модерн. Пол настлан метлахской плиткой. Подклет перекрыт кирпичными сводами по стальным балкам. Стены в интерьере окрашены в голубой цвет с включением небольших орнаментальных композиций. В куполе центральной главы изображен Св. Дух в виде голубя, в конхе центральной апсиды — живописная композиция «Новозаветная Троица», в правой конхе — «Слово плоть есть», в левой — «Всевидящее око».
Игуменский корпус — небольшое одноэтажное здание, рубленное с остатком и обшитое тесом, типичное для жилой архитектуры периода эклектики. Прямоугольный в плане объем завершен вальмовой кровлей. К одному из торцов в нач. 20 в. сделана пристройка просторных сеней, освещаемых оригинальными по форме окнами с высоким щипцовым завершением. По-видимому, тогда же устроено выносное чердачное окно, вместе с парадным ходом под лучковым зонтом-навесом подчеркивающее центр этого фасада. Остальные фасады здания прорезаны прямоугольными окнами, отмеченными сандриками с пропильной резьбой. Резные подзоры украшают также широкий венчающий карниз, выпуски бревен на углах и в местах перерубов закрыты филенчатыми лопатками.
Зверинский, 1890, с. 124, № НО; Миловский, 1898, с. 322-334; Масанов, 1905, с. 125, № 1420; Денисов, 1908, с. 116-117. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 614-620

Примечательна архитектура монументального Успенского собора Воскресенско-Фёдоровского монастыря. В ХIХ веке образцом для подражания возводимых церквей часто служили храмы Московского Кремля, особенно Успенский собор, как символ и памятник единства и становления централизованного Русского государства (в нём традиционно проходила коронация российских монархов). Эталоном для многих крупных соборов, строившихся в то время, был храм Христа Спасителя в Москве, спроектированный архитектором Константином Тоном (храмы по типовым проектам Тона сохранились в Угличе, Боголюбове, Козлове, Ельце, а вот в Иваново-Вознесенске Вознесенская церковь была варварски взорвана), в Николо-Угрешском монастыре в г. Дзержинском, возведённый по проекту А.С. Каминского в 1880-1894 гг.
Собору Николо-Угрешского монастыря во многом подражает спроектированный владимирским губернским архитетором Петром Густавовичем Бегеном Успенский собор Воскресенско-Фёдоровского монастыря. Несмотря на то, что боковые главы у него декоративные, сходство с главным собором Московского Кремля усилено введением аркатурно-колончатого пояса, между окнами первого и второго света. Этот мотив, как известно, Москва позаимствовала от владимиро-суздальского зодчества ХII века. Успенский собор возводился 8 лет, с 1897 по 1905 год. Храм шестистолпный, двусветный, с двумя боковыми приделами и массивным пятиглавием. В оформлении фасадов использованы мотивы византийской архитектуры. Стоит сказать, что ступени и площадки паперти выполнены из белого ковровского камня. В подвале первоначально размещалось калориферное отопление.
После закрытия монастыря собор использовался как склад, но из-за пришедшей в негодность кровли и активного проникновения внутрь осадков склад в 1973 году был закрыт. В 1942 году в результате удара молнии в пятиглавие одна (малая) главка сгорела. В 1954 году в южной стене храма  пробили проём для проезда автомашин Шуйского сельхозтехникума внутрь подклета-подвала, который был неряшливо заложен кирпичом в 1966 году. Конструктивное состояние строения в целом можно оценить на сегодняшний день как удовлетворительное. С 1997 года лишь отдельные службы совершаются в Успенском соборе. Реставрация храма продолжается и по сей день.
С сайта: molitva-ivanovo.narod.ru/Молитва в камне-Ансамбль Воскресенского Фёдоровского монастыря, село Сергеево

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?