Сергач. Церковь Иоанна Дамаскина.

Дамаскинская церковь построена в середине XIX века. Большое участие в ее строительстве принимал сергачский купец Иван Яковлевич Писарев. Он помогал и личным капиталом, наймом и подбором мастеров и рабочих, а главное — опытным наблюдением за производством работ. Освящен храм 5 июля 1855 года. В 1930-х гг. церковь была закрыта. В ней размещена артель «Швейник». Сгорела в 1936 году.
https://krmuseumgr.nnov.muzkult.ru/bazar_ploshad
Между тем горожане и слобожане, стянутые к одному духовному центру к вновь построенному собору, неохотно привыкали ходить туда к богослужению. Не всегда в великие праздники вследствие многолюдства и тесноты удавалось, особенно зимою и особенно слобожанам, стоять в стенах собора во время богослужения. Поэтому многим, даже очень многим в великие праздники зимой и осенью приходилось стоять около храма, не слыша чтения и пения, и воссылать свои молитвы о нуждах духовных и житейских к Творцу и Спасителю под открытым небом. Так продолжалось до 1848 года. В сем году некоторые крестьяне слобод Кожино, Зайчихи и Скочихи составили приговор о возобновлении деревянного Владимирского храма и через своих поверенных: крестьян Димитрия Алексеева Блаженнова и Матвея Максимовича Никифорова подали его вместе с планом и фасадом Преосвященному Иакову. Получив разрешение и благословение, эти же поверенные выхлопотали на перестройку храма леcy из казенных дач сколько потребно. Перестройка начата в 1850 году и совершенно окончена в 1853, но храм стоял неосвященным и запертым до 4 Июля 1855 года.
(Примечание: Главным действующим лицом (но тайным) в возобновлении этого храма был купец Ив. Як. Писарев. Он помогал и капиталом и наймом и подрядом мастеров и рабочих, а главное — опытным наблюдением за производством работ).
Обозревая Eпapхию, Преосвященный Иepeмий в 1855 году 4 Июля посетил г. Сергач. В проезд по Базарной улице мимо деревянного храма Преосвященный велел ехать к нему. Когда он вошел в храм и увидел, что он совершенно готов и даже с 1853 года — удивился: почему до сих пор не освящен. Подоспевшие в храм поверенные объяснили Владыке, что они много раз просили Протоиерея и Благочинного донести и испросить разрешение на освящение храма. Выслушав объяснение, Владыка объявил, что завтра 5 числа сам будет освящать этот храм, чтобы готовили все, что потребно для освящения. Работа кипела с вечера и до самого утра: кто делал аналои, кто шил одеяния на них, кто срачицы и одежды на престол и жертвенник, кто завесу, кто подвешивал паникадило из древней Владимирской церкви, кто приготовлял блоки и веревки для поднятия колоколов, кто очищал пыль и сор, кто подвешивал лампады к иконам и вставлял свечи, кто делал кафедру и проч. В это время были в Сергаче ратники-ополченцы, которые принимали самое деятельное участие в приготовлениях и… все было готово. Когда прихожане просили Преосвященного Иеримию освятить храм опять в честь Владимирской Божьей Матери, то он на это ответил: „было бы довольно странно, всего два храма в городе и оба будут Владимирские. Этот нужно освятить во имя другое. А так как во имя Преподобного Иоанна Дамаскина уже не было престола в кладбищенской каменной церкви, то Преосвящ. Иеремия и освятил перестроенный храм во имя Преподобного Иоанна Дамаскина.
Тогда же Преосвященный назначил быть священником при этой церкви одного из соборных О. Димитрия Лилова с отчислением от собора к Дамаскинской церкви 711 душ муж. пола в приход. Первой заботой священника Лилова было устроить при Дамаскинской церкви теплый храм. Он решил устроить этот храм в церковном фундаменте, который с южной стороны довольно высок, благодаря тому, что базарная площадь, на которой стоит Дамаскинская церковь, имеет большую наклонность к этой стороне. По ходатайству предводителя дворянства Н. П. Болтина Преосвященный Иеремия разрешил устройство этого храма. Но так как фундамент оказался не настолько высок, чтобы поместить церковь, то пришлось врыться в землю на четыре аршина, но и при этом получилась маленькая, низенькая подвальная церковь, с одноярусным иконостасом, с четырьмя окнами. Освященная во имя Св. Николая Чудотворца в 1858 году она просуществовала только 12 лет: подземелье так и осталось подземельем — сырым, неудобным для богослужения. От сырости срачицы на престоле и жертвеннике совершенно истлели в 9 лет, пол в алтаре сгнил и даже подгнили ножки престола и жертвенника, иконостас потускнел, штукатурка валилась всюду, сквозь пол сочилась вода, по стенам была плесень и грибки.
В декабре 1870 года благочинный объявил прихожанам о закрыли этого храма. Последние решились перенести его вверх, устроив теплую трапезу. В Январе 1871 года Преосвященный Филарет дал разрешение на перенесение теплой церкви вверх и устройство теплой трапезы, а 31 Октября того же года храм этот, по благословению того же Преосвященного, был уже освящен.
Сообщ. Аполлон Можаровский. Источник: Нижегородские Епархиальные ведомости № 10 от 15 Мая 1890 года,

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?