Расположен на открытом месте, при спуске к небольшой низине. Восточными фасадами построек обращен к центральной площади села. Основанный не позднее 16 в., он известен как временное прибежище Григория Отрепьева. Назван по основному собору (первоначально деревянному) и протекающей поблизости речке Кукса. Существующий собор Спаса Преображения возведен в 1673 г. Несколько позднее, в кон. 17 в., были построены зимняя церковь Введения и шатровая отдельно стоящая колокольня. Известно, что кроме этих сохранившихся до наших дней сооружений в комплекс входила деревянная Покровская церковь (время ее строительства не установлено). Монастырь окружала кирпичная ограда, разобранная в 1940-е гг. В 30-е гг. 19 в. в монастыре проводились строительные работы, во время которых вместо разобранного Покровского храма был устроен придел во Введенской церкви, пристроено крыльцо к колокольне, изменено покрытие и форма глав в обоих храмах.
Монастырь занимает территорию прямоугольной формы. В ансамбле доминирует крупный объем пятиглавого Преображенского собора. К югу от него стоит небольшая одноглавая церковь Введения. Расположенная между ними столпообразная шатровая колокольня замыкает небольшой дворик между ними с запада и одновременно фиксирует главную ось ансамбля. Все сооружения возведены из кирпича. Введенская церковь побелена по обмазке, следы обмазки сохранили также собор и колокольня. Самый древний из существующих в области монастырских комплексов, включающий выразительные по архитектуре культовые сооружения в стиле, характерном для владимиро-суздальского зодчества 17 в.
Шаганов. 1853; Зверинский, 1892, с. 321; Упраздненные монастыри во Владимирской епархии, 1873. с. 246; Березин, Добронравов, 1896, с. 208-212. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 217-223
Назван по основному собору (первоначально деревянному) и протекающей поблизости речке Кукса. Существующий собор Спаса Преображения возведен в 1673 г. Несколько позднее, в кон. XVII в., были построены зимняя церковь Введения и шатровая отдельно стоящая колокольня. Известно, что кроме этих сохранившихся до наших дней сооружений в комплекс входила деревянная Покровская церковь (время ее строительства не установлено). Монастырь окружала кирпичная ограда, разобранная в 1940-е гг. В 30-е гг. XIX в. в монастыре проводились строительные работы, во время которых вместо разобранного Покровского храма был устроен придел во Введенской церкви, пристроено крыльцо к колокольне, изменено покрытие и форма глав в обоих храмах. Монастырь занимает территорию прямоугольной формы. В ансамбле доминирует крупный объем пятиглавого Преображенского собора. К югу от него стоит небольшая одноглавая церковь Введения. Расположенная между ними столпообразная шатровая колокольня замыкает небольшой дворик между ними с запада и одновременно фиксирует главную ось ансамбля.
Все сооружения возведены из кирпича. Введенская церковь побелена по обмазке, следы обмазки сохранили также собор и колокольня. Самый древний из существующих в области монастырских комплексов, включающий выразительные по архитектуре культовые сооружения в стиле, характерном для владимиро-суздальского зодчества XVII в.
Преображенский собор. Яркий образец крупного монастырского собора, традиционного по структуре и характерного для владимиро – суздальской архитектуры XVII столетия. В результате позднейших переделок изменена форма глав. Южный вход заменен окном, а крыльцо и паперть перед ним разобраны; у западного фасада устроен широкий и низкий притвор. В центральном куполе изображена “Новозаветная Троица”, на парусах – евангелисты, на сводах – евангельские события после Воскресения. На южной и северной стенах композиции Нового Завета расположены в четыре яруса. Среди них выделяются “Бичевание Христа” и “Коронование терновым венцом” (северная стена). На столбах в три яруса помещены сцены из Евангелия, на откосах окон и прилегающих к ним простенках написаны святые. Заслуживают внимания барочные орнаментальные композиции, включающие церковные атрибуты, между окнами 1 и 2 света и на подпружных арках, где написаны раковины, головки херувимов и изображения святых на фоне барочной сетки. Иконостас в русском стиле характерен для кон. XIX в. Это – внушительных размеров четырехъярусное сооружение, завершенное иконой “Воскресение” в фигурном обрамлении. Иконы и киоты у столбов выполнены также в конце XIX в.
http://gavposad-kraeved.ru/
При селе Сербилове находился мужской монастырь, именовавшйся Спасо-Кукоцким, отъ р. Куксы, протекающей близ онаго села. Когда и кем основан был этот монастырь,— неизвестно. Но из бумаг, хранящихся при церкви села Сербилова, видно, что Спасо-Кукоцкий монастырь существовал уже в XVII столетии. В выписи из Суздальских книг письма и меры Михаила Трусова да дьяка Феодора Витовтова, 1628, 29 и 30 головы, сказано: Спасской монастырь на реке на Кукс, а на монастыре церковь Преображения Спасова древяна клецки, а въ церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольницы колокола и все строение церковное Государево …При учреждении штатов монастырь этот закрыт и обращен в приходскую церковь. Близ Спасо-Кукоцкаго мужского монастыря находился девичий Покровский монастырь, именовавшейся Кукоцким же, и существовало также до учреждения штатов. Деревянная церковь сего монастыря за ветхостью разобрана в начале тридцатых годов настоящего столетия, и вместо нея устроены в Введенской церкви теплый придел в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, в котором по настоящее время сохраняется древние образы Покрова Пресвятыя Богородицы, на коем венец и риза серебряные, убрус низан мелким жемчугом, а поля обложены медью.
В настоящее время в Сербилове две церкви каменныя, некогда принадлежавшия монастырю. Одна из них — летняя в честь Преображения Господня, построена в 1673 году. В записи, хранящейся при этой церкви, сказано: ~7181 года майя в 4 день заложена бысть ся церковь во имя Святаго и Боголепнаго Преображения Господня, в царствование Великого Царя Алексия Михайловича всея Великая России, при Святейшем Патриархе Иоакиме Московском и преосвященном Архиепископе Стефане Суждальском и Юрьевском, при игумене Феодоси. о Христе с братьею. В сей церкви достойны замечаний следующие церковные предметы: 1) Два Евангелия, из коих одно печати 1663 года, а другое — 1681 года. На лицевой доске последнего Евангелие надпись: 189 году января в 1 день сие Евангелие построили Бошарской слободы Иван да Степан Филиповы дети Монатениковы в вечное поминовение по отцы своем Филипе Монатеникове Суждальскаго уезду в пустыню Всемилостивого Спаса, что на Куксе реке при игумене Феодосее, а всего в нем (т.е. серебра) два фунта 53 золотника». 2) Напрестольный крест, кипарисный, обложенный серебром, с частицами св. мощей мучеников: Дмитpia, Пантелеймона, Евстратья, Евстафия, Плакиды, Харитона и муч. Параскевы. На кресте надпись: 189 году января в 1 день сей крест построили Бошарской слободы Ивань да Степень Филиповы дети Монатениковы в вечное поминовение по отце своем Филипе Монатеникове Суждальскаго уезду в пустыню Всемилостиваго Спаса что на Куксе реке при Игумене Феодосии, весу в нем фунт сорок без золотника». 3) Кадило серебряное, с надписью «лета 7182 (1674) в 20 день (месяца разобрать нельзя) построили сие кадило игумен Феодосий по душе Петра Молвянинова».
Кроме сего, в иконостасе имеются образа, современные устройству храма, следующие: 1) образ Спасителя, на нем риза жадная, а венец серебряный: 2) образы Преображения Господа, на нем риза и венец серебряные; 3) образы Божьей Матери Смоленския, на нем риза и венец медные; 4) образы Рождества Божией Матери, без украшений; 5) образы Введения Пресвятыя Богородицы, с серебряным венцом; 6) образ Святителя Николая, на нем риза и венец медные; 7) образы Феодоровския Божьей Матери, на кипарисной доске; на нем риза серебряная, позолоченная, с венцом, украшенным разноцветными камнями, убрусь и фата низаны мелким жемчугом. В паперти описываемой Преображенской церкви, на стане, къ востоку, по правую сторону дверей, прибита медная дощечка, с следующей надписью: 1741 году поля в 17 день на соборы Святаго Архангела Гавриила в 12 часу дня преставился раб Божий маиор Никита Диитриевнч сын Полтев, житья ево было 74 года, а тезоименитство ево было апреля 3 дня на память преподобного Никиты Игумена обители Мидийския». По левую сторону в паперти же находится памятник надгробный из белого камня, на коем высечено: Года 7161 (1653) апреля въ 24 день преставися рабы Божий Патрекей Иванов сын Геев».
В церкви сохраняются старинные письменные документы (в копии), принадлежавшие Спасо-Кукоцкому монастырю: 1. 1624 г. марта 11. Грамота Царя Михаила Феодоровича, несудимая. 2. 1649 г. февраля 25. Грамота Царя Алексея Михайловича, подтвердительная на жалованныя монастырю вотчины. 3. 1678 г. марта 20. Грамота Царя Феодора Алексеевича, о дозволении монастырю владеть сельцом Сербиловым, да сельцом Тимеревым, с деревнями и со всеми угодьями, по прежнему. 4. 1686 г. августа 5. Указы Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Царевны и Вел. Княгини Софьи Алексеевны, царственной большой печати и царственных великих посольских дел, оберегателю, ближнему боярину и наместнику Новгородскому, Князю Василью Васильевичу Голицыну, о выдачи Выписи из Суздальских писцовых книг (письма и меры) Михаила Трусова, да подъячаго Федора Витовтова, 136 и 37 году, на дворовое место, принадлежавшее Спасо-Кукоцкому монастырю, в rop. Суздаль. 5. Выпись из упомянутых книг, 136, 37 и 38 года, на все вотчины и угодья, принадлежавшия монастырю. 6. 1692 г. февраля 20. Подлинная грамота Иларюна, Митрополита Суздальского, за его подписом, о дозволении построить деревянную церковь в сельце Никольском во имя Святителя Николая, из лесных дач, принадлежавших Спасо-Кукоцкому монастырю. (Церк.-Историч. и статистич. опис. Влад. Епархии, ч. I, стр. 490-495). Другая церковь в селе — в честь Введения Пресвятыя Богородицы, с приделом в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, зимняя, построена в конце XVII столетия. При церквах имеется каменная колокольня, построенная в конце XVII столетия. Церкви и колокольня обнесены каменною оградой.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., а исповедных росписей с 1831 г. Опись церковного имущества составлена в 1883 году, — хранится в церкви. Церковной земли имеется: усадебной одна десятина, сенокосной 2 дес. и пахотной 30; документов на землю нет. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годового содержания причт получает: процентов с церковного капитала 13 руб. 40 коп. сер., от земли 300 руб. сер., от сбора зерновым хлебом 45 рублей сер. и за требоисправления 300 руб. сер., а всего около 460 руб. сер. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход: село (85 дворов), сельцо Осанково и дер. Лбово,— разстоянием от церкви в одной версте. Всех дворов в приходе 144, душ мужеского пола 398, а женского пола 459.
В. Березин, В. Добронравов “Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии”, г. Владимиръ, 1896 г.