Серебрякова Зинаида Евгеньевна
«Автопортрет с дочерями», (1921)
Холст, масло. 90 x 62 см
Рыбинский музей-заповедник
Серебрякова изобразила себя с двумя дочерьми: справа ее обняла Таня, а сама она положила руку на плечо Кати. Композиционное решение картины простое и ясное: три поясные фигуры заполняют почти все пространство холста и вписаны в треугольник.
Некоторая фрагментарность композиции — фигуры девочек срезаны краями картины — не противоречит живому чувству, с которым дочери прильнули к матери. Их жесты задают плавный ритмический строй: повторяющиеся движения рук откликаются в формах тел и складках одежды. Это усиливает ощущение духовной наполненности героинь, буквально излучающих любовь к жизни.
Колорит этого автопортрета построен на сочетании холодных и теплых тонов. Звучный синий цвет обобщенно написанных одежд и фона подчеркивает нежность и теплоту персиковой кожи лиц. Они написаны многослойно, с видимой фактурой мазка кисти, что концентрирует внимание зрителя на их проникновенных, одухотворенных выражениях.
Изображенные рядом с матерью девятилетняя Таня и восьмилетняя Катя, как и ее сыновья Саша и Женя, были постоянными моделями Серебряковой. Она непрерывно делала их зарисовки: на двенадцатый день после рождения, когда им исполнялось шесть недель, полгода. Едва дети подрастали, она изображала, как они начинают ползать, ходить — художница постоянно изучала детское тело, мимику, жесты. Некоторые из зарисовок впоследствии становились законченными картинами.