Сентендре. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская
церковь – Табачская церковь

Преображенскую
церковь построили «табачи»,
производители кожи (так в оригинале, по другим данным «табание»
– старинное ремесло, которое заключается в обработке овечьей шерсти – прим. переводчика),
в красивом и довольно удаленном от центра города месте. С природной смотровой
точки на Ослином холме, с того места где установлен барочный крест
табачского цеха, наблюдателю церковь открывает свой декоративно украшенный западный фасад. Вид охватывает также старые
крыши небольших домов и широкую поверхность реки,
что еще больше подчеркивает стройную
колокольню.

Запись о строительстве вырезана
на мраморной плите, которая установлена над южным порталом и имеет декоративные барочные спирали
по сторонам: «Сия святая
и божественная церковь
православнокатолическая нашего Иисуса
Христа, начало строительства лета
Господнего 1741-го и окончание
1746-го, месяца июля, трудом и
настоянием и иждивением общины ктиторов православных христиан, в городе Святого Андрея».

Табачская
церковь является одной из
самых красивых и высоких сербских
церквей во всей Карловацкой
митрополии, построенных в первой
половине XVIII века.
Поэтому она является объектом исключительной важности в истории сербской барочной архитектуры.

Неизвестный,
на сегодняшний день, австрийский архитектор, который в середине XVIII века
построил храм в Венгрии, представил владыке Василию Димитриевичу и церковной
общине свой план строительства церкви, который по современным представлениям
сербских заказчиков, был смелым и дорогим для исполнения. Мы не должны
забывать, что в то время, за исключением Збежской и Соборной церкви, все сентендрейские
церкви были деревянными, а план Преображенской церкви указал на каменную церковь
неожиданно больших размеров, что соответствовало представлениям и возможностям
ктиторов – ремесленников. Однако этот план будет принят, контракт подписан, и
строительство начнётся, как написано на плите, в 1741 году. На этом начальном
этапе был построен только неф, западный фасад с колокольней завершен в 1777-1778
годах. Фасад несёт декоративные решения в стиле Людовика XVI с гирляндами и
бантами, выполненными в гипсе, и двумя вазами из камня в стиле классицизма на
краях фронтона.

Северный
и южный фасады нефа и трехгранная
апсида усилены 14 опорами, между которыми высокие окна в рамах из камня. На южной стороне
расположен входной портал из красноватого
мрамора с вышеупомянутой плитой и записью
о строительстве церкви.

Неф имеет сводчатый потолок в виде чешской шапки, разделённый сдвоенными
вентральными арками, которые из нижней своей части, где они утоплены в стене, плавно
переходят в каскадное усиление в виде консоли. Под ними располагаются барочные
декоративные завершения, выполненные в малтерской пластике.

Внутреннее
пространство разделено на четыре травеи и алтарную часть.
Первая травея с западной стороны гораздо больше, чем другие, и образует «женскую церковь»,
две другие травеи – средняя часть церкви –
ниже на одну ступень, четвертая травея – предалтарная часть – снова поднимается
на одну ступень. В середине этого пространства находится амвон с широкой робой и крестом из красного мрамора.
Там же находятся прикреплённые
к полу два мраморных столика в виде низких колонн с капителями. Алтарная часть
выше на две ступени. Трёхгранная апсида имеет свод с псевдоготическими арками, которые
образуют полукупол. У алтаря расположен престол из мрамора, в виде стола на
барочной ножке, на которой имеется надпись: «Ктитор сего святого и священного престола преосвященный
господин Василий Димитриевич, епископ будимский и прочий, в лето Господне 1746».
С левой стороны имеется ниша проскомидии, вырезанная в красноватом мраморе и украшенная
мелкими завитками в стиле барокко с надписью в нижней части: «Ктитор сего
святого жертвенника Младен Стоянович 1746». Рядом с проскомидией расположен
фонтан в виде стилизованной раковины с простым барочным картушем в верхней
части.

Иконостас
Преображенской церкви, изготовленный в 1745-1746 годах, достигает высоты свода –
то есть это самый высокий и самый широкий сербский иконостас первой половины
XVIII века.

Первый ярус
украшает восемь колонн с коринфскими капителями, которые отделяют царские врата
и престольные иконы. Царские и боковые врата имеют витиеватую барочную резьбу.
Во втором ярусе расположено четырнадцать колонн, которые разделяют праздничные
иконы, третий ярус содержит двенадцать колонн, между которыми размещены иконы
апостолов. В четвертом ярусе – люнет иконостаса, полукруглое зубчатое барочное
резное украшение, которое обрамляет крест и иконы в медальонах. Таким образом,
уменьшая колонны и ярусы к вершине, к люнету, резчик по дереву сделал иконостас
стремящимся ввысь и удерживающим корону из медальонов, помещенных под вентральной
аркой.

Архитектурный
замысел, расположение зон, стройность колонн, а также цветовая гармония
темно-зелёных частей и темно-красных мраморных горизонтальных венцов, позолоченные
резные рамы и орнаменты, всё это необыкновенные работы «билдхаорской традиции».

Живописные
работы выполнены неизвестным иконописцем с Украины, и его помощниками. Он привнес
в сербскую живопись, прежде всего, значимое содержание и иконографические
новшества, которые появлялись на украинских иконостасах во второй половине XVII
века. «Барокизация» – условно говоря, этот термин лучше всего видно
на иконах двенадцати праздников, которые, в сербских церквях, появились в рамах
иконостаса в первый раз именно в этом месте. Композиция с точки зрения
иконографии поставлена по западноевропейским иконографическим образцам,
графическое изображение соответствует традициям, которыми богата художественная
школа Киево-Печерской Лавры. Тот наставническо-педагогический графический
материал киевских «кужбушек» был использован иконописцами как главное
напоминание, или как главный образец. Западноевропейская маньеристическая и
позаимствованная на Украине барочная композиции, получили свое развитие в
сербской живописи, до установления влияния на неё венской школы.

На Преображенском
иконостасе, например, являясь одним из первых образцов, если не первым в сербской
живописи, композиция Воскресения изображена не как Сошествие в ад или Мироносица
на гробу, но как взлет Христа из погребального саркофага с солдатами в нижней
части, что характерно для западноевропейской иконографии. Такими же западными
решениями характеризуется и композиция Благовещения. Богородица, сложив руки на
груди, стоит рядом со столом с открытой книгой, и архангел Гавриил парит над
ней в платье и плаще, обнажив выше колена ногу. В композиции Рождества Христова
три короля приветствуют младенца Христа, а над ними стоят два воина с копьями. И
другие иконы великих праздников показывают, что ни одна из них не поставлена по
канонам старой русской иконографии. Среди содержательной новизны, которая появляется на Преображенском
иконостасе, следует упомянуть фигуру ангела с убрусом – Нерукотворный лик Христа.

Святительские
лики и праздничные композиции изображены на золотом фоне, украшенном
орнаментом.

По своим
художественно-эстетическим качествам, этот внушительный образец не имеет для
живописи большого значения. Украинский странствующий иконописец, подмастерий
коллектива живописцев, выразил своё художественное воплощение в повторении усвоенных
решений, что относится как к иконографии, так и к художественному материалу,
цвету, методу моделирования и так далее.

Тем не менее,
несмотря на эти замечания о неоднозначных художественных ценностях,
Преображенский иконостас по своим размерам, гармоничной резной раме, по
количеству икон, иконографическим и стилистическим особенностям обязывает исследователей
обратить на себя особое внимание и продолжить изучение. В Сербском искусстве XVIII века появление иконостаса в 1746
году представляет собой знаменательную дату.

Кроме иконостаса следует упомянуть престол Богородицы с навесом, выкрашенный в зеленый
цвет
с позолоченными резными украшениями в стиле рококо, а также хор, сделанный сразу после иконостаса, в то время как датировка престола – около 1800.

Проход
к Преображенской
церкви с южной стороны украшают
портанские каменные ворота, такие же, как и перед сербской
церковью св. Георгия в Пеште. Согласно архитектурной
структуре и резнокаменным
украшениям эти ворота демонстрируют черты неоклассического
стиля и датируются концом XVIII
века.

По
своим архитектурным,
художественным и художественно-прикладным
особенностям барокко, рококо и неоклассицизма, согласованным взаимосвязям и взаимопроникновениям этих особенностей, как успешный
пример симбиоза разных стилей, Церковь Преображения является перворазрядным памятником сербского искусства XVIII
века.

Эта
церковь имела большое культовое значение среди жителей Сентендре
и окрестностей. Её престольный праздник,
день Преображения Господня (19 августа), почитается в Сентендре. Эта традиция все еще поддерживается. Преображенская литургия символично собирает малочисленных сербов в этом регионе.

Авторский перевод с сербского языка.

д-р Динко Давидов и Деян Медакович. Сербские
культурно-исторические памятники Сентендре. Проект «Растко»:
Библиотека сербской культуры.

http://www.rastko.rs/rastko-hu/umetnost/likovna_i_primenjena/Sentandreja.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?