Время основания пустыни положительно определить нельзя, но по достоверным преданиям и сведениям известно, что она основана была в начале XVII столетия. Пустынь существовала до половины ХVIII столетия, около 50 лет находилась в большой скудности и опасности со стороны тогдашних разбоев; лесные бродяги неоднократно разбойнически нападали на нее и грабили, около 1749 года окончательно разорили и церковь деревянную во имя Корсунской Божией Матери и Иоанна Крестителя выжгли.
В 1764 г. по указу императрицы Екатерины II Серапионова пустынь упраздняется как монастырь. Троицкая церковь становится приходской для ближайших деревень: Круглицы, Порзамка, Кобяково. Серапионова пустынь, ставшая погостом как место приходской Троицкой церкви, сохранила своё название.
В 1829 г. вместо деревянной церкви построили каменный храм без колокольни с теплым приделом во имя Корсунской иконы Божией Матери. В 1847 г. была построена отдельная деревянная колокольня, на которой звонили в пять колоколов.
Церковь во имя св. Троицы, с приделом в честь Корсунской Божией Матери, каменная, двух престольная, главный престол св. Троицы, холодная, а теплая Корсунской Богоматери; церковь одноэтажная, покрыта железом овальным куполом, кончающимся небольшим с четырех сторон храма скатом; на верху купола четырехугольный фонарь с окнами пропускающими с четырех сторон свет в церковь; на верху этого фонаря, еще меньший глухой фонарь, ведущий к самой шейке главы; на ней утверждена одна глава в виде луковицы, покрытая белым железом, ананасной гранью, на коей осмиконечный крест; алтарь полукруглый, одночастный, покрыт полукругом на один скат; западный притвор (трапеза) и теплая церковь много ниже холодного храма, отделена от холодного каменной стеной, среди коей пробит аркой вход в холодную церковь, в зимнее время заставляемый стеклянными щитами; трапеза сверху покрыта железом на один скат; на южной стороне крыши укреплена над приделом небольшая глава с крестом; к западной двери пристроен небольшой еще деревянный вход — паперть.
Оба престола освящены в разное время как видно из надписей на храмозданных крестах; во имя св. Троицы в 1837 году; на кресте надпись следующая: «освятися жертвенник во имя Живоначальныя Троицы, 1837 года июня 29 дня в день первоверховных апостол Петра и Павла, при державе благочестивейшаго и Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Николая Павловича всея России и при супруге Его благочестивейшей Государыне Императрице Александре Феодоровне, и при благоверном Государе Цесаревиче и великом князе Александре Николаевиче и при благоверных Государях «великих князех Константине, Николае, Михаиле Николаевичах, при благоверных Государынях великих княжнах Марии, Ольге, Александре Николаевнах, и при благоверных Государынях и великих княжнах Марии, Елисавете, Екатерине Михаиловнах, и при благоверной Государыне и великой княгине Марии Павловне и супруге ея, и при благоверной Государыне и великой княгине Анне Павловне и супруге ея, по благословению святейшаго правительствующаго синода, преосвященнейшим Парфением архиепископом Владимирским и Суздальским и кавалером».
Престол во имя Корсунской Богоматери освящен в 1816 году; на кресте надпись следующая: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы Корсунския при державе благочестивейшаго Самодержавнейшаго великаго Государя Императора Александра Павловича всея России, при супруге его благочестивейшей Императрице Елизавете Алексеевне, при матери его благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне, при благоверном Государе Цесаревиче и великом князе Константине Павловиче, и супруге его благоверной Государыне великой княгине Анне Феодоровне, при благоверных Государех великих князех Николае Павловиче, и Михаиле Павловиче, при благоверной Государыне великой княгине Марии Павловне, и супруге ея, при благоверной Государыне и Королеве Виртембергской Екатерине Павловне и супруге ея, и при благоверной Государыне и великой княгине Анне Павловне и супруге ея, по благословению преосвященнаго Ксенофонта епископа Владимирскаго и Суздальскаго, в лето от сотворения мира 7324, от Рождества Христова 1816 года июня 11 дня на память святых апостол Варфоломея и Варнавы». Далее надпись: «крест хранитель всея вселенныя, крест красота церкви, крест царей держава и верных утверждение, крест ангелов слава и демонов язва».
Здание церкви построено в виде четырехугольного креста; холодный храм, от западной стены до иконостаса, имеет вид квадратной палаты без всяких столбов, кончается вверху полукруглым сводом с фонарем; длина церкви от горнего места до западной стены трапезы 13 аршин, в ширину 12 аршин, алтарь отделяется каменной стеной с тремя пролетами для царских, северных и южных дверей; алтарь величиною в длину 9 арш., в ширину 8 арш. Церковь освещается 10 окнами в два света, с обеих сторон по 5 окон, по 3 с верху и 2 внизу и в самом куполе фонарем; алтарь освещается тремя окнами; входов в холодную церковь 2 с западной стороны во входные двери через трапезу (придел во имя Корсунской Богоматери), и в арку среди каменной стены, 2-й вход с южной стороны в симметрию южного входа устроен снаружи также вход с железной дверью, но на самом деле он не существует, а только устроен для соблюдения симметрии в храме; пол в церкви и алтаре каменный, помост алтаря возвышается от помоста храма на одну ступень, амвон каменный, в алтаре престол и жертвенник деревянные; иконостас в 5 ярусов, резной, по малиновому фону золоченными арабесками и орнаментами; царские двери изображают Благовещение Пресвятой Богородицы с 4 евангелистами, над ними полукругом изображена Тайная вечеря, а над ней Господские праздники, св. Троица, Успение Прсев. Богородицы, Сретение Господне, Вознесение Господне, вход в Иерусалим. 1-й ярус иконостаса состоит в местных иконах; по правую сторону царских врат, к северной стороне, древний образ св. Иоанна Крестителя с изображением чудесных событий из жизни угодника; рядом с этой иконой в выступе икона Корсунской Божией Матери, окруженная изображениями разных святых; за северной дверью на клиросе икона Казанской Божией Матери; в левую сторону царских врат икона Воздвижения Креста Господня, рядом с ней благословляющий Спаситель с открытым евангелием: «приидите ко мне вси труждахощиеся»; за южной дверью алтаря на другом клиросе храмовой престольный образ св. Троицы; во 2-м и 3-м ряду иконостаса изображены Господь Саваоф, Господь Вседержитель, по сторонам их апостолы, а в самом верху Воскресение Христово; иконы иконостаса письма новейшего времени, многие из них хорошей кисти.
Придел во имя Корсунской Божией Матери, или трапеза. Теплый придел, от западной стены холодного, до западных входных дверей, длины 12 аршин, в ширину 10 аршин, к южной стене придела устроен алтарь, длиною 5 аршин, в ширину 4 арш.; придел освещается с северной стороны 2, а южной 3 окнами в один свет, 3 окно с южной стороны занимает место для освещения алтаря. По небольшому размеру придела иконостас состоит более в местных иконах: к северной стороне царских врат, древний образ с изображением в средине Корсунской Божией Матери, сверху иконы Знамение Пресв. Богородицы и Утоления печали, внизу Боголюбовския Московския и Скорбящей Божией Матери, к южной стороне благословляющий Господь Вседержитель; на западной стене холодного храма, под самой аркой, по сторонам арки и по стене к северной стороне, уставлено древними разными иконами; полагать надобно, что многие из них остались и спасены во время пожара от первобытной церкви. Как в холодном храме, так и в приделе по стенам в куполе нет никакой живописи.
Неподалеку от церкви невысокая деревянная колокольня, выстроенная четырехгранным столбом, покрыта кругообразной чашей, на ней маленькая небольшая круглая глава, в которую укреплен четырехконечный крест, с полулуной; к низу колокольня устроена много шире верха; на колокольне 5 колоколов; на большом вылиты изображения св. Троицы, Благовещения Пресв. Богородицы, св. Иоанна Крестителя и великомученика Георгия. Сверху изображений вылиты слова: «На то установлен благовест и звон, чтоб церкви чад сзывал в земной святой Сион», внизу колокола: «Божиею милостию лит сей колокол в городе Костроме, на заводе купчихи Ироиды Дмитриевны вдовы Поляковой, весу 84 пуда 2 фунта». Над этой надписью вырезано: «в упраздненную пустынь Корсунской Божией Матери». На другом колоколе: «1779 года ноября 30 выменен сей колокол, Серапионовской пустыни церкви Живоначальныя Троицы, весу 25 пуд 25 ф.». Остальные три колокола небольшие, без надписей.
По материалам: И. Голышев. Серапионова пустынь Владимирской губернии Вязниковского уезда. г. Владимир. В Губернской типографии. 1869. http://serapionova.orthodoxy.ru/gpage.html