Серга. Церковь Воздвижения Креста Господня.

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ каменная. Первая церковь – деревянная – уже существовала в 18 в. Взамен её в 1840 г. построена каменная. Освящена 24.02.1840 г. Сооружена на средства князей С. М. Голицына и В. П. Бутеро-Родали. Закрыта 3.07.1933 г. Здание передано в 1940 г. под районный клуб.
Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. 71 с., С. 32.

История возникновения с. Серги уходит своими корнями в глубокое прошлое. Заселение Сылвенского края началось давно. Раскопки в окрестностях дер. Городище дают основание утверждать, что уже 20 тысяч лет назад в долине реки Сылва жили люди. Коренным населением Сылвенского края надо считать коми-пермяков, а также манси, которых раньше называли вогулами. В XIV веке здесь появляются татары и башкиры. Характерно отметить, что татары сразу ведут оседлый образ жизни, занимаясь земледелием. Одним из самых старых поселений татар в Сылвенском крае является селение Канабеки. Кроме татар в Сылвенском крае селились и марийцы. Так, деревня Ошмарина Насадского сельского совета когда-то раньше была поселением марийцев. Заселение Сылвенского края русскими началась в XV веке. С целью укрепления северо-восточных границ Руси, великий князь московский Иван III решил присоединить Пермь Великую к Московскому княжеству. Но прежде чем предпринять военный поход против Перми Великой, центр которой находился в поселении Покча (ныне в 5 км от Чердыни), Иван III основал по южным границам Перми великой, от Соликамска и до Башкирии, вооруженные острожки. Они были основаны до военного похода в 1469 году. Среди других острожков на реке Сылве в 1469 году, при впадении в Сылву Безымянной речки, был основан острожок имени святого Сергия Радонежского, который является опорным. При этом острожке на Безымянной речке была построена мельница, а речка стала называться Сергинкой. Так зародилась Серга. Вооруженные люди Сергинского острожка, помимо сторожевой службы, занимались хлебопашеством и снабжали мукой соседние острожки: Троицкий (ныне село Троица), Чусовской, Крестовоздвиженский.
Вскоре при Сергинском острожке была построена деревянная Крестовоздвиженская церковь. Примерно на том месте, где сейчас каменная церковь, а рядом находилось кладбище. А в 1581 году Сергинский острожок посетил со своей дружиной Ермак во время похода в Сибирь. В XVI веке во время набегов сибирских татар на Сылвенский край Сергинский и Троицкий острожек неоднократно разорялись. В 1558 году, грамотой царя Ивана Грозного, земли по рекам Каме, Сылве и Чусовой были отданы именитым купцам Строгановым, которым отошла почти вся территория Сылвенского края. В 1745 году от села Лобаново через село Кольцово, Насадку, Сергу до Кунгура был проложен тракт, соединявшийся с Сибирским. Постройка этого тракта обеспечила связь Серги с Кунгуром и Егошихинским заводом (Мотовилиха), что положительно сказалось на дальнейшем развитии Серги. В 1797 году в с. Серга 9 мая по старому стилю останавливался выдающийся российский просветитель А. Н. Радищев, возвращавшийся из сибирской ссылки. Старинный дом волостного правления, где останавливался писатель, сохранился и до сих пор. Об этом рассказывает и сам Радищев в своем дневнике: «От Зарубиной дорога идет высоким берегом и выходит к Сылве, где вид прекрасный, потом до Сергинской слободы чрез лес, близ Сылвы… Простояв долго в Сергах, поехали лугами до горы весьма крутой, потом чрез лесок до Закоптеловой и за ней до перевоза чрез Сылву.. Ночью на берегу, переменив лошадей, ехали лесною и мокрою дорогою до сельца Кольцова, принадлежащего к Шаховскому. Мужики разорены и деревни в опеке».
Информация из брошюры «Пермско-Сергинский район в прошлом и настоящем», изданной в 1957 году редакцией районной газеты «Колхозный клич».

Деревянный храм существовал в селе Серга в XVIII веке. В 1840 году на средства князя С. М. Голицына и княгини В. П. Бутеро-Родали был построен каменный Крестовоздвиженский храм с престолом Сретенским. До 1911 года причт храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В 1912 году был освящен третий престол. В это время здесь служили три священника, один диакон, два псаломщика и шесть колокольщиков.
В 1918 году после пыток и издевательств красноармейцами был расстрелян настоятель храма сщмч. Иоанн Швецов, были арестованы и расстреляны в Перми священники храма — сщмчч. Анания Аристов и Константин Юрганов. В 1930-х годах в храме служили священники Феодор Верхоланцев (+ 1937), Виктор Новожилов, диакон Михаил Куклин (+ 1937), псаломщик Василий Голубчиков (+ 1937).
Храм был закрыт в декабре 1932 года. Колокольню разрушили, храм обезобразили до неузнаваемости. Но службы еще совершались в часовне ближней деревни Будайки. В 1940 году здание было передано под районный клуб.
В 1992 году храм был возвращен верующим. Ведутся восстановительные работы.
Настоятели: Феодор Попов (упом. 1877); Андрей Никитин (упом. 1882); Михаил Мультановский (упом. 1885); Александр Орлов (упом. 1896 — упом. 1899); Николай Поспелов (упом. 1911); Сщмч. Иоанн Швецов (? — 1918); Андрей Бормотов (упом. 2010) свящ.Священники: Михаил Мультановский (упом. 1882): Николай Курганов (упом. 1896 — упом. 1899); Сщмч. Константин Юрганов (упом. 1911 — 1918); Сщмч. Анания Аристов (? — 1918)
https://drevo-info.ru/articles/18932.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?