Известно, что монастыри Великой и Верхней пустыни основаны святым Авраамием, Чухломским и Городецким чудотворцем, а основателем Серапионовой пустыни стал монах одного из этих монастырей по имени Серапион. Здесь, на реке Виге, подвизался он в безмолвии и сердечной молитве, здесь же поставил небольшую часовню, так и не ставшую монастырем. На основании сведений государевой переписи населения видно, что в 1628 году, уже через 100 лет после описываемых событий, в Серапионовой пустыни было два деревянных храма на погостах — Преображенский и Воскресенский. И только в 1820 году на месте деревянного Преображенского храма тщанием прихожан и попечением титулярного советника Григория Коробова построили новый каменный во славу Преображения Иисуса Христа на Фаворе с престолами в честь святителя Николая и святителя Серапиона, Архиепископа Новгородского. В Серапионовой пустыни в деревнях и починках жили выходцы из новгородских земель, почитавшие своего архиепископа, они-то и привезли в храм частичку мощей святителя из Троице-Сергиевой лавры, из так называемой Серапионовой палатки, где покоились мощи Серапиона.
Уже в конце XIX века в приходе Преображенской церкви насчитывалось 32 селения на пространстве восьми верст, в них проживали 605 прихожан мужского пола и 854 — женского, было 147 дворов и четыре часовни. Деревянному Воскресенскому храму повезло меньше, он неоднократно горел и вновь отстраивался. Остатки той церкви хранили несколько поколений местных жителей, а позже из уцелевших бревен собрали пожарную каланчу. Потом в пожарном депо обосновалась колхозная контора, в 1980-е годы она сгорела, и на ее месте, а значит, и на месте бывшей Воскресенской церкви и погоста построили детский сад.
По рассказам местных старожилов, их прадеды знали, что Преображенский храм сооружался методом народной стройки. Всем миром крестьяне собирали дикий камень в фундамент будущей церкви, к месту стройки со всей округи несли куриные яйца, на них-то и замешивали крепкий раствор для кладки стен. В целях скорейшего завершения работ на дорогах выставили кордоны, и каждый конный и пеший платил пошлину продуктами, деньгами или участвовал в подсобных работах.
В 1849 году в Серапихе открыли церковно-приходскую школу, а каменную ограду вокруг храма с двумя красивыми аркообразными коваными воротами построили лишь в 1876 году. Кирпич для ограды делали в деревне Фомино на кирпичном заводе Ивана Кондратьевича Степанова, он же на свои средства отливал для церкви новый большой колокол со своими инициалами и дарственной надписью. Руководил работами по поднятию колокола Алексей Голдинский (Алексей Михайлович Степанов, 1876 года рождения). У него в Голдине был большой дом на каменном фундаменте.
Богатый род купцов Степановых, дети и внуки которых впоследствии записались в чухломское мещанство, оказывал большую благотворительную помощь храму. В числе богатых вкладчиков был помещик и владелец усадьбы Боярское (Барское) поручик Яков Александрович Шигорин. Умер господин Шигорин 19 августа 1865 года в 59 лет, и надгробие на его могиле чудом сохранилось на заросшем старом кладбище рядом с бывшим храмом.
До отмены крепостного права в округе насчитывалось несколько помещичьих усадеб, относившихся к приходу Преображенского храма: ус. Анно-Васильевское господ Паниных, ус. Боярское господ Шигориных и Перфильевых, ус. Красково — помещиков Чалеевых, ус. Чурилово — Костылевых, ус. Анфимово — Насоновых, и ус. Леушино — господ Фон-Дервиз. Владелец усадьбы Чечулино капитан Макаров тоже был прихожанином здешнего храма, а в сельце Дорофеево проживали дворяне Болсуновы. Но самыми крупными землевладельцами в серапихской округе считались господа Лермонтовы из усадеб Ивановское и Нескучное, постоянно обитавшие здесь, и господин Евграф Михайлович Силин из Санкт-Петербурга. Поэтому одну часть деревень за Серапихой местные жители называли лермонтовской стороной, а другую — силинской, которую почему-то переименовали в «сиринскую».
Начиная с 1855 и по 1930-е годы здесь служили священники: Иоанн Дмитриевич Слободский (1815-1884); Иоанн Ананьевич Успенский (1806-1870); его сын Александр Иванович Успенский (1853- 1896); Александр Андреевич Рыженков (1875-1908); Михаил Васильевич Кадников (1874-1926); и последним был Иван Евгеньевич Кордобовский (1902-1929). Все священники похоронены около храма, кроме последнего. Семью Кордобовских, живших в деревне Бурминское, раскулачили в 1929 году.
После закрытия храма в 1930 году Ивана Евгеньевича перевели священником в село Торманово взамен сосланного в лагеря П.И. Иорданского, но уже в 1937 году расстреляли в Ярославле, как и многих других служителей культа.
В 1920-е годы на клиросе Преображенского храма был самый лучший в уезде мужской хор. В нем пели три брата Христофоровы — Николай, Иван и Константин, братья Бровкины — Владимир и Александр и Михаил Тепляков из деревни Пузырево. Все певчие знали музыкальную грамоту и играли на «деревах». Это самодельный музыкальный инструмент наподобие ксилофона, дощечки которого сделаны из разных пород дерева.
Храм давно не существует, а бывшее кладбище заросло лесом. Под мрачными елками внимательный взгляд найдет несколько старинных надгробий с трогательными эпитафиями, и все.
Татьяна Байкова, http://live.kostromka.ru/kostroma-state/letopis-xrama-16010/